Творчество и судьба художника на страницах романа
«Мастер и Маргарита»
Учебный предмет: Литература
Творчество и судьба художника
Литературный мир в романе
Мастер
МАССОЛИТ
Председатель М.А. Берлиоз
«Я не писатель,
я – мастер»
Поэт Иван Бездомный
Критик О.Латунский
Поэт А Рюхин
2
Творчество и судьба художника
Литературный мир в романе
Неоднозначная расшифровка названия ассоциации
Московская АССОциация ЛИТераторов
МАСсовая СОциалистическая ЛИТература
МАССОвая ЛИТература
МАСтера Советской ЛИТературы
МАСтера СОциалистической ЛИТературы и т.д.
Прообраз МАССОЛИТа
РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) – литературная группировка, которая стала символом карательных функций по отношению к свободомыслящим художникам.
Расположение
Дом, в котором разместился МАССОЛИТ – «Дом Грибоедова» – пародия на Дом трудолюбия. (Дом Герцена, сейчас там находится литературный институт имени Горького).
3
Творчество и судьба художника
Литературный мир в романе
«Дом Грибоедова» в романе – символ не пишущей, а жующей писательской братии , символ превращения литературы в источник насыщения неумеренных аппетитов.
Дом, в котором находился МАССОЛИТ, называется «Домом Грибоедова», потому что им некогда якобы владела тётка писателя А.С. Грибоедова и в этом доме он читал ей отрывки из «Горя от ума». Главная достопримечательность «Грибоедова» – ресторан , которому даётся иронически восторженная характеристика:
- Где ты сегодня ужинаешь, Амвросий?
- Что за вопрос, конечно, здесь, дорогой Фока! Арчибальд Арчибальдович шепнул мне сегодня, что будут порционные судачки а натюрель. Виртуозная штучка!
- Умеешь ты жить, Амвросий! – со вздохом отвечал тощий, запущенный с карбункулом на шее Фока румяногубому гиганту, золотистоволосому, пышнощекому Амвросию-поэту.
4
Творчество и судьба художника
Литературный мир в романе
МАССОЛИТ занимался вовсе не литературой, а распределением благ : «Всякий посетитель, если он, конечно, был вовсе не тупица, попав в Грибоедов, сразу же соображал, насколько хорошо живётся счастливцам – членам МАССОЛИТа…»
Бильярдная
Писатели – члены МАССОЛИТа - не обременены ни духовным трудом, ни муками творчества.
Они не верят в то, что пишут, членство в Союзе писателей для них – возможность весело и безбедно пожить.
Вместо трудовых учреждений здесь располагаются кабинеты, связанные только с отдыхом и развлечениями.
Рыбно-дачная секция
Однодневная творческая путевка
Названия дверей в МАССОЛИТе
Ресторан
Перелыгино
Кассы
Квартирный вопрос
5
Творчество и судьба художника
Литературный мир в романе
Литератор, председатель МАССОЛИТа. Берлиоз прежде всего функционер, чиновник от литературы.
В самом начале романа, в сцене на Патриарших, Берлиоз в беседе с Иваном Бездомным отрицает историчность Иисуса Христа , а затем, в разговоре с Воландом, заявляет, что человеческой жизнью управляет «сам человек» .
Утверждение Берлиоза, что никакого Иисуса не существовало, не так уж безобидно. Для него нет ни Бога, ни дъявола, вообще ничего, кроме обыденной реальности, где он всё знает наперёд и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть .
Ни один из его подчиненных не занят литературой : это завсегдатаи грибоедовского ресторана, «инженеры человеческих душ», которых интересует лишь делёжка материальных благ и привилегий.
Михаил Александрович Берлиоз ,
председатель МАССОЛИТа
6
Творчество и судьба художника
Литературный мир в романе
Воланд предсказывает Берлиозу его судьбу, предсказание сбывается: Берлиозу «отрезает голову» женщина, управляющая трамваем, под который он попадает, поскользнувшись на разлитом масле.
Воланд со свитой водворяется в квартире Берлиоза. Останки героя увозят в морг, и его голову для похорон пришивают к туловищу, ночью голова исчезает, украденная Бегемотом.
Во время бала Воланд обращается к ожившей голове Берлиоза. Затем череп Берлиоза превращается в чашу, которая наполняется кровью убитого Майгеля, превращённой в вино: этим вином Воланд «причащает» Маргариту.
М. А. Берлиоз
За что наказан Берлиоз?
Берлиоз наказан Воландом за его веру в мнимые ценности и за сознательное служение им. Он не только сам проповедует официально утвержденные истины, но и требует этого от своих подчиненных.
«…каждому будет дано по его вере…»
Воланд.
7
Творчество и судьба художника
Литературный мир в романе
Критик Латунский – основной гонитель Мастера, давший несправедливую оценку его роману.
- Что это за критик Латунский? – спросил Воланд, прищурившись на Маргариту.
- Есть такой один критик. Я сегодня вечером разнесла его квартиру.
- Вот те раз! А зачем же?
- Он, мессир, - объяснила Маргарита, - погубил одного мастера.
О. Латунский, критик
Разгромная статья критика Латунского сделала свое дело. Роман мастера не был напечатан, но критические статьи не прекращались.
