Презентация-тренажёр для подготовки к ОГЭ по обществознанию в 2018-2019 учебном году. Вариант 4.
Презентацию подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Киреева В.И.» Ермаков И.А.
№ 1.
К глобальным проблемам человечества относится
- финансовый кризис
- угроза международного терроризма
- рост преступности
- снижение рождаемости в развитых странах
№ 1.
К глобальным проблемам человечества относится
- угроза международного терроризма
- рост преступности
- снижение рождаемости в развитых странах
№ 2.
К основным подсистемам общества относят
- сферу политики
- область образования
- налоговую систему
- средства коммуникации связи
№ 2.
К основным подсистемам общества относят
- область образования
- налоговую систему
- средства коммуникации связи
№ 3.
В научной лаборатории на протяжении ряда лет ведётся изучение свойств нового вещества. Что отличает науку от других видов познания?
- логическое обоснование выводов
- опора на здравый смысл
- проведение эксперимента
- использование метода наблюдений
№ 3.
В научной лаборатории на протяжении ряда лет ведётся изучение свойств нового вещества. Что отличает науку от других видов познания?
- логическое обоснование выводов
- опора на здравый смысл
- использование метода наблюдений
№ 4.
Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации?
А. Конституция РФ гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.
Б. Одним из уровней системы общего образования в нашей стране является высшее профессиональное образование.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 4.
Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации?
А. Конституция РФ гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.
Б. Одним из уровней системы общего образования в нашей стране является высшее профессиональное образование.
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 5.
Отличительной особенностью постиндустриального общества является
- распространение массовой культуры
- укрупнение предприятий
- развитие компьютерных технологий
4) увеличение выпуска товаров
№ 5.
Отличительной особенностью постиндустриального общества является
- распространение массовой культуры
- укрупнение предприятий
- развитие компьютерных технологий
4) увеличение выпуска товаров
№ 6.
Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство зародилось на самых ранних этапах развития человеческого общества.
Б. Средством постижения мира и человека в искусстве выступает художественный образ.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 6.
Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство зародилось на самых ранних этапах развития человеческого общества.
Б. Средством постижения мира и человека в искусстве выступает художественный образ.
- верно только А
- верно только Б
№ 7.
И рыночная и традиционная экономика
- основаны на товарном производстве
- исключают государственное вмешательство
- развиваются на основе научных достижений
- подвержены циклическим колебаниям
№ 7.
И рыночная и традиционная экономика
- основаны на товарном производстве
- исключают государственное вмешательство
- развиваются на основе научных достижений
- подвержены циклическим колебаниям
№ 8.
К типам предприятий, выделяемым в зависимости от формы собственности, относится
- производственное объединение
- акционерное общество
- естественная монополия
- филиал фабрики
№ 8.
К типам предприятий, выделяемым в зависимости от формы собственности, относится
- производственное объединение
- естественная монополия
- филиал фабрики
№ 9.
В каком из приведённых примеров доход имеет вид прибыли?
- За досрочный ввод в действие новых мощностей рабочие получили премии.
- Ставки окладов сотрудников муниципального предприятия были повышены с учётом инфляции.
- Индивидуальный предприниматель расширил сеть кафе, что позволило ему увеличить доход.
- Собственник крупного земельного надела привлёк новых арендаторов, чтобы увеличть свой доход.
№ 9.
В каком из приведённых примеров доход имеет вид прибыли?
- За досрочный ввод в действие новых мощностей рабочие получили премии.
- Ставки окладов сотрудников муниципального предприятия были повышены с учётом инфляции.
- Индивидуальный предприниматель расширил сеть кафе, что позволило ему увеличить доход.
- Собственник крупного земельного надела привлёк новых арендаторов, чтобы увеличить свой доход.
№ 10.
Верны ли следующие суждения о рынке труда?
А. Труд в рыночной экономике носит добровольный характер.
Б. Основными участниками рынка труда выступают собственники и рабочие.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 10.
Верны ли следующие суждения о рынке труда?
А. Труд в рыночной экономике носит добровольный характер.
Б. Основными участниками рынка труда выступают собственники и рабочие.
- верно только А
- верно только Б
№ 11.
Социальная роль- это
- принадлежность человека к элите общества
- отношения между людьми, основанные на многообразии чувств и эмоций
- ожидаемое поведение индивида в соответствии с занимаемой им позицией в обществе
- положение человека в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей
№ 11.
