Формулы сокращенного
умножения .
«Умножение разности двух выражений на их сумму»
Психогеометрия
№ 1
№ 3
№ 2
Трудолюбие
Сочувствие
Сопереживание
Восторженность
№ 5
№ 4
Любознательность
Интерес ко всему
Лидерство
Энергичность
«У математиков есть свой язык - формулы » С.В. Ковалевская
(1850 – 1891)
Что называется формулой?
Формула -символическая запись, содержащая некоторое утверждение.
Ещё в глубокой древности было подмечено,
что некоторые многочлены можно умножить короче, быстрее, чем все остальные. Так появились формулы сокращенного
умножения, их несколько. Сегодня мы
с вами в роли исследователей «откроем»
третью формулу.
Мы уже знаем две формулы «Квадрат суммы и разности двух выражений»
Применяя эти формулы, мы можем быстро возводить числа в квадрат. Например:
Жизнь заставляет нас очень часто встречаться с числами.
Где бы мы ни были приходиться применять
различные вычисления. Поэтому необходимо хорошо считать.
Очень хорошо, если вы это умеете делать устно.
Устно считаю произведения чисел:
59 ∙ 61; 198 ∙ 202. Ответы записываю на доске:
59 ∙ 61 = 3599; 198 ∙ 202 = 39996;
ВОПРОС -ОТВЕТ
- Возвести в данную степень каждый множитель Произведение чисел, переменных и их степеней
- Слагаемые с одинаковой буквенной частью
- Основание оставить тем же, а показатели сложить
- Какие слагаемые называются подобными?
- Что называют многочленом?
- Как умножить степени с одинаковым основанием?
- Как возвести произведение в степень?
Устная работа
а) a+b; б) a 2 +b 2 ; в) (a+b) 2 ;
г) x-y; д) (x-y) 2 ; е) x 2 -y 2 .
ж) х + у; з) (к + 1)²; и) (а –b) ²;
к) с ² + р ² ; л) р – у; м) с ² – х ²
Записать:
- Квадрат a : a 2
- Квадрат b : b 2
- Разность квадратов a и b : a 2 – b 2
- Сумма квадратов a и b : a 2 +b 2
- Произведение a и b : ab
- Удвоенное произведение a и b : 2ab
- Сумма a и b : a+b
- Разность a и b : a-b
- Квадрат суммы a и b (a+b) 2
- Квадрат разности a и b : (a-b) 2
Устная работа
Возвести в квадрат:
a; 4а; 3c; 8с²k³; 5с 4 k 6 ; 10pd 6
8c; 0,9a; 4x; 7a³; 0,05y².
ОТВЕТЫ:
a 2 ; 16а 2 ; 9c 2 ; 64с 4 k 6 ; 25с 8 k 12 ; 100p 2 d 12
64с²; 0,81а²; 16х²
Найдите удвоенное произведение выражений:
a и b, 0,5c и 6,
4x и 2x², 2b и -5k
Ответы: 2ab, 3c, 8x 3 , -10 bk
- Найдите произведение 5 b и 3 с. Чему равно удвоенное произведение этих выражений?
- a и b 0,4 x и x 23b и - 5c у и 6 .
- Объясните: как умножить многочлен на многочлен?
4. Перемножить данные многочлены
( 4 – а) · (3 + а) = 12+4a-3a-a 2 =12+a-a 2
Вы знаете, что при умножении многочлена на многочлен каждый член одного многочлена
умножается на каждый член другого
Но в некоторых случаях умножение многочленов можно выполнить короче
Исследование
1
(m+h)(m-h)=
(a-d)(a+d)=
(x+q)(x-q)=
2
(c-t)(c+t)=
(r+s)(r-s)=
(m-b)(m+b)=
Исследование
1
(m+h)(m-h)=
m 2 - h 2
(a+d)(a-d)=
a 2 - d 2
(x-q)(x+q)=
x 2 - q 2
2
(c+t)(c-t)=
c 2 - t 2
(r-s)(r+s)=
r 2 - s 2
(m+b)(m-b)=
m 2 = b 2
Тема урока
«Умножение разности двух выражений на их сумму»
Произведение разности двух выражений
на их сумму равно
разности квадратов этих выражений
(a-b) (a+b) =a 2 -b 2
ФОРМУЛЫ СОКРАЩЁННОГО УМНОЖЕНИЯ :
1.(a+b) 2 =a 2 +2ab+b 2
2.(a-b) 2 =a 2 -2ab+b 2
3.(a-b) (a+b) =a 2 -b 2
Преобразуйте в многочлен
Найди ошибку и объясни.