8
Творчество и судьба художника
Литературный мир в романе
Поэт Рюхин, завистливый и бездарный, полностью лишен воли что-либо исправить в своей жизни.
Завидует Пушкину
Взглянув на памятник Пушкину, он (Рюхин) думает: «Ну что он сделал? Я не постигаю… Не понимаю… Повезло, повезло!»
А. Рюхин, поэт
- Повезло Пушкину! … Он обо всем написал. Больше и тем не осталось!
Поэт Рюхин является «балбесом и бездарностью». Он сочиняет плохие стихи и сам это понимает:
«...среди идиотов, из которых первый – балбес и бездарность Сашка!..»
«...Да, да, обидные слова, брошенные Бездомным прямо в лицо. И горе не в том, что они обидные, а в том, что в них заключается правда...»
«...Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи. Отчего они дурные? Правду, правду сказал! – безжалостно обращался к самому себе Рюхин, – не верю я ни во что из того, что пишу!..»
9
Творчество и судьба художника
Литературный мир в романе
Иван Бездомный – поэт, член МАССОЛИта. Написал антирелигиозную поэму.
Один из первых героев (наряду с Берлиозом), встретившихся с Воландом .
Попал в клинику для душевнобольных , также первый познакомился с Мастером.
Потом излечился, перестал заниматься поэзией, стал профессором Института истории и философии .
Иван Николаевич Бездомный (Понырев), поэт
Иван Бездомный – человек немного наивный, доверчивый. Знакомство с Воландом открыло перед Иваном серьезность, сложность и трагедийность жизни. В романе он проходит путь духовного обновления.
- Хороши ли ваши стихи, скажите сами?
- Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
- Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
- Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван.
После многих бесед с Мастером Иван начинает понимать истину – прежнее его творчество никуда не годится. Он решает бросить писать.
Но Мастер дает ему новые силы и указывает путь настоящего поэта – писать искренне, честно о том, что волнует и поэта, и людей.
10
Творчество и судьба художника
Главы, посвященные судьбе художника
Глава 5
Дело было в Грибоедове
5
Глава 13
Явление героя
Судьба Мастера
Глава 29
Судьба Мастера и Маргариты определена
13
29
24
Глава 24
Извлечение Мастера
11
Творчество и судьба художника
Глава 13 Явление героя
Событие
Вопросы
Знакомство Мастера и Ивана Бездомного
Каково прошлое Мастера?
Место
Психиатрическая клиника
«С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми».
Почему герой – Мастер, а не писатель?
Почему Мастер не желает покидать психиатрическую больницу?
- Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? – заинтересовался Иван.
- Нет, - твердо ответил гость, - я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда.
Что общего у Мастера и Ивана Бездомного?
Что общего у Мастера и Булгакова?
12
Творчество и судьба художника
Глава 13 Явление героя
История жизни Мастера
Два года назад работал в московском музее, занимался переводами. По образованию историк.
Однажды он выиграл сто тысяч рублей.
Купил книги, переехал в маленькую квартирку в переулке рядом с Арбатом.
Бросил службу, начал писать роман о Понтии Пилате.
На Тверской познакомился с Маргаритой, которая стала его любовницей.
Когда роман был дописан, Мастер решил его опубликовать, но столкнулся с резкой критикой и травлей.
13
Творчество и судьба художника
Глава 13 Явление героя
История жизни Мастера
Мастер впал в болезненное состояние.
Познакомился с новым соседом – Алоизием Могарычем.
Когда Маргарита отсутствовала, сжег свой роман.
Маргарита вернулась, смогла спасти часть романа.
В середине октября Мастер исчез, вернулся в середине января.
Квартира Мастера была занята, идти ему было некуда.
Мастер отправился в психиатрическую клинику, в которой находится уже четвертый месяц.
14
Творчество и судьба художника
Отвечаем на вопросы
Вопросы
Ответы
Ответ 1 :
1 Каково прошлое Мастера?
Ответ 2 :
2 Почему герой – Мастер, а не писатель?
Ответ 3 :
3 Почему Мастер не желает покидать психиатрическую больницу?
Ответ 4 :
4 Что общего у Мастера и Ивана Бездомного?
5 Что общего у Мастера и Булгакова?
Ответ 5 :
15
Творчество и судьба художника
М.А. Булгаков и Мастер
Мастер
М.А. Булгаков
Талантливый писатель
Талантливый писатель
Многие произведения
не публиковали, был подвергнут критике
Роман не был опубликован, был подвергнут критике
Сжег свой роман, не боролся за него, был сломлен
Не был сломлен, боролся за свой роман до последнего
Вывод:
Творчество и судьба художника
Мастер и Иешуа Га-Ноцри
Мастер
Оказывается в конфликтной, драматичной ситуации. Проходит трагический путь в романе.
В имени своего героя автор подчеркивает способность к творчеству, способность быть профессионалом своего дела и не изменять своему таланту.
Оказывается несостоятельным как трагический герой: в нем недостает нравственной силы.
Отказывается от своего романа.
Иешуа Га-Ноцри
Оказывается в конфликтной, драматичной ситуации. Проходит трагический путь в романе.
Несет высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги.
Показывает нравственную силу на допросе у Пилата.
Не изменяет своей вере, своим взглядам.
Вывод: