МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
ЛОМОНОСОВ
(1711 – 1765)
Цель :
1. Познакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью русского ученого — М. В. Ломоносова.
2. Рассмотреть основное содержание, особенности композиции и художественные особенности произведения.
3. Обучать выразительному чтению, работе с различными словарями.
4. Развивать умение находить в тексте юмористические моменты.
Он создал первый университет
Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.
А. С. Пушкин
- В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения великого русского учёного М.В. Ломоносова.
- М.В. Ломоносов – первый русский академик Петербургской академии наук, член Академии художеств, почётный член Стокгольмской и Болонской академий наук.
- Основатель Московского государственного университета , который носит имя М.В. Ломоносова.
(1711 – 1765)
ДЕТСТВО
Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.
Михаил Васильевич был с детства крепок здоровьем. Когда ему было 10 лет, его отец, Василий Дорофеевич, стал брать его с собой в море. Ходили они на отцовском корабле "Чайка" по Северной Двине, Белому морю и Ледовитому океану .
- В детстве Ломоносов много учился самостоятельно. Он самостоятельно изучил лучшие книги того времени:
- «Грамматику» Мелетия Смотрицкого;
- «Арифметику»
Л.Ф. Магницкого;
- «Стихотворный Псалтырь» Симеона Полоцкого.
В 14 лет Ломоносов бегло читал и грамотно писал.
Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ещё в девять лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При мачехе жить Михайле в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком. Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.
В МОСКВУ
Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву.
Холмогоры
Москва
В декабре 1730 года в Москву снаряжается рыбный обоз. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи, взял с собой подаренные ему «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном.
На третий день он догнал обоз и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними.
Через три недели Ломоносов был в Москве, где он не знал ни одного человека.
ГОДЫ УЧЁБЫ
В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с науками и учебными дисциплинами того времени.
В Славя́но-Гре́ко-Лати́нск ой Акаде́ми и (или Спасская школа) д вадцатилетний юноша учится в одном классе с маленькими детьми – конечно, ему приходится терпеть их насмешки. Он существует на три копейки в день. Но, несмотря ни на что, Ломоносов учится, и его успехи, прилежание и примерное поведение очень быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса .
В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.
МАРБУРГ
А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии.
Студент немецкого
университета
НАУКА
В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.
Диплом профессора химии
В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.
Ломоносов в своей
химической лаборатории.
МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ
М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице
М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
Заслуги Ломоносова
- Любимая наука Ломоносова – химия . Он создал химическую лабораторию в Петербурге;
- Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;
- Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;
- Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;
- Он первый в мире географ-полярник;
- Занимался историей древних славян историй изготовления фарфора;
- А сколько он сделал для совершенствования русского языка!
- Сочинял стихи;
- Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва");
- Открыл первый российский университет в Москве.
Путь М.В. Ломоносова в науку оказался тернистым, но очень интересным и ярким. Преодолеть этот путь Ломоносов смог благодаря своей целеустремленности и невероятной трудоспособности.
Памятник М.В.Ломоносову на родине
Все свои знания М.В. Ломоносов впоследствии переложил и применил к продвижению и развитию науки в своем отечестве . Именно с Ломоносова началось преподавание в учебных заведениях России на русском языке, он является основателем Московского университета , первым русским академиком, родоначальником русской научной школы.
Путь М.В. Ломоносова в науку оказался тернистым, но очень интересным и ярким. Преодолеть этот путь Ломоносов смог благодаря своей целеустремленности и невероятной трудоспособности.
Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765.
Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре
«Случились вместе два астронома в пиру»
Случились вместе – встретились вместе.
Спорили в жару – жарко, горячо спорили.
Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит .
Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь,
что ты думаешь об этом спорном вопросе?
Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное.
Гелиоцентрическая система мира
Никола́й Копе́рник (1473 -1543) — польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира.
Геоцентрическая система мира
Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87—165) — древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения.
ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ
Какова тема стихотворения? В чём его необычность?
Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом?
Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
В чём противоположность взглядов учёных?
К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?
Какова идея стихотворения?