Распределите слова по группам, впишите их в таблицу, раскрыв скобки. Не(друг), а враг, диван(кровать), вовсе не(веселый), ярко(красный), отнюдь не(весело), по(заячьи), (не)у кого, кто(либо), (в)течение часа, из(за)
Раздельно
Части речи
Через дефис
Имя существительное
Имя прилагательное
Наречие
Местоимение
Предлог
Частицы
- - Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.
- - Как она будет звучать?
- - Прочитайте тему урока.
- - Что вы знаете о частице?
– Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы урока.
Раздельное и дефисное написание частиц
Задачи:
обучающие:
• формировать понятия раздельного и дефисного написания частиц;
• закрепить навыки отличия в написании частиц с разными частями речи и омонимичных частей речи, умение употреблять частицы в речи;
• формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций;
• формирование у учащихся умения работать в группах.
развивающие:
• развивать орфографическую зоркость;
• активизировать мыслительные операции, познавательную активность на уроках русского языка;
• развивать коммуникативные и информационные компетентности;
• раскрывать творческий потенциал учащихся.
• воспитательные:
• создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
• воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
• воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
• развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;
Запишите предложения, заключите частицы в прямоугольник. Сделайте выводы: -Какие частицы пишутся раздельно? - Какие частицы пишутся через дефис?
1. Знал бы ты, как красив закат?
2. За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха?
3. Стоит ли это делать?
4. Ты задачу- то решил?
5. Скажи -ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром французу отдана?
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ
через дефис
раздельно
БЫ(Б), ЛИ (ЛЬ), ЖЕ (Ж)
-КА, -ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ, КОЕ-
А мы -то старались!
МОЖНО ОПУСТИТЬ
ИЛИ ПЕРЕСТАВИТЬ
Сходи -ка в магазин за хлебом!
Это было очень страшно,
но в то же время интересно.
-ДЕ
-С
-ТКА
-ТКО
УСТАРЕВШИЕ
Что бы такого интересного
придумать?
-ТАКИ – после наречий, глаголов,
частиц
Опять -таки , уехал -таки , все -таки
! Н Е ПУТАЙ С
ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ,
НЕУЖЕЛИ
НО
Он таки приехал в гости.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Упр.320
Переделайте предложения, включив в них частицу –ка.
Вскипяти чай.
Сходи в магазин за хлебом.
Почини выключатель.
Перестаньте разговаривать.
Начинайте тренироваться.
- Далеко(ли) ещё до места?
- Где (же) это видано?
- Мы то(же) пойдём в поход.
- Что(бы) много знать.
- Что(бы) это значило?
- И всё(же) ты неправильно поступил.
- Мы ходим в школу, что(бы) получать знания.
- Много(ли) у вас работы?
- Везде одно и то(же).
Перепишите, раскрывая скобки.
1) Поди(ка) ты сюда, присядь(ка) ты со мной.
2) Степан не решился(таки) идти прямо в усадьбу.
3) Нельзя(ли) пожалеть о ком(нибудь) другом.
4) Жил(бы) он славно, не знал(бы) заботы, кабы не стали глаза изменять.
5) Он(бы) тотчас ушел, если(б) не Лиза.
6) Ведь были(ж) схватки боевые, да, говорят, еще какие!
1) Поди- ка ты сюда, присядь- ка ты со мной.
2) Степан не решился- таки идти прямо в усадьбу.
3) Нельзя ли пожалеть о ком- нибудь другом.
4) Жил бы он славно, не знал бы заботы, кабы не стали глаза изменять.
5) Он бы тотчас ушел, если б не Лиза.
6) Ведь были ж схватки боевые, да, говорят, еще какие!
- - Какие частицы со словами пишутся раздельно? Какие – через дефис? Какую роль в предложении играет частица –ка?
- - Что было легко?
- -Что было сложно?
- -Что было непонятно?
- - Что понравилось?
- Домашнее задание: п. 69, упр.425