СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока "Тепловые двигатели" дл 10 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока по теме "Тепловые двигатели" составлена в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока "Тепловые двигатели" дл 10 класса»

 УРОК ФИЗИКИ В 10 КЛАССЕ  Тепловые двигатели Учитель  Гаджиева Патимат Гаджиевна

УРОК ФИЗИКИ В 10 КЛАССЕ

  • Тепловые двигатели
  • Учитель Гаджиева Патимат Гаджиевна

ПЕРВЫЙ ЗАКОН ТЕРМОДИНАМИКИ ∆ U = Q + A вс Изменение внутренней энергии системы при переходе в новое состояние возможно за счет переданной теплоты или работы внешних сил  Q = ∆U + A г Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение её внутренней энергии и на совершение работы газом

ПЕРВЫЙ ЗАКОН ТЕРМОДИНАМИКИ

∆ U = Q + A вс

Изменение внутренней энергии системы при переходе в новое состояние возможно за счет переданной теплоты или работы внешних сил

Q = ∆U + A г

Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение её внутренней энергии и на совершение работы газом

ИЗОХОРНЫЙ ПРОЦЕСС – процесс при котором объём не изменяется  (например, закрытый сосуд с газом)) ∆ V = 0 A = p∆V А = 0 ∆ U = Q  Если газ получает теплоту, то его внутренняя энергия увеличивается и температура повышается. Если газ отдает теплоту, то наоборот.

ИЗОХОРНЫЙ ПРОЦЕСС

– процесс при котором объём не изменяется

(например, закрытый сосуд с газом))

∆ V = 0 A = p∆V А = 0

∆ U = Q

Если газ получает теплоту, то его внутренняя энергия увеличивается и температура повышается. Если газ отдает теплоту, то наоборот.

ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – процесс, при котором температура не изменяется  ∆ Т = 0 ∆U = 1,5νR∆T ∆U = 0 Q = A  Если газ получает теплоту, то он совершает положительную работу и расширяется, если газ отдает теплоту, то его объем уменьшается

ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

– процесс, при котором температура не изменяется

∆ Т = 0 ∆U = 1,5νR∆T ∆U = 0

Q = A

Если газ получает теплоту, то он совершает положительную работу и расширяется, если газ отдает теплоту, то его объем уменьшается

ИЗОБАРНЫЙ ПРОЦЕСС – процесс, проходящий при постоянном давлении (обычно при атмосферном)  p = const ∆T≠ 0 ∆V≠ 0 Q = ∆U + A  Переданное газу количество теплоты идет на изменение температуры и объема газа

ИЗОБАРНЫЙ ПРОЦЕСС

– процесс, проходящий при постоянном давлении (обычно при атмосферном)

p = const ∆T≠ 0 ∆V≠ 0

Q = ∆U + A

Переданное газу количество теплоты идет на изменение температуры и объема газа

АДИАБАТНЫЙ ПРОЦЕСС  – процесс в теплоизолированной системе  ( если процессы в системе протекают достаточно быстро, то заметного теплообмена не происходит)  Q = 0 ∆U = – A Примеры : а) накачивание камеры  б) двигатель Дизеля  г) охлаждение атмосферного воздуха

АДИАБАТНЫЙ ПРОЦЕСС

процесс в теплоизолированной системе

( если процессы в системе протекают достаточно быстро, то заметного теплообмена не происходит)

Q = 0 ∆U = – A

Примеры : а) накачивание камеры

б) двигатель Дизеля

г) охлаждение атмосферного воздуха

ЗАДАНИЕ 1 1. Первый закон термодинамики? 2. Формулы расчета количества теплоты? 3. От чего зависит знак Q, ΔU, A ? 4. Привести примеры, когда Q5. Какой процесс называют адиабатным? 6. Примеры адиабатных процессов? 7. Уравнение теплового баланса?

