Тема: «Катионы І-ІІ аналитической группы .»
Цель занятия:
-Изучить основные реакции катионов
- І-ІІ аналитической группы.
ПОВТОРИМ.
1.Катионы 1 - 6 аналитических групп
2. Анионы 1 аналитической группы
ТЕСТЫ:
1 ВАРИАНТ
- 1.К классификации методов качественного анализа не относится метод анализа:
- а) катионов и анионов
- б) нагревание осадка
- в) растворение осадка
2.К катионам I аналитической группы относятся катионы
3
3.К катионам V аналитической группы относятся катионы
- а) Sn 2+; Sn 4+ ; Cu 2+
- б) Bi 3+ ; Fe 3+ ; As 3+
4.Групповым реактивом на катионы III аналитической группы является раствор
- а) гидроксида натрия
- б) соляной кислоты
5. Гидроксиды катионов (III) аналитической группы
- а) хорошо растворимы в воде
- в) не растворимы в растворах кислот и щелочей
3
2 ВАРИАНТ:
1. Химический анализ включает:
- а) качественный анализ
- б) элементный анализ
- в) функциональный анализ
2.К катионам III аналитической группы относятся катионы
- в) Cd 2+ ; Sb 5+ ; Nh 4 +
3.Групповым реактивом на катионы II аналитической группы является раствор
3
4. Групповым реактивом на катионы V аналитической группы является избыток
- а) 6Н раствора гидроксида натрия
- б) концентрированный раствор гидроксида аммония
- в) растворы гидроксида аммония и гидроксида натрия
5. Групповым реактивом на катионы IV аналитической группы является избыток раствора
3
Вариант 3:
1. К катионам VI аналитической группы относятся катионы
- а) Cu 2+ ; Fe 2+ ; Мп 2+
- б) Mg 2+ ; Sr 2+ ; Sb 3+
2. В качественном анализе преимущественно проводят реакции
а) с растворами электролитов
- б) с неэлектролитами
- в) аппаратным методом
3. К катионам IV аналитической группы относятся катионы
- б) Bi 3+ ; Fe 2+ ; Sr 2+
- в) Cr 2+ ; Са 2+ ; Mg 2+
3
4. К катионам II аналитической группы относятся катионы
- а) Hg 2 2+ ; Ag + ; Pb 2+
- б) Cu 2+ ; K + ; Pb 2+
- в) Sn 4+ ; Fe 2+ ; Na +
5.Групповым реактивом на катионы VI аналитической группы является раствор
- а) гидроксида натрия
- б) серной кислоты
- в) концентрированный раствор гидроксида аммония
3
Ключ ответов:
Вариант 1: 1-а 2-б 3-в 4-б 5-б
Вариант 2: 1-а 2-б 3-б 4-в 5-б
Вариант 3: 1-в 2-а 3-а 4-а 5-в
3
Вопросы 1 команды
1. Какие анионы относятся к анионам 1 аналитической группы?
2. Дайте характеристику анионам
1 аналитической группы.
3.Частные реакции сульфат-ион SO 4 2- .
3
1.Анионы первой аналитической группы.
К первой аналитической группе анионов относятся сульфат-ион SO 4 2-
, карбонат-ион CO 3 2- , фосфат-ион PO 4 3- , хлорид-ион Cl - , бромид-ион Br - , иодид-ион I - .
3
2.Анионы SO 4 2- , CO 3 2- , PO 4 3- образуют с катионом Ba 2+ соли, мало растворимые в воде, но, за исключением сульфата бария, хорошо растворимые в разбавленных минеральных кислотах.
3
3.Частные реакции сульфат-аниона SO 4 2-
1. Хлорид бария BaCl 2 образует с анионом SO 4 2- белый осадок BaSO 4, :
BaCl 2 +H 2 SO 4 →BaSO 4 ↓+2HCl
Ba 2+ + SO 4 2- →BaSO 4↓
3
Вопросы 2 команды:
4. Частные реакции карбонат-иона CO 3 2- .
5.Частные реакции фосфат-иона PO 4 3- .
6. Частные реакции хлорид-иона Cl - ,
3
1.Частные реакции карбонат-аниона .
Хлорид бария BaCl 2 дает с ионом CO 3 2- белый осадок BaCO 3 :
К 2 CO 3 + BaCl 2 = BaCO 3 ↓ + 2КCl
CO 3 2- + Ba 2+ = → BaCO 3 ↓
Осадок легко растворяется в уксусной и минеральной кислотах.
