СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Уроки французского" Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Уроки французского" Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина»

Уроки французского.  Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина Подготовила: Коржова Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г. Ангарска

Уроки французского. Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина

Подготовила: Коржова Анна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7 г. Ангарска

Цель и задачи урока Цель – обозначить и раскрыть нравственные проблемы рассказа. Задачи: Обучающие: сформировать представлений учащихся о таких понятиях как доброта, нравственность, милосердие, отзывчивость. Развивающие: создать условия для развития умения делать выводы, обобщения; создать условия для логического развития мышления. Воспитательные: формировать умения проявлять любознательность, интерес к изучению литературы; формировать умение организовывать свою учебную деятельность.

Цель и задачи урока

  • Цель – обозначить и раскрыть нравственные проблемы рассказа.
  • Задачи:

Обучающие: сформировать представлений учащихся о таких понятиях как доброта, нравственность, милосердие, отзывчивость.

Развивающие: создать условия для развития умения делать выводы, обобщения; создать условия для логического развития мышления.

Воспитательные: формировать умения проявлять любознательность, интерес к изучению литературы; формировать умение организовывать свою учебную деятельность.

Валентин Григорьевич Распутин.  Биография Родился 15 марта 1937 в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ « Уроки французского » (1973). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году.

Валентин Григорьевич Распутин. Биография

  • Родился 15 марта 1937 в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье.
  • Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ « Уроки французского » (1973).
  • После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году.
Валентин Григорьевич Распутин.  Биография В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии « Литературные памятники Сибири »  Восточно-Сибирского книжного издательства . В 1980-х годах был членом редакционной коллегии « Роман-газеты ». Жил и работал в Иркутске, Красноярске и Москве.  14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия, Валентин Григорьевич Распутин скончался во сне, причём  по иркутскому времени  это было уже 15 марта, поэтому земляки считают, что он умер именно в свой день рождения.

Валентин Григорьевич Распутин. Биография

  • В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии « Литературные памятники Сибири »  Восточно-Сибирского книжного издательства . В 1980-х годах был членом редакционной коллегии « Роман-газеты ».
  • Жил и работал в Иркутске, Красноярске и Москве.
  • 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия, Валентин Григорьевич Распутин скончался во сне, причём  по иркутскому времени  это было уже 15 марта, поэтому земляки считают, что он умер именно в свой день рождения.
Словарная работа Автобиография - это   последовательное описание человеком событий собственной жизни. Автобиографический рассказ – это произведение, в котором писатель наделяет героя своего произведения своей биографией, своим характером, переживаниями и впечатлениями.

Словарная работа

  • Автобиография - это   последовательное описание человеком событий собственной жизни.
  • Автобиографический рассказ – это произведение, в котором писатель наделяет героя своего произведения своей биографией, своим характером, переживаниями и впечатлениями.
История создания рассказа  «Уроки французского» Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в 1948 году, был написан в 1973 году. Опубликован в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Автор посвятил рассказ Копыловой Анастасии Прокопьевне, матери близкого друга Распутина, драматурга Александра Вампилова, которая работала учителем в сельской школе. Валентин Распутин уважал её за мудрость и доброту. Но героиней рассказа является другая учительница.

История создания рассказа «Уроки французского»

  • Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в 1948 году, был написан в 1973 году. Опубликован в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”.
  • Автор посвятил рассказ Копыловой Анастасии Прокопьевне, матери близкого друга Распутина, драматурга Александра Вампилова, которая работала учителем в сельской школе. Валентин Распутин уважал её за мудрость и доброту. Но героиней рассказа является другая учительница.
История создания рассказа  «Уроки французского» Прототипом главной героини была Лидия Михайловна Молокова, учительница, которая помогла будущему писателю пережить голодные годы. Он не раз вспоминал ее посылку с макаронами, которая была весьма ценным подарком в то непростое время. Она же привила ему интерес к литературе. Публикация рассказа «Уроки французского» помогла Валентину Распутину найти свою учительницу и возобновить с ней переписку.

История создания рассказа «Уроки французского»

  • Прототипом главной героини была Лидия Михайловна Молокова, учительница, которая помогла будущему писателю пережить голодные годы. Он не раз вспоминал ее посылку с макаронами, которая была весьма ценным подарком в то непростое время. Она же привила ему интерес к литературе.
  • Публикация рассказа «Уроки французского» помогла Валентину Распутину найти свою учительницу и возобновить с ней переписку.
Словарная работа Прототип – это реальная личность или литературный герой, послуживший автору моделью для создания персонажа.

Словарная работа

  • Прототип – это реальная личность или литературный герой, послуживший автору моделью для создания персонажа.
Уроки французского «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после.» В.Г. Распутин

Уроки французского

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после.»

