Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Урок-практикум
(10 класс)
Цели урока-практикума
- Проблемный анализ повести-очерка по главам;
- развитие умения внимательно читать текст художественного произведения, находить в нём ответы на вопросы, сопоставлять, обобщать и делать выводы;
- воспитывать уважение к историческому прошлому России, к её культуре и литературе.
Смысл эпиграфа
- Объясните смысл эпиграфа произведения : «Первую песенку зардевшись спеть» (Поговорка)
Авторский выбор: жанр очерка…
- Почему автор выбрал жанр очерка ?
- Признаки очерка:
- документальность,
- правдивость,
- реалистичность,
- достоверность,
- подлинность
Жанр повести… Основания?
- Почему впоследствии стали определять жанр произведения как повесть ?
- Каковы основания такого определения жанра?
Анализ повести-очерка «Леди Макбет Мценского уезда» по главам
Анализ 1 – 3 глав повести
- Что представляет собой семья купцов Измайловых? Расскажите о быте и нравах этой семьи.
- Каковы занятия Катерины в доме Измайловых?
- Как Катерина относится к своей жизни в замужестве?
- Почему Катерина принимает ухаживания приказчика Сергея?
Анализ 4 – 6 глав повести
- Как спасает Катерина Измайлова Сергея от гнева своего свёкра Бориса Тимофеевича? Почему она так поступает?
- Свидание Катерины и Сергея в саду. Какими предстают перед нами герои (их чувства, мысли)? Каким они видят мир вокруг себя?
- К какому поступку и решению подталкивает Сергей Катерину?
Анализ 7 – 8 глав повести
- В чём заключается символический смысл полусна-полуяви о коте?
- Убийство Зиновия Борисыча. Каковы поведение и внутреннее состояние Катерины и Сергея во время этого события?
Анализ 9 – 10 глав повести
- О чём стал постоянно говорить Сергей Катерине в связи с приездом мальчика Феди Лямина?
- Каково внутреннее состояние Катерины после слов Сергея о Феде Лямине?
- Как вели себя Катерина и Сергей перед убийством мальчика?
Анализ 11 – 12 глав повести
- Каковы поведение и внутреннее состояние героев во время убийства мальчика? Как это их характеризует?
- По какому поводу возникает тревога в доме?
- Какова реакция окружающих на преступления в доме Измайловых?
- Как Катерина и Сергей принимают наказание за свои преступления?
Анализ 13 – 14 глав повести
- В чём видит Катерина смысл своей жизни?
- Как ведёт себя Сергей по отношению к Катерине Львовне?
Анализ 15 главы повести
- Какой поступок Сергея убеждает Катерину Львовну в том, что её возлюбленный – подлец?
- Каковы причины безмерной обиды, какую переживает Катерина Измайлова?
- Какова роль пейзажной зарисовки в отражении внутреннего состояния Катерины?
- Каким образом и почему Катерина решила уйти из жизни?
Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика героинь Н.С. Лескова и А.Н. Островского: Катерины Измайловой и Катерины Кабановой»
Позиции сравнения героинь:
- Быт и нравы семей
- Отношение к своей жизни в семье, занятия
- Их воспоминания о прежней жизни
- Чем стала любовь для каждой из них?
Позиции сравнения героинь:
- Трудно ли было нарушить общепринятые нормы?
- Отношение окружающих к поступкам героинь.
- Отношение автора к своей героине.
- Какую роль играет образ в общей структуре произведения, какие проблемы реализует?
Рефлексия
- Каково отношение каждого из авторов к своей героине: Островского – к Катерине Кабановой; Лескова – к Катерине Измайловой?
- К какой героине вы испытываете симпатию и почему?
- Творческая манера какого писателя вам более интересна и почему?
Домашнее задание
- Завершить заполнение таблицы «Сравнительная характеристика героинь Н.С. Лескова и А.Н. Островского: Катерины Измайловой и Катерины Кабановой»
- Сделать выводы по таблице (письменно)
Спасибо за работу на уроке!
Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.