3
2.Частные реакции фосфат-иона PO 4 3-
Нитрат серебра AgNO 3 с анионами PO 4 3- даёт жёлтый осадок фосфата серебра Ag 3 PO 4 , растворимый в азотной кислоте:
3 AgNO 3 +Na 3 PO 4 → Ag 3 PO 4 ↓ +3NaNO 3
3Ag + + PO 4 3- →Ag 3 PO 4 ↓
3
3.Частные реакции хлорид-иона Cl -
1.Нитрат серебра AgNO 3 образует с анионом Cl - белый творожистый осадок хлорида серебра, нерастворимый в воде и кислотах. Осадок растворяется в аммиаке, при этом образуется комплексная соль серебра [Ag(NH 3 )] 2 Cl. При действии азотной кислоты комплексный ион разрушается и хлорид серебра снова выпадает в осадок. Реакции протекают в такой последовательности:
Cl - +Ag + →AgCl
AgCl+2NH 4 OH→[Ag(NH 3 ) 2 ]Cl+2H 2 O
[Ag(NH 3 ) 2 ]Cl+2H + →AgCl↓+2NH
3
Вопросы 3 команды:
7. Частные реакции бромид-иона Br - .
8. Частные реакции иодид-иона I - .
9. Дайте характеристику хлорид-ион Cl - , бромид-ион Br - , иодид-ион I - .
9.99
3
1.Частные реакции бромид-иона Br -
1.Нитрат серебра AgNO 3 образует с бромид-ионом Br - желтоватый осадок бромида серебра AgBr, нерастворимый в азотной кислоте и плохо растворимый в аммиаке.
AgNO 3 + KBr = AgBr↓ + KNO 3
3
2.Частные реакции иодид-ионов I -
1.Нитрат серебра образует с анионами I - жёлтый осадок иодида серебра AgI , нерастворимый в азотной кислоте и растворе аммиака (отличие от AgCl):
AgNO 3 +KI→AgI↓+KNO 3
Ag + +I - →AgI
3
3.Анионы Cl - , Br - , I - образуют с катионом Ag + соли, нерастворимые в воде и разбавленной азотной кислоте. Групповым реагентом на эти анионы является нитрат серебра AgNO 3 в присутствии азотной кислоты HNO 3 .
3
- Здоровье человека – необходимое условие его высокой работоспособности и общественной активности. Среди веществ, предложенных вам для работы, есть токсичные и опасные в обращении. Вредные последствия воздействия на организм могут быть практически сведены на нет при условии обращения с ними в соответствии с рекомендациями правил техники безопасности.
3
Техника безопасности
Давайте их вспомним.
3
Давайте их вспомним.
- Не пробовать на вкус;
- правильно нюхать, подгоняя воздух к носу;
- В пробирку наливать не более 1 мл веществ.
- После работы привести в порядок своё рабочее место
3
Викторина по ТБ:
1.Что нужно сделать, если на руку попадет H2SO4 (конц.)?
2. Что необходимо сделать сразу же после взятия пробы какого-то вещества?
3. Что означают эти рисунки?
3
Викторина по ТБ:
1.Что нужно сделать, если на руку попадет H2SO4(конц.)? – стряхнуть капли, промыть под струей воды, обработать раствором пищевой соды.
2. Что необходимо сделать сразу же после взятия пробы какого-то вещества? - склянку нужно сразу закрыть.
3
Итак, пользуясь инструкцией, давайте проведем наши опыты и рассмотрим химические реакции анионов 1 аналитической группы.
Желаю вам удачи!
3
Перед началом эксперимента внимательно ознакомьтесь с инструкциями!!!
3
Выполнение эксперимента
3
1 команда
Анион SO 4 2-
Ход работы
1.Действие солей бария.
В пробирку помещают 1-2 капли раствора Na 2 SO 4 и 1-2 капли раствора BaCl 2 . Выпадает белый кристаллический осадок BaSO 4 . В присутствии KMnO 4 осадок окрашивается в розовый цвет. Запишите УХР (уравнение химической реакции).
1 команда
Анион Cl -
Ход работы
1.Действие солей серебра.
В пробирку помещают по 3-4 капли раствора AgNO 3 и столько же раствора КCl. Выпадает белый творожистый осадок хлорида серебра. Запишите УХР (уравнение химической реакции).
2 команда
Анион I -
Ход работы
1.Действие солей серебра.
В пробирку помещают 3-4 капли раствора KI и столько же капель раствора нитрата серебра. Выпадает ярко-желтый осадок. Запишите УХР (уравнение химической реакции).
2 команда
Анион СО 3 2-
Ход работы
1.Действие солей бария.
В пробирку помещают 3-4 капли раствора К 2 CO 3 и прибавляют равный объем раствора. Выпадает белый осадок ВаCO 3 . Запишите УХР (уравнение химической реакции).
3 команда
Анион Br -
Ход работы
1.Действие солей серебра.
В четыре пробирки помещают 3-4 капли раствора KBr и столько же капель раствора нитрата серебра. Выпадает желтый осадок. Запишите УХР (уравнение химической реакции).
3 команда
Анион РО 4 3-
Ход работы
1.Действие нитрата серебра.
В пробирку помещают 3-4 капли раствора Na 3 PO 4 и столько же капель раствора AgNO 3 . Выпадает желтый осадок фосфата серебра. Запишите УХР (уравнение химической реакции).
Составление отчёта
Оформите работу в виде таблицы
Цель: Изучить химические реакции анионов 1 аналитической группы.
Название опыта.
Ход работы.
УХР. Наблюдения. Выводы
Сделайте общий вывод о проделанной работе.
