Урок литературного
чтения
Четырнадцатое ноября. Кла сс ная раб о та.
Иван Саввич Никитин (1824-1861)
Иван Саввич Никитин родился 21 сентября (3 октября) 1824 г. в Воронеже, в семье зажиточного мещанина. Его отец торговал свечками.
Восьми лет от роду в 1833 году Иван поступает в духовное училище, которое успешно заканчивает, а вот семинарию ему закончить не удастся – из-за тяжелых семейных обстоятельств.
Все заботы о семье легли на плечи молодого человека.
Никитин поступил на службу в свечную лавку. Позже она была продана за долги. На вырученные средства был приобретен постоялый двор.
Стихи Никитина наполнены сердечной болью за судьбу народа, который вынужден жить в беспросветной нужде.
Деревенский бедняк (отрывок)
Мужичка–бедняка
Господь бог наградил:
Душу теплую дал
И умом наделил.
Да злодейка нужда,
И глупа и сильна,
Закидала его
Сором, грязью она.
Едким дымом в избе,
И курной и сырой,
Выедает глаза,
Душит зимней порой.
То работа невмочь,
То расправа и суд
Молодца–силача
В три погибели гнут.
Воспевает времена года, которые прекрасны по-своему: и осень, и зима, и весна, и лето.
Черёмуха (отрывок)
Много листьев красовалося
На черёмухе весной
И гостей перебывалося
Вплоть до осени сырой.
Издалёка в ночь прохладную
Ветерок к ней прилетал
И о чём-то весть отрадную
Ей, как друг, передавал.
Чуть, бывало, загорается
Алой зорьки полоса —
Разной краской покрывается
На кудрях её роса.
Другой характерной чертой стихотворений Никитина – это мастерство описывать пейзажи. Благодаря этому часть его стихов были о природе.
Лес (отрывок)
Шуми, шуми, зеленый лес! Знаком мне шум твой величавый, И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык Твоё молчание немое И твой таинственный язык Как что-то близкое, родное.
Стихи для детей всегда писал с удовольствием, тех произведений, которые не были бы понятны им, очень мало. В основном они легкие для восприятия: о природе, про Новый год, о дружбе, о детях.
Елка (отрывок)
Одиноко вырастала Елка стройная в лесу,- Холод смолоду узнала, Часто видела грозу. Но, покинув лес родимый, Елка бедная нашла Уголок гостеприимный, Новой жизнью зацвела. Вся огнями осветилась, В серебро вся убралась, Словно вновь она родилась, В лучший мир перенеслась.
Здоровье Ивана Саввича всегда было слабым. Он часто болел. В последние годы жизни он страдал чахоткой. Поэт ушел из жизни 16 октября 1861 г., в Воронеже. Покоится Иван Никитин на местном кладбище, неподалеку от могилы поэта А. Кольцова.
Это место сейчас называется литературным некрополем.
В 1911 г. в Воронеже был установлен памятник И. Никитину. Его автором был скульптор И. А. Шуклин. В доме, где жил поэт, ныне функционирует его дом-музей. В период с 1949 по 1974 гг. выходили почтовые марки с изображением поэта.
Цели и задачи урока:
Цель урока: познакомить учащихся с произведением И.С.Никитина «В синем небе плывут над полями…»;
Задачи:
- Научить выразительно читать.
- Развить речь, мышление.
3. Воспитать учащихся любовь к Родине.
Словарная работа.
Грезит - мечтает.
Межа - граница земельных участков.
Зарево – огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений .
Храм – здание для совершения богослужения и религиозных обрядов.
Найдите в тексте эпитеты.
***
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян.
Синее небо
Золотые края
Тёплый вечер
Прохладой ночною
Красное зарево
Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт.
Золотое сиянье
Чистое поле
Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.
Выразительное чтение стихотворения
Памятка
- Правильно ставь ударения.
- Соблюдай паузы.
- Выбери силу голоса (громко, тихо).
- Определи темп (быстро, медленно)
- Читай эмоционально.
- Покажи интонацией свое отношение к произведению.
- Понравился ли вам стихотворение?
-Какие задачи были поставлены в начале урока?
-Цель урока выполнена?
-Что больше всего вам понравилось на уроке?
-я доволен своей работой на уроке.
-на уроке работал неплохо.
-на уроке мне было трудно.