Социальная роль- это
- принадлежность человека к элите общества
- отношения между людьми, основанные на многообразии чувств и эмоций
- ожидаемое поведение индивида в соответствии с занимаемой им позицией в обществе
- положение человека в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей
№ 12.
Какая из приведённых характеристик отличает семью традиционного типа от других типов семьи?
- обязанности между супругами распределяются на добровольной основе
- главенствующее положение занимает отец семейства
- семья состоит из родителей и детей
- дети принимают посильное участие в домашних делах
№ 12.
Какая из приведённых характеристик отличает семью традиционного типа от других типов семьи?
- обязанности между супругами распределяются на добровольной основе
- главенствующее положение занимает отец семейства
- семья состоит из родителей и детей
- дети принимают посильное участие в домашних делах
№ 13.
Верны ли следующие суждения о тенденциях развития социальной сферы?
А. Для постиндустриального общества характерен рост среднего класса.
Б. Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономики к рыночной уменьшается.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 13.
Верны ли следующие суждения о тенденциях развития социальной сферы?
А. Для постиндустриального общества характерен рост среднего класса.
Б. Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономики к рыночной уменьшается.
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 14.
Политическими правами, гарантированными Конституцией Российской Федерации, обладают
- государственные служащие
- все граждане государства
- граждане трудоспособного возраста
- все люди, проживающие в стране на законных условиях
№ 14.
Политическими правами, гарантированными Конституцией Российской Федерации, обладают
- государственные служащие
- все граждане государства
- граждане трудоспособного возраста
- все люди, проживающие в стране на законных условиях
№ 15.
Отличительной чертой тоталитаризма является
- отсутствие конституции
- запрет на деятельность оппозиционных партий
- наличие тюрем и исправительных учреждений
- поддержка религии и церкви
№ 15.
Отличительной чертой тоталитаризма является
- запрет на деятельность оппозиционных партий
- наличие тюрем и исправительных учреждений
- поддержка религии и церкви
№ 16.
Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. Активность и инициативы населения в решении различных общественных проблем служат проявлением гражданского общества.
Б. Становление гражданского общества связано с развитием многообразных форм частной собственности.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 16.
Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. Активность и инициативы населения в решении различных общественных проблем служат проявлением гражданского общества.
Б. Становление гражданского общества связано с развитием многообразных форм частной собственности.
- верно только А
- верно только Б
№ 17.
Что из перечисленного относится к социальным правам человека?
- право на обеспечение по старости
- право на жизнь
- право избирать и быть избранным
- право собственности
№ 17.
Что из перечисленного относится к социальным правам человека?
- право на обеспечение по старости
- право на жизнь
- право избирать и быть избранным
- право собственности
№ 18.
К обстоятельствам, смягчающим уголовную ответственность, относится
- состояние опьянения нарушителя
- содействие в раскрытии преступления
- совершение преступления в группе лиц
- использование документов представителя власти
№ 18.
К обстоятельствам, смягчающим уголовную ответственность, относится
- состояние опьянения нарушителя
- содействие в раскрытии преступления
- совершение преступления в группе лиц
- использование документов представителя власти
№ 19.
Наталья продаёт свою дачу двоюродному брату. Куда она должна обратиться, чтобы заверить договор купли-продажи?
- к адвокату
- к мировому судье
- к нотариусу
- в юридическую консультацию
№ 19.
Наталья продаёт свою дачу двоюродному брату. Куда она должна обратиться, чтобы заверить договор купли-продажи?
- к адвокату
- к мировому судье
- в юридическую консультацию
№ 20.
Верны ли следующие суждения о Конституции РФ?
А. Конституция Российской Федерации была принята путём всенародного голосования.
Б. Конституция Российской Федерации предусматривает особый порядок внесения в неё изменений и дополнений.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 20.
Верны ли следующие суждения о Конституции РФ?
А. Конституция Российской Федерации была принята путём всенародного голосования.
Б. Конституция Российской Федерации предусматривает особый порядок внесения в неё изменений и дополнений.
- верно только А
- верно только Б
№ 21.
Максим заканчивает школу. Все в классе знают, что он хочет в будущем стать программистом. Родители и другие члены семьи поддерживают его в этом стремлении. Сравните два вида упомянутых в условии групп: семью и классный коллектив. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт различия.
- влияет на формирование моделей поведения
- осуществляет первичную социализацию
- является малой группой
- включает, как формальные, так и неформальные отношения
Ответ: Черты сходства Черты различия
№ 21.
