СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Просвещение, устное народное творчество, литература в xiv – xvi вв.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта уроков истории России

Тема урока

ПРОСВЕЩЕНИЕ, УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ЛИТЕРАТУРА В XIVXVI ВВ.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

сформировать представление, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России; познакомить с достижениями русского просвещения, устного народного творчества, литературы в XIV – XVI вв

Образовательные ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты  карточки-тесты для проверки домашнего задания.

План урока

  1. Особенности развития культуры
  2. Просвещение. Начало книгопечатания
  3. Устное народное творчество. Литература

Личностно значимая проблема

Русская культура оказала большое влияние на развитие нашего государства после освобождения от монголо-татарского ига

методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Культурное возрождение, культурные контакты , книгопечатанье, Иван Федоров, публицистика, регалии, энциклопедии, эпос

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

       

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

Этапы урока

 

 

Время

 

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

 

Деятельность учителя

 

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

 

Универсальные

учебные действия

(УУД)

 

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

 

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Чудесный день!

И настроение чудесное - подстать.

Так разрешите мне урок с улыбочки начать.

Рефлексия на эмоциональное состояние, хорошее настроение – рука большим пальцем поднята вверх, плохое настроение – рука большим пальцем вниз.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

 

Фронтальная

работа

 

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

 

II. Актуализация знаний

7

Беседа

Организует беседу по вопросам:

– Что такое опричнина? Каковы были итоги опричнины? Что такое заповедные лета?

Оставил ли Иван Грозный после себя наследника?

Мы начинаем изучение темы “ Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках ”. Для начала, давайте вспомним: - что такое культура?

- Вспомните особенности развития русской культуры в XII – XIII. Каковы характерные черты западноевропейской культуры в XV – XVI вв.?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

 

 

Происходит формулирование задания и проблемы урока

Фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.

 

 

2. Устные ответы

III. Изучение нового материала

17

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записи основных положений в тетради

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

Как вы думаете, какие события русской истории повлияли на развитие культуры?

  Ключевое значение для культурной жизни России XV—XVII вв. имели подъем национального самосознания и освобождение от золотоордынского ига, формирование великорусской народности и единого государства, а также расширение культурных связей с соседними странами и народами. Происходит постепенное слияние традиций местных художественных школ и формирование на этой основе общерусской культуры. Запишем.

1.Возрождение единой русской культуры.

2.Русская культура приобретает самобытные национальные черты, освобождается от византийского влияния.

3.Главной темой становится укрепление мощи единого государства.

4.Расширение культурных контактов с другими странами

Работа в группах

1. группаПросвещение. Составьте схему – Просвещение в 14 -  16 веках. Определите какие произведения появились в этот период времени. (Апостол, Часословец).

2 группа. Составьте схему – Устное народное творчество с 14 – 16 веках.

3 группа – составьте схему Литература в 14 – 16 веках.

А теперь давайте проанализируем наши записи.

Со второй половины XIV века вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение Руси. Самым благоприятным образом на развитии русской культуры сказалась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют схемы и записывают ее на доске.

 

 

 

 

 

 

От каждой группы желающие у доски производят анализ своих схем.

1. Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

2. Индивидуальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа в группах.

 

 

 

 

 

4. Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.

 

 

 

 

 

2. Устные ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Устные ответы.

 

 

 

4. Письменные и устные ответы

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

7

 

Организует работу с учащимися

Таким образом, мы с вами можем сказать, что создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России. Появление книгопечатания имело огромное значение в деле просвещения народа. Главной темой литературных произведений становится не только борьба с иноземными захватчиками, но и идея укрепления единого государства и царской власти.

Производят анализ урока и приходят к выводу, подтверждают проблему, поставленную в начале урока

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Как развивалось просвещение в 14 – 16 веках?

- Какие изменения происходят в литературе и устном народном творчестве?

- Какие новые произведения появились в этот период времени?

- К чему привело изобретение книгопечатания?

