СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока-практикума по русскому языку на тему "Официально-деловой стиль"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку-практикуму по русскому языку на тему "Официально-деловой стиль"

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока-практикума по русскому языку на тему "Официально-деловой стиль"»

Урок на тему: «Функциональные разновидности языка. Официально-деловой стиль».  ОУД.01 Русский язык    Разработала: преподаватель русского языка и литературы Жевнер Оксана Владимировна  Тип урока:  усвоение, закрепление и совершенствование знаний и умений Вид урока:  комбинированный урок: лекция с элементами беседы, практикум    апрель 2023 г.

Урок на тему:

«Функциональные разновидности языка.

Официально-деловой стиль».

ОУД.01 Русский язык

Разработала: преподаватель русского языка и литературы

Жевнер Оксана Владимировна

Тип урока:  усвоение, закрепление и совершенствование знаний и умений

Вид урока:  комбинированный урок: лекция с элементами беседы, практикум

апрель 2023 г.

 Цель:  познакомить обучающихся с понятием «деловой стиль», с особенностями этого стиля.  Задачи: Обучающие   - знать основные признаки официально-делового стиля речи, сферу его употребления, жанры; Развивающие   - совершенствовать умение использовать средства официально-делового стиля в практике анализа, составлении, грамотном оформлении деловых бумаг личного характер; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; Воспитательная  - воспитывать культуру речи, заботиться о чистоте языка; повышать культуру письменной деловой речи; формировать нравственные, поведенческие качества личности обучающегося, ответственное отношение к учебному труду. З доровьесберегающая : способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки. Оборудование: проектор, текст методики по одной на каждого студента в группе, рисунки для определения типов темперамента, бланки с заданиями для самостоятельной работы.

Цель:  познакомить обучающихся с понятием «деловой стиль», с особенностями этого стиля.

Задачи:

Обучающие   - знать основные признаки официально-делового стиля речи, сферу его употребления, жанры;

Развивающие   - совершенствовать умение использовать средства официально-делового стиля в практике анализа, составлении, грамотном оформлении деловых бумаг личного характер; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Воспитательная  - воспитывать культуру речи, заботиться о чистоте языка;

повышать культуру письменной деловой речи; формировать нравственные, поведенческие качества личности обучающегося, ответственное отношение к учебному труду.

З доровьесберегающая : способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки.

Оборудование: проектор, текст методики по одной на каждого студента в группе, рисунки для определения типов темперамента, бланки с заданиями для самостоятельной работы.

 Эпиграф:      «Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её…..».   Александр Афанасьевич  Потебня

Эпиграф:

«Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её…..».

Александр Афанасьевич

Потебня

 Проверка домашнего задания Титульный слайд.

Проверка домашнего задания

Титульный слайд.

Титульный слайд.  - Какое слово зашифровано в ребусе?    - Почему именно с этого слова мы начинаем наш урок?    

Титульный слайд.

- Какое слово зашифровано в ребусе? - Почему именно с этого слова мы начинаем наш урок?  

Титульный слайд.  Зашифрованное слово в ребусе:  СТИЛЬ     На прошлом уроке мы познакомились с  функциональными стилями речи.  Публицистический и научные стили.        -Давайте вспомним, что такое стиль речи.

Титульный слайд.

Зашифрованное слово в ребусе:  СТИЛЬ На прошлом уроке мы познакомились с функциональными стилями речи. Публицистический и научные стили.   -Давайте вспомним, что такое стиль речи.

Повторение изученного, активизация знаний - Перечислите известные вам функциональные разновидности языка.

Повторение изученного, активизация знаний

- Перечислите известные вам функциональные разновидности языка.

Психологические характеристики и свойства. Меланхолик.

Психологические характеристики и свойства. Меланхолик.

       Стиль речи – разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону жизни.    Публицистический   стиль  – один из книжных, используется в общественно- публицистической  и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.  Задача  этого   стиля  – воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты  публицистического   стиля  – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Научный стиль – это один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.  Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Этот стиль используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью. Титульный слайд.

  Стиль речи – разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону жизни.

Публицистический   стиль  – один из книжных, используется в общественно- публицистической  и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.

Задача  этого   стиля  – воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты 

публицистического   стиля  – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Научный стиль – это один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.

Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Этот стиль используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.

Титульный слайд.

 Проблемная ситуация, постановка целей урока.

Проблемная ситуация, постановка целей урока.

