Урок литературного чтения в 3 классе по теме
«Различение художественного и научно-познавательного текстов «Лебеди» и «Зайцы» Л.Н. Толстого»
Установите соответствие
1) «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость 1) «Два брата»
сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры
и никому зла не делаем».
2) «Он поднимался выше и выше и полетел 2) «Белка и волк»
один над тайными всколыхавшимися волнами».
3) «Одною осенью поспел у них хлеб, они убрали
и поделили поровну зёрна». 3) «Лебеди»
4) « Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь –
побежит назад по своему следу. Ещё услышит 4) ???
что-нибудь - и со всего размаху прыгнет в сторону».
Ф. И. Тютчев Л. Н. Толстой А. С. Пушкин А. А. Фет
Установите соответствие
1) «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость 1) «Два брата»
сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры
и никому зла не делаем».
2) «Он поднимался выше и выше и полетел 2) «Белка и волк»
один над тайными всколыхавшимися волнами».
3) «Одною осенью поспел у них хлеб, они убрали
и поделили поровну зёрна». 3) «Лебеди»
4) « Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь –
побежит назад по своему следу. Ещё услышит 4) ???
что-нибудь - и со всего размаху прыгнет в сторону».
Ф. И. Тютчев Л. Н. Толстой А. С. Пушкин А. А. Фет
Заполнить оценочные листы. №1
Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910 гг.)
Тема урока :
Цели:
познакомиться с
определить
учиться правильно
Девиз урока:
«Мир удивительный такой, к нему присматривайся чаще…»
Тема урока : творчество
Льва Николаевича Толстого.
Цели:
познакомиться с новым произведением Л. Н. Толстого;
определить тему и главную мысль произведения, его жанр, которое будем изучать на уроке;
учиться правильно читать, находить информацию в тексте, отвечать на вопросы.
Девиз урока:
«Мир удивительный такой, к нему присматривайся чаще…»
1 группа «Понятия»
Задача: найти в тексте непонятные слова, определить их значение.
2 группа «Вопрос».
Задача: задать вопросы по тексту одноклассникам.
3 группа «Тезис»
Задача: изложить содержание текста в виде тезисов (основные мысли каждой части).
4 группа «Схема»
Задача: представить текст в виде схемы, отразив смысловые связи.
5 группа «Практик»
Задача: применить краеведческий материал к изучаемому произведению
Правила работы в группе.
- Работать в группе дружно.
- Выслушивать мнение каждого, каждый должен работать.
- Не перебивать друг друга.
- Говорить шепотом, чтобы не мешать работе других групп.
- Помни: в кругу друзей лучше читать, легче думать и побеждать!
1 группа «Понятия» Задача: найти в тексте непонятные слова, определить их значение.
ГУМНО – место, где молотят сжатый хлеб, колосья
1 группа «Понятия» Задача: найти в тексте непонятные слова, определить их значение.
ГУМЕННИКИ – зайцы, которые живут на гумнах
1 группа «Понятия» Задача: найти в тексте непонятные слова, определить их значение.
ОЗИМИ – растения, семена которых вносятся в почву осенью.
1 группа «Понятия» Задача: найти в тексте непонятные слова, определить их значение.
МЕТАТЬСЯ – суетливо, беспокойно бегать из стороны в сторону.
СО ВСЕГО РАЗМАХА – с разгона,
с разбега
2 группа «Вопрос». Задача: задать вопросы по тексту одноклассникам.
- Какие бывают ___________________________ ?
- Чем ____________________________________ ?
- Кто _____________________________________ ?
- Какие ___________________________________ ?
- Что __________________________________ ?
3 группа «Тезис» Задача: изложить содержание текста в виде тезисов (основные мысли каждой части).
- Зайцы бывают лесные, полевые, гуменники.
- Зайцы кормятся корою деревьев, озимями, травой, хлебными зёрнами.
- До зайцев охотники – и люди, и собаки, и волки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы.
- Заяц ходит ночью без страха и прокладывает прямые следы.
- Утром, когда просыпаются враги, заяц начинает метаться из стороны в сторону.
- Заяц не хитрит, он только всего боится.
