М.Ю. Лермонтов
“ Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” - поэма об историческом прошлом России
“ Песня заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности”
Ираклий Андронников
Планируемые результаты
Предметные : познакомиться с произведением М.Ю.Лермонтова, главными героями, их речью, поступками, отношением к людям. Объяснять причины, сущности, последствия опричнины, составлять характеристику Ивана IV Грозного, представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного, рассказывать о нравах и быте русского общества 16 века.
Метапредметные познавательные : ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
Метапредметные регулятивные : организовывать своё рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
Метапредметные коммуникативные : проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; владеть монологической речью.
Личностные : оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. Определить своё отношение к опричному террору на основании документов, отрывков из работ историков, произведения Лермонтова.
Предварительное анкетирование
- Какое качество вам больше всего нравится в купце Степане Парамоновиче Калашникове?
- Какой бы цветовой фон вы нарисовали ко всей песне?
- Какое описание природы вам больше всего запомнилось и почему?
- Почему купец не признался царю в истинной причине смерти Кирибеевича?
- Какую обложку вы бы нарисовали к «Песне о купце Калашникове»?
- Почему Лермонтов выбрал временем в «Песне» правление Ивана Грозного?
Две точки зрения на эпоху правления Ивана IV Грозного
Исследователей всегда ставил в тупик вопрос о смысле опричнины, которая явилась кульминацией царствования Ивана IV.
Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и др. придерживались концепции «двух Иванов»: «доброго, нарочитого правителя» в 40-50х гг. XVI века и злобного тирана в 60-80е гг.
В XIX веке основным направлением стала так называемая государственная школа, ее представители рассматривали исторический процесс с точки зрения становления государственности. Все, что способствовало укреплению государства, признавалось положительным.
Историки об опричнине
Л.Н.Гумилев: «Опричнина не имеет социального смысла. Среди опричников были и бояре, и дворяне, и холопы – отделившиеся от своих социальных групп, лично преданных царю. Возникает антисистема ценностей – «кромешники» - ад».
Вспомните, в чем заключалась опричная политика, последствия опричнины. С какой оценкой опричнины вы согласны? Ответ аргументируйте.
Ход урока
1.Оргмомент.
Определение темы и цели урока
Приветствие.
2 Семантика названия
Тема нашего урока записана на доске. Давайте с ней познакомимся и попробуем разобраться: на какой вопрос мы должны будем дать ответ.
Между кем и чем завязывается узел конфликта в произведении
Давайте проанализируем название произведения и разберемся, что нам известно о героях до начала произведения.
Песня
- Как автор сам определяет жанр своего произведения?
- Какие песни вы знаете?
Лирические обрядовые
- А это какая песня?
Исторические
Какая информация содержится в названии о каждом из героев?
Ход урока
Составление таблицы:
Царь Иван Васильевич
Молодой опричник
Удалой купец Калашников
Ход урока. Работа с текстом
А теперь мы обратимся к тексту 1 главы . Что нового мы узнаем об Иване Васильевиче и опричнике?
Иван – грозный
О чем печалится царский любимец?
А почему Кирибеевич дерзнул обмануть царя?
Опричник – Кирибеевич
В чем проявляется «отцовство» грозного царя по отношению к молодому опричнику?
Пересказ сцены печали
А обязателен ли был обряд сватовства на Руси?
Не по закону, скрытность, обман
Анализ 2 главы
Одежда, предлагает быть сватом
Во второй главе у нас речь идет о купце Калашникове.
Опора будущей семьи
Найдите в тексте подтверждение наших предположений.
Молодой купец, статный молодец
Отсутствие фаты,
Почему Степан Парамонович так эмоционально реагирует на опоздание жены? Что в ее виде его больше всего поражает?
Мое имя опозорила
Почему Алена Дмитриевна даже после этих слов обращается к мужу «Государь мой, красно солнышко». Кем для нее является муж?
Мужем и единственным защитником (она сирота)
Мужа, детей, весь род
Так, предлагая Алене Дмитриевне стать его любовницей, Кирибеевич позорит только ее?
Не возлюби…,
Он был иноверец
А какую из библейских заповедей он нарушил? А он не боялся божеского наказания?
Страсть
Что же движет Кирибеевичем, любовь или страсть?
А. Д. вспоминает свою семью, С. П. на совет зовет своих братьев
А докажите текстом, что семейные устои были самыми важными на Руси
Род-безродность,
Страсть-семейные устои
К началу третьей главы Калашников и Кирибеевич еще ни разу не встретились. А конфликт между ними есть? Это конфликт только двух мужчин из-за одной женщины?
Не православная и православная вера
Обратимся к нашей таблице и выясним, что вступает в конфликт. Докажите, что Кирибеевич – не православной веры
Ход урока. Работа с текстом
Анализ 3 главы
Третья глава начинается сценой начала кулачного боя. На Руси это была всеобщая забава. Мужчины показывали свою силу и удаль. Но кулачный бой запрещал смертоубийство.
А как вы думаете, почему никто не выходит на бой против Кирибеевича?
сила, особое расположение царя
А можем ли до начала сражения, в тот момент, когда противники еще разговаривают, предположить, кто победит?
непрямые намеки Калашникова, потеха – честь,
нательный крест
нехотя или волей вольною
Заканчивается ли конфликт в произведении?
Что означает вопрос царя Калашникову о причинах убийства?
гудит - воет колокол, весть недобрая, смерть лютая
Почему Калашников не отвечает «по правде, по совести»?
Выполнил ли царь свою роль – отца нации и справедливого судьи?
Так был ли конфликт?
Ход урока
Царь Иван Васильевич
Молодой опричник
Власть наивысшая
Удалой купец Калашников
Отец народа
Молодость, сила, буйство чувств
Опричник – личное войско Грозного
Должен быть справедливым
Удаль, мужество сила
Нелюбовь народа
Купец – почтенный человек, достоинство
Нет имени - безродность
Фамилия – есть род, семья
Иллюстрации И. Билибина
Итог урока. Рефлексия
Подводя итог нашему разговору, давайте обратимся к теме урока. Что завязано в узел конфликта произведения? Страсть – сильное чувство, Безродность – род-семья Несправедливость высшей власти- чувство собственного достоинства, Неверие - христианская вера С одной стороны – Царь и Кирибеевич, с другой – Калашников
Почему Лермонтов обращается к эпохе Ивана IV Грозного?
Анкетирование
- Какое качество вам больше всего нравится в купце Степане Парамоновиче Калашникове?
- Какой бы цветовой фон вы нарисовали ко всей песне?
- Какое описание природы вам больше всего запомнилось и почему?
- Почему купец не признался царю в истинной причине смерти Кирибеевича?
- Какую обложку вы бы нарисовали к «Песне о купце Калашникове»?
- Почему Лермонтов выбрал временем в «Песне» правление Ивана Грозного?
“ Песня заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности”
Ираклий Андронников
Домашнее задание
а) Сочинение-эссе “Права личности человеческой и есть ли они?
б) Уроки Лермонтова, уроки истории
в) Кто настоящий герой “Песни”?