Определите, к какому стилю относятся эти отрывки , обоснуйте свою точку зрения. Прошу срочно принять меры по уборке картофеля, так как по прогнозу синоптиков в ближайщие 10 дней ожидается дождливая погода. 2. Я, Иванов Иван Петрович, прошу предоставить мне недельный отпуск без содержания для поездки по семейным обстоятельствам. Число, подпись 3. Приказ №44 от 10.05.2022 г. об оказании благотворительной помощи на основании ФЗ №135, главы 32 ГК, в целях оказания поддержки экологии ПРИКАЗЫВАЮ: в целях борьбы с загрязнением окружающей среды оказать единовременную помощь НКО «Экология» в размере 10 000 рублей. Бухгалтеру Петровой О. А. перевести средства в срок до 15.05.2022 года. Ответственность за исполнение настоящего распоряжения оставляю за собой. Документ, на основании которого составлен приказ: письмо-просьба о пожертвовании от НКО «Экология».  Директор Иванов И. А. (подпись)  С приказом ознакомлены:Петрова О. А. (подпись)
  • Определите, к какому стилю относятся эти отрывки , обоснуйте свою точку зрения.
  • Прошу срочно принять меры по уборке картофеля, так как по прогнозу синоптиков в ближайщие 10 дней ожидается дождливая погода.

2. Я, Иванов Иван Петрович, прошу предоставить мне недельный отпуск без содержания для поездки по семейным обстоятельствам. Число, подпись

3. Приказ №44 от 10.05.2022 г. об оказании благотворительной помощи на основании ФЗ №135, главы 32 ГК, в целях оказания поддержки экологии

ПРИКАЗЫВАЮ: в целях борьбы с загрязнением окружающей среды оказать единовременную помощь НКО «Экология» в размере 10 000 рублей. Бухгалтеру Петровой О. А. перевести средства в срок до 15.05.2022 года. Ответственность за исполнение настоящего распоряжения оставляю за собой.

Документ, на основании которого составлен приказ: письмо-просьба о пожертвовании от НКО «Экология».

Директор Иванов И. А. (подпись)

С приказом ознакомлены:Петрова О. А. (подпись)

10 апреля Тема: «Функциональные разновидности языка. Официально-деловой стиль». Цели: сфера применения, функции, языковые особенности, жанры. Цели:  познакомиться с понятием «деловой стиль», с особенностями этого стиля, изучить сферу применения, функции, языковые особенности, жанры.  Задачи: Обучающие   - знать основные признаки официально-делового стиля речи, сферу его употребления, жанры; Развивающие   - совершенствовать умение использовать средства официально-делового стиля в практике анализа, составлении, грамотном оформлении деловых бумаг личного характер; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

10 апреля

Тема: «Функциональные разновидности языка. Официально-деловой стиль».

Цели: сфера применения, функции, языковые особенности, жанры.

Цели: 

  • познакомиться с понятием «деловой стиль», с особенностями этого стиля,
  • изучить сферу применения, функции, языковые особенности, жанры.

Задачи:

Обучающие   - знать основные признаки официально-делового стиля речи, сферу его употребления, жанры;

Развивающие   - совершенствовать умение использовать средства официально-делового стиля в практике анализа, составлении, грамотном оформлении деловых бумаг личного характер; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

ФИЗМИНУТКА Утомились? Отдохнем! Физкультминутку проведем. Я буду называть словосочетания. Ваша задача – определить, в каком стиле речи они могут употребляться: в разговорном – руки вверх, в научном – руки вниз, в художественном – руки в стороны, в официально-деловом – хлопаем в ладоши.  Кто ошибётся, тот объясняет свою ошибку.

ФИЗМИНУТКА

Утомились? Отдохнем! Физкультминутку проведем.

Я буду называть словосочетания.

Ваша задача – определить, в каком стиле речи они могут употребляться:

в разговорном – руки вверх,

в научном – руки вниз,

в художественном – руки в стороны,

в официально-деловом – хлопаем в ладоши.

Кто ошибётся, тот объясняет свою ошибку.

Из истории возникновения  Зарождение официально-делового стиля связано с оформлением договоров между Киевской Русью и Византией (10 век).  Важнейшим памятником литературы той эпохи, написанным в официально-деловом стиле, является сбор законов древнерусского государства «Русская правда».  В Московской Руси 15-16 века было два параллельных книжных языка: церковно-славянский и деловой язык приказов – учреждений, которые управляли определённой отраслью, территорией.  В течение 15-16 вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи.  К концу 17 – началу 18 века приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси.  Из него и сформировался современный русский язык.

