СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока "И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока "И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…"»

Урок литературного чтения

Урок литературного

чтения

Четырнадцатое ноября.  Кла сс ная раб о та.

Четырнадцатое ноября. Кла сс ная раб о та.

Иван Саввич Никитин (1824-1861)

Иван Саввич Никитин (1824-1861)

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября (3 октября) 1824 г. в Воронеже, в семье зажиточного мещанина. Его отец торговал свечками.

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября (3 октября) 1824 г. в Воронеже, в семье зажиточного мещанина. Его отец торговал свечками.

 Восьми лет от роду в 1833 году Иван поступает в духовное училище, которое успешно заканчивает, а вот семинарию ему закончить не удастся – из-за тяжелых семейных обстоятельств.

Восьми лет от роду в 1833 году Иван поступает в духовное училище, которое успешно заканчивает, а вот семинарию ему закончить не удастся – из-за тяжелых семейных обстоятельств.

 Все заботы о семье легли на плечи молодого человека.  Никитин поступил на службу в свечную лавку. Позже она была продана за долги. На вырученные средства был приобретен постоялый двор.

Все заботы о семье легли на плечи молодого человека.

Никитин поступил на службу в свечную лавку. Позже она была продана за долги. На вырученные средства был приобретен постоялый двор.

 Стихи Никитина наполнены сердечной болью за судьбу народа, который вынужден жить в беспросветной нужде.

Стихи Никитина наполнены сердечной болью за судьбу народа, который вынужден жить в беспросветной нужде.

Деревенский бедняк (отрывок)   Мужичка–бедняка Господь бог наградил: Душу теплую дал И умом наделил.   Да злодейка нужда, И глупа и сильна, Закидала его Сором, грязью она.   Едким дымом в избе, И курной и сырой, Выедает глаза, Душит зимней порой.   То работа невмочь, То расправа и суд Молодца–силача В три погибели гнут.

Деревенский бедняк (отрывок)

 

Мужичка–бедняка

Господь бог наградил:

Душу теплую дал

И умом наделил.

 

Да злодейка нужда,

И глупа и сильна,

Закидала его

Сором, грязью она.

 

Едким дымом в избе,

И курной и сырой,

Выедает глаза,

Душит зимней порой.

 

То работа невмочь,

То расправа и суд

Молодца–силача

В три погибели гнут.

Воспевает времена года, которые прекрасны по-своему: и осень, и зима, и весна, и лето. Черёмуха (отрывок) Много листьев красовалося На черёмухе весной И гостей перебывалося Вплоть до осени сырой. Издалёка в ночь прохладную Ветерок к ней прилетал И о чём-то весть отрадную Ей, как друг, передавал. Чуть, бывало, загорается Алой зорьки полоса — Разной краской покрывается На кудрях её роса.

Воспевает времена года, которые прекрасны по-своему: и осень, и зима, и весна, и лето.

Черёмуха (отрывок)

Много листьев красовалося

На черёмухе весной

И гостей перебывалося

Вплоть до осени сырой.

Издалёка в ночь прохладную

Ветерок к ней прилетал

И о чём-то весть отрадную

Ей, как друг, передавал.

Чуть, бывало, загорается

Алой зорьки полоса —

Разной краской покрывается

На кудрях её роса.

 Другой характерной чертой стихотворений Никитина – это мастерство описывать пейзажи. Благодаря этому часть его стихов были о природе. Лес (отрывок) Шуми, шуми, зеленый лес!  Знаком мне шум твой величавый,  И твой покой, и блеск небес  Над головой твоей кудрявой. Я с детства понимать привык  Твоё молчание немое  И твой таинственный язык  Как что-то близкое, родное.

Другой характерной чертой стихотворений Никитина – это мастерство описывать пейзажи. Благодаря этому часть его стихов были о природе.

Лес (отрывок)

Шуми, шуми, зеленый лес! Знаком мне шум твой величавый, И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык Твоё молчание немое И твой таинственный язык Как что-то близкое, родное.

 Стихи для детей всегда писал с удовольствием, тех произведений, которые не были бы понятны им, очень мало. В основном они легкие для восприятия: о природе, про Новый год, о дружбе, о детях.  Елка (отрывок)  Одиноко вырастала  Елка стройная в лесу,-  Холод смолоду узнала,  Часто видела грозу.  Но, покинув лес родимый,  Елка бедная нашла  Уголок гостеприимный,  Новой жизнью зацвела.  Вся огнями осветилась,  В серебро вся убралась,  Словно вновь она родилась,  В лучший мир перенеслась.

