Презентация урока изобразительного искусства в 3 классе на тему «Афиша и плакат: создаем эскиз афиши к спектаклю или фильму»
Мы идём в театр. Как узнать, какой сегодня спектакль или представление? Конечно, нужно посмотреть афишу – театральный плакат.
История афиши Все говорят, что театр начинается с вешалки. Но это не совсем правда: театр начинается с афиши! А знаешь ли ты, как она появилась?
Афиша -(франц. affiche -объявление, приби-тое к стене) объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п., вывешиваемое на видном месте.
Первые афиши — такие, какими мы привыкли их видеть — появились в Греции приблизительно в IV веке до нашей эры. Они приглашали зрителей на спектакли или гладиаторские бои. На плакате рисовали сценическую маску трагедии или комедии, иногда просто писали название постановки или рисовали лицо императора, в честь которого давали представление.
В древнем, уничтоженным лавой и пеплом, городе Помпеи были обнаружены тысячи надписей на стенах – старые рекламные объявления.
Первая печатная афиша В 1445 году был изобретён печатный станок — тогда-то и появились первые отпечатанные афиши. К концу XVIII века их вывешивали уже во всех европейских городах. Каждый театр имел свой фирменный цвет бумаги для плакатов.
В 1869 году график Жюль Шере придумал цветные афиши - раньше никому и в голову не приходило рисовать их в цвете! Вскоре идея разлетелась по всему миру. Афиша стала не просто плакатом, а настоящим искусством.
В это же время в Париже французский печатник Габриэль Моррис придумал вывешивать афиши на уличную высокую тумбу в форме цилиндра. Внутри такой тумбы дворники хранили мётлы. Благодаря этому изобретению, заборы и стены зданий освободились от афиш и объявлений, а театральные тумбы стали одним из символов Парижа. Сейчас они есть и в нашей стране — их можно увидеть на улицах любого города.
Афиша в России
Раньше в России публику на спектакли созывали криками, а первую афишу вывесили только в XVIII веке в театре Кунста-Фюрста.
Чем популярнее становились театральные постановки, тем серьёзнее относились и к подготовке афиш. Правда, вначале они были неброскими: ровными буквами на бумаге было выведено название спектакля, время и место.
К концу XIX века к созданию афиш подключились художники. И среди них — знаменитые живописцы Валентин Серов и Борис Кустодиев. Они переносили на плакат декорации спектаклей, передавая атмосферу представлений. Никто не ограничивал оформителей в выборе шрифтов и красок, поэтому в ХХ веке афиши были самых разных цветов и стилей.
Б.Кустодиев Афиша к спектаклю «Блоха»
В.Серов Афиша к русским сезонам Дягилева в Париже
С появлением фотографий, жизнь театральных афиш сильно изменилась. Одно нажатие кнопки — и фон готов. Но несмотря на это, афиши рисуют до сих пор, только теперь уже не красками, а с помощью компьютеров.
Определение
Плакат (нем. Plakat от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — Крупноформатное листовое издание в виде одного или нескольких листов печатной продукции, сочетающие шрифтовые и изобразительные элементы, выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
Обратимся к истории искусства…
Плакаты, близкие современным по назначению
и виду, появились в конце XIX века.
Плакаты французского художника Анри
де Тулуз-Лотрека – подлинные произведения искусства, главное место среди них занимал
театральный плакат
.
В начале XX века развитие промышленности, конкурентная борьба за продвижение товара на новые рынки дали мощный импульс распространению рекламного плаката. На таких плакатах - приятные женские и детские образы, сказочные или литературные персонажи, привлекают в них гротеск и юмор.
«Утро стрелецкой казни»
В начале XX века стал развиваться и плакат политический. Новый качественный скачок плаката совпадает с Первой мировой войной. Плакат, как никакое другое искусство, востребован в переломные моменты истории.
В годы Великой Отечественной войны большой вклад в дело мобилизации народа на борьбу с фашизмом сделали плакаты советских художников. Они помогали людям преодолеть лишения и голод, физические и душевные муки, идти к победе над врагом.
И.Тоидзе. Родина-мать зовет! 1941, Н. Жуков. Отстоим Москву! 1941
Во второй половине XX века плакат в нашей стране проникает в самые разные уголки жизни, затрагивает все стороны жизни человека.
Плакат очень быстро откликается на все происходящие события.
Средства выразительности плаката:
В современном плакате могут использоваться
- любая графическая техника,
- фотография, живопись,
- элементы скульптуры.
Задача плаката – привлечь внимание зрителя
Для этого
используются:
- крупный размер,
- яркий цвет,
- острый текст,
- ритм
Другая задача – донести до зрителя смысл плаката.
Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате применяются:
- ясные символы и знаки,
- условность,
- обобщение изображения,
- упрощение цветовых отношений,
- отказ от второстепенных деталей.