Из истории возникновения

Зарождение официально-делового стиля связано с оформлением договоров между Киевской Русью и

Византией (10 век).

Важнейшим памятником литературы той эпохи, написанным в официально-деловом стиле, является сбор законов древнерусского государства «Русская правда».

В Московской Руси 15-16 века было два параллельных книжных языка: церковно-славянский и деловой язык приказов – учреждений, которые управляли определённой отраслью, территорией.

В течение 15-16 вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи.

К концу 17 – началу 18 века приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси.

Из него и сформировался современный русский язык.

Официально-деловой стиль  – это разновидность языка, которая используется для создания документов в юридической, дипломатической и канцелярско-деловой сферах.   Документ  – (от лат. Documentum – «доказательство, свидетельство») деловая бумага, обслуживающая сферу общения государства с государством, государства с гражданами и граждан между собой.   Разновидности деловых бумаг: ОБЩИЕ (официальные) документы – это статьи Конституции, постановления правительства, договоры, указы, уставы, акты, справки и т.п. ЛИЧНЫЕ документы - деловые бумаги личного характера, составленные и оформленные частным, физическим лицом.

Официально-деловой стиль  – это разновидность языка, которая используется для создания документов в юридической, дипломатической и канцелярско-деловой сферах.

 

Документ  – (от лат. Documentum – «доказательство, свидетельство») деловая бумага, обслуживающая сферу общения государства с государством, государства с гражданами и граждан между собой.

Разновидности деловых бумаг:

ОБЩИЕ (официальные) документы – это статьи

Конституции, постановления правительства, договоры,

указы, уставы, акты, справки и т.п.

ЛИЧНЫЕ документы - деловые бумаги личного характера,

составленные и оформленные частным, физическим лицом.

«Официально-деловой стиль речи

«Официально-деловой стиль речи"

Эта сфера охватывает такие направления как: Международные отношения Юриспруденцию Экономику Военную отрасль Сферу рекламы Общение в официальных учреждениях Правительственную деятельность

Эта сфера охватывает такие направления как:

  • Международные отношения
  • Юриспруденцию
  • Экономику
  • Военную отрасль
  • Сферу рекламы
  • Общение в официальных учреждениях
  • Правительственную деятельность
Официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы, употребление присущих этому стилю клише широкое использование терминологии, наименований, наличие особого запаса лексики и фразеологии , включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств, устоявшихся выражений слабая индивидуализация стиля

Официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт

  • сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств
  • стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы, употребление присущих этому стилю клише
  • широкое использование терминологии, наименований, наличие особого запаса лексики и фразеологии , включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур
  • повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением
  • тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим
  • почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств, устоявшихся выражений
  • слабая индивидуализация стиля
Неоднородность тематики и разнообразие жанров позволяют выделить в рассматриваемом стиле две разновидности:   официально-документальный стиль     обиходно-деловой стиль

Неоднородность тематики и разнообразие жанров позволяют выделить в рассматриваемом стиле две разновидности: официально-документальный стиль

обиходно-деловой стиль

Примерами документов этой разновидности официально-делового стиля могут служить эти документы

Примерами документов этой разновидности

официально-делового стиля

могут служить эти документы

Актуализация опорных знаний 2 человека 2 человека Вся группа

Актуализация

опорных знаний

2 человека

2 человека

Вся группа

 Объявление. Потерялся мальчик. Зовут дядя Фёдор. Глаза у него коричневые и волосы торчком, как будто корова его лизнула. И рост 1 метр 20 см. Нашедшего ждёт премия - велосипед. Закрепление полученных знаний Прием технологии «Познавательный» Задание: прочтите объявление из мультфильма «Простоквашино». - Выдержан ли деловой стиль в этом документе? - За счёт чего возникает комический эффект? - Какие исправления вы бы внесли? Запишите в тетрадь исправленный вариант данного объявления в соответствии с требованиями стиля; 1 человек – у доски. Список литературы.

Объявление.

Потерялся мальчик. Зовут дядя Фёдор. Глаза у него коричневые и волосы торчком, как будто корова его лизнула. И рост 1 метр 20 см.

Нашедшего ждёт премия - велосипед.

Закрепление полученных знаний

Прием технологии

«Познавательный»

Задание: прочтите объявление из мультфильма «Простоквашино».

- Выдержан ли деловой стиль в этом документе?

- За счёт чего возникает комический эффект?

- Какие исправления вы бы внесли?

Запишите в тетрадь исправленный вариант данного объявления в соответствии с требованиями стиля; 1 человек – у доски.

