«Требования к организации обучения в начальной школе с учетом СанПиН»
Презентацию подготовила Николаева Татьяна Евгеньевна
Учитель начальных классов
2023
Содержание:
- Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений
- Требования к воздушно-тепловому режиму
- Требования к естественному и искусственному освещению
- Требования к режиму образовательного процесса
Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений
СанПиН
- Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
- 5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15 . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.
https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.
СанПиН
- Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
- Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
- При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).
- Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
Требования к кабинету начальных классов в соответствии СанПиН
Зоны кабинета:
- Учебная зона
- Игровая зона
- Информационная зона
- Зелёная зона
- Санитарно-гигиеническая
Учебная зона
Цель: мотивация учебной деятельности и развития познавательного интереса с помощью нестандартных приемов и способов обучения.
В учебной зоне должны быть расположены парты, учительский стол, учебная доска, интерактивная доска, компьютер,книжный шкаф.
Игровая зона
Цель: способствует рациональному использованию свободного времени обучающихся, а также их отдыху.
В игровой зоне должны быть расположены: мягкая мебель, журнальный столик, детские игрушки и игры.Эта зона предназначена для отдыха детей.Оформление игровой зоны должно соответсвовать общему оформлению кабинета.
Информационная зона
Цель: создание определенной конкретности и образности в абстрактном мышлении учащихся, повышение познавательного интереса к предмету, а также для расширения кругозора.
Данная зона должна содержать следующую информацию: для родителей ,о здоровом образе жизни ,о правилах дорожного движения, об основе безопасности жизнедеятельности, о данном классе(список,актив класса,дни рождения и тд.),символика страны ,области, района.
Зеленая зона
Цель: способствовать развитию многих качеств, с раннего детства прививать любовь к природе, трудолюбие
Все растения должны быть подписаны на кашпо, поливать нужно не реже 2 раз в неделю. Убирать пыль с растений водой и каждый день. Проконсультироваться с медработниками насчет аллергического заболевания детей.
Санитарно-гигиеническая зона
Цель: формирование у учащихся основных гигиенических норм, правил и навыков.
Эта зона включает в себя стенды с основными гигиеническими нормами и правилами, аптечку и средства гигиены, раковину, зеркало, емкость для мусора, бумажные полотенца, а так же ведро, савок, веник, швабру для уборки,место для питья учащихся .
Модель кабинета по СанПиН
Требования к воздушно-тепловому режиму
СанПиН
- 6.4. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.
- 6.5. При наличии печного отопления в существующих зданиях общеобразовательных учреждений топка устраивается в коридоре. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.
- Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений печное отопление не допускается.
- 6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.
Требования к естественному и искусственному освещению
СанПиН
- 7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
- 7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
- Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.
- 7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта.
Требования к режиму образовательного процесса
СанПиН
- 10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
- Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.
- 10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
- 10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
Вывод
- Правильное оформление кабинета позволяет успешно организовать учебно – воспитательный процесс. Кабинет демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает уважение к собственному здоровью и здоровью других. Позволяет организовать воспитательный процесс, способствующий формированию доброжелательных отношений в коллективе детей, формированию положительной самооценки каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.