ЗАДАНИЕ 1

  • 1. Первый закон термодинамики?
  • 2. Формулы расчета количества теплоты?
  • 3. От чего зависит знак Q, ΔU, A ?
  • 4. Привести примеры, когда Q
  • 5. Какой процесс называют адиабатным?
  • 6. Примеры адиабатных процессов?
  • 7. Уравнение теплового баланса?
ЗАДАНИЕ 2 Определить знак работы газа, изменения внутренней энергии и количества теплоты  р 1 1-2 р Т V  A ∆U Q  2 3 2-3 p T V  A ∆U Q  0 Т 3-1 p T V  Q = ∆U + A A ∆U Q

ЗАДАНИЕ 2

  • Определить знак работы газа, изменения внутренней энергии и количества теплоты

р 1 1-2 р Т V

A ∆U Q

2 3 2-3 p T V

A ∆U Q

0 Т 3-1 p T V

Q = ∆U + A A ∆U Q

ЗАДАНИЕ 2 Определить знак работы газа, изменения внутренней энергии и количества теплоты  р 1 1-2 р ↓ Т↓ V=  A ∆U Q  2 3 2-3 p= T ↑ V↑  A ∆U Q  0 Т 3-1 p ↑ T= V↓  Q = ∆U + A A ∆U Q

ЗАДАНИЕ 2

  • Определить знак работы газа, изменения внутренней энергии и количества теплоты

р 1 1-2 р ↓ Т↓ V=

A ∆U Q

2 3 2-3 p= T ↑ V↑

A ∆U Q

0 Т 3-1 p ↑ T= V↓

Q = ∆U + A A ∆U Q

0 ∆U0 Q0 0 Т 3-1 p ↑ T= V↓ Q = ∆U + A A " width="640"

ЗАДАНИЕ 2

  • Определить знак работы газа, изменения внутренней энергии и количества теплоты

р 1 1-2 р ↓ Т↓ V=

A=0 ∆U

2 3 2-3 p= T ↑ V↑

A 0 ∆U0 Q0

0 Т 3-1 p ↑ T= V↓

Q = ∆U + A A

ЗАДАНИЕ 3   Т t 4 6  t 3  4 5 7 8  t 2  2 3 9 10  Дать название процесса с указанием агрегатного состояния, записать формулу  например: Q 12 = mc т (t 2 – t 1 ) t 1 11 1

ЗАДАНИЕ 3

Т t 4 6

t 3 4 5 7 8

t 2 2 3 9 10

Дать название процесса с указанием агрегатного состояния, записать формулу

например: Q 12 = mc т (t 2 – t 1 )

t 1

11

1

ПРОВЕРКА ЗАДАЧ 1 . Газ в сосуде сжали, совершив работу 30Дж. Внутренняя энергия газа при этом увеличилась на 25Дж. Получил газ теплоту или отдал и какое количество? 2. Идеальный газ получил количество теплоты 300Дж и совершил работу 100Дж. Как изменилась при этом его внутренняя энергия? 3. Каково изменение внутренней энергии газа, если ему передали количество теплоты 300Дж, а внешние силы совершили над ним работу 500Дж? 4. Газ в сосуде сжали, совершив работу 30Дж. Внутренняя энергия газа при этом увеличилась на 25Дж. Отдал газ тепло или получил извне и какое количество?

ПРОВЕРКА ЗАДАЧ

1 . Газ в сосуде сжали, совершив работу 30Дж. Внутренняя энергия газа при этом увеличилась на 25Дж. Получил газ теплоту или отдал и какое количество?

2. Идеальный газ получил количество теплоты 300Дж и совершил работу 100Дж. Как изменилась при этом его внутренняя энергия?

3. Каково изменение внутренней энергии газа, если ему передали количество теплоты 300Дж, а внешние силы совершили над ним работу 500Дж?

4. Газ в сосуде сжали, совершив работу 30Дж. Внутренняя энергия газа при этом увеличилась на 25Дж. Отдал газ тепло или получил извне и какое количество?

ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ Тепловым двигателем  называется устройство, способное превращать полученное количество теплоты в механическую работу. Основные виды: турбинные, поршневые (ДВС, двигатель Дизеля), реактивные. Используют  работу расширения пара или газа

ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ

  • Тепловым двигателем называется устройство, способное превращать полученное количество теплоты в механическую работу.
  • Основные виды: турбинные, поршневые (ДВС, двигатель Дизеля), реактивные.
  • Используют работу расширения пара или газа
ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ  состоят из нагревателя, рабочего тела и холодильника

ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ

состоят из нагревателя, рабочего тела и холодильника

НАГРЕВАТЕЛЬ В роли нагревателя выступает топливо (газ, уголь, нефтепродукты). При сгорании, внутренняя энергия топлива превращается в тепло:  Q H = qm  Q H – теплота нагревателя (Дж)  q – удельная теплота сгорания (табл)  m – масса топлива (кг)

