СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация-урок на тему "Судьба человека в годы войн."(По стихотворения М.В. Исаковского "Враги сожгли родную хату" и рассказу М.И.Шолохова "Судьба человека").

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительная характеристика судеб человеческих в поэзии и прозе. Значимость произведений о войне

Просмотр содержимого документа
«Презентация-урок на тему "Судьба человека в годы войн."(По стихотворения М.В. Исаковского "Враги сожгли родную хату" и рассказу М.И.Шолохова "Судьба человека").»

 Тема:«Судьба человека в годы войны » (по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» ) Учитель русского языка и литературы Рулева Ольга Григорьевна село Тарумовка Тарумовский район Республика Дагестан ») Учитель русского языка и литературы Рулева Ольга Григорьевна село Тарумовка Тарумовский район Республика Дагестан

Тема:«Судьба человека в годы войны »

(по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» )

Учитель русского языка и литературы Рулева Ольга Григорьевна село Тарумовка Тарумовский район Республика Дагестан

»)

Учитель русского языка и литературы Рулева Ольга Григорьевна село Тарумовка Тарумовский район Республика Дагестан

Цели урока: на примере судеб главных героев произведений показать величие духа русского воина-победителя; совершенствовать навыки сравнительного анализа художественного текста, развивать способность аргументировать высказывание; формировать гражданскую позицию, воспитывать патриотизм, трепетное отношение к памяти тех, кто завоевал Победу.

Цели урока:

  • на примере судеб главных героев произведений показать величие духа русского воина-победителя;
  • совершенствовать навыки сравнительного анализа художественного текста, развивать способность аргументировать высказывание;
  • формировать гражданскую позицию, воспитывать патриотизм, трепетное отношение к памяти тех, кто завоевал Победу.
СУДЬБА   -1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизнен-ных событий .  2. Доля, участь .  3 . История существования кого-чего-н .  4. Будущее, то, что случится, произойдет .

СУДЬБА -1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизнен-ных событий .

2. Доля, участь .

3 . История существования кого-чего-н .

4. Будущее, то, что случится, произойдет .

. Анализ стихотворения «Враги сожгли родную хату» Выразительное чтение 1 строфы.  Прочитайте выразительно первую строфу. Почему стихотворение о войне с фашистами начинается не с определённого указания на виновников беды и их действия (например, «немцы убили, сожгли, расстреляли»), а «враги» «сгубили»? . Вспомните, что такое ассонанс?  Найдите пример ассонанса в данной строфе. Какую функ-цию он выполняет?  Гулко катящийся повторяющийся звук «у» («сгубили всю его семью») выражает невероятную тоску и безысход-ность. -

. Анализ стихотворения «Враги сожгли родную хату»

Выразительное чтение 1 строфы.

  • Прочитайте выразительно первую строфу.
  • Почему стихотворение о войне с фашистами начинается не с определённого указания на виновников беды и их действия (например, «немцы убили, сожгли, расстреляли»), а «враги» «сгубили»?

.

  • Вспомните, что такое ассонанс?
  • Найдите пример ассонанса в данной строфе. Какую функ-цию он выполняет?

  • Гулко катящийся повторяющийся звук «у» («сгубили всю его семью») выражает невероятную тоску и безысход-ность.

-

«Нашел солдат в широком поле// Травой заросший бугорок» и «бутылку горькую поставил// На серый камень гробовой». Какое символическое значение приобретают детали «серый камень гробовой» и «бутылку горькую»? Зачитайте риторический вопрос . Какое эмоциональное содержание заключено в риторическом вопросе? Выразительное чтение 2 строфы. Индивидуальное задание. О перекрестке. Выразительное чтение 3 и 4 строфы . Какие слова повторяются в 4 четверостишии?  Каков смысл такого повтора, какова его интонация?  Каким предстаёт в своём тяжёлом горе солдат в двух последних четверостишиях? Озлобился ли он?
  • «Нашел солдат в широком поле// Травой заросший бугорок» и «бутылку горькую поставил// На серый камень гробовой».
  • Какое символическое значение приобретают детали «серый камень гробовой» и «бутылку горькую»?

Зачитайте риторический вопрос .

  • Какое эмоциональное содержание заключено в риторическом вопросе?

Выразительное чтение 2 строфы.

Индивидуальное задание. О перекрестке.

Выразительное чтение 3 и 4 строфы .

