I.
Мотивация
к учеб-
ной
деятельности
|
2
|
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
|
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
Чудесный день!
И настроение чудесное - подстать.
Так разрешите мне урок с улыбочки начать.
Рефлексия на эмоциональное состояние, хорошее настроение – рука большим пальцем поднята вверх, плохое настроение – рука большим пальцем вниз.
|
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
|
Фронтальная
работа
|
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
|
|
II. Актуализация знаний
|
7
|
Беседа
|
Организует беседу по вопросам:
– Что такое опричнина? Каковы были итоги опричнины? Что такое заповедные лета?
Оставил ли Иван Грозный после себя наследника?
Мы начинаем изучение темы “ Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках ”. Для начала, давайте вспомним: - что такое культура?
- Вспомните особенности развития русской культуры в XII – XIII. Каковы характерные черты западноевропейской культуры в XV – XVI вв.?
|
Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение
Происходит формулирование задания и проблемы урока
|
Фронтальная работа
|
Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
|
1. Устные ответы.
2. Устные ответы
|
III. Изучение нового материала
|
17
|
Беседа
Записи основных положений в тетради
Работа с учебником
|
Как вы думаете, какие события русской истории повлияли на развитие культуры?
Ключевое значение для культурной жизни России XV—XVII вв. имели подъем национального самосознания и освобождение от золотоордынского ига, формирование великорусской народности и единого государства, а также расширение культурных связей с соседними странами и народами. Происходит постепенное слияние традиций местных художественных школ и формирование на этой основе общерусской культуры. Запишем.
1.Возрождение единой русской культуры.
2.Русская культура приобретает самобытные национальные черты, освобождается от византийского влияния.
3.Главной темой становится укрепление мощи единого государства.
4.Расширение культурных контактов с другими странами
Работа в группах
1. группаПросвещение. Составьте схему – Просвещение в 14 - 16 веках. Определите какие произведения появились в этот период времени. (Апостол, Часословец).
2 группа. Составьте схему – Устное народное творчество с 14 – 16 веках.
3 группа – составьте схему Литература в 14 – 16 веках.
А теперь давайте проанализируем наши записи.
|
Со второй половины XIV века вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение Руси. Самым благоприятным образом на развитии русской культуры сказалась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами.
Составляют схемы и записывают ее на доске.
От каждой группы желающие у доски производят анализ своих схем.
|
1. Фронтальная работа
2. Индивидуальная работа.
3. Работа в группах.
4. Индивидуальная работа.
|
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.
Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
|
1. Устные ответы.
2. Устные ответы.
3. Устные ответы.
4. Письменные и устные ответы
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
|
7
|
|
Организует работу с учащимися
Таким образом, мы с вами можем сказать, что создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России. Появление книгопечатания имело огромное значение в деле просвещения народа. Главной темой литературных произведений становится не только борьба с иноземными захватчиками, но и идея укрепления единого государства и царской власти.
|
Производят анализ урока и приходят к выводу, подтверждают проблему, поставленную в начале урока
|
Индивидуальная работа
|
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации
|
Устные ответы
|
V. Итоги урока.
Рефлексия
|
5
|
Обобщение полученных на уроке сведений
|
Проводит беседу по вопросам:
– Как развивалось просвещение в 14 – 16 веках?
- Какие изменения происходят в литературе и устном народном творчестве?
- Какие новые произведения появились в этот период времени?
- К чему привело изобретение книгопечатания?
|
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
|
Фронтальная работа
|
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
|
Оценивание учащихся за
работу на уроке
|