Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 53» Хажаева З. А.
Прозвенел звонок для нас!
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Посмотрели все направо,
Посмотрели все налево,
Все друг другу улыбнулись
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
И урок мы свой начнем.
Минутка каллиграфии
_ Ее Оо ьь Нн Сс
ес нь со не ос ен се (придумайте слова с этими слогами)
осень (запишите транскрипцию слова)
Пальчиковая гимнастика
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони) Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак) Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы) Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы) Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы) Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы) Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы) Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
Загадка
Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...
«Каждый день прибавляет частицу мудрости»
Допишите пословицы:
1)Без труда жить – только ... коптить. 2) Дело на всякого найдётся, коли ... не подкрадётся. 3) Мир освещ..ется ... , а человек ... . 4) Слезами ... не поможешь. 5) Если человек любит ... , то все ... у него успешно идут. 6) Не сп..ши ... , торопись ...
Как определить склонение существительного?
1) Определить род существительного.
2) Определить окончание в И.п. в ед.ч.
3) По роду и окончанию определить склонение.
Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?
Определить род и окончание существительного.
Например: В русской избе - существительное избе. Ставлю в начальную форму. Что? Изба. Определяю род: изба она, моя- ж.р., окончание - а. Значит существительное в избе - 1 скл.
Работа в парах.
Запиши имена существительные в три группы, определяя склонение.
Конь, помидор, радость, крыша, облако, рожь, капля, печь, деревня, небо, полночь, дядя, старость, лагерь, рыба
Физкультурная минутка.
Мы работали, писали и немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки,
-- Уходи от нас скорей! Не пугай ты нас, детей.
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло!
Работа в группах
КЕЙС-СТАДИ
Дополнительные задания на карточках:
Определи склонение и падеж существительных:
Определите падеж и склонение существительных.
Выйти в к…стюме (_____________),
почистить …дежду (_____________),
ехать в …втобусе (_____________),
следить за законом (_____________),
забыть т…традь (_____________),
любоваться р….биной (____________),
стоять под б….рёзой (_____________),
появилась изм…розь (_____________),
найти под кр…ватью (_____________),
радоваться св…боде (______________),
надеть пальто (_______________).
Словарная работа
Прослушайте стихотворение и доскажите последнее слово.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель иль белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется …
Анатолий Соломянный
Лестница успеха
Мне понятно и я могу объяснить другому
Я понял но не могу объяснить
Я не все понял