СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Урок-практикум по повести Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Урок-практикум по повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" сопровождает урок литературы в 10 классе, посвящённый проблемному анализу произведения Лескова.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Урок-практикум по повести Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"»

Н.С. Лесков  «Леди Макбет Мценского уезда» Урок-практикум (10 класс)

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Урок-практикум

(10 класс)

Цели урока-практикума Проблемный анализ повести-очерка  по главам;  развитие умения внимательно читать текст художественного произведения, находить в нём ответы на вопросы, сопоставлять, обобщать и делать выводы; воспитывать уважение к историческому прошлому России, к её культуре и литературе.

Цели урока-практикума

  • Проблемный анализ повести-очерка по главам;
  • развитие умения внимательно читать текст художественного произведения, находить в нём ответы на вопросы, сопоставлять, обобщать и делать выводы;
  • воспитывать уважение к историческому прошлому России, к её культуре и литературе.
Смысл эпиграфа Объясните смысл эпиграфа произведения : «Первую песенку зардевшись спеть» (Поговорка)

Смысл эпиграфа

  • Объясните смысл эпиграфа произведения : «Первую песенку зардевшись спеть» (Поговорка)
Авторский выбор: жанр очерка… Почему автор выбрал жанр очерка ? Признаки очерка: документальность, правдивость, реалистичность, достоверность, подлинность

Авторский выбор: жанр очерка…

  • Почему автор выбрал жанр очерка ?
  • Признаки очерка:
  • документальность,
  • правдивость,
  • реалистичность,
  • достоверность,
  • подлинность
Жанр повести… Основания? Почему впоследствии стали определять жанр произведения как повесть ? Каковы основания такого определения жанра?

Жанр повести… Основания?

  • Почему впоследствии стали определять жанр произведения как повесть ?
  • Каковы основания такого определения жанра?
Анализ повести-очерка  «Леди Макбет Мценского уезда»  по главам

Анализ повести-очерка «Леди Макбет Мценского уезда» по главам

Анализ 1 – 3 глав повести Что представляет собой семья купцов Измайловых? Расскажите о быте и нравах этой семьи. Каковы занятия Катерины в доме Измайловых? Как Катерина относится к своей жизни в замужестве? Почему Катерина принимает ухаживания приказчика Сергея?

Анализ 1 – 3 глав повести

  • Что представляет собой семья купцов Измайловых? Расскажите о быте и нравах этой семьи.
  • Каковы занятия Катерины в доме Измайловых?
  • Как Катерина относится к своей жизни в замужестве?
  • Почему Катерина принимает ухаживания приказчика Сергея?
Анализ 4 – 6 глав повести Как спасает Катерина Измайлова Сергея от гнева своего свёкра Бориса Тимофеевича? Почему она так поступает? Свидание Катерины и Сергея в саду. Какими предстают перед нами герои (их чувства, мысли)? Каким они видят мир вокруг себя? К какому поступку и решению подталкивает Сергей Катерину?

Анализ 4 – 6 глав повести

  • Как спасает Катерина Измайлова Сергея от гнева своего свёкра Бориса Тимофеевича? Почему она так поступает?
  • Свидание Катерины и Сергея в саду. Какими предстают перед нами герои (их чувства, мысли)? Каким они видят мир вокруг себя?
  • К какому поступку и решению подталкивает Сергей Катерину?
Анализ 7 – 8 глав повести В чём заключается символический смысл полусна-полуяви о коте? Убийство Зиновия Борисыча. Каковы поведение и внутреннее состояние Катерины и Сергея во время этого события?

Анализ 7 – 8 глав повести

  • В чём заключается символический смысл полусна-полуяви о коте?
  • Убийство Зиновия Борисыча. Каковы поведение и внутреннее состояние Катерины и Сергея во время этого события?
Анализ 9 – 10 глав повести О чём стал постоянно говорить Сергей Катерине в связи с приездом мальчика Феди Лямина? Каково внутреннее состояние Катерины после слов Сергея о Феде Лямине? Как вели себя Катерина и Сергей перед убийством мальчика?

