Презентация-тренажёр для подготовки к тестированию по обществознанию в 8 классе по теме «Личность и общество». Тест «Долг и совесть».
Презентацию подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Киреева В.И.» Ермаков И.А.
№ 1.
Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией
- долг а
- совести
- чести
- достоинства
№ 1.
Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией
- долг а
- совести
- чести
- достоинства
№ 2.
Достойные уважения моральные качества человека, проявляющиеся во всей её деятельности, в этике определяется категорией
1) долг а
- совести
- чести
- достоинства
№ 2.
Достойные уважения моральные качества человека, проявляющиеся во всей её деятельности, в этике определяется категорией
1) долг а
- совести
- чести
- достоинства
№ 3.
Способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми в этике определяется категорией
1) долг а
2) совести
3) чести
4) достоинства
№ 3.
Способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми в этике определяется категорией
1) долг а
2 ) совести
3) чести
4) достоинства
№ 4.
Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе в этике определяется категорией
1) долг а
2) совести
3) чести
4) достоинства
№ 4.
Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе в этике определяется категорией
1) долг а
2) совести
3) чести
4) достоинства
№ 5.
Внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство можно определить как
- идеал
- долг
- мораль
- ответственность
№ 5.
Внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство можно определить как
- идеал
- долг
- мораль
- ответственность
№ 6.
К внешнему контролю исполнения человеком своего долга можно отнести
- совесть
- общественное мнение
- правосознание
- мораль
№ 6.
К внешнему контролю исполнения человеком своего долга можно отнести
- совесть
- общественное мнение
- правосознание
- мораль
№ 7.
Объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять, называют
- общественным долгом
- правовой культурой
- ответственностью
- механизмом правового регулирования
№ 7.
Объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять, называют
- общественным долгом
- правовой культурой
- ответственностью
- механизмом правового регулирования
№ 8.
Понимание морального долга как врождённого закона для человека близко философским взглядам
- Демокрита
- Карла Маркса
- Иммануила Канта
- Адама Смита
№ 8.
Понимание морального долга как врождённого закона для человека близко философским взглядам
- Демокрита
- Карла Маркса
- Иммануила Канта
- Адама Смита
№ 9.
Верны ли следующие суждения о совести?
А. Совесть- это потребность человека нести ответственность за свои действия.
Б. Совесть, как правило, осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных правил.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 9.
Верны ли следующие суждения о совести?
А. Совесть- это потребность человека нести ответственность за свои действия.
Б. Совесть, как правило, осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных правил.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 10.
В Новейшее время проблема совести нашла своё отражение в трудах
- Владимира Ленина
- Уильяма Петти
- Фридриха Ницше
- Джона Мейнарда Кейнси
№ 10.
В Новейшее время проблема совести нашла своё отражение в трудах
- Владимира Ленина
- Уильяма Петти
- Фридриха Ницше
- Джона Мейнарда Кейнси
Часть 2.
№ 1. Прочтите текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)Считается, что термин, обозначающий «совесть», появился в Древней Греции благодаря учению стоиков. (2)Стоицизм как философская школа возник во времена раннего эллинизма и сохранил своё влияние вплоть до конца античного мира. (3)Стоики утверждали, что человек, совершающий грехи и безнравственные поступки, занимается саморазрушением. (4)Философию стоицизма исповедовали Сенека, Марк Аврелий, Диоген Лаэртский.
Определите, какие положения текста а) отражают факты б) выражают мнения
Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения.
1 2 3 4
Часть 2.
№ 1. Прочтите текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)Считается, что термин, обозначающий «совесть», появился в Древней Греции благодаря учению стоиков. (2)Стоицизм как философская школа возник во времена раннего эллинизма и сохранил своё влияние вплоть до конца античного мира. (3)Стоики утверждали, что человек, совершающий грехи и безнравственные поступки, занимается саморазрушением. (4)Философию стоицизма исповедовали Сенека, Марк Аврелий, Диоген Лаэртский.