Список литературы.

 Объявление. Потерялся мальчик – Фёдор Иванов. Приметы: карие глаза, взъерошенные волосы, рост 1 метр 20 см. За достоверную информацию - вознаграждение. Закрепление полученных знаний Прием технологии «Познавательный» Список литературы. При выполнении этого задания мы из трёх предложений составили одно, убрали сравнение, сделали объявление короче. Краткость – ещё одна особенность официально-делового стиля. - Теперь выдержан деловой стиль?

Объявление.

Потерялся мальчик – Фёдор Иванов.

Приметы: карие глаза, взъерошенные волосы, рост 1 метр 20 см.

За достоверную информацию - вознаграждение.

Закрепление полученных знаний

Прием технологии

«Познавательный»

Список литературы.

  • При выполнении этого задания мы из трёх предложений составили одно, убрали сравнение, сделали объявление короче.
  • Краткость – ещё одна особенность официально-делового стиля.

- Теперь выдержан деловой стиль?

Прием технологии «Развитие критического мышления» «Мозговой штурм» Закрепление полученных знаний Функциональные разновидности языка Официально-деловой стиль Функции Сфера применения; Передать официальную и ……………… информацию жанры Языковые средства Деловые бумаги (……………………………………………….), -…………….. форма; инструкции, -точность, ………………, сжатость изложения; -использование ……….; ……… . ……………. - ………………. характер; документы - стандартизованность; - отсутствие лексики ограниченного употребления, эмоционально-окрашенной лексики; - ………..порядок слов в предложении Функциональные разновидности языка Функции Сфера применения; Языковые средства жанры Список литературы.

Прием технологии

«Развитие критического мышления»

«Мозговой штурм»

Закрепление полученных знаний

Функциональные разновидности языка

Официально-деловой стиль

Функции

Сфера применения;

Передать официальную и ……………… информацию

жанры

Языковые средства

Деловые бумаги

(……………………………………………….),

-…………….. форма;

инструкции,

-точность, ………………, сжатость изложения;

-использование ……….;

……… . …………….

- ………………. характер;

документы

- стандартизованность;

- отсутствие лексики ограниченного употребления, эмоционально-окрашенной лексики;

- ………..порядок слов в предложении

Функциональные разновидности языка

Функции

Сфера применения;

Языковые средства

жанры

Список литературы.

Функциональные разновидности языка Официально-деловой стиль Функции Передать официальную и деловую информацию Сфера применения; жанры Языковые средства Деловые бумаги ( объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие), инструкции, - письменная форма; -точность, строгость , сжатость изложения; законодательные документы -использование клише/шаблонов ; - официальный характер; - стандартизованность; - отсутствие лексики ограниченного употребления, эмоционально-окрашенной лексики; - строгий порядок слов в предложении Список литературы.

Функциональные разновидности языка

Официально-деловой стиль

Функции

Передать официальную и деловую информацию

Сфера применения;

жанры

Языковые средства

Деловые бумаги ( объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие),

инструкции,

- письменная форма;

-точность, строгость , сжатость изложения;

законодательные документы

-использование клише/шаблонов ;

- официальный характер;

- стандартизованность;

- отсутствие лексики ограниченного употребления, эмоционально-окрашенной лексики;

- строгий порядок слов в предложении

Список литературы.

Основная функция делового стиля  – точная передача официальной и деловой информации.

Основные признаки официально-делового стиля :

1.письменная форма;

2.точность, строгость, сжатость изложения;

3.использование клише (от франц. «печатная форма из металла, дерева»; в русск. – шаблонная фраза) – специальных слов и выражений, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем речи;

4.официальный характер (реквизиты)

Реквизиты – постоянные элементы содержания деловых бумаг, должны содержать:

- сведения об  адресате  (должность, ФИО лица, кому адресован документ) и адресанте (должность, ФИО лица, составившего документ; в некоторых случаях – контактная информация о составителе: адрес места проживания, номер телефона, номер факса и т. Д);

  • наименование жанра документа (например, Заявление, Расписка и т. Д.);     - опись приложений к документу, если они имеются;     - дата, подпись автора документа и др.

Чтобы документ имел юридическую силу, недостаточно только правильно использовать в нем те или иные реквизиты, но и необходимо ПРАВИЛЬНО, в соответствии с существующим ГОСТом (государственным стандартом) их расположить и наполнить документ языковым материалом.