Анализ 9 – 10 глав повести

  • О чём стал постоянно говорить Сергей Катерине в связи с приездом мальчика Феди Лямина?
  • Каково внутреннее состояние Катерины после слов Сергея о Феде Лямине?
  • Как вели себя Катерина и Сергей перед убийством мальчика?
Анализ 11 – 12 глав повести Каковы поведение и внутреннее состояние героев во время убийства мальчика? Как это их характеризует? По какому поводу возникает тревога в доме? Какова реакция окружающих на преступления в доме Измайловых? Как Катерина и Сергей принимают наказание за свои преступления?

Анализ 11 – 12 глав повести

  • Каковы поведение и внутреннее состояние героев во время убийства мальчика? Как это их характеризует?
  • По какому поводу возникает тревога в доме?
  • Какова реакция окружающих на преступления в доме Измайловых?
  • Как Катерина и Сергей принимают наказание за свои преступления?
Анализ 13 – 14 глав повести В чём видит Катерина смысл своей жизни? Как ведёт себя Сергей по отношению к Катерине Львовне?

Анализ 13 – 14 глав повести

  • В чём видит Катерина смысл своей жизни?
  • Как ведёт себя Сергей по отношению к Катерине Львовне?
Анализ 15 главы повести   Какой поступок Сергея убеждает Катерину Львовну в том, что её возлюбленный – подлец? Каковы причины безмерной обиды, какую переживает Катерина Измайлова? Какова роль пейзажной зарисовки в отражении внутреннего состояния Катерины? Каким образом и почему Катерина решила уйти из жизни?

Анализ 15 главы повести

 

  • Какой поступок Сергея убеждает Катерину Львовну в том, что её возлюбленный – подлец?
  • Каковы причины безмерной обиды, какую переживает Катерина Измайлова?
  • Какова роль пейзажной зарисовки в отражении внутреннего состояния Катерины?
  • Каким образом и почему Катерина решила уйти из жизни?
Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика героинь Н.С. Лескова и А.Н. Островского: Катерины Измайловой и Катерины Кабановой»

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика героинь Н.С. Лескова и А.Н. Островского: Катерины Измайловой и Катерины Кабановой»

Позиции сравнения героинь:   Быт и нравы семей Отношение к своей жизни в семье, занятия Их воспоминания о прежней жизни Чем стала любовь для каждой из них?

Позиции сравнения героинь:

  • Быт и нравы семей
  • Отношение к своей жизни в семье, занятия
  • Их воспоминания о прежней жизни
  • Чем стала любовь для каждой из них?
Позиции сравнения героинь: Трудно ли было нарушить общепринятые нормы? Отношение окружающих к поступкам героинь. Отношение автора к своей героине. Какую роль играет образ в общей структуре произведения, какие проблемы реализует?

Позиции сравнения героинь:

  • Трудно ли было нарушить общепринятые нормы?
  • Отношение окружающих к поступкам героинь.
  • Отношение автора к своей героине.
  • Какую роль играет образ в общей структуре произведения, какие проблемы реализует?
Рефлексия Каково отношение каждого из авторов к своей героине: Островского – к Катерине Кабановой; Лескова – к Катерине Измайловой? К какой героине вы испытываете симпатию и почему? Творческая манера какого писателя вам более интересна и почему?

Рефлексия

  • Каково отношение каждого из авторов к своей героине: Островского – к Катерине Кабановой; Лескова – к Катерине Измайловой?
  • К какой героине вы испытываете симпатию и почему?
  • Творческая манера какого писателя вам более интересна и почему?
Домашнее задание Завершить заполнение таблицы «Сравнительная характеристика героинь Н.С. Лескова и А.Н. Островского: Катерины Измайловой и Катерины Кабановой» Сделать выводы по таблице (письменно)

Домашнее задание

  • Завершить заполнение таблицы «Сравнительная характеристика героинь Н.С. Лескова и А.Н. Островского: Катерины Измайловой и Катерины Кабановой»
  • Сделать выводы по таблице (письменно)
Спасибо  за работу  на уроке!

Спасибо за работу на уроке!

Работу выполнила  учитель литературы  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!