В.Г. Распутин

Значение слова «урок» Учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию. (Готовить урок. Учить уроки.) Учебное занятие по какому-либо предмету, а также отведенное для него время. (Урок литературы.) То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее. (Жизненный урок.)

Значение слова «урок»

  • Учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию. (Готовить урок. Учить уроки.)
  • Учебное занятие по какому-либо предмету, а также отведенное для него время. (Урок литературы.)
  • То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее. (Жизненный урок.)
Смысл названия Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения: Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету. Во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь.

Смысл названия

Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения:

  • Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету.
  • Во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь.
Тема и идея рассказа Тема – жизнь в послевоенные годы. Идея: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.

Тема и идея рассказа

  • Тема – жизнь в послевоенные годы.
  • Идея: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.
Главные герои  Лидия Михайловна Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.

Главные герои Лидия Михайловна

Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.

Вопросы Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «пристенок» со своим учеником? Как вы оцениваете этот поступок учительницы? Чем закончилась игра? Почему Лидия Михайловна не объяснила свой поступок директору? Когда, по-вашему, герой рассказа понял истинный смысл игры учительницы?

Вопросы

  • Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «пристенок» со своим учеником?
  • Как вы оцениваете этот поступок учительницы?
  • Чем закончилась игра?
  • Почему Лидия Михайловна не объяснила свой поступок директору?
  • Когда, по-вашему, герой рассказа понял истинный смысл игры учительницы?
Ассоциации к слову «доброта»: Назовите свои ассоциации к слову доброта. Какие из этих слов подходят к образу Лидии Михайловны?

Ассоциации к слову «доброта»:

  • Назовите свои ассоциации к слову доброта.
  • Какие из этих слов подходят к образу Лидии Михайловны?
Главные герои  Мальчик Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.

Главные герои Мальчик

Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.

Вопросы Почему мальчик оказался в райцентре? Как он чувствовал себя на новом месте? Почему он не убежал в деревню? Какие отношения сложились у него с товарищами? Почему он ввязался в игру на деньги? Как характеризуют его отношения с учительницей?

Вопросы

  • Почему мальчик оказался в райцентре?
  • Как он чувствовал себя на новом месте?
  • Почему он не убежал в деревню?
  • Какие отношения сложились у него с товарищами?
  • Почему он ввязался в игру на деньги?
  • Как характеризуют его отношения с учительницей?
Характер героя Назовите главные черты характера главного героя. Объясните что такое «нравственность»? Назовите антонимы к слову нравственность.  Какие поступки мальчика вы бы отнесли к нравственным, а какие к безнравственным?

Характер героя

  • Назовите главные черты характера главного героя.
  • Объясните что такое «нравственность»? Назовите антонимы к слову нравственность.
  • Какие поступки мальчика вы бы отнесли к нравственным, а какие к безнравственным?
Я в роли… Представьте себя на месте героев – Лидии Михайловны, мальчика, директора, Птахи.  Объясните от лица Лидии Михайловны, мальчика, директора, Птахи почему вы так поступили в том или ином случае.

Я в роли…

  • Представьте себя на месте героев – Лидии Михайловны, мальчика, директора, Птахи.
  • Объясните от лица Лидии Михайловны, мальчика, директора, Птахи почему вы так поступили в том или ином случае.
Вывод Учительница преподавала детям не только знания французского языка, но показывала пример милосердия, доброты и сочувствия человеку, способность оказать помощь и поддержку в трудную минуту. Так уроки французского превратились в уроки доброты.

Вывод

Учительница преподавала детям не только знания французского языка, но показывала пример милосердия, доброты и сочувствия человеку, способность оказать помощь и поддержку в трудную минуту. Так уроки французского превратились в уроки доброты.

Домашнее задание Лидия Михайловна.  Мудрая, внимательная.  Наблюдает, сопереживает, узнает.  Неравнодушна к жизни собственных учеников.  Сострадание Составить синквейн к рассказу уроки французского: В первой строке ставят одно существительное, обозначающее понятие или тему.  Во второй строке — 2 прилагательных, описывающих основное понятие.  В третьей строке размещают 3 глагола, раскрывающих действие. Четвертая строка содержит фразу или предложение, показывающее отношение автора к теме. В пятой строке завершающим становится одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Домашнее задание

Лидия Михайловна. Мудрая, внимательная. Наблюдает, сопереживает, узнает. Неравнодушна к жизни собственных учеников. Сострадание

Составить синквейн к рассказу уроки французского:

  • В первой строке ставят одно существительное, обозначающее понятие или тему.
  • Во второй строке — 2 прилагательных, описывающих основное понятие.
  • В третьей строке размещают 3 глагола, раскрывающих действие.
  • Четвертая строка содержит фразу или предложение, показывающее отношение автора к теме.
  • В пятой строке завершающим становится одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.