Отвечают на вопросы.

Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке 

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 26, составить таблицу по теме и написать сообщение об И. Федорове - первом первопечатнике на Руси

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Просвещение, устное народное творчество, литература в xiv – xvi вв.»

Технологическая карта уроков истории России

Тема урока

ПРОСВЕЩЕНИЕ, УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ЛИТЕРАТУРА В XIVXVI ВВ.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

сформировать представление, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России; познакомить с достижениями русского просвещения, устного народного творчества, литературы в XIV – XVI вв

Образовательные
ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания.

План урока

  1. Особенности развития культуры

  2. Просвещение. Начало книгопечатания

  3. Устное народное творчество. Литература

Личностно значимая проблема

Русская культура оказала большое влияние на развитие нашего государства после освобождения от монголо-татарского ига

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Культурное возрождение, культурные контакты , книгопечатанье, Иван Федоров, публицистика, регалии, энциклопедии, эпос

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности


2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Чудесный день!

И настроение чудесное - подстать.

Так разрешите мне урок с улыбочки начать.

Рефлексия на эмоциональное состояние, хорошее настроение – рука большим пальцем поднята вверх, плохое настроение – рука большим пальцем вниз.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II. Актуализация знаний

7

Беседа

Организует беседу по вопросам:

– Что такое опричнина? Каковы были итоги опричнины? Что такое заповедные лета?

Оставил ли Иван Грозный после себя наследника?

Мы начинаем изучение темы “ Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках ”. Для начала, давайте вспомним: - что такое культура?

- Вспомните особенности развития русской культуры в XII – XIII. Каковы характерные черты западноевропейской культуры в XV – XVI вв.?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение



Происходит формулирование задания и проблемы урока

Фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.



2. Устные ответы

III. Изучение нового материала

17

Беседа










Записи основных положений в тетради







Работа с учебником

Как вы думаете, какие события русской истории повлияли на развитие культуры?

Ключевое значение для культурной жизни России XV—XVII вв. имели подъем национального самосознания и освобождение от золотоордынского ига, формирование великорусской народности и единого государства, а также расширение культурных связей с соседними странами и народами. Происходит постепенное слияние традиций местных художественных школ и формирование на этой основе общерусской культуры. Запишем.

1.Возрождение единой русской культуры.

2.Русская культура приобретает самобытные национальные черты, освобождается от византийского влияния.

3.Главной темой становится укрепление мощи единого государства.

4.Расширение культурных контактов с другими странами

Работа в группах

1. группаПросвещение. Составьте схему – Просвещение в 14 - 16 веках. Определите какие произведения появились в этот период времени. (Апостол, Часословец).

2 группа. Составьте схему – Устное народное творчество с 14 – 16 веках.

3 группа – составьте схему Литература в 14 – 16 веках.

А теперь давайте проанализируем наши записи.

Со второй половины XIV века вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение Руси. Самым благоприятным образом на развитии русской культуры сказалась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами.









Составляют схемы и записывают ее на доске.







От каждой группы желающие у доски производят анализ своих схем.

1. Фронтальная работа







2. Индивидуальная работа.








3. Работа в группах.






4. Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.






2. Устные ответы.











3. Устные ответы.




4. Письменные и устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7


Организует работу с учащимися

Таким образом, мы с вами можем сказать, что создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России. Появление книгопечатания имело огромное значение в деле просвещения народа. Главной темой литературных произведений становится не только борьба с иноземными захватчиками, но и идея укрепления единого государства и царской власти.

Производят анализ урока и приходят к выводу, подтверждают проблему, поставленную в начале урока

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Как развивалось просвещение в 14 – 16 веках?

- Какие изменения происходят в литературе и устном народном творчестве?

- Какие новые произведения появились в этот период времени?

- К чему привело изобретение книгопечатания?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 26, составить таблицу по теме и написать сообщение об И. Федорове - первом первопечатнике на Руси

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная работа





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!