Просмотр содержимого документа
«Презентация-урок на тему "Судьба человека в годы войн."(По стихотворения М.В. Исаковского "Враги сожгли родную хату" и рассказу М.И.Шолохова "Судьба человека").»
Тема:«Судьба человека в годы войны »
(по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» )
Учитель русского языка и литературы Рулева Ольга Григорьевна село Тарумовка Тарумовский район Республика Дагестан
»)
Учитель русского языка и литературы Рулева Ольга Григорьевна село Тарумовка Тарумовский район Республика Дагестан
Цели урока:
- на примере судеб главных героев произведений показать величие духа русского воина-победителя;
- совершенствовать навыки сравнительного анализа художественного текста, развивать способность аргументировать высказывание;
- формировать гражданскую позицию, воспитывать патриотизм, трепетное отношение к памяти тех, кто завоевал Победу.
СУДЬБА -1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизнен-ных событий .
2. Доля, участь .
3 . История существования кого-чего-н .
4. Будущее, то, что случится, произойдет .
. Анализ стихотворения «Враги сожгли родную хату»
Выразительное чтение 1 строфы.
- Прочитайте выразительно первую строфу.
- Почему стихотворение о войне с фашистами начинается не с определённого указания на виновников беды и их действия (например, «немцы убили, сожгли, расстреляли»), а «враги» «сгубили»?
.
- Вспомните, что такое ассонанс?
- Найдите пример ассонанса в данной строфе. Какую функ-цию он выполняет?
- Гулко катящийся повторяющийся звук «у» («сгубили всю его семью») выражает невероятную тоску и безысход-ность.
-
- «Нашел солдат в широком поле// Травой заросший бугорок» и «бутылку горькую поставил// На серый камень гробовой».
- Какое символическое значение приобретают детали «серый камень гробовой» и «бутылку горькую»?
Зачитайте риторический вопрос .
- Какое эмоциональное содержание заключено в риторическом вопросе?
Выразительное чтение 2 строфы.
Индивидуальное задание. О перекрестке.
Выразительное чтение 3 и 4 строфы .
- Какие слова повторяются в 4 четверостишии?
- Каков смысл такого повтора, какова его интонация?
- Каким предстаёт в своём тяжёлом горе солдат в двух последних четверостишиях? Озлобился ли он?
- Каким предстаёт в своём тяжёлом горе солдат в двух последних четверостишиях? Озлобился ли он?
-
- Что даёт герою духовные силы?
Выразительное чтение 5 и 6 строфы.
- Найдите пример олицетворения в 5 строфе.
- Какой образ возникает благодаря художественно-изобразительно-му средству?
Выразительное чтение 7 и 8 строфы.
- Дважды в тексте названо имя женщины. Почему именно это имя использует поэт?
Выразительное чтение 9 и 10 строфы.
- О каком историческом событии рассказывает деталь: «И на груди его светилась //Медаль за город Будапешт» .
Анализ рассказа М.А.Шолохова « «Судьба человека»
- Назовите самые драматические эпизоды военной судьбы Андрея Соколова. Как он ведет себя в них?
- - Какой фрагмент текста произвел на вас наибольшее впечатление и почему?
- Андрей Соколов бежит из плена и полу-чает возможность съездить на родину. Казалось бы, самое страшное позади, те-перь его ждет радостное событие: встреча с семьей, но нет... Какие испытания еще ждут его?
Анализ рассказа «Судьба человека»
- Как после войны выглядит бывший боец?
- Рассказчик так описывает нам его: “Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника”.
- - Как вы думаете, к описанию какого литературного персонажа подошли бы эти строчки? Почему?
- Какой идейный смысл заключается в рассказе о судьбах Андрея Соколова и безымянного солдата из стихотворения М.В. Исаковского ?
РЕФЛЕКСИЯ
Я выбираю
Красный – я восхищаюсь подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны и считаю, что о событиях этой войны забывать нельзя
Зелёный – события тех лет давно уже канули в прошлое, мне жаль погибших на войне, но жизнь продолжается, и единст-венное, что нам остаётся – это хранить светлую память о геро-ях.
Синий – мы живём в 21 веке. Великая Отечественная война – события почти столетней давности. Появилась новая литература, и писать о прошедшей войне незачем
РЕФЛЕКСИЯ
Выучить наизусть стихотворение «Враги сожгли родную хату»
Выучить наизусть стихотворение «Враги сожгли родную хату»