НАГРЕВАТЕЛЬ

  • В роли нагревателя выступает топливо (газ, уголь, нефтепродукты). При сгорании, внутренняя энергия топлива превращается в тепло:

Q H = qm

Q H – теплота нагревателя (Дж)

q – удельная теплота сгорания (табл)

m – масса топлива (кг)

РАБОЧЕЕ ТЕЛО В качестве рабочего тела выступает водяной пар или газ, который при нагревании расширяется и совершает работу (перемещает поршень или вращает турбину)  A = Q H - Q X

РАБОЧЕЕ ТЕЛО

  • В качестве рабочего тела выступает водяной пар или газ, который при нагревании расширяется и совершает работу (перемещает поршень или вращает турбину)

A = Q H - Q X

ХОЛОДИЛЬНИК После того как газ расширился и совершил работу, ему нужно снова принять первоначальный объем, поэтому он охлаждается, передавая тепло холодильнику . В роли холодильника выступает атмосфера или резервуар с водой ( конденсатор)

ХОЛОДИЛЬНИК

  • После того как газ расширился и совершил работу, ему нужно снова принять первоначальный объем, поэтому он охлаждается, передавая тепло холодильнику . В роли холодильника выступает атмосфера или резервуар с водой ( конденсатор)
К П Д Коэффициент полезного действия показывает какую часть от затраченной энергии (Q H ) составляет совершенная двигателем работа (А): Максимальное значение КПД

К П Д

  • Коэффициент полезного действия показывает какую часть от затраченной энергии (Q H ) составляет совершенная двигателем работа (А):
  • Максимальное значение КПД
ЗАДАЧА Рассчитать максимальный КПД тепловой с температурами нагревателя 100 ºС и 500ºС, а температура холодильника 25ºС  Решение  Т Н1 = 100+273 = 373К Т Н2 =773К Т Х = 298К

ЗАДАЧА

  • Рассчитать максимальный КПД тепловой с температурами нагревателя 100 ºС и 500ºС, а температура холодильника 25ºС

Решение

Т Н1 = 100+273 = 373К Т Н2 =773К Т Х = 298К

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §80,82 Повторить формулы

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • §80,82
  • Повторить формулы
Список использованных источников Интерактивное учебное пособие «Наглядная физика». МКТ и термодинамика. Издательство «Экзамен», Москва, 2012 1С: Школа. Физика, 7–11. Библиотека наглядных пособий. Под. ред. Ханнанова Н.К.–М.: Дрофа.2004. Открытая физика [текст, рисунки] http :// www . physics . ru  ЕК ЦОР Тепловые машины http://www.college.ru/physycs/courses/op25part1/content/models/thermoCycles .html   Степанова Г.Н. Сборник задач по физике 10 – 11 классы. – М: Просвещение, 2003. – 287 с. Сайт «Открытая физика» http://www/school-collection.edu.ru/catalog/res/cf0d2a65-ba94-5370-01bf.../view/‎ Тепловые двигатели http://www.youtube.com/watch?v=1fyO2_U9oCg Двигатель внутреннего сгорания http://fishki.net/auto/146326-ustrojstvo-i-princip-raboty-dvigatelja-vnutrennego-sgoranija-18-foto4-video.html

Список использованных источников

  • Интерактивное учебное пособие «Наглядная физика». МКТ и термодинамика. Издательство «Экзамен», Москва, 2012
  • 1С: Школа. Физика, 7–11. Библиотека наглядных пособий. Под. ред. Ханнанова Н.К.–М.: Дрофа.2004.
  • Открытая физика [текст, рисунки] http :// www . physics . ru
  • ЕК ЦОР Тепловые машины http://www.college.ru/physycs/courses/op25part1/content/models/thermoCycles .html
  • Степанова Г.Н. Сборник задач по физике 10 – 11 классы. – М: Просвещение, 2003. – 287 с.
  • Сайт «Открытая физика» http://www/school-collection.edu.ru/catalog/res/cf0d2a65-ba94-5370-01bf.../view/‎
  • Тепловые двигатели http://www.youtube.com/watch?v=1fyO2_U9oCg
  • Двигатель внутреннего сгорания http://fishki.net/auto/146326-ustrojstvo-i-princip-raboty-dvigatelja-vnutrennego-sgoranija-18-foto4-video.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!