СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока "Эпоха Ивана Грозного в литературе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного урока истории и литературы по произведению М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова..."

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока "Эпоха Ивана Грозного в литературе"»

М.Ю. Лермонтов “ Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” - поэма об историческом прошлом России

М.Ю. Лермонтов

“ Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” - поэма об историческом прошлом России

“ Песня заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности”   Ираклий Андронников

“ Песня заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности”

Ираклий Андронников

Планируемые результаты

Предметные : познакомиться с произведением М.Ю.Лермонтова, главными героями, их речью, поступками, отношением к людям. Объяснять причины, сущности, последствия опричнины, составлять характеристику Ивана IV Грозного, представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного, рассказывать о нравах и быте русского общества 16 века.

Метапредметные познавательные : ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

Метапредметные регулятивные : организовывать своё рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

Метапредметные коммуникативные : проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; владеть монологической речью.

Личностные : оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. Определить своё отношение к опричному террору на основании документов, отрывков из работ историков, произведения Лермонтова.

Предварительное анкетирование Какое качество вам больше всего нравится в купце Степане Парамоновиче Калашникове? Какой бы цветовой фон вы нарисовали ко всей песне? Какое описание природы вам больше всего запомнилось и почему? Почему купец не признался царю в истинной причине смерти Кирибеевича? Какую обложку вы бы нарисовали к «Песне о купце Калашникове»? Почему Лермонтов выбрал временем в «Песне» правление Ивана Грозного?

Предварительное анкетирование

  • Какое качество вам больше всего нравится в купце Степане Парамоновиче Калашникове?
  • Какой бы цветовой фон вы нарисовали ко всей песне?
  • Какое описание природы вам больше всего запомнилось и почему?
  • Почему купец не признался царю в истинной причине смерти Кирибеевича?
  • Какую обложку вы бы нарисовали к «Песне о купце Калашникове»?
  • Почему Лермонтов выбрал временем в «Песне» правление Ивана Грозного?
Две точки зрения на эпоху правления Ивана IV Грозного Исследователей всегда ставил в тупик вопрос о смысле опричнины, которая явилась кульминацией царствования Ивана IV. Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и др. придерживались концепции «двух Иванов»: «доброго, нарочитого правителя» в 40-50х гг. XVI века и злобного тирана в 60-80е гг. В XIX веке основным направлением стала так называемая государственная школа, ее представители рассматривали исторический процесс с точки зрения становления государственности. Все, что способствовало укреплению государства, признавалось положительным.

Две точки зрения на эпоху правления Ивана IV Грозного

Исследователей всегда ставил в тупик вопрос о смысле опричнины, которая явилась кульминацией царствования Ивана IV.

Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и др. придерживались концепции «двух Иванов»: «доброго, нарочитого правителя» в 40-50х гг. XVI века и злобного тирана в 60-80е гг.

В XIX веке основным направлением стала так называемая государственная школа, ее представители рассматривали исторический процесс с точки зрения становления государственности. Все, что способствовало укреплению государства, признавалось положительным.

Историки об опричнине Л.Н.Гумилев: «Опричнина не имеет социального смысла. Среди опричников были и бояре, и дворяне, и холопы – отделившиеся от своих социальных групп, лично преданных царю. Возникает антисистема ценностей – «кромешники» - ад». Вспомните, в чем заключалась опричная политика, последствия опричнины. С какой оценкой опричнины вы согласны? Ответ аргументируйте.

Историки об опричнине

Л.Н.Гумилев: «Опричнина не имеет социального смысла. Среди опричников были и бояре, и дворяне, и холопы – отделившиеся от своих социальных групп, лично преданных царю. Возникает антисистема ценностей – «кромешники» - ад».

Вспомните, в чем заключалась опричная политика, последствия опричнины. С какой оценкой опричнины вы согласны? Ответ аргументируйте.

Ход урока 1.Оргмомент. Определение темы и цели урока Приветствие. 2 Семантика названия Тема нашего урока записана на доске. Давайте с ней познакомимся и попробуем разобраться: на какой вопрос мы должны будем дать ответ. Между кем и чем завязывается узел конфликта в произведении Давайте проанализируем название произведения и разберемся, что нам известно о героях до начала произведения. Песня - Как автор сам определяет жанр своего произведения? - Какие песни вы знаете? Лирические обрядовые - А это какая песня? Исторические Какая информация содержится в названии о каждом из героев?

Ход урока

1.Оргмомент.

Определение темы и цели урока

Приветствие.

2 Семантика названия

Тема нашего урока записана на доске. Давайте с ней познакомимся и попробуем разобраться: на какой вопрос мы должны будем дать ответ.

Между кем и чем завязывается узел конфликта в произведении

Давайте проанализируем название произведения и разберемся, что нам известно о героях до начала произведения.

Песня

- Как автор сам определяет жанр своего произведения?

- Какие песни вы знаете?

Лирические обрядовые

- А это какая песня?

Исторические

Какая информация содержится в названии о каждом из героев?

Ход урока Составление таблицы: Царь Иван Васильевич Молодой опричник Удалой купец Калашников

Ход урока

Составление таблицы:

Царь Иван Васильевич

Молодой опричник

Удалой купец Калашников

Ход урока. Работа с текстом

А теперь мы обратимся к тексту 1 главы . Что нового мы узнаем об Иване Васильевиче и опричнике?

Иван – грозный

О чем печалится царский любимец?

А почему Кирибеевич дерзнул обмануть царя?

Опричник – Кирибеевич

В чем проявляется «отцовство» грозного царя по отношению к молодому опричнику?

Пересказ сцены печали

А обязателен ли был обряд сватовства на Руси?

Не по закону, скрытность, обман

Анализ 2 главы

Одежда, предлагает быть сватом

Во второй главе у нас речь идет о купце Калашникове.

Опора будущей семьи

Найдите в тексте подтверждение наших предположений.

Молодой купец, статный молодец

Отсутствие фаты,

Почему Степан Парамонович так эмоционально реагирует на опоздание жены? Что в ее виде его больше всего поражает?

Мое имя опозорила

Почему Алена Дмитриевна даже после этих слов обращается к мужу «Государь мой, красно солнышко». Кем для нее является муж?

Мужем и единственным защитником (она сирота)

Мужа, детей, весь род

Так, предлагая Алене Дмитриевне стать его любовницей, Кирибеевич позорит только ее?

Не возлюби…,

Он был иноверец

А какую из библейских заповедей он нарушил? А он не боялся божеского наказания?

Страсть

Что же движет Кирибеевичем, любовь или страсть?

А. Д. вспоминает свою семью, С. П. на совет зовет своих братьев

А докажите текстом, что семейные устои были самыми важными на Руси

Род-безродность,

Страсть-семейные устои

К началу третьей главы Калашников и Кирибеевич еще ни разу не встретились. А конфликт между ними есть? Это конфликт только двух мужчин из-за одной женщины?

Не православная и православная вера

Обратимся к нашей таблице и выясним, что вступает в конфликт. Докажите, что Кирибеевич – не православной веры

Ход урока. Работа с текстом Анализ 3 главы Третья глава начинается сценой начала кулачного боя. На Руси это была всеобщая забава. Мужчины показывали свою силу и удаль. Но кулачный бой запрещал смертоубийство. А как вы думаете, почему никто не выходит на бой против Кирибеевича?  сила, особое расположение царя А можем ли до начала сражения, в тот момент, когда противники еще разговаривают, предположить, кто победит? непрямые намеки Калашникова, потеха – честь, нательный крест нехотя или волей вольною Заканчивается ли конфликт в произведении? Что означает вопрос царя Калашникову о причинах убийства? гудит - воет колокол, весть недобрая, смерть лютая Почему Калашников не отвечает «по правде, по совести»? Выполнил ли царь свою роль – отца нации и справедливого судьи? Так был ли конфликт?

Ход урока. Работа с текстом

Анализ 3 главы

Третья глава начинается сценой начала кулачного боя. На Руси это была всеобщая забава. Мужчины показывали свою силу и удаль. Но кулачный бой запрещал смертоубийство.

А как вы думаете, почему никто не выходит на бой против Кирибеевича?

сила, особое расположение царя

А можем ли до начала сражения, в тот момент, когда противники еще разговаривают, предположить, кто победит?

непрямые намеки Калашникова, потеха – честь,

нательный крест

нехотя или волей вольною

Заканчивается ли конфликт в произведении?

Что означает вопрос царя Калашникову о причинах убийства?

гудит - воет колокол, весть недобрая, смерть лютая

Почему Калашников не отвечает «по правде, по совести»?

Выполнил ли царь свою роль – отца нации и справедливого судьи?

Так был ли конфликт?

Ход урока Царь Иван Васильевич Молодой опричник Власть наивысшая Удалой купец Калашников Отец народа Молодость, сила, буйство чувств Опричник – личное войско Грозного Должен быть справедливым Удаль, мужество сила Нелюбовь народа Купец – почтенный человек, достоинство Нет имени - безродность Фамилия – есть род, семья

Ход урока

Царь Иван Васильевич

Молодой опричник

Власть наивысшая

Удалой купец Калашников

Отец народа

Молодость, сила, буйство чувств

Опричник – личное войско Грозного

Должен быть справедливым

Удаль, мужество сила

Нелюбовь народа

Купец – почтенный человек, достоинство

Нет имени - безродность

Фамилия – есть род, семья

Иллюстрации И. Билибина

Иллюстрации И. Билибина

Итог урока. Рефлексия Подводя итог нашему разговору, давайте обратимся к теме урока.  Что завязано в узел конфликта произведения?  Страсть – сильное чувство,  Безродность – род-семья  Несправедливость высшей власти- чувство собственного достоинства,  Неверие - христианская вера  С одной стороны – Царь и Кирибеевич, с другой – Калашников Почему Лермонтов обращается к эпохе Ивана IV Грозного?

Итог урока. Рефлексия

Подводя итог нашему разговору, давайте обратимся к теме урока. Что завязано в узел конфликта произведения? Страсть – сильное чувство, Безродность – род-семья Несправедливость высшей власти- чувство собственного достоинства, Неверие - христианская вера С одной стороны – Царь и Кирибеевич, с другой – Калашников

Почему Лермонтов обращается к эпохе Ивана IV Грозного?

Анкетирование Какое качество вам больше всего нравится в купце Степане Парамоновиче Калашникове? Какой бы цветовой фон вы нарисовали ко всей песне? Какое описание природы вам больше всего запомнилось и почему? Почему купец не признался царю в истинной причине смерти Кирибеевича? Какую обложку вы бы нарисовали к «Песне о купце Калашникове»? Почему Лермонтов выбрал временем в «Песне» правление Ивана Грозного?

Анкетирование

  • Какое качество вам больше всего нравится в купце Степане Парамоновиче Калашникове?
  • Какой бы цветовой фон вы нарисовали ко всей песне?
  • Какое описание природы вам больше всего запомнилось и почему?
  • Почему купец не признался царю в истинной причине смерти Кирибеевича?
  • Какую обложку вы бы нарисовали к «Песне о купце Калашникове»?
  • Почему Лермонтов выбрал временем в «Песне» правление Ивана Грозного?
“ Песня заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности” Ираклий Андронников

“ Песня заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности”

Ираклий Андронников

Домашнее задание а) Сочинение-эссе “Права личности человеческой и есть ли они? б) Уроки Лермонтова, уроки истории в) Кто настоящий герой “Песни”?

Домашнее задание

а) Сочинение-эссе “Права личности человеческой и есть ли они?

б) Уроки Лермонтова, уроки истории

в) Кто настоящий герой “Песни”?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!