Просмотр содержимого документа
«"Уроки французского" Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина»
Уроки французского. Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина
Подготовила: Коржова Анна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №7 г. Ангарска
Цель и задачи урока
- Цель – обозначить и раскрыть нравственные проблемы рассказа.
- Задачи:
Обучающие: сформировать представлений учащихся о таких понятиях как доброта, нравственность, милосердие, отзывчивость.
Развивающие: создать условия для развития умения делать выводы, обобщения; создать условия для логического развития мышления.
Воспитательные: формировать умения проявлять любознательность, интерес к изучению литературы; формировать умение организовывать свою учебную деятельность.
Валентин Григорьевич Распутин. Биография
- Родился 15 марта 1937 в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье.
- Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ « Уроки французского » (1973).
- После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году.
Валентин Григорьевич Распутин. Биография
- В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии « Литературные памятники Сибири » Восточно-Сибирского книжного издательства . В 1980-х годах был членом редакционной коллегии « Роман-газеты ».
- Жил и работал в Иркутске, Красноярске и Москве.
- 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия, Валентин Григорьевич Распутин скончался во сне, причём по иркутскому времени это было уже 15 марта, поэтому земляки считают, что он умер именно в свой день рождения.
Словарная работа
- Автобиография - это последовательное описание человеком событий собственной жизни.
- Автобиографический рассказ – это произведение, в котором писатель наделяет героя своего произведения своей биографией, своим характером, переживаниями и впечатлениями.
История создания рассказа «Уроки французского»
- Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в 1948 году, был написан в 1973 году. Опубликован в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”.
- Автор посвятил рассказ Копыловой Анастасии Прокопьевне, матери близкого друга Распутина, драматурга Александра Вампилова, которая работала учителем в сельской школе. Валентин Распутин уважал её за мудрость и доброту. Но героиней рассказа является другая учительница.
История создания рассказа «Уроки французского»
- Прототипом главной героини была Лидия Михайловна Молокова, учительница, которая помогла будущему писателю пережить голодные годы. Он не раз вспоминал ее посылку с макаронами, которая была весьма ценным подарком в то непростое время. Она же привила ему интерес к литературе.
- Публикация рассказа «Уроки французского» помогла Валентину Распутину найти свою учительницу и возобновить с ней переписку.
Словарная работа
- Прототип – это реальная личность или литературный герой, послуживший автору моделью для создания персонажа.
Уроки французского
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после.»
В.Г. Распутин
Значение слова «урок»
- Учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию. (Готовить урок. Учить уроки.)
- Учебное занятие по какому-либо предмету, а также отведенное для него время. (Урок литературы.)
- То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее. (Жизненный урок.)
Смысл названия
Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения:
- Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету.
- Во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь.
Тема и идея рассказа
- Тема – жизнь в послевоенные годы.
- Идея: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.
Главные герои Лидия Михайловна
Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.
Вопросы
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «пристенок» со своим учеником?
- Как вы оцениваете этот поступок учительницы?
- Чем закончилась игра?
- Почему Лидия Михайловна не объяснила свой поступок директору?
- Когда, по-вашему, герой рассказа понял истинный смысл игры учительницы?
Ассоциации к слову «доброта»:
- Назовите свои ассоциации к слову доброта.
- Какие из этих слов подходят к образу Лидии Михайловны?
Главные герои Мальчик
Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.
Вопросы
- Почему мальчик оказался в райцентре?
- Как он чувствовал себя на новом месте?
- Почему он не убежал в деревню?
- Какие отношения сложились у него с товарищами?
- Почему он ввязался в игру на деньги?
- Как характеризуют его отношения с учительницей?
Характер героя
- Назовите главные черты характера главного героя.
- Объясните что такое «нравственность»? Назовите антонимы к слову нравственность.
- Какие поступки мальчика вы бы отнесли к нравственным, а какие к безнравственным?
Я в роли…
- Представьте себя на месте героев – Лидии Михайловны, мальчика, директора, Птахи.
- Объясните от лица Лидии Михайловны, мальчика, директора, Птахи почему вы так поступили в том или ином случае.
Вывод
Учительница преподавала детям не только знания французского языка, но показывала пример милосердия, доброты и сочувствия человеку, способность оказать помощь и поддержку в трудную минуту. Так уроки французского превратились в уроки доброты.
Домашнее задание
Лидия Михайловна. Мудрая, внимательная. Наблюдает, сопереживает, узнает. Неравнодушна к жизни собственных учеников. Сострадание
Составить синквейн к рассказу уроки французского:
- В первой строке ставят одно существительное, обозначающее понятие или тему.
- Во второй строке — 2 прилагательных, описывающих основное понятие.
- В третьей строке размещают 3 глагола, раскрывающих действие.
- Четвертая строка содержит фразу или предложение, показывающее отношение автора к теме.
- В пятой строке завершающим становится одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.