  • Какие слова повторяются в 4 четверостишии?
  • Каков смысл такого повтора, какова его интонация?
  • Каким предстаёт в своём тяжёлом горе солдат в двух последних четверостишиях? Озлобился ли он?
Каким предстаёт в своём тяжёлом горе солдат в двух последних четверостишиях? Озлобился ли он? -  Что даёт герою духовные силы? Выразительное чтение 5 и 6 строфы. Найдите пример олицетворения в 5 строфе. Какой образ возникает благодаря художественно-изобразительно-му средству?  Выразительное чтение 7 и 8 строфы. Дважды в тексте названо имя женщины. Почему именно это имя использует поэт?  Выразительное чтение 9 и 10 строфы. О каком историческом событии рассказывает деталь: «И на груди его светилась //Медаль за город Будапешт» .
  • Каким предстаёт в своём тяжёлом горе солдат в двух последних четверостишиях? Озлобился ли он?

-

  • Что даёт герою духовные силы?

Выразительное чтение 5 и 6 строфы.

  • Найдите пример олицетворения в 5 строфе.
  • Какой образ возникает благодаря художественно-изобразительно-му средству?

Выразительное чтение 7 и 8 строфы.

  • Дважды в тексте названо имя женщины. Почему именно это имя использует поэт?

Выразительное чтение 9 и 10 строфы.

  • О каком историческом событии рассказывает деталь: «И на груди его светилась //Медаль за город Будапешт» .
Анализ рассказа М.А.Шолохова « «Судьба человека» Назовите самые драматические эпизоды военной судьбы Андрея Соколова. Как он ведет себя в них? - Какой фрагмент текста произвел на вас наибольшее впечатление и почему? Андрей Соколов бежит из плена и полу-чает возможность съездить на родину. Казалось бы, самое страшное позади, те-перь его ждет радостное событие: встреча с семьей, но нет... Какие испытания еще ждут его? Анализ рассказа «Судьба человека»

Анализ рассказа М.А.Шолохова « «Судьба человека»

  • Назовите самые драматические эпизоды военной судьбы Андрея Соколова. Как он ведет себя в них?
  • - Какой фрагмент текста произвел на вас наибольшее впечатление и почему?
  • Андрей Соколов бежит из плена и полу-чает возможность съездить на родину. Казалось бы, самое страшное позади, те-перь его ждет радостное событие: встреча с семьей, но нет... Какие испытания еще ждут его?

Анализ рассказа «Судьба человека»

Как после войны выглядит бывший боец? Рассказчик так описывает нам его: “Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника”. -  Как вы думаете, к описанию какого литературного персонажа подошли бы эти строчки? Почему?
  • Как после войны выглядит бывший боец?
  • Рассказчик так описывает нам его: “Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника”.
  • - Как вы думаете, к описанию какого литературного персонажа подошли бы эти строчки? Почему?
- Какой идейный смысл заключается в рассказе о судьбах Андрея Соколова и безымянного солдата из стихотворения М.В. Исаковского ?

- Какой идейный смысл заключается в рассказе о судьбах Андрея Соколова и безымянного солдата из стихотворения М.В. Исаковского ?

РЕФЛЕКСИЯ  Я выбираю Красный – я восхищаюсь подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны и считаю, что о событиях этой войны забывать нельзя Зелёный  – события тех лет давно уже канули в прошлое, мне жаль погибших на войне, но жизнь продолжается, и единст-венное, что нам остаётся – это хранить светлую память о геро-ях. Синий  – мы живём в 21 веке. Великая Отечественная война – события почти столетней давности. Появилась новая литература, и писать о прошедшей войне незачем РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

Я выбираю

Красный – я восхищаюсь подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны и считаю, что о событиях этой войны забывать нельзя

Зелёный – события тех лет давно уже канули в прошлое, мне жаль погибших на войне, но жизнь продолжается, и единст-венное, что нам остаётся – это хранить светлую память о геро-ях.

Синий – мы живём в 21 веке. Великая Отечественная война – события почти столетней давности. Появилась новая литература, и писать о прошедшей войне незачем

РЕФЛЕКСИЯ

Выучить наизусть стихотворение «Враги сожгли родную хату» Выучить наизусть стихотворение «Враги сожгли родную хату»

Выучить наизусть стихотворение «Враги сожгли родную хату»

Выучить наизусть стихотворение «Враги сожгли родную хату»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!