СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока по русскому языку Тема: Основные понятия о лексике, лексикологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся  с основными понятиями о лексике, лексикологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по русскому языку Тема: Основные понятия о лексике, лексикологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов 10 класс»

Презентация урока по русскому языку  Тема: Основные понятия о лексике, лексикологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов 10 класс Составила: учитель русского языка и литературы школы №151 Яшнабадского района города Ташкента. САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА 2021 Г.

Презентация урока по русскому языку

Тема: Основные понятия о лексике, лексикологии.

Слово и его значение.

Однозначность и многозначность слов

10 класс

Составила: учитель русского языка и литературы

школы №151 Яшнабадского района города Ташкента.

САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА

2021 Г.

Цели урока: 1. Обучающая - познакомить учащихся с ос новными понятиями о лексике, лексикологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов; 2.Развивающая - формировать умение определять о сновные понятия о лексике, лексикологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов; 3.Воспитательная - воспитать интерес к предмету.

Цели урока:

1. Обучающая - познакомить учащихся с ос новными понятиями о лексике, лексикологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов;

2.Развивающая - формировать умение определять о сновные понятия о лексике, лексикологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов;

3.Воспитательная - воспитать интерес к предмету.

II. Проверка домашнего задания

II. Проверка домашнего задания

 Теоретический диктант   Раздел лингвистики, изучающий правильное произношение слов.  Орфоэпия Нормы, регулирующие  правила использования грамматических форм разных частей речи. Морфологические нормы Раздел лингвистики, который изучает слово, структуру словарного состава языка, функционирование словарного состава языка, развитие словарного состава языка.  Лексикология Словарный запас языка. Лексика

Теоретический диктант

  • Раздел лингвистики, изучающий правильное произношение слов.
  • Орфоэпия
  • Нормы, регулирующие  правила использования грамматических форм разных частей речи.
  • Морфологические нормы
  • Раздел лингвистики, который изучает слово, структуру словарного состава языка, функционирование словарного состава языка, развитие словарного состава языка.
  • Лексикология
  • Словарный запас языка.
  • Лексика
 Теоретический диктант   Однокоренные слова, близкие по звучанию и значению, но имеющие разные аффиксы. Паронимы Слова, близкие или тождественные по своему значению.  Синонимы Слова одной и той же части речи, имеющие прямо противоположное значение.  Антонимы

Теоретический диктант

  • Однокоренные слова, близкие по звучанию и значению, но имеющие разные аффиксы.
  • Паронимы
  • Слова, близкие или тождественные по своему значению.
  • Синонимы
  • Слова одной и той же части речи, имеющие прямо противоположное значение.
  • Антонимы

 Теоретический диктант   Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее слово усиливает смысловое значение. Градация Стилистическая фигура, резкое противопоставление понятий. Антитеза Стилистическая фигура, соединение двух понятий, логически исключающих одно другое. Оксюморон

Теоретический диктант

  • Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее слово усиливает смысловое значение.
  • Градация
  • Стилистическая фигура, резкое противопоставление понятий.
  • Антитеза
  • Стилистическая фигура, соединение двух понятий, логически исключающих одно другое. Оксюморон

Орфоэпическая разминка.  Записать, поставить ударения.  Дефис, диспансер, договоренность, документ, досуг, добрала, добралась, дождалась, дешевизна, (он) дозвонится, дозвонятся, довезенный, добела, доверху, донельзя, донизу, досуха,

Орфоэпическая разминка.

Записать, поставить ударения.

Дефис, диспансер, договоренность, документ, досуг, добрала, добралась, дождалась, дешевизна, (он) дозвонится, дозвонятся, довезенный, добела, доверху, донельзя, донизу, досуха,

Орфоэпическая разминка. САМОПРОВЕРКА ДефИс, диспансЕр, договорЁнность, докумЕнт, досУг, добралА, добралАсь, дождалАсь, дешевИзна, (он) дозвонИтся, дозвонЯтся, довезЁнный, добелА, дОверху, донЕльзя, дОнизу, дОсуха,

Орфоэпическая разминка.

САМОПРОВЕРКА

ДефИс, диспансЕр, договорЁнность, докумЕнт, досУг, добралА, добралАсь, дождалАсь, дешевИзна, (он) дозвонИтся, дозвонЯтся, довезЁнный, добелА, дОверху, донЕльзя, дОнизу, дОсуха,

III. Объяснение нового материала.  1.Вступительное слово учителя

III. Объяснение нового материала. 1.Вступительное слово учителя

Лексика (от греческого lekis – слово- это совокупность всех слов языка, его словарный состав языка, называется лексикологией ( греч. Lexicos- словарный + logos- учение). Единицей лексикологии является СЛОВО- кратчайшая единица языка, служащая для наименования явлений действительности ( предметов, процессов, свойств и отношений между ними). Слово имеет много признаков: звучание, значение, морфемную структуру, лексико – грамматическую соотнесённость, т.е. принадлежность к определённой части речи Объектом изучения в лексикологии являются некоторые свойства слова: значение. Происхождение, сфера употребления, экспрессивная и стилистическая окраска, степень употребления.

Лексика (от греческого lekis – слово- это совокупность всех слов языка, его словарный состав языка, называется лексикологией ( греч. Lexicos- словарный + logos- учение).

Единицей лексикологии является СЛОВО- кратчайшая единица языка, служащая для наименования явлений действительности ( предметов, процессов, свойств и отношений между ними).

Слово имеет много признаков: звучание, значение, морфемную структуру, лексико – грамматическую соотнесённость, т.е. принадлежность к определённой части речи

Объектом изучения в лексикологии являются некоторые свойства слова: значение. Происхождение, сфера употребления, экспрессивная и стилистическая окраска, степень употребления.

ИСКОННО-РУССКИЕ СТАРОСЛАВЯНСКИЕ ЗАИМСТВОВАННЫЕ НЕЙРАЛЬНЫЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ РАЗГОВОРНЫЕ КНИЖНЫЕ ПРОСТОРЕЧИЯ СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ ОМОНИМЫ ПАРОНИМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЭКСПРЕССИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА ЛЕКСИКА УПОТРЕБЛЕНИЕ УСТАРЕВШИЕ И НОВЫЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ ДИАЛЕКТИЗМЫ ЖАРГОНЫ АРХАИЗМЫ ИСТОРИЗМЫ НЕОЛОГИЗМЫ ОДНОЗНАЧНЫЕ МНОГОЗНАЧНЫЕ

ИСКОННО-РУССКИЕ

СТАРОСЛАВЯНСКИЕ

ЗАИМСТВОВАННЫЕ

НЕЙРАЛЬНЫЕ

ОФИЦИАЛЬНЫЕ

РАЗГОВОРНЫЕ

КНИЖНЫЕ

ПРОСТОРЕЧИЯ

СИНОНИМЫ

АНТОНИМЫ

ОМОНИМЫ

ПАРОНИМЫ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ЭКСПРЕССИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА

ЛЕКСИКА

УПОТРЕБЛЕНИЕ

УСТАРЕВШИЕ И НОВЫЕ

ЗНАЧЕНИЕ

ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ТЕРМИНЫ

ДИАЛЕКТИЗМЫ

ЖАРГОНЫ

АРХАИЗМЫ

ИСТОРИЗМЫ

НЕОЛОГИЗМЫ

ОДНОЗНАЧНЫЕ

МНОГОЗНАЧНЫЕ

Лексика - это словарный состав, совокупность слов языка   ЛЕКСИКОЛОГИЯ -раздел языкознания, в котором изучается лексика, т.е. лексикология- изучение лексики, учение о слове или словарном составе языка.   Лексикография- наука о словарях, теории и практике их сопоставления

Лексика - это словарный состав, совокупность слов языка ЛЕКСИКОЛОГИЯ -раздел языкознания, в котором изучается лексика, т.е. лексикология- изучение лексики, учение о слове или словарном составе языка. Лексикография- наука о словарях, теории и практике их сопоставления

СЛОВО Слова языка образуют его словарный состав , или лексику Каждое слово что-то обозначает, (лексический состав) это его лексическое значение Слово имеет не только лексическое , но и грамматическое значение Например, у существительных можно определить род. Падеж, число, у глаголов- время.лицо.число

СЛОВО

Слова языка образуют его словарный состав , или лексику

Каждое слово что-то обозначает,

(лексический состав)

это его

лексическое значение

Слово имеет не только лексическое , но и грамматическое значение

Например, у существительных можно определить род. Падеж, число, у глаголов- время.лицо.число

Слова однозначные и многозначные Слова Однозначные Многозначные Обозначают только один предмет, один признак ,одно действие Имеют несколько лексических значений

Слова однозначные и многозначные

Слова

Однозначные

Многозначные

Обозначают только один предмет, один признак ,одно действие

Имеют несколько лексических значений

2)Работа по материалу для наблюдений

2)Работа по материалу для наблюдений

 Задание: правильно вписать в перфокарты слова в  прямом и переносном значении   Золотая осень, стальные нервы, золотые часы, каменный дом, горькая правда, золотой характер,стальные ворота, каменное сердце, теплое утро, теплые слова, серебряный голос, серебряная ложка Прямое значение (первичное) Золотые часы Переносное значение (вторичное) Золотой характер

Задание: правильно вписать в перфокарты слова в прямом и переносном значении Золотая осень, стальные нервы, золотые часы, каменный дом, горькая правда, золотой характер,стальные ворота, каменное сердце, теплое утро, теплые слова, серебряный голос, серебряная ложка

Прямое значение (первичное)

Золотые часы

Переносное значение (вторичное)

Золотой характер

IV. Закрепление .

IV. Закрепление .

Задание

Задание

Домашнее задание.

Домашнее задание.