Плакат – синтез текста и изображения.
Текст должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения. Шрифт текста должен хорошо читаться и соответствовать содержанию плаката, создавая единую композицию.
Композиция в плакате решает все:
- выбор художественного языка, перспективы,
- реального или условного соотношения фигур и предметов,
- плоскостного или объемного изображения,
- ритм,
- соотношение цветовых пятен,
- выбор нужного шрифта
Бледное, вдохновенное лицо раскольницы
Высоко поднятая рука с двуперстием
Плакат-афиша должен привлекать внимание и сообщать самое главное о спектакле или о фильме . Плакат– это броское, сравнительно крупное по размеру изображение с кратким текстом, в котором художественный образ возникает от взаимодействия слова и изображения
Плакат
- Плакат – вид графики, лаконичное, броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, в ограниченном цветовом решении, как правило сопровождаемое текстом.
- Нередко плакаты выполняются не только графическими, но и живописными средствами, многие выполняются в единственном числе (для выставки)
Плакат
- Плакаты выполняются в агитационных целях.
Плакат
Плакат рекламный
Плакат учебный
Плакаты
- В последнее время широкое распространение получили экологический, кинорекламный, театральный, спортивный плакаты.
Экологические плакаты
Плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни
Плакаты против терроризма
По цели создани:
- Рекламный плакат – разновидность печатной рекламы, многокрасочное одностороннее издание большого формата, посвященное какому-либо товару и (или) фирме его выпускающему.Рекламный плакат отличается малым колличеством текста-как правило, присутствует название фирмы, товара или услуги
Афиша
- Афиша – объявление о спектакле, концерте, лекции, расклеиваемые в общественных местах.
Афиша
- Главная задача афиши – дать общее, целостное представление обо всём спектакле, сообщить название, привлечь и заинтересовать будущего зрителя. Афиша – это не только своеобразный «зазывала» на представление, это прежде всего, краткий рассказ о нём.
Афиша
- В чем различие между плакатом и афишей?
Афиша
- Большое значение на афише имеет шрифтовое оформление афиши. Шрифт – рисунок, начертание букв какого-либо алфавита.
Афиша включает в себя.
Название спектакля
Афиша включает в себя.
Афиша включает в себя.
- Изображение главного героя.
Афиша включает в себя.
Афиша включает в себя.
Выполняется афиша в простой, яркой, броской манере. Рисунок графический, большими цветными пятнами .
В любом плакате и афише кроме изображения есть текст. Способ написания букв в книгах или на плакатах называется шрифт.
Каких только не бывает шрифтов!
Рисунки
Теремок
Сказка
Снегурочка
Афиша
Чем отличается афиша от плаката?
Афиша имеет одну главную цель - рассказать о представлении, фильме, мультфильме.
У плаката есть разные цели: сагитировать, обучить, проинформировать, разрекламировать.
Главное в афише – текст и его оформление.
Главное в плакате – красочное и привлекающее внимание изображение.
У афиши часто простой и спокойный дизайн.
Плакат часто имеет провокационные лозунги и изображения для того, чтобы вызвать определённые эмоции у зрителя.
Физкультминутка. Делай вместе с нами!
Практическая работа Нарисуйте эскиз плаката-афиши к своему спектаклю. Помните! В тексте плаката главное – это название представления или зрелища, а в изображении – герой или сцена из спектакля.
В тексте афиши главное – название спектакля, а в изображении – герой или сцена.
Элементы афиши:
Основные правила разработки афиш
Работу можно разделить на 3 этапа:
- Эскизный (поисковый)
- Подготовительный
- Макетный
- На эскизном этапе идет поиск идеи, работа со смыслом. Это самый важный этап- от которого зависит выразительность плаката.
- На подготовительном этапе определяется какими выразительными средствами будет пользоваться дизайнер
- На макетном этапе выполняется верстка макета.
АФИША должен быть:
- ярким;
- броским;
- выразительным;
- лаконичным по композиции;
- изображение должно
- сочетаться с кратким текстом;
- Шрифт текста должен хорошо
- читаться и соответствовать
- содержанию плаката, создавая
- единую композицию;
- должен привлекать к себе внимание.
Желаю
творческого вдохновения!
Детские работы
Детские работы
Детские работы (коллаж)
Афиша
Исходники
Детские работы (коллаж)
Афиша
Исходники
2 марта
Дом культуры
Представление «Сказка Гуси-лебеди»
Начало в 10-00 часов
Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Все ли вам удалось в этом задании?
- Что не удалось? Почему?
- Понравился ли вам урок?
Рефлексия
Продолжите предложение:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я научился…
- Сегодня на уроке мне понравилось…
- Сегодня на уроке я поставил себе оценку…