Умножение и деление обыкновенных дробей
Цели:
- Вывести правило умножения дроби на число
- Вывести правило умножения дроби на дробь
- Повторить основное свойство дроби и закрепить навыки при сокращении дробей
Повторение (теория):
- Как называется элемент дроби, стоящий над чертой, под чертой.
- Как называется деление числителя и знаменателя на одно и то же число.
- Каким действием можно заменить дробную черту.
- Для того чтобы сравнить дроби с разными знаменателями нужно…
5. Какая дробь называется правильной.
Повторение (практика):
1. Сократите дробь
2. Исключите целую часть из дроби:
3. Запишите число в виде неправильной дроби:
,
,
4. Выполните действия:
,
,
,
,
,
Изучение нового (умножение дроби на число):
7
7
7
7
9
9
9
9
7
7 + 7 + 7 + 7
7
28
7
7
7
7 ∙ 4
∙ 4 = + + + = = =
9
9
9
9
9
9
9
9
Чтобы умножить дробь на натуральное число , надо ее числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения.
Изучение нового (умножение дроби на дробь):
4
5
Найти S закрашенной фигуры
2
3
S = a ∙ b
2 ∙ 4
2
4
8
S = ∙ = =
15
5
3 ∙ 5
3
Чтобы умножить дробь на дробь , надо: 1) найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей; 2) первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем.
Изучение нового (пример) :
2
1
1
3
Изучение нового (умножение смешанных чисел):
4
1
4
13
1
3
Для того чтобы выполнить умножение смешанных чисел , надо их записать в виде неправильных дробей, а затем воспользоваться правилом умножения дробей.
Практика:
В классе : № 427, 428, 429, 430, 433
Домашнее задание: № 472, 435, 437
Рефлексия:
- Сегодня на уроке я научился…
- Своей работой на уроке я …
- Урок заставил меня задуматься о …
- А особенно мне удалось …
- Я понял, что …
- Мне было интересно, потому что …
- Для меня стало открытием, что …
- Мне показалось важным …
Нахождение дроби от числа
Повторение (теория):
- Расскажите порядок действий, при упрощении выражений, содержащих скобки.
- Чему равна площадь прямоугольника?
- Чему равен объем параллелепипеда?
- Расскажите признаки делимости чисел на 2, 3, 5, 9, 10, 100.
Повторение (практика):
- Дайте определение. Процент - …
Как найти процент от числа?
Повторение (практика):
- Чтобы найти число по его указанному проценту , нужно заданное число разделить на заданную величину процента, а результат умножить на 100.
- Чтобы найти указанный процент от числа , нужно данное число умножить на число процентов и результат разделить на 100.
- Выпишите решение №478 (8 человек).
- Решим № 479, 480.
Нахождение дроби от числа
Найти S закрашенной фигуры
S круга = 64
1 способ:
S сектора = 64 : 8 ∙ 3
S сектора = 24
2 способ:
3
64 ∙ 3
S сектора = 64 ∙ = = 8 ∙ 3 = 24
8
8
Нахождение дроби от числа
3
Найти от 48
4
12
1
Чтобы найти дробь от числа , нужно умножить число на эту дробь .
Нахождение дроби от числа
5
Найти от 0,28
7
4
1
1
1
20
5
Чтобы найти дробь от числа , нужно умножить число на эту дробь .
Практика:
В классе : № 484, 486, 490, 491, 494, 498
Домашнее задание: № 523, 524, 533, 534(а), заполнить карточку
Нахождение дроби от числа. Урок 2
Цели:
- Отрабатывать умение находить дробь от числа
- Решать задачи на нахождения дроби от числа с помощью умножения
Повторение
- Как перемножить две дроби?
- Как перемножить две смешанные дроби?
- Как умножить дробь на число?
- Расскажите алгоритм нахождения дроби от числа.
- Что такое процент? Как его найти?
- Расскажите признаки делимости чисел на 2, 3, 5, 9, 10, 100.
Повторение (практика):
Практика:
В классе : № 484, 486, 490, 491, 494, 498
Домашняя работа: №527, 528, 530, 534(в)
(заполнить таблицу – для 6 б)
Нахождение дроби от числа. Решение задач
Повторение
- Что такое процент? Как его найти?
2. Проверим домашнее задание:
Практика:
В классе : № 490, 491, 494, 498 (для 6б)
№ 499, 502, 518, 525, 531, 532, 520 (2) (для 6а)
Домашняя работа: 501, 505, 529, 520 (а)
Применение распределительного свойства умножения
Повторение
- Как перемножить две дроби?
- Как перемножить две смешанные дроби?
