Городской конкурс «Школьный музей: новые возможности» Номинация 1 «Времён связующая нить: урок (занятие) в школьном музее».
Тема урока ИЗО в 5 классе:
«Интерьер русской избы»
в школьном музее народного быта
Автор: Кустова Анна Георгиевна
– учитель ИЗО и МХК ГБОУ «Школа № 514»
Возрастной диапазон: учащиеся 5-х классов.
Изучаемые элементы содержания образования:
декоративно-прикладное искусство, предметы русского народного быта и русских народных промыслов.
Для проведения урока необходимы: ресурсы музея, планшеты с выходом в интернет.
Место проведения урока:
Школьный музей народного быта ГБОУ «Школа № 514»
Проезд: ст. метро «Коломенская»
Адрес: Коломенская набережная, д. 16.
Филиал музея в кабинете истории (здание № 2): Коломенская набережная , д. 8.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения: урок-исследование с элементами творческой деятельности.
Для проведения урока необходимы: ресурсы музея, планшеты с выходом в интернет.
Цель урока: познакомить учащихся с традиционным интерьером русской избы и предметами быта в рамках школьного музея русского народного быта.
Задачи урока:
* привлечь внимание учащихся к школьному музею народного быта, к русским традициям;
* познакомить с образцами русского народного быта и русских народных промыслов;
* научить изображать традиционный интерьер русской избы.
Свободное описание урока
Местом проведения урока является школьный музей народного быта. Урок посвящён интерьеру русской народной избы. В ходе урока обучающиеся знакомятся с образцами русского народного быта и русских народных промыслов.
По итогам данного урока предполагается выполнение обучающимися практико-ориентированного задания (на следующих уроках), продуктом которых станет рисунок интерьера русской народной избы с традиционными предметами быта.
Возможный ход урока в музее:
I этап
Обучающиеся под руководством учителя определяют тему урока, формулируют цель и задачи. Разбившись на группы, получают рабочие листы с заданиями (см. рабочие листы).
II этап
самостоятельная работа обучающихся в группах;
распределение ролей и обсуждение задания;
исследовательская работа по выполнению заданий рабочих листов с использованием экспонатов музея;
промежуточное обсуждение полученных результатов работы в группе;
оформление рабочего листа в каждой группе.
III этап
Публичный отчёт обучающихся о результатах самостоятельной работы. Проверка и корректировка выполнения заданий.
IV этап
Обучающиеся под руководством учителя обобщают результаты исследования групп, формулируют общие выводы .
Подведение итогов работы. Рефлексия. Обучающиеся проводят внутреннюю оценку и самооценку работы каждого участника группы. Внешняя оценка работы групп.
V этап
Практико-ориентированное задание, которое дети выполняют на следующих уроках.
Рабочий лист группы №
Перед началом работы учащиеся класса делятся на две группы.
1.Состав группы:_________________________________________
2. Руководитель группы:___________________________________
Задание 1 . Найдите в экспозиции музея предметы, являющиеся предметами быта русской народной избы.____________________
Задание 2. Перечислите предметы быта, находящиеся в экспозиции музея, которые традиционно использовали для ткачества? ______________________________________________
Задание 3. Внимательно рассмотрите экспозицию музея, перечислите названия промыслов с народными росписями, где традиционно производили предметы быта (посуда, игрушки и др.)_____________________________________________________
Задание 4. Найдите в экспозиции музея русские традиционные предметы быта, сделанные из металла, напишите их правильные названия. Определите, для чего они были предназначены.___________________________________
Задание 5. Найдите в экспозиции музея традиционные русские игрушки для детей. Перечислите их. Назовите материалы, из которых они сделаны.______________________
Задание 6. Найдите в экспозиции музея образцы русского народного костюма. Перечислите отличительные особенности русского народного костюма.______________________________________________
Школьный музей народного быта
ГБОУ «Школы № 514»
Практико-ориентированное задание
На прошлых уроках мы с вами изобразили бревенчатое пространство интерьера русской избы по правилам линейной перспективы. Затем вы увидели в школьном музее и изучили русские традиционные предметы быта и народных промыслов. А теперь в этом бревенчатом пространстве с печью, окном и лавкой нам надо расставить традиционные мебель, предметы быта и народных промыслов. Нарисуйте все это, гармонично вписав в пространство избы и подобрав соответствующее цветовое решение.
Образец
выполненного задания
Авторское наглядное пособие,
выполненное восковой пастелью
учителем Кустовой А. Г.
Формат А2.
Детские работы
учащихся 5-х классов