Тема: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».
Цели:
Углублять и расширять представление об имени числительном
Сформировать понятие о простых, сложных и составных числительных
Формировать умения определять простые, сложные и составные числительные.
- Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость.
- Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?), например: Вышло тридцать томов сочинений А. П. Чехова (сколько томов вышло?). Во втором томе напечатан рассказ «Каштанка» ( в каком (котором?) томе?).
- Общее грамматическое значение числительного – число, количество предметов и порядок их при счёте.
Работа с материалом урока.
- Один, пять, пятнадцать, три миллиона двести пятьдесят тысяч сто сорок два – эти слова, обозначающие числа, - имена числительные.
- Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей.
- Если хотят сказать, каково расстояние от дома до школы, то употребляют числительные: От дома до школы три квартала. Если хотят что-то сообщить о времени, тоже употребляют числительные: Великий русский писатель А. П. Чехов родился в тысяча восемьсот шестидесятом году. Мне двадцать лет. Сейчас одиннадцать часов двадцать минут и т.д.
По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:
- По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:
-
- 1) Количественные числительныные
- (пять, двадцать три)
- 2) Порядковые числительные (пятый, сотый)
Морфологические признаки числительных.
- Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два).
- Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.
- Н.ф кол.числ-х - форма Им.п .: два, пять, сто.
- Н.ф. поряд.чис-х – формаИм.п., М.р., ед.ч.: первый, пятый, сотый.
Синтаксические признаки числительных.
- Синтаксические признаки числительных.
- Девять альпинистов разбили лагерь у подножия Казбека.
- Второй дом от угла – музыкальная школа, реже - сказуемыми: Я первый, ты второй .
Запоминаем слова.
Слова одиннадцать, миллион, миллиард пишутся с удвоенной согласной.
Напишите три словосочетания с этими словами.
физкультминутка.
- Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные – хлопаете в ладоши, если порядковые - молчите.
25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья
Устная работа по цепочке.
Сгруппируйте числительные по признаку:
а) простые; б)сложные в) составные.
Сто ( ? ), одиннадцать ( ? ), один ( ? ), семидесятый ( ? ), триста пятьдесят седьмой ( ? ), три ( ? ), сорок ( ? ), шестьдесят ( ? ), тысяча девятьсот восемьдесят ( ? ), девятнадцать ( ? ), пятьсот ( ? ),сорок два,
Имена числительные очень часто встречаются в устном народном творчестве. Давайте вспомним и назовём пословицы и поговорки с именами числительными.
- … одного не ждут.
- … раз отмерь - … раз отрежь.
- … в поле не воин.
- … бед – один ответ.
- Не имей … рублей, а имей … друзей.
Итоги урока.
- - На какие группы делятся числительные?
- - Чем отличаются простые числительные от составных,сложных?
- -Какую цель мы ставили на уроке перед собой? Достигли?
- -Что научились делать?
- -Над чем еще предстоит работать ?
-Какую цель мы ставили на уроке перед собой? Достигли?
-Что научились делать?
-Над чем еще предстоит работать?
Домашнее задание.