4 группа «Схема» Задача: представить текст в виде схемы, отразив смысловые связи.
зайцы
4 группа «Схема» Задача: представить текст в виде схемы, отразив смысловые связи.
прямые
полевые
лесные
люди
зайцы
следы
охотники
волки
собака
гуменники
запутанные
лисицы
вороны
5 группа «Практик»
Задача: применить краеведческий материал к изучаемому произведению
заяц-беляк
Заполнить оценочные листы. №2, №3
«Отчего у зайца уши длинные»
Сравнительный анализ произведений Толстого
Название
«Лебеди»
Автор
«Зайцы»
Жанр
Тема
Идея (для чего? зачем?)
Стиль
Сравнительный анализ произведений Толстого
Название
«Лебеди»
Автор
«Зайцы»
Л. Н. Толстой
Жанр
Л. Н. Толстой
Тема
Идея (для чего? зачем?)
Стиль
Сравнительный анализ произведений Толстого
Название
«Лебеди»
Автор
«Зайцы»
Л. Н. Толстой
Жанр
Л. Н. Толстой
рассказ
Тема
рассказ
Идея (для чего? зачем?)
Стиль
Сравнительный анализ произведений Толстого
Название
«Лебеди»
Автор
«Зайцы»
Л. Н. Толстой
Жанр
Л. Н. Толстой
рассказ
Тема
рассказ
о животных
о животных
Идея (для чего? зачем?)
Стиль
Сравнительный анализ произведений Толстого
Название
«Лебеди»
Автор
«Зайцы»
Л. Н. Толстой
Жанр
Тема
рассказ
Л. Н. Толстой
рассказ
о животных
о животных
Идея (для чего? зачем?)
Стиль
Вызвать сочувствие, показать трудности жизни птиц
дать новые знания
Сравнительный анализ произведений Толстого
Название
«Лебеди»
Автор
«Зайцы»
Л. Н. Толстой
Жанр
Тема
Л. Н. Толстой
рассказ
рассказ
о животных
о животных
Идея (для чего? зачем?)
Стиль
Вызвать сочувствие, показать трудности жизни птиц
дать новые знания
художественный
научно-популярный
Жанры произведений Л. Н. Толстого
жанры
Жанры произведений Л. Н. Толстого
басни
сказки
жанры
рассказы
художественные
научно-популярные
Заполнить оценочные листы. № 4, №5
Упражнение для глаз
1 группа. Задание: работа с иллюстрацией. Подобрать отрывок к иллюстрации.
2 группа. Задание: собери пословицу.
3 группа. Задание: разгадать анаграммы.
4 группа. Задание: моделирование обложки.
5 группа . Задание: составить план рассказа.
- 1 группа. Задание: работа с иллюстрацией. Подобрать отрывок к иллюстрации.
- «Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. …»
2 группа. Задание: собери пословицу.
- Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.
- Заяц уж сед – навидался он бед.
- По следам зайца и до медведя доходят.
- Заяц - трус, он себя бережёт.
3 группа. Задание: разгадать анаграммы.
- цыйза (зайцы)
- хоткинио (охотники)
4 группа . Задание: моделирование обложки.
Л. Н. Толстой
Зайцы
5 группа . Задание: составить план рассказа.
План:
1. Питание зайцев.
2. Охотники за зайцами.
3. Заячьи следы.
4. Трусость спасает зайцев.
Тема урока : творчество
Льва Николаевича Толстого.
Цели:
познакомиться с новым произведением, рассказом Л. Н. Толстого;
определить тему и главную мысль произведения, его жанр, которое будем изучать на уроке;
учиться правильно читать, находить информацию в тексте, отвечать на вопросы.
Девиз урока:
«Мир удивительный такой, к нему присматривайся чаще…»
Продолжи:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно….
- Я понял, что….
- У меня получилось…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось….
- Хочется закончить урок такими словами …
Подвести итоги в оценочных листах.
Домашнее задание:
- подготовить творческий пересказ текста от лица зайца;
- выполнить задания в рабочей тетради стр. 81
Спасибо за работу!
«Человек, не читающий книг, удивительно скучен»
Екатерина Вильмонт