СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока по Истории России "Русская культура в XIV- начале XVI в."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока по Истории России "Русская культура в XIV- начале XVI в."

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по Истории России "Русская культура в XIV- начале XVI в."»

РУССКАЯ КУЛЬТУРА  XIV – начала XVI века

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV – начала XVI века

Особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв. Культурное возрождение Руси (идеи единства Русской земли и борьба с ордой); Преодоление культурной разобщенности русских земель (Москва - культурный центр); Возрождение культурной самобытности ( освобождение от византийского влияния); Новые культурные контакты России с другими странами (итальянский след в русской культуре).

Особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв.

  • Культурное возрождение Руси (идеи единства Русской земли и борьба с ордой);
  • Преодоление культурной разобщенности русских земель (Москва - культурный центр);
  • Возрождение культурной самобытности
  • ( освобождение от византийского влияния);
  • Новые культурные контакты России с другими странами (итальянский след в русской культуре).

Просвещение Стали ввозить бумагу (вместо бересты и пергамента); Книги стали дешеветь и их стало больше; Изменилась техника письма («устав» заменили на «полуустав» – более беглое и свободное письмо); Центрами просвещения стали монастыри (библиотеки, книжные мастерские, училища для детей)

Просвещение

  • Стали ввозить бумагу (вместо бересты и пергамента);
  • Книги стали дешеветь и их стало больше;
  • Изменилась техника письма («устав» заменили на «полуустав» – более беглое и свободное письмо);
  • Центрами просвещения стали монастыри (библиотеки, книжные мастерские, училища для детей)
Жанровое своеобразие Летопись – особый вид исторического повествования по годам (летам). Русское летописание возникло в XI в. и продолжалось вплоть до XVII в. Страница Ипатьевской летописи

Жанровое своеобразие

Летопись – особый вид исторического повествования по годам (летам). Русское летописание возникло в XI в. и продолжалось вплоть до XVII в.

Страница Ипатьевской летописи

Жанровое своеобразие Над летописями работала целая мастерская: около 15 писцов и 10 художников. Рисунки-миниатюры не только иллюстрируют текст, но и дополняют. Некоторые события не написаны, а только нарисованы.

Жанровое своеобразие

Над летописями работала целая мастерская: около 15 писцов и 10 художников. Рисунки-миниатюры не только иллюстрируют текст, но и дополняют. Некоторые события не написаны, а только нарисованы.

История летописания Летописание возникло во времена Ярослава Мудрого, в момент, когда Русь начинает бороться за церковную и политическую независимость. Видимо, тогда были созданы первые исторические труды, утверждающие, что история Руси повторяет историю других христианских держав.

История летописания

Летописание возникло во времена Ярослава Мудрого, в момент, когда Русь начинает бороться за церковную и политическую независимость.

Видимо, тогда были созданы первые исторические труды, утверждающие, что история Руси повторяет историю других христианских держав.

История летописания Летописи — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Летописи свидетельствуют о высоком патриотическом сознании русского народа в XI-XVII вв.

История летописания

Летописи — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Летописи свидетельствуют о высоком патриотическом сознании русского народа в XI-XVII вв.

История летописания Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Хожение за три моря” Афанасия Никитина и др.

История летописания

Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Хожение за три моря” Афанасия Никитина и др.

Киевские летописи В Киеве в XII в. летописание велось в Киево-Печерском и Выдубицком Михайловском монастырях, а также при княжеском дворе.

Киевские летописи

В Киеве в XII в. летописание велось в Киево-Печерском и Выдубицком Михайловском монастырях, а также при княжеском дворе.

Южнорусские летописи Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из “Повести временных лет”, продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской летописи (кончая 1289-92).

Южнорусские летописи

Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из “Повести временных лет”, продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской летописи (кончая 1289-92).

Владимиро-Суздальские летописи Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается “Повестью временных лет”, продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305 года.

Владимиро-Суздальские летописи

Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается “Повестью временных лет”, продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305 года.

Новгородские летописи Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах.

Новгородские летописи

Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах.

История летописания Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания.  Возрождение летописного дела начинается только после Куликовской битвы (1380). Древнерусское летописание дошло до нас в составе более поздних (в основном XIV-XV вв.) летописных сводов.

История летописания

Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания.

Возрождение летописного дела начинается только после Куликовской битвы (1380). Древнерусское летописание дошло до нас в составе более поздних (в основном XIV-XV вв.) летописных сводов.

История летописания Новые явления в летописании отмечаются в XV в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве. Политика московских великих князей нашла свое отражение в общерусских летописных сводах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись.

История летописания

Новые явления в летописании отмечаются в XV в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве.

Политика московских великих князей нашла свое отражение в общерусских летописных сводах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись.

История летописания В XVII в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. Слово “летопись” продолжает употребляться по традиции даже для таких произведений, которые слабо напоминают Летописи прежнего времени .

История летописания

В XVII в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. Слово “летопись” продолжает употребляться по традиции даже для таких произведений, которые слабо напоминают Летописи прежнего времени .

Содержание летописи В летописных сводах отражались главным образом события местного значения (рождение и смерть князей, военные походы, битвы и т.д.), церковные (поставление и смерть епископов).