(3у+7х)(7х-3у)=(3у)² –(7х)²=
9у²-49х²
(2а + в)(в – 2а) = 4а² – в²
(а ²– в)(а ² + в) = а ⁴ + в²
(4 – а²)(а² + 4) = 16 + а⁴
Формулы сокращенного умножения помощью геометрических фигур- прямоугольника, треугольника, круга, квадрата и т.д.
Выбрать правильный ответ
1
(3с+2а)(2а-3с)
(4x - 7y) (7y+4х)
4а 2 – 6ас
2
4а 2 + 9с
А
16x 2 + 49y 2
(2a – 0,5x) ( 0,5x+ 2а)
3
(8п+9у)(9у-8п)
4
16x 2 - 49y 2
4а 2 – 9с²
Н
Г
4a 2 - 0,25 x 2
Т
2а 2 – 3с 2
4x 2 - 7y 2
П
16п ² -8у²
4a 2 + 0,25 x 2
Я
64п 2 +18 2
16x 2 - 14 y 2
Д
О
2a 2 - 0,25 x 2
М
М
4a 2 - ax +0,25 x 2
Л
81у² - 64п²
Е
Н
Ь
Ц
81у² + 64п²
К
У Р А
Соотнесите произведение разности двух выражений на их сумму с разностью квадратов этих выражений
а) (5х - у) (5х + у); 1) 81b ² – 1
б) (9b + 1)(9b - 1); 2) 36с ² + 7d ²
в) (6с – 7d)(6с + 7d). 3) 25х ² – у ²
4) 36с ² - 49d ²
- а) ____; б) ____; в) ____.
Преобразуйте в многочлен
1 вариант
(в+3)(в-3)=в ²-9
(2с-1)(2с+1)=4с ² -1
(х+3у)(х-3у)=х ² -9у ²
(10а-в)(в+10а)=100а ² - в ²
2 вариант
(а+2)(а-2)=а ² -4
(3в-1)(3в+1) =9в ² -1
(а+2в)(а-2в) =а ²-4в ²
(4а-в)(в+4а)=16а ² -в ²
_
_
)
(
)
(
2
=
2
+
Ребята, а какая у нас была проблема, поставленная в начале урока. Кто сейчас может объяснить, как устно найти произведения чисел. Кто может объяснить, как устно найти произведения чисел: 25 ∙ 35; 59 ∙ 61; 198 ∙ 202?
25 ∙ 35 = (30 - 5)(30 + 5) = 302 – 52 = 900 – 25 = 875;
59 ∙ 61 =(60 - 1)(60 + 1) = 602 – 12 = 3600 – 1 = 3599;
198 ∙ 202= (200 – 2)(200 + 2)= 2002 – 22 = 40000 – 4 = 39996
Соединить линиями тождественно равные выражения
- -С какими формулами мы познакомились сегодня на уроке?
- -Почему эти формулы называются формулами сокращенного умножения?
- -Чему равен квадрат суммы двух выражений?
- С формулами сокращенного умножения
- Позволяют некоторые многочлены умножать короче, быстрее, чем остальные.
- Равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражения плюс квадрат второго выражения
- -Чему равен квадрат разности двух выражений?
- Равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражения плюс квадрат второго выражения
- -Как вы думаете, зачем нужны нам эти формулы и стоит ли их запоминать?
Свой урок закончим:
Формулы! Сложные, замечательные, Учат, занимают, развивают. Формулы – основа всей алгебры!