Стихи для детей всегда писал с удовольствием, тех произведений, которые не были бы понятны им, очень мало. В основном они легкие для восприятия: о природе, про Новый год, о дружбе, о детях.

Елка (отрывок)

Одиноко вырастала Елка стройная в лесу,- Холод смолоду узнала, Часто видела грозу. Но, покинув лес родимый, Елка бедная нашла Уголок гостеприимный, Новой жизнью зацвела. Вся огнями осветилась, В серебро вся убралась, Словно вновь она родилась, В лучший мир перенеслась.

 Здоровье Ивана Саввича всегда было слабым. Он часто болел. В последние годы жизни он страдал чахоткой. Поэт ушел из жизни 16 октября 1861 г., в Воронеже. Покоится Иван Никитин на местном кладбище, неподалеку от могилы поэта А. Кольцова.  Это место сейчас называется литературным некрополем.

Здоровье Ивана Саввича всегда было слабым. Он часто болел. В последние годы жизни он страдал чахоткой. Поэт ушел из жизни 16 октября 1861 г., в Воронеже. Покоится Иван Никитин на местном кладбище, неподалеку от могилы поэта А. Кольцова.

Это место сейчас называется литературным некрополем.

 В 1911 г. в Воронеже был установлен памятник И. Никитину. Его автором был скульптор И. А. Шуклин. В доме, где жил поэт, ныне функционирует его дом-музей. В период с 1949 по 1974 гг. выходили почтовые марки с изображением поэта.

В 1911 г. в Воронеже был установлен памятник И. Никитину. Его автором был скульптор И. А. Шуклин. В доме, где жил поэт, ныне функционирует его дом-музей. В период с 1949 по 1974 гг. выходили почтовые марки с изображением поэта.

Цели и задачи урока: Цель урока: познакомить учащихся с произведением И.С.Никитина «В синем небе плывут над полями…»; Задачи: Научить выразительно читать. Развить речь, мышление. 3. Воспитать учащихся любовь к Родине.

Цели и задачи урока:

Цель урока: познакомить учащихся с произведением И.С.Никитина «В синем небе плывут над полями…»;

Задачи:

  • Научить выразительно читать.
  • Развить речь, мышление.

3. Воспитать учащихся любовь к Родине.

Словарная работа. Грезит   -  мечтает.  Межа - граница земельных участков.  Зарево – огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений .  Храм – здание для совершения богослужения и религиозных обрядов.

Словарная работа.

Грезит - мечтает.

Межа - граница земельных участков.

Зарево огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений .

Храм здание для совершения богослужения и религиозных обрядов.

Найдите в тексте эпитеты. *** В синем небе плывут над полями Облака с золотыми краями; Чуть заметен над лесом туман, Тёплый вечер прозрачно-румян.   Синее небо   Золотые края     Тёплый вечер

Найдите в тексте эпитеты.

***

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Синее небо

Золотые края

Тёплый вечер

 Прохладой ночною Красное зарево   Вот уж веет прохладой ночною; Грезит колос над узкой межою; Месяц огненным шаром встаёт, Красным заревом лес обдаёт.

Прохладой ночною

Красное зарево

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

Золотое сиянье Чистое поле   Кротко звёзд золотое сиянье, В чистом поле покой и молчанье; Точно в храме стою я в тиши И в восторге молюсь от души.

Золотое сиянье

Чистое поле

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

Выразительное чтение стихотворения Памятка Правильно ставь ударения. Соблюдай паузы. Выбери силу голоса (громко, тихо). Определи темп (быстро, медленно) Читай эмоционально. Покажи интонацией свое отношение к произведению.    

Выразительное чтение стихотворения

Памятка

  • Правильно ставь ударения.
  • Соблюдай паузы.
  • Выбери силу голоса (громко, тихо).
  • Определи темп (быстро, медленно)
  • Читай эмоционально.
  • Покажи интонацией свое отношение к произведению.

   

- Понравился ли вам стихотворение? -Какие задачи были поставлены в начале урока? -Цель урока выполнена? -Что больше всего вам понравилось на уроке?

- Понравился ли вам стихотворение?

-Какие задачи были поставлены в начале урока?

-Цель урока выполнена?

-Что больше всего вам понравилось на уроке?

-я доволен своей работой на уроке. -на уроке работал неплохо. -на уроке мне было трудно.

-я доволен своей работой на уроке.

-на уроке работал неплохо.

-на уроке мне было трудно.