Определите, какие положения текста а) отражают факты б) выражают мнения
Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения.
1 2 3 4
Б А Б А
Часть 2.
№ 2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «долг».
Ответственность, гносеология, необходимость, деонтология, нравственность.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ:
Часть 2.
№ 2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «долг».
Ответственность, гносеология, необходимость, деонтология, нравственность.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ: гносеология.
Часть 2.
№ 3. Вставьте пропущенное понятие: «Совесть- это глубокое осознание своего_________ и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека».
Ответ: долга.
Часть 2.
№ 4. Прочтите текст и вставьте пропуски из списка.
«Осознание безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным________(1), называется долгом. В представлении большинства людей выполнять долг- значит следовать по пути_____(2), делать по возможности______(3), не допускать в себе порочности, противостоять______(4). Но порой в долге усматривают лишь_____(5). Психологически он в самом деле воспринимается как необходимость совершения определённых действий. И более того- как данная необходимость, как внутреннее побуждение. …Требование долга самоценно, поскольку человек исполняет его бескорыстно и тем самым демонстрирует свою____(6) от извне данных норм и правил. Кроме того, исполняя долг, люди утверждают его приоритетность по отношению к страху, наслаждению, личной пользе, желанию славы и т. д. »
А) добро Б) добродетель В) идеал Г) ответственность Д) принуждение Е) независимость Ж) зло
1 2 3 4 5 6
Часть 2.
№ 4. Прочтите текст и вставьте пропуски из списка.
«Осознание безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным________(1), называется долгом. В представлении большинства людей выполнять долг- значит следовать по пути_____(2), делать по возможности______(3), не допускать в себе порочности, противостоять______(4). Но порой в долге усматривают лишь_____(5). Психологически он в самом деле воспринимается как необходимость совершения определённых действий. И более того- как данная необходимость, как внутреннее побуждение. …Требование долга самоценно, поскольку человек исполняет его бескорыстно и тем самым демонстрирует свою____(6) от извне данных норм и правил. Кроме того, исполняя долг, люди утверждают его приоритетность по отношению к страху, наслаждению, личной пользе, желанию славы и т. д. »
А) добро Б) добродетель В) идеал Г) ответственность Д) принуждение Е) независимость Ж) зло
1 2 3 4 5 6
В Б А Ж Д Е
Часть 3.
Прочтите отрывок из романа «Два капитана» и выполните задания.
«Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но, кажется, только гений терпения мог прочитать эти дневники! Без сомнения, они писались на привалах, при свете коптилок из тюленьего жира, на сорока-пятидесятиградусном морозе, замёрзшей и усталой рукой. Видно было, как в некоторых местах рука срывалась и шла вниз, чертя длинную, беспомощную, бессмысленную линию. Но я должен был прочитать их!
Часть 3.
«Волей-неволей мы должны были отказаться от первоначального намерения пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири. Но нет худа без добра! Совсем другая мысль теперь занимает меня. Надеюсь, что она не покажется тебе, как некоторым моим спутникам, «детской или безрассудной…»
Часть 3.
Страница кончалась на этих словах, а следующего листа не хватало. Теперь я знал, что это за мысль: он хотел покинуть корабль и направиться к этой земле. Экспедиция, которая была главной целью его жизни, не удалась. Он не мог вернуться домой «с пустыми руками». Он стремился к своей земле, и для меня было ясно, что если где-либо ещё сохранились следы его экспедиции, то их нужно искать на этой земле! Но, может быть, это было ясно только для меня? Может быть, это мне казалось таким ясным потому, что я знал женщину, именем которой была названа эта земля, и видел, как она умирала, и очень хотел найти следы этой экспедиции, и ещё больше хотел доказать Кате, что я люблю её и никогда не перестану любить.
Часть 3.