Максим заканчивает школу. Все в классе знают, что он хочет в будущем стать программистом. Родители и другие члены семьи поддерживают его в этом стремлении. Сравните два вида упомянутых в условии групп: семью и классный коллектив. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт различия.
- влияет на формирование моделей поведения
- осуществляет первичную социализацию
- является малой группой
- включает, как формальные, так и неформальные отношения
Ответ: Черты сходства Черты различия
1 4 2 3
№ 22.
Установите соответствие между видами деятельности и их характеристиками: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Характеристики видов деятельности
А) деятельность в воображаемой ситуации
Б) практическая полезность
В) нацеленность на обретение знаний
Г) замещение реальных объектов условными
Д) основной вид деятельности в подростковом возрасте
Виды деятельности
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
№ 22.
Установите соответствие между видами деятельности и их характеристиками: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Характеристики видов деятельности
А) деятельность в воображаемой ситуации
Б) практическая полезность
В) нацеленность на обретение знаний
Г) замещение реальных объектов условными
Д) основной вид деятельности в подростковом возрасте
Виды деятельности
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
3 1 2 3 2
№ 23.
Социологической службой был проведён опрос среди молодых людей относительно того, какие признаки семьи свидетельствуют о её благополучии. Результаты опроса представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Значение дружбы и взаимопонимания в семье юноши оценивают выше, чем девушки.
- Показатель материального благополучия лидирует в каждой из групп опрошенных.
- Любовь между супругами девушки оценивают выше, чем юноши.
- Юноши чаще, чем девушки, считают наличие детей признаком благополучной семьи.
- И девушки и юноши ставят любовь между супругами выше дружбы и взаимопонимания.
Ответ:
№ 23.
Социологической службой был проведён опрос среди молодых людей относительно того, какие признаки семьи свидетельствуют о её благополучии. Результаты опроса представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Значение дружбы и взаимопонимания в семье юноши оценивают выше, чем девушки.
- Показатель материального благополучия лидирует в каждой из групп опрошенных.
- Любовь между супругами девушки оценивают выше, чем юноши.
- Юноши чаще, чем девушки, считают наличие детей признаком благополучной семьи.
- И девушки и юноши ставят любовь между супругами выше дружбы и взаимопонимания.
Ответ: 1 4
№ 24.
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Более всего благополучие семьи, на взгляд девушек, зависит от характера отношений между супругами.
- В продолжении рода и материальном достатке видят благополучие семьи большинство молодых мужчин.
- Молодые люди стоят перед выбором- делать карьеру или создавать семью.
- Воспитание семейных ценностей среди молодёжи должно быть усилено.
- Необходимо усилить помощь государства многодетным семьям.
Ответ:
№ 24.
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Более всего благополучие семьи, на взгляд девушек, зависит от характера отношений между супругами.
- В продолжении рода и материальном достатке видят благополучие семьи большинство молодых мужчин.
- Молодые люди стоят перед выбором- делать карьеру или создавать семью.
- Воспитание семейных ценностей среди молодёжи должно быть усилено.
- Необходимо усилить помощь государства многодетным семьям.
Ответ: 2 4
№ 25.
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В последние годы производственные показатели работы предприятия неуклонно растут. (Б)Можно ожидать спада в ближайшем будущем. (В)Однако руководство предприятия приняло решение расширить сеть филиалов.
Определите, какие положения текста
- отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
№ 25.
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В последние годы производственные показатели работы предприятия неуклонно растут. (Б)Можно ожидать спада в ближайшем будущем. (В)Однако руководство предприятия приняло решение расширить сеть филиалов.
Определите, какие положения текста
- отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
1 2 1
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания 26-31.
Материальное благо называется частным, если будучи потреблённым одним лицом оно не может одновременно быть потреблённым другим. Существуют блага, которые потребляются всеми одновременно, причём потребление кого-либо оного не уменьшает потребления другого. Такие блага называются общественными.
Часть 2.
Общественные блага обладают таким качеством, как всеохватность: люди не могут быть исключены из процесса потребления общественных благ, и в силу этого…индивидуум не станет платить за них деньги. Он намерен воспользоваться этими благами в любом случае. В отношении же частного блага действует принцип исключения. Кроме того, общественные блага могут иметь нулевые издержки: при увеличении количества людей, потребляющих благо, рост издержек не происходит. Пример- свет маяка. Общественному благу присуща неделимость: благо столь велико, что не может быть продано индивидуальным покупателям, например национальная оборона.
Часть 2.
