СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока «Имя числительное.Простые, сложные и составные числительные».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока «Имя числительное.Простые, сложные и составные числительные».»

Тема: «Имя числительное.  Простые, сложные и составные числительные».

Тема: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели: Углублять и расширять представление об имени числительном Сформировать понятие о простых, сложных и составных числительных Формировать умения определять простые, сложные и составные числительные.

Цели:

Углублять и расширять представление об имени числительном

Сформировать понятие о простых, сложных и составных числительных

Формировать умения определять простые, сложные и составные числительные.

Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость. Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?), например: Вышло тридцать томов сочинений А. П. Чехова (сколько томов вышло?). Во втором томе напечатан рассказ «Каштанка» ( в каком (котором?) томе?). Общее грамматическое значение числительного – число, количество предметов и порядок их при счёте.
  • Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость.
  • Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?), например: Вышло тридцать томов сочинений А. П. Чехова (сколько томов вышло?). Во втором томе напечатан рассказ «Каштанка» ( в каком (котором?) томе?).
  • Общее грамматическое значение числительного – число, количество предметов и порядок их при счёте.
Работа с материалом урока.   Один, пять, пятнадцать, три миллиона двести пятьдесят тысяч сто сорок два – эти слова, обозначающие числа, - имена числительные. Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей. Если хотят сказать, каково расстояние от дома до школы, то употребляют числительные: От дома до школы три квартала. Если хотят что-то сообщить о времени, тоже употребляют числительные: Великий русский писатель А. П. Чехов родился в тысяча восемьсот шестидесятом году. Мне двадцать лет.  Сейчас одиннадцать часов двадцать минут и т.д.

Работа с материалом урока.

  • Один, пять, пятнадцать, три миллиона двести пятьдесят тысяч сто сорок два – эти слова, обозначающие числа, - имена числительные.
  • Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей.
  • Если хотят сказать, каково расстояние от дома до школы, то употребляют числительные: От дома до школы три квартала. Если хотят что-то сообщить о времени, тоже употребляют числительные: Великий русский писатель А. П. Чехов родился в тысяча восемьсот шестидесятом году. Мне двадцать лет. Сейчас одиннадцать часов двадцать минут и т.д.
По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:   По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:    1) Количественные числительныные (пять, двадцать три)  2) Порядковые числительные (пятый, сотый)  

По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:

  • По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:
  •  
  • 1) Количественные числительныные
  • (пять, двадцать три)

  • 2) Порядковые числительные (пятый, сотый)

 

Морфологические признаки числительных. Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два). Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.  Н.ф кол.числ-х - форма Им.п .: два, пять, сто.  Н.ф. поряд.чис-х – формаИм.п., М.р., ед.ч.: первый, пятый, сотый.

Морфологические признаки числительных.

  • Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два).
  • Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.
  • Н.ф кол.числ-х - форма Им.п .: два, пять, сто.
  • Н.ф. поряд.чис-х – формаИм.п., М.р., ед.ч.: первый, пятый, сотый.
 Синтаксические признаки числительных.   Синтаксические признаки числительных.  Девять альпинистов разбили лагерь у подножия Казбека.  Второй дом от угла – музыкальная школа, реже - сказуемыми: Я первый, ты второй .

Синтаксические признаки числительных.

  • Синтаксические признаки числительных.
  • Девять альпинистов разбили лагерь у подножия Казбека.

  • Второй дом от угла – музыкальная школа, реже - сказуемыми: Я первый, ты второй .
Запоминаем слова.   Слова одиннадцать, миллион, миллиард  пишутся с удвоенной согласной.  Напишите три словосочетания с этими словами.

Запоминаем слова.

Слова одиннадцать, миллион, миллиард пишутся с удвоенной согласной.

Напишите три словосочетания с этими словами.

физкультминутка.     - Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные – хлопаете в ладоши, если порядковые - молчите. 25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья

физкультминутка.

- Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные – хлопаете в ладоши, если порядковые - молчите.

25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья

Устная работа по цепочке.   Сгруппируйте числительные по признаку: а) простые; б)сложные в) составные.  Сто ( ? ), одиннадцать ( ? ), один ( ? ), семидесятый ( ? ), триста пятьдесят седьмой ( ? ), три ( ? ), сорок ( ? ), шестьдесят ( ? ), тысяча девятьсот восемьдесят ( ? ), девятнадцать ( ? ), пятьсот ( ? ),сорок два,

Устная работа по цепочке.

Сгруппируйте числительные по признаку:

а) простые; б)сложные в) составные.

Сто ( ? ), одиннадцать ( ? ), один ( ? ), семидесятый ( ? ), триста пятьдесят седьмой ( ? ), три ( ? ), сорок ( ? ), шестьдесят ( ? ), тысяча девятьсот восемьдесят ( ? ), девятнадцать ( ? ), пятьсот ( ? ),сорок два,

Имена числительные очень часто встречаются в устном народном творчестве. Давайте вспомним и назовём пословицы и поговорки с именами числительными.   … одного не ждут. … раз отмерь - … раз отрежь. … в поле не воин. … бед – один ответ. Не имей … рублей, а имей … друзей.

Имена числительные очень часто встречаются в устном народном творчестве. Давайте вспомним и назовём пословицы и поговорки с именами числительными.

  • одного не ждут.
  • раз отмерь - … раз отрежь.
  • в поле не воин.
  • бед – один ответ.
  • Не имей … рублей, а имей … друзей.
Итоги урока.    - На какие группы делятся числительные?  - Чем отличаются простые числительные от составных,сложных? -Какую цель мы ставили на уроке перед собой? Достигли? -Что научились делать? -Над чем еще предстоит работать ?

Итоги урока.

  • - На какие группы делятся числительные?

  • - Чем отличаются простые числительные от составных,сложных?
  • -Какую цель мы ставили на уроке перед собой? Достигли?
  • -Что научились делать?
  • -Над чем еще предстоит работать ?
-Какую цель мы ставили на уроке перед собой? Достигли? -Что научились делать? -Над чем еще предстоит работать?

-Какую цель мы ставили на уроке перед собой? Достигли?

-Что научились делать?

-Над чем еще предстоит работать?

Домашнее задание.

Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!