  5. стандартизованность

Закрепление теоретического материала:

1. В деловых бумагах не употребляются  слова и выражения :    а) вышедшие из употребления – архаизмы (например,  не сего года, а этого года, текущего года; не означенный, а названный );    б) слова, имеющие эмоционально-оценочный оттенок (например,  болтик, переменка,   взвинтить, сговор, насаждать );    в) слова, относящиеся к ограниченной сфере употребления: просторечные слова, имеющие отрицательную эмоциональную окраску (например,  балбес, скувырнуться ); диалектизмы – слова местных, территориальных говоров (например,  бурак  ( свекла ),  кочет  ( петух )); жаргонизмы – слова, характерные для определенных социальных групп (например,  баранка  ( руль ),  замести (арестовать ).

2. Имена числительные   обычно пишутся цифрами (в некоторых случаях прописью в скобках после указанных цифр).

Окончания порядковых числительных – через черточку, если числительные обозначены арабскими цифрами (например,  2-я научная студенческая конференция) .

После римских цифр окончания не пишутся (например,  XI Международная научно-практическая конференция).    

Список литературы.

3. Предлоги:  употребляются только с сущ. в форме Дат. падежа благодаря (действиям сотрудников)  применительно к (положению устава)  согласно (приказу)  вопреки (распоряжению)    Предлоги, употребляющиеся с формой Родит.падежа. в отношении (вышеуказанных лиц)  во избежание (нарушений техники безопасности)  в целях (обеспечения порядка)  в течение (всего дня)  вследствие (пожара)  ввиду (сложившихся обстоятельств)  насчет (режима работы)  независимо от (обстоятельств дела).   Список литературы.

3. Предлоги:  употребляются только с сущ. в форме Дат. падежа

благодаря (действиям сотрудников) применительно к (положению устава) согласно (приказу) вопреки (распоряжению)

 

Предлоги, употребляющиеся с формой Родит.падежа.

в отношении (вышеуказанных лиц) во избежание (нарушений техники безопасности) в целях (обеспечения порядка) в течение (всего дня) вследствие (пожара) ввиду (сложившихся обстоятельств) насчет (режима работы) независимо от (обстоятельств дела).

Список литературы.

Прием технологии Закрепление полученных знаний «Познавательный» Список литературы. Два варианта 15 вопросов                Практическая работа (в форме теста)   « Функциональные стили речи »

Прием технологии

Закрепление полученных знаний

«Познавательный»

Список литературы.

Два варианта

15 вопросов

Практическая работа (в форме теста) « Функциональные стили речи »

 Рефлексия

Рефлексия

 Подведение итогов урока 1. Оценка работы группы и знаний отдельных обучающихся преподавателем. 2. Оцените и сами себя по 3-ти бальной шкале по данным критериям в таблице: ОЦЕНИ СЕБЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО! 1 Я могу сформулировать определение «официально-деловой стиль» 2 Я понимаю различие заявления от объяснительной записки 3 Я могу правильно составить различные виды документов Я могу отличить особенности разных стилей речи Я принял активное и результативное участие на занятии Мои баллы:

Подведение итогов урока

1. Оценка работы группы и знаний отдельных обучающихся преподавателем.

2. Оцените и сами себя по 3-ти бальной шкале по данным критериям в таблице:

ОЦЕНИ СЕБЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО!

1

Я могу сформулировать определение «официально-деловой стиль»

2

Я понимаю различие заявления от объяснительной записки

3

Я могу правильно составить различные виды документов

Я могу отличить особенности разных стилей речи

Я принял активное и результативное участие на занятии

Мои баллы:

 1. Написание личного документа – заявления или объяснительной записки.   Заявление  – личный документ, содержащий просьбу заявителя к должностному лицу. Объяснительная записка  —  документ , составляемый для пояснения отдельных ситуаций, нарушений, положений основного документа (проекта, отчета, плана). Законспектировать тему по презентации и самостоятельно осуществить поиск материала, изучить записи в тетради, подготовиться к устному ответу по изученному материалу. Выполнить тест из 15-ти вопросов. Список литературы.

1. Написание личного документа – заявления или объяснительной записки.

 

Заявление  – личный документ, содержащий просьбу заявителя к должностному лицу.

Объяснительная записка  —  документ , составляемый для пояснения отдельных ситуаций, нарушений, положений основного документа (проекта, отчета, плана).

  • Законспектировать тему по презентации и самостоятельно осуществить поиск материала, изучить записи в тетради, подготовиться к устному ответу по изученному материалу.
  • Выполнить тест из 15-ти вопросов.

Список литературы.

Список литературы.

Список литературы.