Содержание летописи

В летописных сводах отражались главным образом события местного значения (рождение и смерть князей, военные походы, битвы и т.д.), церковные (поставление и смерть епископов).

Повесть временных лет Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, — “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора — монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд около 1113 года.

Повесть временных лет

Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, — “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора — монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд около 1113 года.

Повесть временных лет «Повесть временных лет», как памятник историографии, пронизана единой патриотической идеей: летописцы стремятся представить свой народ как равный среди других христианских народов, с гордостью вспоминают о славном прошлом своей страны — о доблести князей-язычников, благочестии и мудрости князей-христиан.

Повесть временных лет

«Повесть временных лет», как памятник историографии, пронизана единой патриотической идеей: летописцы стремятся представить свой народ как равный среди других христианских народов, с гордостью вспоминают о славном прошлом своей страны — о доблести князей-язычников, благочестии и мудрости князей-христиан.

Значение летописания для русской средневековой культуры Летописи - это не просто перечисление исторических фактов. В них воплотился широкий круг представлений и понятий средневекового общества. Летописи являются памятниками и общественной мысли, и литературы, и даже зачатков научных знаний.

Значение летописания для русской средневековой культуры

Летописи - это не просто перечисление исторических фактов.

В них воплотился широкий круг представлений и понятий средневекового общества. Летописи являются памятниками и общественной мысли, и литературы,

и даже зачатков научных знаний.

2. Литература XIV-XVI вв. Основные жанры: 1. Жития – церковные сочинения о выдающихся русских людях – князьях, деятелях церкви. «Житие святого Александра Невского» «Житие Сергия Радонежского»   Какие идеи пронизывали эти произведения?

2. Литература XIV-XVI вв.

Основные жанры:

1. Жития – церковные сочинения о выдающихся русских людях – князьях, деятелях церкви.

  • «Житие святого Александра Невского»
  • «Житие Сергия Радонежского»

Какие идеи пронизывали эти произведения?

2. Сказания – истории, посвящённые знаменитым событиям в жизни страны. Софроний Рязанец «Задонщина». Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву».  3. Хождения – сочинения о дальних путешествиях. Афанасий Никитин «Хождение за три моря».

2. Сказания – истории, посвящённые знаменитым событиям в жизни страны.

  • Софроний Рязанец «Задонщина».
  • Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву».

3. Хождения – сочинения о дальних путешествиях.

  • Афанасий Никитин «Хождение за три моря».
Литература Воинская повесть : «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» - Сафоний Рязанец, «Сказание о Мамаевом побоище»; Хождения (путевые заметки) «Хождение за три моря» - Афанасий Никитин Возрождение общерусской летописи  (с 1418 г. митрополит Фотий) Публицистика - Иван Пересветов писал челобитные царю, где излагал проекты реформ «Хронограф» – сборник сочинений по всемирной истории «Четьи менеи» – энциклопедия русского средневекового общества «Домострой» - Сильвестор (энциклопедия по ведению домашнего хозяйства, воспитания детей)

Литература

  • Воинская повесть : «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» - Сафоний Рязанец, «Сказание о Мамаевом побоище»;
  • Хождения (путевые заметки) «Хождение за три моря» - Афанасий Никитин
  • Возрождение общерусской летописи (с 1418 г. митрополит Фотий)
  • Публицистика - Иван Пересветов писал челобитные царю, где излагал проекты реформ
  • «Хронограф» – сборник сочинений по всемирной истории
  • «Четьи менеи» – энциклопедия русского средневекового общества
  • «Домострой» - Сильвестор (энциклопедия по ведению домашнего хозяйства, воспитания детей)

Литература 16 век «Домострой» - энциклопедия русской жизни (протопоп Сильвестр)

Литература

  • 16 век «Домострой» - энциклопедия русской жизни (протопоп Сильвестр)
Литература. Публицистика Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского Противник неограниченной самодержавной власти

Литература. Публицистика

  • Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского
  • Противник неограниченной самодержавной власти
Литература 16 век митрополит Макарий «Великие Четьи-минеи» - 12-томный свод религиозных произведений, распределенных по дням, в которые те или иные произведения следовало читать 16 век «Книга степенная царского родословия», в которой даны портреты и описания русских князей (от Владимира 1 до Ивана Грозного) и митрополитов, что подчеркивало прочность союза правителей и церкви.

Литература

  • 16 век митрополит Макарий «Великие Четьи-минеи» - 12-томный свод религиозных произведений, распределенных по дням, в которые те или иные произведения следовало читать
  • 16 век «Книга степенная царского родословия», в которой даны портреты и описания русских князей (от Владимира 1 до Ивана Грозного) и митрополитов, что подчеркивало прочность союза правителей и церкви.
Литература Летописный свод – Никоновская летопись (при Иване Грозном). Много миниатюр, современники назвали «Лицевым сводом» («лицо» - изображение)

Литература

  • Летописный свод – Никоновская летопись (при Иване Грозном). Много миниатюр, современники назвали «Лицевым сводом» («лицо» - изображение)


Скачать

© 2020, 1450 53

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!