СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Твардовский и Смоленщина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит с  биографией А.Т.Твардовского.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Твардовский и Смоленщина"»

ГБОУ СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ» Литературный гид  “ Твардовский и Смоленщина” Воспитатель: Чуякова С.В.

ГБОУ

СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»

Литературный гид

Твардовский и Смоленщина”

Воспитатель: Чуякова С.В.

Имя А.Т.Твардовского неразрывно связано со Смоленской землей. Здесь он родился, сюда приезжал, будучи знаменитым поэтом. На карте нашей области, можно выделить два места, посвященные Александру Трифоновичу. Это музей – усадьба А.Т. Твардовского на хуторе Загорье Починковского района и музей- квартира “Твардовский в Смоленске” в Запольном переулке Смоленска.

Имя А.Т.Твардовского неразрывно связано со Смоленской землей. Здесь он родился, сюда приезжал, будучи знаменитым поэтом.

На карте нашей области, можно выделить два места, посвященные Александру Трифоновичу.

Это музей – усадьба

А.Т. Твардовского на хуторе Загорье Починковского района и музей- квартира “Твардовский в Смоленске” в Запольном переулке Смоленска.

Хутор Загорье – отчая земля великого русского поэта Александра Трифоновича Твардовского. Здесь он родился при обстоятельствах не совсем обычных, но и не столь уж редких в ту пору в крестьянских семьях: мальчик появился на свет в «ёлочках», так как его мать, Мария Митрофановна, в тот момент работала в поле.

Хутор Загорье – отчая земля великого русского поэта Александра Трифоновича Твардовского.

Здесь он родился при обстоятельствах не совсем обычных, но и не столь уж редких в ту пору в крестьянских семьях: мальчик появился на свет в «ёлочках», так как его мать, Мария Митрофановна, в тот момент работала в поле.

Здесь он рос и набирался сил вместе с «краем родным», здесь стучала машинка матери, звучал голос отца, к приезду гостя загоралась висячая лампа и пел свою песню самовар. На хуторе Загорье почувствовал Саша Твардовский биение жизни, усвоил ее первые уроки, написал свои первые стихи, здесь корни его поэзии.

Здесь он рос и набирался сил вместе с «краем родным», здесь стучала машинка матери, звучал голос отца, к приезду гостя загоралась висячая лампа и пел свою песню самовар.

На хуторе Загорье почувствовал Саша Твардовский биение жизни, усвоил ее первые уроки, написал свои первые стихи, здесь корни его поэзии.

С детства Твардовский впитал любовь к этой «кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле – нашему «имению». «Имение» – дом, сарай, банька, колодец, сад – пять сортов яблонь, кузница, воспетая в поэме «За далью – даль».   На хуторском глухом подворье,  В тени обкуренных берез  Стояла кузница в Загорье,  И я при ней с рожденья рос.

С детства Твардовский впитал любовь к этой «кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле – нашему «имению». «Имение» – дом, сарай, банька, колодец, сад – пять сортов яблонь, кузница, воспетая в поэме «За далью – даль».

 

На хуторском глухом подворье, В тени обкуренных берез Стояла кузница в Загорье, И я при ней с рожденья рос.

Один из биографов поэта А.Кондратович вспоминал, что «в Твардовском до конца дней его оставалось что-то от крестьянского сына, сельского жителя, причем жителя не южных станиц и сел – крупных, многолюдных, а среднерусских, небольших, тихих деревенек и одиноких хуторов»: не бойкого, чуточку скрытного, любящего оставаться наедине с собой”.

Один из биографов поэта А.Кондратович вспоминал, что «в Твардовском до конца дней его оставалось что-то от крестьянского сына, сельского жителя, причем жителя не южных станиц и сел – крупных, многолюдных, а среднерусских, небольших, тихих деревенек и одиноких хуторов»: не бойкого, чуточку скрытного, любящего оставаться наедине с собой”.

Мир детства и юности на хуторе Загорье звучит во многих произведениях поэта: от первых до последнего .  И шумы лесные,  И говоры птичьи,  И бедной природы  Простое обличье,  И песни, и сказки,  Что слышал от деда,  И все, что я видел,  Что рано изведал, –  Я в памяти все  Берегу, не теряя…

Мир детства и юности на хуторе Загорье звучит во многих произведениях поэта: от первых до последнего .

И шумы лесные, И говоры птичьи, И бедной природы Простое обличье, И песни, и сказки, Что слышал от деда, И все, что я видел, Что рано изведал, – Я в памяти все Берегу, не теряя…

Дом, в котором родился А.Т.Твардовский, не сохранился до наших дней. Годы репрессий и войны стерли с лица земли Загорье. Осенью 1943 года, когда Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии, в рядах освободителей, шел к родному хутору, он, потрясенный увиденным, с горечью скажет:

Дом, в котором родился А.Т.Твардовский, не сохранился до наших дней. Годы репрессий и войны стерли с лица земли Загорье. Осенью 1943 года, когда Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии, в рядах освободителей, шел к родному хутору, он, потрясенный увиденным, с горечью скажет:

«Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне».

«Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне».

1 сентября 1986 года были начаты реставрационно-восстановительные работы крестьянского подворья Твардовских, а 19 июня 1988 года, накануне дня рождения поэта, был открыт мемориальный музей-усадьба А.Т.Твардовского.

1 сентября 1986 года были начаты реставрационно-восстановительные работы крестьянского подворья Твардовских, а 19 июня 1988 года, накануне дня рождения поэта, был открыт мемориальный музей-усадьба А.Т.Твардовского.

В музейном деле нет и не может быть мелочей. Каждый бугорок, каждое деревце, а тем более постройка – это штрих, и весьма существенный, к биографии поэта.  На территории музейного комплекса расположен дом с пристроенным скотным двором, сенной сарай, банька. За домом, несколько поодаль, стоит кузница. Колодец, молодой ельник, сад – это тоже детали былой жизни.

В музейном деле нет и не может быть мелочей. Каждый бугорок, каждое деревце, а тем более постройка – это штрих, и весьма существенный, к биографии поэта.

На территории музейного комплекса расположен дом с пристроенным скотным двором, сенной сарай, банька. За домом, несколько поодаль, стоит кузница. Колодец, молодой ельник, сад – это тоже детали былой жизни.

Мы любили свой хутор,  Свой сад,  Свой колодец,  Свой ельник и шишки.

Мы любили свой хутор, Свой сад, Свой колодец, Свой ельник и шишки.

А, вот банька. В такой баньке мылась семья Твардовских. Топилась она обычно по субботам, по-черному, или как говорили в старину  «по-курному».  В предбаннике стоит столик, где из-под пера юного селькора А.Т. (так Твардовский подписывал свои заметки в газете «Смоленская деревня») выходили первые стихи, пополнялись дневниковые записи. Можно с уверенностью сказать, что эта русская банька – своего рода первая творческая лаборатория поэта .

А, вот банька. В такой баньке мылась семья Твардовских. Топилась она обычно по субботам, по-черному, или как говорили в старину

«по-курному».  В предбаннике стоит столик, где из-под пера юного селькора А.Т. (так Твардовский подписывал свои заметки в газете «Смоленская деревня») выходили первые стихи, пополнялись дневниковые записи. Можно с уверенностью сказать, что эта русская банька – своего рода первая творческая лаборатория поэта .

Кузница – и опять на памяти свидетельство поэта: «И я при ней с рождения рос». Неслучайно через много лет поэт вспоминал о своей малой родине, ибо память человеческая сохраняет и высвечивает самое дорогое и ценное. В кузнице установлен горн с мехами, наковальня, на стенах – инструменты кузнеца.

Кузница – и опять на памяти свидетельство поэта: «И я при ней с рождения рос». Неслучайно через много лет поэт вспоминал о своей малой родине, ибо память человеческая сохраняет и высвечивает самое дорогое и ценное. В кузнице установлен горн с мехами, наковальня, на стенах – инструменты кузнеца.

Изба у Твардовских небольшая. Простая и обычна обстановка у этого дома. Налево вешалка с расписными рушниками мастерицы Марии Митрофановны. В углу стоит прялка, у окна буфет. По правую руку печь, на которой несколько чугунков. Возле печи полка, под ней место для теленка, которого в холодное время забирали в дом. 

Изба у Твардовских небольшая. Простая и обычна обстановка у этого дома. Налево вешалка с расписными рушниками мастерицы Марии Митрофановны. В углу стоит прялка, у окна буфет. По правую руку печь, на которой несколько чугунков. Возле печи полка, под ней место для теленка, которого в холодное время забирали в дом. 

На столе, покрытом кружевной скатертью, – огромный самовар. Рядом  деревянный жесткий диван и несколько венских стульев. В углу стоит комод. На нем швейная машинка иностранного производства. В «красном» углу горницы, под «образами святых угодников», - угловой столик со стопкою книг. 

На столе, покрытом кружевной скатертью, – огромный самовар. Рядом  деревянный жесткий диван и несколько венских стульев. В углу стоит комод. На нем швейная машинка иностранного производства.

В «красном» углу горницы, под «образами святых угодников», - угловой столик со стопкою книг. 

Подлинных экспонатов в музее нет, так как семья поэта была репрессирована и выслана в Зауралье. Типологические вещи, характеризующие период 1920-1930-х годов, собраны научными сотрудниками Смоленского музея-заповедника в ходе экспедиций по селам Починковского района. Без них мы не смогли бы представить той, далекой от нас, жизни (кузнечные тиски и щипцы, часть плуга, предметы сельхозтруда и быта – тарелки, самотканые скатерти и полотенца, прялка…)

Подлинных экспонатов в музее нет, так как семья поэта была репрессирована и выслана в Зауралье. Типологические вещи, характеризующие период 1920-1930-х годов, собраны научными сотрудниками Смоленского музея-заповедника в ходе экспедиций по селам Починковского района. Без них мы не смогли бы представить той, далекой от нас, жизни (кузнечные тиски и щипцы, часть плуга, предметы сельхозтруда и быта – тарелки, самотканые скатерти и полотенца, прялка…)

Вся мебель в музее воссоздана братом поэта, Иваном Трифоновичем Твардовским, отличным мастером-краснодеревщиком, резчиком по дереву.

Вся мебель в музее воссоздана братом поэта, Иваном Трифоновичем Твардовским, отличным мастером-краснодеревщиком, резчиком по дереву.

3 февраля 1990 года Сергей Залыгин в Книге Почетных гостей напишет такие строки: «Десятки лет знал А.Твардовского. В воображении моем существовал и его хутор, малое начало большого человека, удивительного поэта. И вот впервые здесь. Особенное неповторимое чувство».

3 февраля 1990 года Сергей Залыгин в Книге Почетных гостей напишет такие строки: «Десятки лет знал А.Твардовского. В воображении моем существовал и его хутор, малое начало большого человека, удивительного поэта. И вот впервые здесь. Особенное неповторимое чувство».

Время все расставило на свои места. Стертый с лица земли хутор Загорье, дорогое место для Твардовского, живет. И живет не только в его произведениях. 

Время все расставило на свои места. Стертый с лица земли хутор Загорье, дорогое место для Твардовского, живет. И живет не только в его произведениях. 

В Загорье едут тысячи людей как в дни проведения поэтических и фольклорных праздников, так и в будни. Сегодня они могут войти в дом детских и юношеских лет поэта, мысленно повторяя: Ничем сторона не богата,  А мне уже тем хороша,  Что там наудачу когда-то  Моя народилась душа…

В Загорье едут тысячи людей как в дни проведения поэтических и фольклорных праздников, так и в будни. Сегодня они могут войти в дом детских и юношеских лет поэта, мысленно повторяя:

Ничем сторона не богата, А мне уже тем хороша, Что там наудачу когда-то Моя народилась душа…

Запольный переулок, дом 4, квартира 26. Небольшое помещение с обстановкой 50-60-х годов прошлого века тесно связано с жизнью и творчеством великого поэта и имеет богатую историю, соприкоснуться с которой очень легко, достаточно переступить порог музея.

Запольный переулок, дом 4, квартира 26. Небольшое помещение с обстановкой

50-60-х годов прошлого века тесно связано с жизнью и творчеством великого поэта и имеет богатую историю, соприкоснуться с которой очень легко, достаточно переступить порог музея.

В 1943 году Александр Твардовский приехал в Смоленск в качестве военного корреспондента газеты «Красноармейская правда» Западного фронта.  27 сентября он с родителями, сестрами и племянниками въехал в квартиру в Запольном переулке. Поэт жил здесь с сентября 1943 года по март 1944-го, в самый разгар войны, пока редакция газеты находилась недалеко от города.

В 1943 году Александр Твардовский приехал в Смоленск в качестве военного корреспондента газеты «Красноармейская правда» Западного фронта.

27 сентября он с родителями, сестрами и племянниками въехал в квартиру в Запольном переулке. Поэт жил здесь с сентября 1943 года по март 1944-го, в самый разгар войны, пока редакция газеты находилась недалеко от города.

Эти стены помнят, как создавалась поэма «Дом у дороги», рождались новые главы «Василия Теркина» и «За далью – даль», сюда к Твардовскому приезжали фронтовые друзья – художник Орест Верейский и писатель Евгений Воробьев.

Эти стены помнят, как создавалась поэма «Дом у дороги», рождались новые главы «Василия Теркина» и «За далью – даль», сюда к Твардовскому приезжали фронтовые друзья – художник Орест Верейский и писатель Евгений Воробьев.

В ноябре 1990 года квартира А.Т.Твардовского стала музеем, созданным в память о пребывании поэта в Смоленске. Помимо обстановки, бережно сохраненной сестрами Александра Трифоновича, в экспозиции представлены разные издания книг поэта, фотографии, письма, рисунки О.Верейского.  В музее-квартире проводятся литературные встречи, вечера.

В ноябре 1990 года квартира А.Т.Твардовского стала музеем, созданным в память о пребывании поэта в Смоленске. Помимо обстановки, бережно сохраненной сестрами Александра Трифоновича, в экспозиции представлены разные издания книг поэта, фотографии, письма, рисунки О.Верейского. В музее-квартире проводятся литературные встречи, вечера.

Привязанность к родной Смоленщине Твардовский пронес через всю свою жизнь.   Родная земля отвечает поэту тем же, любя и ценя его творчество, заботливо сохраняя память о Александре Трифоновиче.

Привязанность к родной Смоленщине Твардовский пронес через всю свою жизнь.  

Родная земля отвечает поэту тем же, любя и ценя его творчество, заботливо сохраняя память о Александре Трифоновиче.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!