Отчёты о работе
1 команда
Анион SO 4 2-
Уравнение реакции:
1.Действие солей бария.
BaCl 2 + Na 2 SO 4 →BaSO 4 ¯ ↓+ 2NaCl Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ¯↓
1 команда
Анион Cl -
Уравнение реакции:
1.Действие солей серебра.
AgNO 3 +NaCl→AgCl¯↓+NaNO 3 Ag + + Cl - →AgCl¯↓
2 команда
Анион I -
Уравнение реакции:
1.Действие солей серебра.
AgNO 3 + КI→ AgI ¯↓+ КNO 3 Ag + + I - → AgI ¯↓
2 команда
Анион СО 3 2-
Уравнение реакции:
1.Действие солей бария.
К 2 CO 3 + BaCl 2 →ВаCO 3 ¯ ↓+2 К Cl Ва 2+ + CO 3 2- → ВаCO 3 ¯↓
3 команда
Анион Br -
Уравнение реакции:
1.Действие солей серебра.
AgNO 3 + КBr→ AgBr¯↓+ КNO 3 Ag + + Br - →AgBr¯↓
3 команда
Анион РО 4 3-
Уравнение реакции:
1.Действие нитрата серебра.
3 AgNO 3 + Na 3 PO 4 →Ag 3 PO 4 ¯↓+3NaNO 3
3Ag + + PO 4 3- → Ag 3 PO 4 ¯↓
Вывод.
Мы изучили химические реакции анионов 1 аналитической группы и пришли к выводу что все они образуют осадки различных оттенков.
физминутка
Если выделится газ-
Это раз;
И получится вода -
Это два;
А еще - нерастворимый
Осаждается продукт…
"Есть осадок", - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик "правила обмена"
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок –
Вот тогда порядок!
Биологическая роль элементов, входящих в состав анионов.
Углерод. Особенно вредное действие на организм человека оказывает оксид углерода (II), угарный газ. При вдыхании он попадает в кровь и образует прочное соединение с гемоглобином - карбоксигемоглобин. При этом гемоглобин теряет способность связывать кислород, что и является причиной смерти при тяжелых отравлениях угарным газом.
В медицине применяются:
1. Активированный уголь (карболен) - адсорбент при отравлениях алкалоидами, солями тяжелых металлов и т.д.; находит широкое применение в гемо- и лимфосорбции.
2. Гидрокарбонат натрия NaНС0 3 - понижает кислотность желудочного сока; водные растворы используются для полосканий и примочек.
Фосфор.
Фосфор является пятым из важнейших для биологии элементов вслед за углеродом, водородом, кислородом и азотом.
Фосфаты играют две ключевые роли в биологии. Во-первых, они служат структурными элементами ряда биологических компонентов
Кстати, у человека в костях содержится 5 %, а в зубной эмали - 17 % фосфора.
Во-вторых, более интересная роль производных ортофосфата связана с переносом энергии;
В медицине применяется аденозинтрифосфорная кислота (АТФ): назначается при хронической коронарной недостаточности, мышечной дистрофии и атрофии, спазмах периферических сосудов.
Сера.
В организме животных и человека сера встречается также в составе серосодержащих аминокислот - цистеина и метионина.
В медицине применяются:
Сера очищенная - используют наружно в мазях и присыпках для лечения псориаза, себореи, чесотки и т.д.
Хлор.
Хлор принадлежит к весьма важным биогенным элементам. Анионы хлора Сl _ активно участвуют в биохимических превращениях: активируют некоторые ферменты, влияют на электропроводимость клеточных мембран и т.д.
В медицине применяются:
Соляная кислота разведенная (НСl — 8 %) - применяют внутрь в каплях и микстурах (часто вместе с пепсином) при недостаточной кислотности желудочного сока.
Бром.
Принадлежит к числу биогенных элементов.
В медицине применяются бромиды аммония (NH 4 Вr), калия (КВr) и натрия (NаВr).
Йод . Из общего количества йода в организме (25 мг) больше половины сосредоточено в щитовидной железе, где он входит в состав гормона - тироксина. Этот гормон определяет общую интенсивность процессов обмена веществ в организме.
Пары йода ядовиты.
В медицине применяются:
1. Радиоактивный йод
(изотопы I 131 , I 132 , I 125 ) - ввиду короткого периода полураспада этих изотопов они используются для лечения и диагностики заболеваний щитовидной железы.
2. Спиртовой раствор йода
(5 или 10 % ) - применяют наружно как антисептическое средство.
Внутрь назначают для профилактики атеросклероза (по 1-10 капель 5 % -ного раствора).
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
РАССМОТРИТЕ РЕАКЦИИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ
и «§ 37, УПР. 6 СТР. 176
ПОДВЕДЕМ
ИТОГ
1.Что нового вы сегодня узнали на
уроке, чему научились?
2.Что еще хотели бы узнать, изучить?
3.Что понравилось на уроке, а что нет?
.
Рефлексия:
- «Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.»
ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ !
Релаксация .
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать ещё лучше – поаплодировали себе.
УРОК ОКОНЧЕН
СПАСИБО ЗА УРОК