Рыночная система порождает значительное неравенство в распределении денежного дохода и богатства. Большие доходы получают не только люди, обладающие врождёнными способностями, образовательным уровнем или квалификацией, которым соответствует высокая заработная плата, но и те, кому посчастливилось родиться в богатой семье, поскольку богатство генерирует дополнительный финансовый доход.
Часть 2.
Иными словами, существует естественная тенденция к тому, чтобы богатые становились ещё богаче. Вместе с тем удел инвалидов, стариков, безработных, а также тех, чьи материальные, интеллектуальные и профессиональные возможности ограничены,- это низкие доходы или вообще их отсутствие. Поэтому существует необходимость в перемещении дохода от одной группы населения к другой.
Часть 2.
К типичным способам перераспределения дохода государством можно отнести прогрессивный подоходный налог, государственные программы помощи и социального обеспечения, пособия по безработице. Государство также может вмешиваться в рыночный механизм. Для гарантия определённого уровня доходов конкретных групп обеспечивается определённая ценовая поддержка.
Часть 2.
Во многих странах с рыночной экономикой с помощью законодательства о минимальном уровне заработной платы гарантируется определённый уровень доходов неквалифицированных рабочих. Однако установление такого минимума также ведёт к сокращению занятости неквалифицированных рабочих, поэтому часто общий размер дохода у лиц этой низкооплачиваемой категории является меньшим при наличии минимального уровня заработной платы, чем при его отсутствии.
(По И.Н. Сычовой)
№ 26.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
№ 26.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
- отличие общественного блага от частного;
- особенности общественных благ;
- имущественное неравенство в условиях рынка;
- способы перераспределения доходов государством.
№ 27.
Укажите три особенности общественных благ.
№ 27.
Укажите три особенности общественных благ.
Ответ:
- всеохватность,
- нулевые издержки,
- неделимость
№ 28.
Какие группы населения имеют, на взгляд автора, риск низких доходов в условиях рынка? Опираясь на обществоведческие знания, информацию СМИ, укажите любую другую подобную группу.
№ 28.
Какие группы населения имеют, на взгляд автора, риск низких доходов в условиях рынка? Опираясь на обществоведческие знания, информацию СМИ, укажите любую другую подобную группу.
Ответ:
- инвалиды, старики, безработные;
- одинокие матери с малолетними детьми.
№ 29.
С помощью каких способов государство осуществляет перераспределение доходов в пользу малоимущих слоёв населения? В чём суть прогрессивного налога? Опираясь на обществоведческие знания, приведите пример любой социальной программы государственной помощи населению.
№ 29.
С помощью каких способов государство осуществляет перераспределение доходов в пользу малоимущих слоёв населения? В чём суть прогрессивного налога? Опираясь на обществоведческие знания, приведите пример любой социальной программы государственной помощи населению.
Ответ:
- способы перераспределения доходов: прогрессивный подоходный налог, государственные программы помощи и социального обеспечения, пособия по безработице;
- суть прогрессивного налогообложения: с ростом дохода его доля, изымаемая в госбюджет в форме налога, возрастает;
- пример, введение в ряде регионов бесплатного проезда пенсионеров в общественном траспорте.
№ 30.
В тексте указывается, что государство может поддерживать малообеспеченные группы, регулируя цены на товары. Какой регулятор цен существует в условиях рынка? Используя обществоведческие знания, материалы СМИ, приведите пример возможного влияния государства на цены в условиях рынка.
№ 30.
В тексте указывается, что государство может поддерживать малообеспеченные группы, регулируя цены на товары. Какой регулятор цен существует в условиях рынка? Используя обществоведческие знания, материалы СМИ, приведите пример возможного влияния государства на цены в условиях рынка.
Ответ:
- в условиях рынка цены определяются прежде всего соотношением спроса и предложения;
- государство снизило тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг для многодетных семей.
№ 31.
Как установление минимума зарплаты влияет на занятость среди неквалифицированных рабочих? Чем можно объяснить такое влияние?
№ 31.
Как установление минимума зарплаты влияет на занятость среди неквалифицированных рабочих? Чем можно объяснить такое влияние?
Ответ:
- ведёт к снижению занятости;
- если работодатель раньше платил рабочим ниже этого минимума, то после его законодательного введения он вынужден будет сократить число низкоквалифицированных работников, чтобы не повышать издержки своего производства.
Литература.
А.Ю.Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.Л. Рутковская. Обществознание. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания. Издательство «Экзамен». Москва. 2019 год.