- Как умножить дробь на число?
- Расскажите алгоритм нахождения дроби от числа.
- Что такое 1 процент? Как его найти?
- Что значит сократить дробь?
Устный счет
1
5
1
1
3
2
+
2
+
+
12
5
12
5
3
5
1
1
1
5
14
2
-
-
-
3
7
8
4
15
15
12
2
5
1
-
-
2
2
3
5
-
25
6
9
Применение распределительного свойства умножения
Применение распределительного свойства умножения
2
1
Чтобы умножить смешанное число на натуральное число , можно:
1) умножить целую часть на натуральное число;
2) умножить дробную часть на это натуральное число;
3) сложить полученные результаты.
Применение распределительного свойства умножения
4
3
1
1
Применение распределительного свойства умножения
1
1
Применение распределительного свойства умножения
1
2
Практика:
В классе: 538 (д, е, ж, з), 537 (б, г, е, з, к), №538 (а, б, в, г), 539 (б, г, е, з, к, м)
Домашнее задание: №539 (все остальные), 540
Применение распределительного свойства умножения. Решение задач
Повторение
- Расскажите, как умножить смешанное число на натуральное число.
- Проверка домашнего задания. Назовите получившиеся ответы.
Практика:
В классе: 536-540 (четные).
542, 543, 545, 548, 563
Дома: 546, 549.
Взаимно обратные числа
Два числа, произведение которых равно 1 , называют взаимно обратными .
Взаимно обратные числа
Два числа, произведение которых равно 1 , называют взаимно обратными .
Взаимно обратные числа
Деление
3
1
1
4
Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю.
Нахождение числа по его дроби
Повторение
- Как перемножить две дроби?
- Как перемножить две смешанные дроби?
- Как умножить дробь на число?
- Расскажите алгоритм нахождения дроби от числа.
- Что такое 1 процент? Как его найти?
- Что значит сократить дробь?
Нахождение числа по его дроби
Найти S квадрата, если S закрашенной части равна 60 м 2
3
− закрашенная часть
4
S квадр. = 60 : 3 ∙ 4 = 80 м 2
3
4
S = 60 : = 60 ∙ = 80 м 2
4
3
Чтобы найти число по данному значению его дроби, надо это значение разделить на дробь .
Нахождение числа по его дроби
3
Найти число, если его равны 48.
4
8
Найти число, если его равны 560.
9
Нахождение числа по его дроби
Найти число, если 0,6 его равны 12,9.
Найти число, если 35% его равны 91.
Нахождение числа по его дроби
- Девочка прошла на лыжах 300 м, что составляло 3/8 всей дистанции. Какова длина дистанции?
- Расчистили от снега 2/5 катка, что составляет 200 кв.м. Найдите площадь всего катка?
Нахождение числа по его дроби
- Девочка прочитала ¾ книги, что составляет 120 страниц. Сколько страниц в книге?
- Девочка собрала 40 слив, что составило 1/3 всех слив. Сколько слив было собрано всего?
Практика:
В классе: 648, 649, 650, 652, 654, 658, 660, 664
Дома: 680, 681, 682, 683
Нахождение числа по его дроби. Практика
Повторение
- Сформулируйте правило нахождения числа по данному значению его дроби.
- Расскажите, как найти число по данному значению его процентов.
- Проверим домашнее задание. Назовите получившиеся ответы.
Устно
Устно
50
3
Найдите число,
которого равны 30. .
=
5
81
4
=
1
которого равны 117. .
Найдите число,
9
54
=
Найдите число, 0,6
которого равны 32,4. .
16
=
Найдите число, 1,45
которого равны 17,2. .
Нахождение числа по его дроби
Устно:
- Какова сумма денег, если 12 рублей составляет ¾ имеющейся суммы?
- Определите длину отрезка, 3/5 которого имеют длину 15 см.
- Сыну 10 лет. Его возраст составляет 2/7 возраста отца. Сколько отцу лет?
Нахождение числа по его дроби
Найдите число:
- 50 % которого составляет 16
- 200 % которого составляет 30
- 4 % которого составляет 16
- 25 % которого составляет 200
Практика:
В классе: 655, 684, 685, 686, 689
Дома: 683, 687, 689, 690
Сдать тетради с самостоятельной работой.
Самостоятельная работа.
I вариант
II вариант
Вычислить:
1)
1)
2)
2)
3)
3)
От трубы отрезали 6 м, что составляет 2/5 длины всей трубы. Найдите длину трубы.
В конюшне стоят лошади. 2/9 всех лошадей – вороные. Сколько лошадей в конюшне, если вороных в ней 14?