СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Цветной мир Белогорья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация создана для сопровождения консультации "Цветной мир Белогорья"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Цветной мир Белогорья"»

«РЕАЛИЗАЦИЯ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЦВЕТНОЙ МИР БЕЛОГОРЬЯ»».  КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Бессонова Н.Н. воспитатель МДОУ д/с № 10 г. Валуйки

«РЕАЛИЗАЦИЯ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЦВЕТНОЙ МИР БЕЛОГОРЬЯ»». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Бессонова Н.Н.

воспитатель

МДОУ д/с № 10 г. Валуйки

«ЧЕЛОВЕКУ НИКАК НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ БЕЗ РОДИНЫ,  КАК НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ БЕЗ СЕРДЦА».  К. ПАУСТОВСКИЙ.   На нынешнем этапе изменений системы дошкольного образования, с введением ФГОС, региональный компонент занимает важное место среди направлений образовательной программы ДОО, а также особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа.

«ЧЕЛОВЕКУ НИКАК НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ БЕЗ РОДИНЫ, КАК НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ БЕЗ СЕРДЦА». К. ПАУСТОВСКИЙ.

На нынешнем этапе изменений системы дошкольного образования, с введением ФГОС, региональный компонент занимает важное место среди направлений образовательной программы ДОО, а также особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа.

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ЦВЕТНОЙ МИР БЕЛОГОРЬЯ» Цель программы:  обеспечение художественно-эстетического развития детей 3 – 8 лет на основе художественных традиций Белгородчины с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников , потребностей детей и их родителей

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦВЕТНОЙ МИР БЕЛОГОРЬЯ»

  • Цель программы:

обеспечение художественно-эстетического развития детей 3 – 8 лет на основе художественных традиций Белгородчины с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников , потребностей детей и их родителей

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:   содействовать развитию любознательности и познавательной мотивации на основе ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного: живописи, графики, декоративно-прикладного творчества, архитектуры, дизайна), мира природы Белогорья; способствовать раскрытию природы видов и жанров искусства Белогорья как результата творческой деятельности человека; содействовать формированию эстетического и бережного отношения к художественным традициям родного края как отражению жизни своего народа во всем ее многообразии , к окружающей действительности и, в целом, к самому себе как части мироздания; развивать творческое воображение, наглядно-образное мышление, эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс на основе познавательно-исследовательской, проектной деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • содействовать развитию любознательности и познавательной мотивации на основе ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного: живописи, графики, декоративно-прикладного творчества, архитектуры, дизайна), мира природы Белогорья;
  • способствовать раскрытию природы видов и жанров искусства Белогорья как результата творческой деятельности человека;
  • содействовать формированию эстетического и бережного отношения к художественным традициям родного края как отражению жизни своего народа во всем ее многообразии , к окружающей действительности и, в целом, к самому себе как части мироздания;
  • развивать творческое воображение, наглядно-образное мышление, эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс на основе познавательно-исследовательской, проектной деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:   поддерживать стремление детей к знакомству с деятельностью художника, архитектора, народного мастера на трех уровнях освоения «восприятие-исполнительство-творчество». обогащать художественный опыт детей на основе освоения «языка искусства, культуры» Белогорья ; вызывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо своей малой Родины; способствовать формированию общей культуры (зрителя, слушателя и т.д.) личности детей на основе духовных и нравственных ценностей художественной культуры, как части ее искусства Белогорья.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • поддерживать стремление детей к знакомству с деятельностью художника, архитектора, народного мастера на трех уровнях освоения «восприятие-исполнительство-творчество».
  • обогащать художественный опыт детей на основе освоения «языка искусства, культуры» Белогорья ;
  • вызывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо своей малой Родины;
  • способствовать формированию общей культуры (зрителя, слушателя и т.д.) личности детей на основе духовных и нравственных ценностей художественной культуры, как части ее искусства Белогорья.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ состоит в том, что детская изобразительная деятельность (художественная деятельность) на всех ее уровнях: восприятие, исполнительство, творчество организуется в виде вхождения ребенка в художественную культуру Белогорья как части общечеловеческой культуры.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

состоит в том, что детская изобразительная деятельность (художественная деятельность) на всех ее уровнях: восприятие, исполнительство, творчество организуется в виде вхождения ребенка в художественную культуру Белогорья как части общечеловеческой культуры.

ДАНАЯ ИДЕЯ РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ РЯД ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ :   Изобразительная деятельность на основе изучения и освоение художественной культуры (рукотворной красы Белогорья) предстает перед детьми как универсальный способ приобщения к художественным традициям, культуре своего края и общечеловеческой культуре . Основным в содержании программного материала становятся постижение ребенком окружающего мира родного края и своего бытия (места) в этом мире.

ДАНАЯ ИДЕЯ РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ РЯД ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ :

  • Изобразительная деятельность на основе изучения и освоение художественной культуры (рукотворной красы Белогорья) предстает перед детьми как универсальный способ приобщения к художественным традициям, культуре своего края и общечеловеческой культуре .
  • Основным в содержании программного материала становятся постижение ребенком окружающего мира родного края и своего бытия (места) в этом мире.
ДАНАЯ ИДЕЯ РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ РЯД ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ:   Проблемное поле художественной культуры Белогорья персонифицируется в образе человека (художника, дизайнера, музыканта, архитектора, народного мастера, деятеля культуры и т.д.), который передает опыт человечества и учит смотреть на мир глазами художника. Содержание художественного образования реализуется таким образом, чтобы мир Белогорья открывался ребенку в его конкретной творческой деятельности. Проектирование содержания изобразительной деятельности осуществляется с учетом интеграции художественно-продуктивной и познавательной деятельности, а также на основе познавательно-исследовательской и проектной деятельности.

ДАНАЯ ИДЕЯ РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ РЯД ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ:

  • Проблемное поле художественной культуры Белогорья персонифицируется в образе человека (художника, дизайнера, музыканта, архитектора, народного мастера, деятеля культуры и т.д.), который передает опыт человечества и учит смотреть на мир глазами художника.
  • Содержание художественного образования реализуется таким образом, чтобы мир Белогорья открывался ребенку в его конкретной творческой деятельности.
  • Проектирование содержания изобразительной деятельности осуществляется с учетом интеграции художественно-продуктивной и познавательной деятельности, а также на основе познавательно-исследовательской и проектной деятельности.

В СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ РАЗДЕЛЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫДЕЛЕНО 6 САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ:

  • Модуль 1 «Я и мой мир»
  • (роль дома в жизни человека, народа и общества. Дом, семья, мое окружение… в системе духовно-нравственных ценностей;
  • Модуль 2 «Животный мир».
  • Модуль 3 «Растительный мир»
  • (формирование экологической культуры через восприятие, эстетическую отзывчивость, бережное отношение к живой природе).
  • Модуль 4 «Неживая природа»
  • (формирование экологической культуры; восприятие, отзывчивость; вторичность сырья: что можно сделать..)
  • Модуль 5 «Ремесла»
  • (святость как категория духовной жизни человека и общества…святыни Белогорья; основные виды; мастера, образ мастера; памятники Белогорья как запечатленная история края: скульптура; живопись, архитектура; культурно-исторический ландшафт…; дизайн как один из показателей культурного уровня взаимодействия человека со средой)
  • Модуль 6 «Праздники и традиции /Знаменитые люди»
  • ( традиции как основа культуры региона и отражение опыта народа; особенности труда и быта жителей родного края;
  • просветительская и образовательная функции музеев и галерей…).
  • Отбор содержания учитывает климатические особенности региона, периоды года, традиционные события, праздники, мероприятия
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Модуль 1. «Я и мой мир» Образовательная ситуация «Моя семья» Образовательная ситуация «Мое имя» Образовательная ситуация «Моя семья: дедушки и бабушки» Образовательная ситуация «Мой дом- дом мох предков» Модуль 2. «Животный мир» Образовательная ситуация «Насекомые осенью. Пчелы» Образовательная ситуация «Птицы осенью. Сорока - белобока» Модуль 3. «Растительный мир» Образовательная ситуация «Лес осенью. Листья облетают, землю белгородскую укрывают» Образовательная ситуация «В январе в январе, все деревья в серебре…» Модуль 4. «Неживая природа: полезные ископаемые» Образовательная ситуация «Земля. Полезные ископаемые - мел» Образовательная ситуация « Огонь. Салют Победы» Модуль 5. «Ремесла» Образовательная ситуация «Художественная обработка ткани. Полотенце» Модуль 6. «Праздники и традиции /Знаменитые люди» Образовательная ситуация «Новый год. Гирлянда на елку» Образовательная ситуация «23 февраля – День защитника Отечества. Мостик для богатыря»

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

  • Модуль 1. «Я и мой мир»

Образовательная ситуация «Моя семья»

Образовательная ситуация «Мое имя»

Образовательная ситуация «Моя семья: дедушки и бабушки»

Образовательная ситуация «Мой дом- дом мох предков»

  • Модуль 2. «Животный мир»

Образовательная ситуация «Насекомые осенью. Пчелы»

Образовательная ситуация «Птицы осенью. Сорока - белобока»

  • Модуль 3. «Растительный мир»

Образовательная ситуация «Лес осенью. Листья облетают, землю белгородскую укрывают»

Образовательная ситуация «В январе в январе, все деревья в серебре…»

  • Модуль 4. «Неживая природа: полезные ископаемые»

Образовательная ситуация «Земля. Полезные ископаемые - мел»

Образовательная ситуация « Огонь. Салют Победы»

  • Модуль 5. «Ремесла»

Образовательная ситуация «Художественная обработка ткани. Полотенце»

  • Модуль 6. «Праздники и традиции /Знаменитые люди»

Образовательная ситуация «Новый год. Гирлянда на елку»

Образовательная ситуация «23 февраля – День защитника Отечества. Мостик для богатыря»

СРЕДНЯЯ ГРУППА   Модуль 1. «Я и мой мир» Образовательная ситуация «Генеалогическое древо» Образовательная ситуация «Свитер для друзей» Образовательная ситуация: «Домашние пирожки» Модуль 2. «Животный мир» Образовательная ситуация «Гусеница» Образовательная ситуация «Бабочка» Образовательная ситуация «Ловись рыбка добрая и злая» Образовательная ситуация «Заяц зимой» Образовательная ситуация «Рыжая кумушка» Модуль 2. «Птицы» Образовательная ситуация «Снегирь» Образовательная ситуация «Перелетные птицы» Образовательная ситуация «Белгородский скворушка» Модуль 3. «Растительный мир» Образовательная ситуация «Огород у Белогорочки» Образовательная ситуация «Урожай в саду» Образовательная ситуация «Сказки Осени» Образовательная ситуация «Зимнее дерево» Образовательная ситуация «Цветы на Масленицу» Образовательная ситуация «Весенняя яблонька» Образовательная ситуация «Луговой веночек»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  • Модуль 1. «Я и мой мир»

Образовательная ситуация «Генеалогическое древо»

Образовательная ситуация «Свитер для друзей»

Образовательная ситуация: «Домашние пирожки»

  • Модуль 2. «Животный мир»

Образовательная ситуация «Гусеница»

Образовательная ситуация «Бабочка»

Образовательная ситуация «Ловись рыбка добрая и злая»

Образовательная ситуация «Заяц зимой»

Образовательная ситуация «Рыжая кумушка»

  • Модуль 2. «Птицы»

Образовательная ситуация «Снегирь»

Образовательная ситуация «Перелетные птицы»

Образовательная ситуация «Белгородский скворушка»

  • Модуль 3. «Растительный мир»

Образовательная ситуация «Огород у Белогорочки»

Образовательная ситуация «Урожай в саду»

Образовательная ситуация «Сказки Осени»

Образовательная ситуация «Зимнее дерево»

Образовательная ситуация «Цветы на Масленицу»

Образовательная ситуация «Весенняя яблонька»

Образовательная ситуация «Луговой веночек»

СРЕДНЯЯ ГРУППА   Модуль 4. «Неживая природа» Образовательная ситуация «Волшебник – воздух» Образовательная ситуация «Едем, летим, плывем» Образовательная ситуация «Снежинка» Модуль 4. «Полезные ископаемые» Образовательная ситуация: «Сокровища матушки-земли Белогорья» Модуль 5. «Ремесла» Образовательная ситуация «Фартук для Белогорочки»  Образовательная ситуация: «Огненный салют» Образовательная ситуация: «Расписные ложки» Образовательная ситуация «Глиняный горшочек» Образовательная ситуация: «Терем для Белогорочки» Модуль 6. «Праздники и традиции» Образовательная ситуация «Воздушные шары» Образовательная ситуация «Платочек для мамы» Образовательная ситуация «Новогодние игрушки» Образовательная ситуация «Посуда к Рождеству» Образовательная ситуация « Защитники земли русской» Образовательная ситуация «Мы - мамины помощники» Образовательная ситуация «Космолет для Белогора» Образовательная ситуация «Пасхальные яйца»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  • Модуль 4. «Неживая природа»

Образовательная ситуация «Волшебник – воздух»

Образовательная ситуация «Едем, летим, плывем»

Образовательная ситуация «Снежинка»

  • Модуль 4. «Полезные ископаемые»

Образовательная ситуация: «Сокровища матушки-земли Белогорья»

  • Модуль 5. «Ремесла»

Образовательная ситуация «Фартук для Белогорочки»

Образовательная ситуация: «Огненный салют»

Образовательная ситуация: «Расписные ложки»

Образовательная ситуация «Глиняный горшочек»

Образовательная ситуация: «Терем для Белогорочки»

  • Модуль 6. «Праздники и традиции»

Образовательная ситуация «Воздушные шары»

Образовательная ситуация «Платочек для мамы»

Образовательная ситуация «Новогодние игрушки»

Образовательная ситуация «Посуда к Рождеству»

Образовательная ситуация « Защитники земли русской»

Образовательная ситуация «Мы - мамины помощники»

Образовательная ситуация «Космолет для Белогора»

Образовательная ситуация «Пасхальные яйца»

Я ГРУППА СТАРША

  • Модуль 1. «Я и мой мир»

разовательная ситуация «Волшебная картина»

Образовательная ситуация «Знаменитые люди нашего рода. Рамочка для фотографии»

  • Модуль 2. «Животный мир»

Образовательная ситуация «Обитатели нашего леса»

Образовательная ситуация «Наше Белоречье. Утка с утятами на белгородской речке»

Образовательная ситуация «Птички - невелички»

  • Модуль 3. «Растительный мир»

Образовательная ситуация «Белгородские загадки с грядки»

Образовательная ситуация «Мы сегодня в парк пойдем. Парки и скверы Белогорья»

Образовательная ситуация «Красота природы родного края в произведениях художников Белогорья»

  • Модуль 4. «Неживая природа»

Образовательная ситуация «Природные зоны Белогорья»

Образовательная ситуация «Течет река Северский Донец»

  • Модуль 5. «Ремесла»

Образовательная ситуация «Мир профессий труда Белогорья в прошлом и настоящем»

Образовательная ситуация «Борисовские камчатые скатерти»

Образовательная ситуация «Святыни земли Белгородской»

  • Модуль 6. «Праздники и традиции»

Образовательная ситуация «Юрий Макаров – друг зверей и детей»

Образовательная ситуация «Пасха в Белгороде»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Модуль 1. «Я и мой мир» Образовательная ситуация «История моего детского сада» Образовательная ситуация «Белгород: знакомые даты истории» Модуль 2. «Животный мир» Образовательная ситуация «Петушок с семьей» Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю» Модуль 3. «Растительный мир» Образовательная ситуация «Сельскохозяйственный труд людей Белогорья» Образовательная ситуация «Профессия агроном» Модуль 4. «Неживая природа» Образовательная ситуация «Прилетаем в Белгород» Образовательная ситуация «Сельскохозяйственная техника прошлого и будущего» Модуль 5. «Ремесла» Образовательная ситуация «Память отчей стороны» Образовательная ситуация «Красота орнамента в женском народном костюме Белогорья» Модуль 6. «Праздники и традиции» Образовательная ситуация «Актеры Белгородчины» Образовательная ситуация «Белгород – город добра и благополучия»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

  • Модуль 1. «Я и мой мир»

Образовательная ситуация «История моего детского сада»

Образовательная ситуация «Белгород: знакомые даты истории»

  • Модуль 2. «Животный мир»

Образовательная ситуация «Петушок с семьей»

Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю»

  • Модуль 3. «Растительный мир»

Образовательная ситуация «Сельскохозяйственный труд людей Белогорья»

Образовательная ситуация «Профессия агроном»

  • Модуль 4. «Неживая природа»

Образовательная ситуация «Прилетаем в Белгород»

Образовательная ситуация «Сельскохозяйственная техника прошлого и будущего»

  • Модуль 5. «Ремесла»

Образовательная ситуация «Память отчей стороны»

Образовательная ситуация «Красота орнамента в женском народном костюме Белогорья»

  • Модуль 6. «Праздники и традиции»

Образовательная ситуация «Актеры Белгородчины»

Образовательная ситуация «Белгород – город добра и благополучия»

ЗАНЯТИЕ БУДЕТ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ СЛЕДУЮЩИХ УСЛОВИЙ:    опора на познавательную активность, социальный опыт детей;  работа с детьми с опорой на интерактивные технологии, формы и методы обучения, игровую деятельность ;  создание комфортного психологического климата в группе, требовательность в сочетании с доверием;

ЗАНЯТИЕ БУДЕТ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ СЛЕДУЮЩИХ УСЛОВИЙ:

  • опора на познавательную активность, социальный опыт детей;
  • работа с детьми с опорой на интерактивные технологии, формы и методы обучения, игровую деятельность ;
  • создание комфортного психологического климата в группе, требовательность в сочетании с доверием;
Большая роль в проведении различных видов занятий отводится созданию в них игровых ситуаций. Игра способствует установлению доверительного общения педагога с детьми, возвышает детей и их родителей до «соавторов образовательного процесса». Игровые формы организации процесса образования и воспитания благоприятствуют свободному выражению детьми их интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и волевых качеств .  Среди игр представляют интерес сюжетно-ролевые творческие игры , включающие: игры на бытовые темы; игры, связанные с производственной тематикой; строительные игры; игры с природным материалом; театрализованные игры; игры-забавы и развлечения. Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию творческого воображения детей.
  • Большая роль в проведении различных видов занятий отводится созданию в них игровых ситуаций.
  • Игра способствует установлению доверительного общения педагога с детьми, возвышает детей и их родителей до «соавторов образовательного процесса».
  • Игровые формы организации процесса образования и воспитания благоприятствуют свободному выражению детьми их интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и волевых качеств .
  • Среди игр представляют интерес сюжетно-ролевые творческие игры , включающие: игры на бытовые темы; игры, связанные с производственной тематикой; строительные игры; игры с природным материалом; театрализованные игры; игры-забавы и развлечения.

Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию творческого воображения детей.

В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ ДЕТИ ОБОГАЩАЮТСЯ ЗНАНИЯМИ, ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ, К НИМ МОЖНО ОТНЕСТИ:  наблюдения;  экскурсии (первичная, повторная, завершающая);  встречи с людьми разных профессий;  эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;  беседу;  беседу – рассказ с использованием иллюстративного материала  рассказ воспитателя, сопровождаемый фотографиями, картинами, слайдами о событиях, происходящих в Белгородской области; составление детьми рассказов; индивидуальные, групповые беседы с детьми;  инсценировки литературных произведений белгородских писателей, поэтов с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические бесе ды.

В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ ДЕТИ ОБОГАЩАЮТСЯ ЗНАНИЯМИ, ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ, К НИМ МОЖНО ОТНЕСТИ:

  • наблюдения;
  • экскурсии (первичная, повторная, завершающая);
  • встречи с людьми разных профессий;
  • эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
  • беседу;
  • беседу – рассказ с использованием иллюстративного материала
  • рассказ воспитателя, сопровождаемый фотографиями, картинами, слайдами о событиях, происходящих в Белгородской области;
  • составление детьми рассказов;
  • индивидуальные, групповые беседы с детьми;
  • инсценировки литературных произведений белгородских писателей, поэтов с использованием игрушек, персонажей кукольного театра;
  • этические бесе ды.
В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ, ДОЛЖНЫ ОТРАБАТЫВАТЬСЯ НОВЫЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ:

В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ, ДОЛЖНЫ ОТРАБАТЫВАТЬСЯ НОВЫЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ   В непосредственно образовательной деятельности: сюжетно-ролевая игра; рассматривание; наблюдение; чтение; игра-экспериментирование; развивающая игра; экскурсия; интегративная деятельность; конструирование;  исследовательская деятельность; рассказ; беседа; создание коллекций; проектная деятельность; экспериментирование; проблемная ситуация.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

В непосредственно образовательной деятельности:

  • сюжетно-ролевая игра;
  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • чтение;
  • игра-экспериментирование;
  • развивающая игра;
  • экскурсия;
  • интегративная деятельность;
  • конструирование;
  • исследовательская деятельность;
  • рассказ;
  • беседа;
  • создание коллекций;
  • проектная деятельность;
  • экспериментирование;
  • проблемная ситуация.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В режимных моментах при:  рассматривании; развивающей игре;  ситуативном разговоре с детьми;  на экскурсии; интегративной деятельности (полихудожественном подходе); конструировании; исследовательской деятельности; рассказе; беседе; создании коллекций; проектной деятельности; экспериментировании; проблемной ситуации

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

В режимных моментах при:

  • рассматривании;
  • развивающей игре;
  • ситуативном разговоре с детьми;
  • на экскурсии;
  • интегративной деятельности (полихудожественном подходе);
  • конструировании;
  • исследовательской деятельности;
  • рассказе;
  • беседе;
  • создании коллекций;
  • проектной деятельности;
  • экспериментировании;
  • проблемной ситуации
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Самостоятельная деятельность детей предполагает познавательно-исследовательскую деятельность по инициативе ребенка.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

  • Самостоятельная деятельность детей предполагает познавательно-исследовательскую деятельность по инициативе ребенка.
Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, факт и др., вызывающие интерес дошкольников и позволяющие поставить вопрос и, благодаря ему, обозначить проблему исследования.

Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, факт и др., вызывающие интерес дошкольников и позволяющие поставить вопрос и, благодаря ему, обозначить проблему исследования.

ТАКИМИ ОТПРАВНЫМИ МОМЕНТАМИ МОГУТ БЫТЬ Реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления (например: времена года, листопад, падающий снег, вьюга с метелью, громкий дождь, гроза, радуга, звездопад и др.), общественные события (например, предстоящий Новый год, Рождество, о которых все говорят и к которым готовятся; День Защитника Отечества, другие светские и православные праздники);

ТАКИМИ ОТПРАВНЫМИ МОМЕНТАМИ МОГУТ БЫТЬ

Реальные события, происходящие в данный период:

  • яркие природные явления (например: времена года, листопад, падающий снег, вьюга с метелью, громкий дождь, гроза, радуга, звездопад и др.),
  • общественные события (например, предстоящий Новый год, Рождество, о которых все говорят и к которым готовятся; День Защитника Отечества, другие светские и православные праздники);
ТАКИМИ ОТПРАВНЫМИ МОМЕНТАМИ МОГУТ БЫТЬ Специально «смоделированные» воспитателем (педагогом) : внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям и вызывающих неподдельный интерес, а также связанную с ним исследовательскую активность («Что это такое? Из чего это сделано? Что с этим делать? Как это действует? Кому можно это предложить? И т.д.»);

ТАКИМИ ОТПРАВНЫМИ МОМЕНТАМИ МОГУТ БЫТЬ

Специально «смоделированные» воспитателем (педагогом) :

внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям и вызывающих неподдельный интерес,

а также связанную с ним исследовательскую активность («Что это такое? Из чего это сделано? Что с этим делать? Как это действует? Кому можно это предложить? И т.д.»);

ТАКИМИ ОТПРАВНЫМИ МОМЕНТАМИ МОГУТ БЫТЬ Воображаемые события , происходящие в художественном произведении, которое воспитатель напоминает детям, либо опирается на их социальный опыт.

ТАКИМИ ОТПРАВНЫМИ МОМЕНТАМИ МОГУТ БЫТЬ

Воображаемые события , происходящие в художественном произведении, которое воспитатель напоминает детям, либо опирается на их социальный опыт.

ТАКИМИ ОТПРАВНЫМИ МОМЕНТАМИ МОГУТ БЫТЬ События, происходящие в жизни группы , «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, либо один предмет, изделие, вещь-образ, но очень интересный по форме, конструкции, цветовому сочетанию и пр., и все вслед за ним увлеклись этим и на следующие занятия стали приносить тоже предметы, изделия и т.д.).

ТАКИМИ ОТПРАВНЫМИ МОМЕНТАМИ МОГУТ БЫТЬ

События, происходящие в жизни группы , «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, либо один предмет, изделие, вещь-образ, но очень интересный по форме, конструкции, цветовому сочетанию и пр., и все вслед за ним увлеклись этим и на следующие занятия стали приносить тоже предметы, изделия и т.д.).

Познавательно-исследовательская деятельность позволяет педагогу вместе с детьми «про-стран-ство-вать» по искусству, по свету, по музею, по ближайшей территории. Другими словами – прожить пространственный образ искусства (освоить, изучить, осознать его с разных позиций).
  • Познавательно-исследовательская деятельность позволяет педагогу вместе с детьми «про-стран-ство-вать» по искусству, по свету, по музею, по ближайшей территории.
  • Другими словами – прожить пространственный образ искусства (освоить, изучить, осознать его с разных позиций).
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Групповая,  подгрупповая, индивидуальная

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

  • Групповая,
  • подгрупповая,
  • индивидуальная
ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Основными составляющими процесса организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников могут выступать:  сама исследовательская деятельность; педагог как инициатор (организатор) деятельности; ребенок как субъект ее организации.

ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Основными составляющими процесса организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников могут выступать:

  • сама исследовательская деятельность;
  • педагог как инициатор (организатор) деятельности;
  • ребенок как субъект ее организации.
В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Решение задач познавательно-исследовательского характера могут реализовываться через вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);  активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические варианты художественно-творческой деятельности с использованием различных художественных материалов и техник (смешанных техник)).

В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

  • Решение задач познавательно-исследовательского характера могут реализовываться через вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические варианты художественно-творческой деятельности с использованием различных художественных материалов и техник (смешанных техник)).
В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ задачи исследовательской деятельности должны быть направлены на формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого , а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;  развитие желания пользоваться специальной терминологией, на ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

  • задачи исследовательской деятельности должны быть направлены на формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого , а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, на ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Метод проектов (проектная деятельность) используется в работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении, Он позволяет сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков детей в соответствии с основными линиями художественно-эстетического развития.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Метод проектов (проектная деятельность) используется в работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении,
  • Он позволяет сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков детей в соответствии с основными линиями художественно-эстетического развития.
Эффективность деятельности по реализации занятий по художественно-эстетическому развитию детей определяется также и многообразными формами его взаимодействия с родителями и другими социальными партнерами (учреждения культуры, образования).  Подобная интеграция позволяет выстроить целостную систему «ДОУ – семья - социум» в реализации педагогического воздействия на воспитанников
  • Эффективность деятельности по реализации занятий по художественно-эстетическому развитию детей определяется также и многообразными формами его взаимодействия с родителями и другими социальными партнерами (учреждения культуры, образования).
  • Подобная интеграция позволяет выстроить целостную систему «ДОУ – семья - социум» в реализации педагогического воздействия на воспитанников
Формы взаимодействия ДОУ и семьи по проблемам художественно-эстетического развития ребенка на основе изучения и освоения культурных традиций Белогорья могут выступать: информационно-аналитические познавательные

Формы взаимодействия ДОУ и семьи по проблемам художественно-эстетического развития ребенка на основе изучения и освоения культурных традиций Белогорья могут выступать:

  • информационно-аналитические
  • познавательные
Формы взаимодействия Информационно-аналитические: анкетирование,  опрос,  интервью,  беседа

Формы взаимодействия

Информационно-аналитические:

  • анкетирование,
  • опрос,
  • интервью,
  • беседа
     ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:     практикум,  лекция, дискуссия, круглый стол, симпозиум, дебаты, педагогический совет с участием родителей, педагогическая лаборатория, родительская конференция, общее родительское собрание, групповые родительские собрания, аукцион, вечера вопросов и ответов, родительские вечера, родительские чтения, родительский тренинг мастер-класс, педагогическая беседа, семейная гостиная, Клубы для родителей, Дни добрых дел,  День открытых дверей, ознакомительные дни, эпизодические посещения, открытые занятия, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры); досуговые (праздники, утренники, мероприятия: концерты, выставки, конкурсы, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии) и др.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  • практикум,
  • лекция,
  • дискуссия,
  • круглый стол,
  • симпозиум,
  • дебаты,
  • педагогический совет с участием родителей,
  • педагогическая лаборатория,
  • родительская конференция,
  • общее родительское собрание, групповые родительские собрания,
  • аукцион,
  • вечера вопросов и ответов,
  • родительские вечера,
  • родительские чтения,
  • родительский тренинг
  • мастер-класс,
  • педагогическая беседа,
  • семейная гостиная,
  • Клубы для родителей,
  • Дни добрых дел,
  • День открытых дверей,
  • ознакомительные дни,
  • эпизодические посещения,
  • открытые занятия,
  • исследовательско-проектные,
  • ролевые,
  • имитационные и деловые игры);
  • досуговые (праздники, утренники,
  • мероприятия: концерты, выставки, конкурсы, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии) и др.
Консультация для педагогов Подготовил воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с. №10»  города Валуйки  Бессонова Н.Н.

Консультация для

педагогов

Подготовил воспитатель

МДОУ «ЦРР – д/с. №10»

города Валуйки

Бессонова Н.Н.

ВНЕДРЕНИЕ В РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РУССКОЙ ОБРЯДОВОЙ КУКЛОЙ РАЗВИВАЕТ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕС К МАЛОЙ РОДИНЕ, ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ.   Процесс модернизации и последних нововведений в дошкольное образование, введение и реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность. В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, предметами прикладного искусства особое место занимает кукла. Кукла в жизни любого ребенка – это первая игрушка.

ВНЕДРЕНИЕ В РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РУССКОЙ ОБРЯДОВОЙ КУКЛОЙ РАЗВИВАЕТ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕС К МАЛОЙ РОДИНЕ, ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ.

  • Процесс модернизации и последних нововведений в дошкольное образование, введение и реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность.
  • В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, предметами прикладного искусства особое место занимает кукла. Кукла в жизни любого ребенка – это первая игрушка.
КУКЛА НЕ РОЖДАЕТСЯ САМА: ЕЕ СОЗДАЕТ ЧЕЛОВЕК. ОНА ПРИОБРЕТАЕТ ЖИЗНЬ ПРИ ПОМОЩИ ВООБРАЖЕНИЯ И ВОЛИ СОЗДАТЕЛЯ. ИЗДАВНА КУКЛА БЫЛА ТРАДИЦИОННОЙ ИГРУШКОЙ В РУССКИХ СЕМЬЯХ, И ГЛАВНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ НАРОДНОЙ КУКЛЫ В ТОМ, ЧТО ОНА НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ СОПРОВОЖДАЛА БЫТ, САМОБЫТНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОЗДАЮЩЕГО ЕЕ НАРОДА.

КУКЛА НЕ РОЖДАЕТСЯ САМА: ЕЕ СОЗДАЕТ ЧЕЛОВЕК. ОНА ПРИОБРЕТАЕТ ЖИЗНЬ ПРИ ПОМОЩИ ВООБРАЖЕНИЯ И ВОЛИ СОЗДАТЕЛЯ. ИЗДАВНА КУКЛА БЫЛА ТРАДИЦИОННОЙ ИГРУШКОЙ В РУССКИХ СЕМЬЯХ, И ГЛАВНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ НАРОДНОЙ КУКЛЫ В ТОМ, ЧТО ОНА НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ СОПРОВОЖДАЛА БЫТ, САМОБЫТНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОЗДАЮЩЕГО ЕЕ НАРОДА.

ДЕТИ НАШЕГО КРАЯ ИГРАЛИ ТАКИМИ ЖЕ ИГРУШКАМИ КАК И ВСЕ, НО В ИЗГОТОВЛЕНИИ КУКОЛ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО КОСТЮМА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.   Преобладающие цвета в одежде русской куклы: белый, красный, черный. Но что обозначает каждый цвет или их сочетание? Красный – цвет огня, крови, солнца; обещание долголетия, плодородия, силы и власти. Белый цвет был символом чистоты, милосердия и печали; черный – олицетворением земли, покоя, постоянства. По цвету народной одежды можно было определить возраст ее владельцев: самым скромными были костюмы старух, стариков, детей, а самыми красочными – костюмы девушек и молодых женщин до рождения первого ребенка.

ДЕТИ НАШЕГО КРАЯ ИГРАЛИ ТАКИМИ ЖЕ ИГРУШКАМИ КАК И ВСЕ, НО В ИЗГОТОВЛЕНИИ КУКОЛ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО КОСТЮМА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

  • Преобладающие цвета в одежде русской куклы: белый, красный, черный. Но что обозначает каждый цвет или их сочетание? Красный – цвет огня, крови, солнца; обещание долголетия, плодородия, силы и власти. Белый цвет был символом чистоты, милосердия и печали; черный – олицетворением земли, покоя, постоянства.
  • По цвету народной одежды можно было определить возраст ее владельцев: самым скромными были костюмы старух, стариков, детей, а самыми красочными – костюмы девушек и молодых женщин до рождения первого ребенка.

С САМЫХ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ КУКЛЫ БЫЛИ И НАВСЕГДА ОСТАНУТСЯ ПРЕДМЕТОМ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА. ОНИ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ЗНАНИЙ О РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ.

  • По своему назначению куклы делятся на три большие группы:
  • обереговые : в глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли – «рванки»).
  • игровые : игру в куклы не считали пустой забавой. Люди верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо обращаться – неприятностей не миновать. Играли не только девочки и подростки, но и девушки на выданье. Девушки приносили своих кукол на посиделки, в гости, в поле.
  • обрядовые : у народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.
 И ТАКИМИ ОБРАЗАМИ ВЫСТУПАЮТ ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ БЕЛОГОР И БЕЛГОРОЧКА. ЭТИ ДЕВОЧКА И МАЛЬЧИК СТАНОВЯТСЯ ПРОВОДНИКОМ В СКАЗОЧНЫЙ МИР ЗНАНИЙ, ПОМОГАЮТ ДЕТЯМ ПОЗНАТЬ ЭТОТ СЛОЖНЫЙ МИР.   С этой целью, в группе необходимо оборудовать центр по ознакомлению с русской обрядовой куклой. В нем представить различные виды кукол (обереги, игровые и обрядовые), подобрать материалы, воссоздающие образ жизни наших предков (люлька, печь, красный угол и т.д.).

И ТАКИМИ ОБРАЗАМИ ВЫСТУПАЮТ ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ БЕЛОГОР И БЕЛГОРОЧКА. ЭТИ ДЕВОЧКА И МАЛЬЧИК СТАНОВЯТСЯ ПРОВОДНИКОМ В СКАЗОЧНЫЙ МИР ЗНАНИЙ, ПОМОГАЮТ ДЕТЯМ ПОЗНАТЬ ЭТОТ СЛОЖНЫЙ МИР.

С этой целью, в группе необходимо оборудовать центр по ознакомлению с русской обрядовой куклой. В нем представить различные виды кукол (обереги, игровые и обрядовые), подобрать материалы, воссоздающие образ жизни наших предков (люлька, печь, красный угол и т.д.).

Сельская изба

Сельская изба

«ДОГАДЛИВ КРЕСТЬЯНИН, НА ПЕЧИ ИЗБУ ПОСТАВИЛ» - ГЛАСИТ РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ПЕЧЬ – ДУША КРЕСТЬЯНСКОГО ДОМА. ОНА И КОРМИЛИЦА, И ПОИЛИЦА, И ТЕЛА СОГРЕВАТЕЛЬНИЦА. БЕЗ ПЕЧИ НЕТ ИЗБЫ. САМО СЛОВО «ИЗБА» ПРОИЗОШЛО ОТ ДРЕВНЕГО «ИСТБА», «ИСТОПКА». ИЗНАЧАЛЬНО ИЗБОЙ НАЗЫВАЛАСЬ ОТАПЛИВАЕМАЯ ЧАСТЬ ДОМА.

«ДОГАДЛИВ КРЕСТЬЯНИН, НА ПЕЧИ ИЗБУ ПОСТАВИЛ» - ГЛАСИТ РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ПЕЧЬ – ДУША КРЕСТЬЯНСКОГО ДОМА. ОНА И КОРМИЛИЦА, И ПОИЛИЦА, И ТЕЛА СОГРЕВАТЕЛЬНИЦА. БЕЗ ПЕЧИ НЕТ ИЗБЫ. САМО СЛОВО «ИЗБА» ПРОИЗОШЛО ОТ ДРЕВНЕГО «ИСТБА», «ИСТОПКА». ИЗНАЧАЛЬНО ИЗБОЙ НАЗЫВАЛАСЬ ОТАПЛИВАЕМАЯ ЧАСТЬ ДОМА.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и всё. (Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.) Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определённый час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, те и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

Красный угол Почётное место в избе – « красный угол » - находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово « крестьянин » произошло от « христианин » . Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

 КРЕСТЬЯНСКАЯ УТВАРЬ И ПОСУДА  ПРЕДМЕТЫ БЫТА РУССКОЙ ИЗБЫ

КРЕСТЬЯНСКАЯ УТВАРЬ И ПОСУДА ПРЕДМЕТЫ БЫТА РУССКОЙ ИЗБЫ

НА РУСИ УЖ ТАК ИДЕТ, ЧТО ТАЛАНТЛИВЫЙ НАРОД.  САМ СЕБЕ И ЖНЕЦ И ШВЕЦ И НА ДУДОЧКЕ ИГРЕЦ!  УТВАРЬ ВСЮ ПО ДОМУ СПРАВИТ ЧАШЕЙ ПОЛНОЙ ДОМ ТОТ СТАНЕТ!

НА РУСИ УЖ ТАК ИДЕТ, ЧТО ТАЛАНТЛИВЫЙ НАРОД. САМ СЕБЕ И ЖНЕЦ И ШВЕЦ И НА ДУДОЧКЕ ИГРЕЦ! УТВАРЬ ВСЮ ПО ДОМУ СПРАВИТ ЧАШЕЙ ПОЛНОЙ ДОМ ТОТ СТАНЕТ!

.  ЕСЛИ ЛЮДИ ЗА СТОЛОМ НЕ ЗЕВАЮТ,  ЭТОЙ ШТУКОЙ ПИЩУ ЛОВКО ХВАТАЮТ,  ЭТОЙ ШТУКОЙ БОРЩ УМЕЛО ХЛЕБАЮТ,  ТЕХ НА РАБОТУ ВСЕГДА НАНИМАЮТ. Чистопородный Боярин дородный Всему народу Отпускает воду. Посуды нет такой давно,  Всё металл и стекло,  А в старину у всех была  Чаще посуда … Рогат, да не бык, Хватает — да не сыт, Людям отдает, Сам на отдых идет.

. ЕСЛИ ЛЮДИ ЗА СТОЛОМ НЕ ЗЕВАЮТ, ЭТОЙ ШТУКОЙ ПИЩУ ЛОВКО ХВАТАЮТ, ЭТОЙ ШТУКОЙ БОРЩ УМЕЛО ХЛЕБАЮТ, ТЕХ НА РАБОТУ ВСЕГДА НАНИМАЮТ.

Чистопородный

Боярин дородный

Всему народу

Отпускает воду.

Посуды нет такой давно, Всё металл и стекло, А в старину у всех была Чаще посуда …

Рогат, да не бык,

Хватает — да не сыт,

Людям отдает,

Сам на отдых идет.

НАРОДНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО БЕЛГОРОДЧИНЫ ГЛУБОКО ТРАДИЦИОННО. МИР НЕОБХОДИМЫХ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ, УТВАРИ, ОРУДИЙ ТРУДА – РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННЫХ РЕМЕСЕЛ И ПРОМЫСЛОВ – СКЛАДЫВАЛСЯ, ИСХОДЯ ИЗ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ: КЛИМАТА, РЕЛЬЕФА, ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ; ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО ЭТНИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО СОСТАВА.  ВСЕ ЭТИ ФАКТОРЫ ОБУСЛОВИЛИ УЖЕ В XVII ВЕКЕ ВЫДЕЛЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ СЛЕДУЮЩИХ ВИДОВ ПРОМЫСЛОВ:  - КОЖЕВЕННО-СКОРНЯЖНОГО (САПОЖНЫЙ, ВЫДЕЛКА ОВЧИН);  - ТКАЧЕСТВА (В Т. Ч. КОВРОДЕЛИЯ);  - ВЫШИВАЛЬНОГО, КРУЖЕВНОГО, ВЯЗАЛЬНОГО, ИКОНОПИСНОГО,  ПРОИЗВОДСТВО СЕРЕГ, КРЕСТИКОВ, НАГРУДНЫХ УКРАШЕНИЙ;  — ДЕРЕВООБРАБОТКИ (СТОЛЯРНЫЙ, БОНДАРНЫЙ, КОЛЕСНО-ЭКИПАЖНЫЙ, ПРЯЖНЫЙ (В Т. Ч. ГРЕБНИ);  — ГОНЧАРНО-КЕРАМИЧЕСКОГО (БЫТОВАЯ КЕРАМИКА, ИГРУШКА, ПРОИЗВОДСТВО КИРПИЧА);  — ПЕНЬКОПРЯДИЛЬНОГО, ПРОИЗВОДСТВО ВАЛЕНОК, КАНАТОВ, ВЕРЕВОК;  — СЛЕСАРНО-КУЗНЕЧНОГО, ТОКАРНОГО И ДРУГИХ.

НАРОДНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО БЕЛГОРОДЧИНЫ ГЛУБОКО ТРАДИЦИОННО. МИР НЕОБХОДИМЫХ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ, УТВАРИ, ОРУДИЙ ТРУДА – РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННЫХ РЕМЕСЕЛ И ПРОМЫСЛОВ – СКЛАДЫВАЛСЯ, ИСХОДЯ ИЗ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ: КЛИМАТА, РЕЛЬЕФА, ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ; ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО ЭТНИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО СОСТАВА. ВСЕ ЭТИ ФАКТОРЫ ОБУСЛОВИЛИ УЖЕ В XVII ВЕКЕ ВЫДЕЛЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ СЛЕДУЮЩИХ ВИДОВ ПРОМЫСЛОВ: - КОЖЕВЕННО-СКОРНЯЖНОГО (САПОЖНЫЙ, ВЫДЕЛКА ОВЧИН); - ТКАЧЕСТВА (В Т. Ч. КОВРОДЕЛИЯ); - ВЫШИВАЛЬНОГО, КРУЖЕВНОГО, ВЯЗАЛЬНОГО, ИКОНОПИСНОГО, ПРОИЗВОДСТВО СЕРЕГ, КРЕСТИКОВ, НАГРУДНЫХ УКРАШЕНИЙ; — ДЕРЕВООБРАБОТКИ (СТОЛЯРНЫЙ, БОНДАРНЫЙ, КОЛЕСНО-ЭКИПАЖНЫЙ, ПРЯЖНЫЙ (В Т. Ч. ГРЕБНИ); — ГОНЧАРНО-КЕРАМИЧЕСКОГО (БЫТОВАЯ КЕРАМИКА, ИГРУШКА, ПРОИЗВОДСТВО КИРПИЧА); — ПЕНЬКОПРЯДИЛЬНОГО, ПРОИЗВОДСТВО ВАЛЕНОК, КАНАТОВ, ВЕРЕВОК; — СЛЕСАРНО-КУЗНЕЧНОГО, ТОКАРНОГО И ДРУГИХ.

СТАРООСКОЛЬСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА — ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, ЗАНЕСЁННЫЙ В КАТАЛОГ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ».

СТАРООСКОЛЬСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА — ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, ЗАНЕСЁННЫЙ В КАТАЛОГ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ».

ЧТОБЫ ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО НАРОДА, ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ ИНТЕРЕС И ЛЮБОВЬ К ОБЫЧАЯМ И ТРАДИЦИЯМ ВАЖНО ЗНАКОМИТЬ С ФОЛЬКЛОРОМ .   Знакомство с фольклором развивает в детях интерес к окружающему миру, народному слову и обычаям, воспитывает художественный вкус. Дети с удовольствием используют малые фольклорные формы в свободной деятельности, играх. Особое внимание уделяем русским народным сказкам. Дети не всегда могут правильно воспринимать сведения о назначении того или иного предмета быта прошлых времен, о характере взаимоотношений между людьми. Вот пример: любой из нас с раннего детства знает сказку «Колобок», в которой бабка ходила скрести муку по сусекам. Мы с удовольствием рассказываем ее детям, но у них возникает вопрос «Что такое сусеки? » Хорошо, если в тексте есть сноска, информация о том, что сусеки - это сундуки или лари для хранения муки, но даже подобная сноска недостаточна, потому что сундук и ларь устарели.

ЧТОБЫ ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО НАРОДА, ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ ИНТЕРЕС И ЛЮБОВЬ К ОБЫЧАЯМ И ТРАДИЦИЯМ ВАЖНО ЗНАКОМИТЬ С ФОЛЬКЛОРОМ .

Знакомство с фольклором развивает в детях интерес к окружающему миру, народному слову и обычаям, воспитывает художественный вкус. Дети с удовольствием используют малые фольклорные формы в свободной деятельности, играх.

  • Особое внимание уделяем русским народным сказкам. Дети не всегда могут правильно воспринимать сведения о назначении того или иного предмета быта прошлых времен, о характере взаимоотношений между людьми. Вот пример: любой из нас с раннего детства знает сказку «Колобок», в которой бабка ходила скрести муку по сусекам. Мы с удовольствием рассказываем ее детям, но у них возникает вопрос «Что такое сусеки? » Хорошо, если в тексте есть сноска, информация о том, что сусеки - это сундуки или лари для хранения муки, но даже подобная сноска недостаточна, потому что сундук и ларь устарели.
. В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ ЧАСТО ПЕЧЬ УПОМИНАЕТСЯ И, КАК ПРАВИЛО, НЕОТЪЕМЛЕМО СВЯЗАНА С ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ. ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ ЭТИ СКАЗКИ.

. В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ ЧАСТО ПЕЧЬ УПОМИНАЕТСЯ И, КАК ПРАВИЛО, НЕОТЪЕМЛЕМО СВЯЗАНА С ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ. ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ ЭТИ СКАЗКИ.

КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ   Знакомство детей с традициями русского народа осуществляется через такой вид деятельности, как народные праздники: «Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха». Участие детей в народных праздниках учит их творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками, получать всплеск положительных эмоций, приобщаться к родной культуре, дает возможность осмыслить назначение каждого праздника, например «Осенины» - окончание сбора урожая. В наш век компьютеризации ребенку совсем не помешает иметь представление об играх, в которые играли наши бабушки и дедушки.

КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ

  • Знакомство детей с традициями русского народа осуществляется через такой вид деятельности, как народные праздники: «Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха». Участие детей в народных праздниках учит их творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками, получать всплеск положительных эмоций, приобщаться к родной культуре, дает возможность осмыслить назначение каждого праздника, например «Осенины» - окончание сбора урожая. В наш век компьютеризации ребенку совсем не помешает иметь представление об играх, в которые играли наши бабушки и дедушки.
КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ   Народные праздники и обряды всегда были связаны с русским земледельческим кален-дарем, который регламентировал жизнь наших далеких предков. Он складывался постепенно течение многих столетий и передавался из поколения в поколение, являясь своеобразной энциклопедией народных знаний и представлений об окружающем мире.  Жизнь крестьянина целиком зависела от природы, поэтому ещё в глубокой древности люди старались воздействовать на неё – «умилостивить», «ублажить». Появилось немало обрядов, целью которых было «закликание» хорошего урожая, высокого приплода скота, изо-билия и счастья в семье. Традиционные календарные праздники и обряды сопровождались пением, игрой на народных музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, в них воплощались в художественной форме миропонимание и мироощущение народа. Таким образом, праздник и годовой праздничный цикл – это глубоко обоснованная на-родным сознанием система жизни человека в природе, за изменениями которой народ чутко следил.

КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ

Народные праздники и обряды всегда были связаны с русским земледельческим кален-дарем, который регламентировал жизнь наших далеких предков. Он складывался постепенно

  • течение многих столетий и передавался из поколения в поколение, являясь своеобразной энциклопедией народных знаний и представлений об окружающем мире. 
  • Жизнь крестьянина целиком зависела от природы, поэтому ещё в глубокой древности люди старались воздействовать на неё – «умилостивить», «ублажить». Появилось немало обрядов, целью которых было «закликание» хорошего урожая, высокого приплода скота, изо-билия и счастья в семье.
  • Традиционные календарные праздники и обряды сопровождались пением, игрой на народных музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, в них воплощались в художественной форме миропонимание и мироощущение народа.
  • Таким образом, праздник и годовой праздничный цикл – это глубоко обоснованная на-родным сознанием система жизни человека в природе, за изменениями которой народ чутко следил.
В. СУХОМЛИНСКИЙ ГОВОРИЛ: ЧТО «ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РЕБЁНКА ПОЛНОЦЕННАЯ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА ОН ЖИВЁТ В МИРЕ ИГРЫ, СКАЗКИ, МУЗЫКИ, ФАНТАЗИИ, ТВОРЧЕСТВА. БЕЗ ЭТОГО ОН — ЗАСУШЕННЫЙ ЦВЕТОК».

В. СУХОМЛИНСКИЙ ГОВОРИЛ: ЧТО «ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РЕБЁНКА ПОЛНОЦЕННАЯ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА ОН ЖИВЁТ В МИРЕ ИГРЫ, СКАЗКИ, МУЗЫКИ, ФАНТАЗИИ, ТВОРЧЕСТВА. БЕЗ ЭТОГО ОН — ЗАСУШЕННЫЙ ЦВЕТОК».

  БЛАГОДАРЯ ВЫСОКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО — ОБРАЗНОГО НАЧАЛА НАРОДНЫХ СКАЗОК, РАССКАЗОВ И СТИХОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ, В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НИМ, У РЕБЁНКА ВОСПИТЫВАЮТСЯ ВЫСОКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, ФОРМИРУЕТСЯ ПЕРЕЖИВАНИЕ, УВЕРЕННОСТЬ В ПОБЕДЕ ДОБРОГО НАЧАЛА, ЧТО СЛУЖИТ ЕМУ ЗАЩИТОЙ И НАПРАВЛЯЕТ РАЗВИТИЕ ПО ПОЗИТИВНОМУ ПУТИ Климова Ярославна Марьяновна   Праздники и обряды Белгородской   Сборник фольклорных материалов по традиционным праздникам и обрядам, народным играм Белгородской области Игра в народной культуре – это форма развлечения. При огромном разнообразии видов игр и их классификаций, мы разделим все записанные фольклорные игры на четыре раздела:  игры с пением и танцами (хороводами); 2) игры подвижные; 3) игры интеллектуальные; 4) игры молодежные.

  БЛАГОДАРЯ ВЫСОКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО — ОБРАЗНОГО НАЧАЛА НАРОДНЫХ СКАЗОК, РАССКАЗОВ И СТИХОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ, В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НИМ, У РЕБЁНКА ВОСПИТЫВАЮТСЯ ВЫСОКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, ФОРМИРУЕТСЯ ПЕРЕЖИВАНИЕ, УВЕРЕННОСТЬ В ПОБЕДЕ ДОБРОГО НАЧАЛА, ЧТО СЛУЖИТ ЕМУ ЗАЩИТОЙ И НАПРАВЛЯЕТ РАЗВИТИЕ ПО ПОЗИТИВНОМУ ПУТИ

  • Климова Ярославна Марьяновна  
  • Праздники и обряды Белгородской  
  • Сборник фольклорных материалов
  • по традиционным праздникам и обрядам, народным играм Белгородской области
  • Игра в народной культуре – это форма развлечения. При огромном разнообразии видов игр и их классификаций, мы разделим все записанные фольклорные игры на четыре раздела: 
  • игры с пением и танцами (хороводами); 2) игры подвижные; 3) игры интеллектуальные; 4) игры молодежные.
ЧАСТЬЮ ИГРЫ В ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ БЫЛИ ПЛЯСКИ, ХОЖДЕНИЕ ПОД ПЕСНИ, ШАЛОСТИ, ЗАБАВЫ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И СОБРАНИЯ МОЛОДЕЖИ. ИГРЫ-ПЕСНИ, ИГРЫ-ПЛЯСКИ, ИГРЫ-ХОРОВОДЫ, ИГРЫ-СЦЕНКИ ВСЕГДА СОЗДАВАЛИ В РУССКОМ ПРАЗДНИКЕ АТМОСФЕРУ РАДОСТИ И ВЕСЕЛЬЯ.  НАРОДНЫЕ ИГРЫ ЯВЛЯЮТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ КУЛЬТУРЫ НАРОДА, В НИХ ЗАКЛЮЧЕНЫ ТРАДИЦИИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО. СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ ИГР МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ О ТРУДЕ И БЫТЕ НАРОДА, ЕГО ВЕРЕ.   Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. В отрочестве и юности в игровой форме осваиваются социальные формы поведения в обществе, происходит самоопределение и самоутверждение личности. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.

ЧАСТЬЮ ИГРЫ В ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ БЫЛИ ПЛЯСКИ, ХОЖДЕНИЕ ПОД ПЕСНИ, ШАЛОСТИ, ЗАБАВЫ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И СОБРАНИЯ МОЛОДЕЖИ. ИГРЫ-ПЕСНИ, ИГРЫ-ПЛЯСКИ, ИГРЫ-ХОРОВОДЫ, ИГРЫ-СЦЕНКИ ВСЕГДА СОЗДАВАЛИ В РУССКОМ ПРАЗДНИКЕ АТМОСФЕРУ РАДОСТИ И ВЕСЕЛЬЯ. НАРОДНЫЕ ИГРЫ ЯВЛЯЮТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ КУЛЬТУРЫ НАРОДА, В НИХ ЗАКЛЮЧЕНЫ ТРАДИЦИИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО. СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ ИГР МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ О ТРУДЕ И БЫТЕ НАРОДА, ЕГО ВЕРЕ.

  • Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. В отрочестве и юности в игровой форме осваиваются социальные формы поведения в обществе, происходит самоопределение и самоутверждение личности. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Если ребенок родился и рос,   На родной стороне, среди русских берез,   Слышал русские песни, колядки справлял,   С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,   Был воспитан в труде, милосердье, добре,   В уважении к старшим, родным и Земле,   Эту заповедь предков в душе сбережет,   Только радость и счастье с собой принесет.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • Если ребенок родился и рос,
  •   На родной стороне, среди русских берез,
  •   Слышал русские песни, колядки справлял,
  •   С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
  •   Был воспитан в труде, милосердье, добре,
  •   В уважении к старшим, родным и Земле,
  •   Эту заповедь предков в душе сбережет,
  •   Только радость и счастье с собой принесет.