Поздней ночью в марте 1935 года я переписал последнюю страницу этого дневника, последнюю, которую мне удалось разобрать.
… С необыкновенной ясностью, во всей жизненной полноте, я увидел вокруг себя этих людей с их страхами и болезнями, с отчаяньем, видениями и надеждами. Когда они покинули корабль, он стоял в ста семидесяти километрах от берега, а они прошли около двух тысяч километров по ледяной пустыне, потому что их проносило мимо земли. Среди них не было капитана, но этот страшный дневник был полон им- его словами, любовью к нему и опасениями за его жизнь! Прощальная речь была написана карандашом, врезавшимся в бумагу,- и это было самое разборчивое место во всём дневнике. «Но вместо слов вырвался чуть слышный стон, и в углу глаз сверкнули слёзы…»
Часть 3.
Узнаю ли я когда-нибудь, что случилось с этим человеком, как будто поручившим мне рассказать историю его жизни, его смерти? Оставил ли он корабль, чтобы изучить открытую им землю, или погиб от голода вместе со своими людьми, и шхуна, замёрзшая во льдах у берегов Ямала, годами шла путём Нансена к Гренландии с мёртвой командой? Или в холодную бурную ночь, когда не видно ни звёзд, ни луны, ни северного сияния, она была раздавлена льдами, и с грохотом полетели вниз мачты, стеньги и реи, ломая всё на палубе и убивая людей, в предсмертных судорогах затрещал корпус, и через два часа пурга уже занесла снегом место катастрофы?
Часть 3.
Или ещё живут где-нибудь на безлюдном полярном острове люди со «Святой Марии», которые могли бы рассказать о судьбе корабля, о судьбе капитана?
Да нет, куда там! Минуло двадцать лет, как была высказана «детская», «безрассудная» мысль покинуть корабль и идти на Землю Марии. Пошли ли они на эту землю? Дошли ли?»
Часть 3.
Дайте определение понятия «моральный долг» и составьте с ним два предложения, раскрывающих его смысл.
Часть 3.
Дайте определение понятия «моральный долг» и составьте с ним два предложения, раскрывающих его смысл.
Ответ:
Моральный долг- это когда человек превращает требования морали в личную задачу.
Мой моральный долг- сохранить память о моих земляках, о моём крае.
Моральный долг исполнить приходится исполнять без всяких посторонних подсказок.
Часть 3.
Главный герой романа «Два капитана» Александр Григорьев занят поиском пропавшей в Арктике экспедиции по нескольким причинам: он чувствует свой моральный долг перед Катей Татариновой, дочерью главы этой экспедиции, и считает, что должен восстановить историческую справедливость, так как именно капитан Татаринов открыл новый путь в Арктике. Является ли это общественным долгом? Используя текст, приведите не менее двух доказательств.
Часть 3.
Главный герой романа «Два капитана» Александр Григорьев занят поиском пропавшей в Арктике экспедиции по нескольким причинам: он чувствует свой моральный долг перед Катей Татариновой, дочерью главы этой экспедиции, и считает, что должен восстановить историческую справедливость, так как именно капитан Татаринов открыл новый путь в Арктике. Является ли это общественным долгом? Используя текст, приведите не менее двух доказательств.
Ответ: Общественный долг- это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять.
Но я должен был их прочитать! Он стремился к своей земле, и для меня было ясно, что если где-либо ещё сохранились следы его экспедиции, то их нужно искать на этой земле!
Часть 3.
Приведите не менее двух примеров выполнения морального долга из литературы, истории или кинематографа.
Часть 3.
Приведите не менее двух примеров выполнения морального долга из литературы, истории или кинематографа.
Ответ:
А.С.Пушкин видел свой моральный долг защитить свою честь на дуэли.
Овод видел свой моральный долг в самопожертвовании в деле освобождения своей Родины.
Литература.
С. В. Краюшкина. Тесты по обществознанию. 8 класс. Издательство «Экзамен». Москва. 2012 год.