СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Уроки литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к 1-3 урокам по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Уроки литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе"»

Уроки литературы по повести Н.В.Гоголя  «Тарас Бульба»  7 класс Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Башкирская гимназия № 4» г.Октябрьского Республики Башкортостан Искалина Лариса Николаевна

Уроки литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 7 класс

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Башкирская гимназия № 4» г.Октябрьского Республики Башкортостан

Искалина Лариса Николаевна

Н.В. Гоголь всегда увлекался историей. Он даже добился права преподавать историю в университете. При помощи Пушкина и Жуковского он стал помощником профессора в Петербургском университете, где читал лекции по истории Средневековья.

Н.В. Гоголь всегда увлекался историей. Он даже добился права преподавать историю в университете. При помощи Пушкина и Жуковского он стал помощником профессора в Петербургском университете, где читал лекции по истории Средневековья.

Урок 1.  Историческая основа повести.  Повесть «Тарас Бульба» - результат серьезного увлечения Н.В. Гоголя историей. Обращение к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее. В начале 30-х годов Гоголь был адъюнкт – профессором в Петербургском университете. Занятия историей способствовали возникновению художественных замыслов.

Урок 1. Историческая основа повести.

Повесть «Тарас Бульба» - результат серьезного увлечения Н.В. Гоголя историей. Обращение к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее. В начале 30-х годов Гоголь был адъюнкт – профессором в Петербургском университете. Занятия историей способствовали возникновению художественных замыслов.

Кто такие казаки?  Степная местность ниже днепровских порогов издавна зовётся Запорожьем. Именно здесь, на границе леса и дикой степи, на стыке славянского оседлого постоянства и разгульной жизни кочевников, зародилось и окрепло запорожское казачество.  В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот — «разбойник» . Также — «изгнанник», «авантюрист», «бродяга». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием.  Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь - область за днепровскими порогами, места обитания всякого рода вольницы, куда бежали от панов их холопы. В 1304 впервые появляется известие о вольных казаках в Запорожье; в этих разбойничьих ватажках в ту пору явно преобладал тюркский, а не славянский элемент. Лишь к середине XV в. славяне возобладали в степной вольнице, превратившейся в достаточно заметную военную силу, необузданную и никому не подчинявшуюся.

Кто такие казаки?

Степная местность ниже днепровских порогов издавна зовётся Запорожьем. Именно здесь, на границе леса и дикой степи, на стыке славянского оседлого постоянства и разгульной жизни кочевников, зародилось и окрепло запорожское казачество.

В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот — «разбойник» . Также — «изгнанник», «авантюрист», «бродяга». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием.

Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь - область за днепровскими порогами, места обитания всякого рода вольницы, куда бежали от панов их холопы. В 1304 впервые появляется известие о вольных казаках в Запорожье; в этих разбойничьих ватажках в ту пору явно преобладал тюркский, а не славянский элемент. Лишь к середине XV в. славяне возобладали в степной вольнице, превратившейся в достаточно заметную военную силу, необузданную и никому не подчинявшуюся.

Запорожская Сечь  За всю историю Запорожского казачества существовало 8 сечей, которые располагались в основном в нижнем течении Днепра, за порогами излучины реки, и существовали от 5 до 40 лет каждая. Всего Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков.  С 1589 г. начинаются распри между Польшей и казаками. Поляки стали теснить казаков за нападения на татар и турок, которые имели к тому времени мирный договор с Польшей, ввели унию католической церкви с православной. Первые попытки протеста против панского гнёта выразились в мятежах малорусского казачества во главе с Косинским и Наливайко, которые поддержали запорожские казаки. Уния – объединение В 1596 году в городе Бресте Литовском была заключена уния православной и католической церкви, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было принять верховную власть римского папы. Однако значительная часть украинского населения пойти на это не захотела.

Запорожская Сечь

За всю историю Запорожского казачества существовало 8 сечей, которые располагались в основном в нижнем течении Днепра, за порогами излучины реки, и существовали от 5 до 40 лет каждая. Всего Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков.

С 1589 г. начинаются распри между Польшей и казаками. Поляки стали теснить казаков за нападения на татар и турок, которые имели к тому времени мирный договор с Польшей, ввели унию католической церкви с православной. Первые попытки протеста против панского гнёта выразились в мятежах малорусского казачества во главе с Косинским и Наливайко, которые поддержали запорожские казаки.

  • Уния – объединение
  • В 1596 году в городе Бресте Литовском была заключена уния православной и католической церкви, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было принять верховную власть римского папы. Однако значительная часть украинского населения пойти на это не захотела.
Как жили казаки?  И бытовой уклад, и административное устройство, и характер взаимоотношений между людьми — все было необычно и своеобразно в Сечи. Это был вооруженный лагерь. Жили в нем люди молодые и старые, но без семей. В перерывах между военными походами они занимались иногда земледелием, а чаще всего — охотничьим и рыболовным промыслом.  Сечь представляла собой укрепление, внутри которого стояли церковь, хозяйственные постройки и жилые помещения. Запорожские казаки были глубоко верующими людьми, они придерживались христианской православной веры. Церковь освящала все важнейшие этапы жизни и деятельности казаков.  В Запорожской Сечи куренем называли войсковое подразделение и его жилое помещение. Во главе куреня стоял выборный куренной атаман. Казаки, входившие в курень, вели общее хозяйство и жили в большом общем курене. Курени объединялись в сотни.

Как жили казаки?

И бытовой уклад, и административное устройство, и характер взаимоотношений между людьми — все было необычно и своеобразно в Сечи. Это был вооруженный лагерь. Жили в нем люди молодые и старые, но без семей. В перерывах между военными походами они занимались иногда земледелием, а чаще всего — охотничьим и рыболовным промыслом.

Сечь представляла собой укрепление, внутри которого стояли церковь, хозяйственные постройки и жилые помещения. Запорожские казаки были глубоко верующими людьми, они придерживались христианской православной веры. Церковь освящала все важнейшие этапы жизни и деятельности казаков.

В Запорожской Сечи куренем называли войсковое подразделение и его жилое помещение. Во главе куреня стоял выборный куренной атаман. Казаки, входившие в курень, вели общее хозяйство и жили в большом общем курене. Курени объединялись в сотни.

В мирное время казаки уходили в «луга и пашни», занимались кузнечным, торговым делом. Но стоило зазвучать боевому кличу – казаки садились на коней и с оружием в руках готовы были отразить нападение врага.

В мирное время казаки уходили в «луга и пашни», занимались кузнечным, торговым делом. Но стоило зазвучать боевому кличу – казаки садились на коней и с оружием в руках готовы были отразить нападение врага.

          Высшим административным, законодательным и судебным органом был казачий круг. На казачьем кругу обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании важных преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войскового старшины. Решения казачьего круга были обязательны к исполнению для каждого казака  У позорного столба вершился суд. Самым тяжким преступлением на Сечи считалось воровство. Даже за мелкую кражу существовало одно наказание — смерть. За убийство казака применялась страшная казнь. Убийцу клали живым в вырытую яму, а сверху на него опускали гроб с убитым и закапывали.

Высшим административным, законодательным и судебным органом был казачий круг. На казачьем кругу обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании важных преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войскового старшины. Решения казачьего круга были обязательны к исполнению для каждого казака У позорного столба вершился суд. Самым тяжким преступлением на Сечи считалось воровство. Даже за мелкую кражу существовало одно наказание — смерть. За убийство казака применялась страшная казнь. Убийцу клали живым в вырытую яму, а сверху на него опускали гроб с убитым и закапывали.

Казачье войско.

Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы. Как истинные рыцари, запорожцы предпочитали всякому другому оружию саблю.

Войско разделялось на три рода войск: пехоту, конницу и артиллерию. Элитной частью войска была конница по своим боевым качествам это подразделение представляло самую грозную силу запорожцев.

  • Бердыш - (польск. berdysz), холодное оружие, широкий длинный топор с искривленным лезвием в виде полумесяца на длинном древке
  • Палица – тяжелая дубинка с утолщенным концом, употреблявшаяся в старину как оружие
  • Алебарда представляла собой соединение копья с топором.
  • Булава́ (от общеславянского була — шишка, желвак, ком, набалдашник) - холодное оружие ударно - раздробляющего действия с деревянной или металлической рукоятью (стержнем) и шаровидной головкой - ударной частью, нередко снабжённой шипами.
  • Бунчук был официально пожалован польским королем Стефаном Баторием вместе с булавой и знаменем Запорожскому войску в 1576 году. Обычай жаловать бунчук украинским и русским казакам вместе с другими регалиями (клейнодами) сохранялся до 19 века.
Победить или погибнуть.  Эпоха, описанная Гоголем, выдвигала сильных и мужественных героев, самоотверженных воинов.  Казаки презирали тепло и уют, вели вольную жизнь, участвовали в жестоких сражениях и битвах  Удаль казаков сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги - с жестокостью  Войны и суровые условия жизни воспитывали в казаках пренебрежение к комфорту и роскоши. Чувство товарищества было самым важным.  Братство, мужество и стойкость – качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование  На своем оружии казаки писали: «Победить или погибнуть»

Победить или погибнуть.

Эпоха, описанная Гоголем, выдвигала сильных и мужественных героев, самоотверженных воинов.

Казаки презирали тепло и уют, вели вольную жизнь, участвовали в жестоких сражениях и битвах

Удаль казаков сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги - с жестокостью

Войны и суровые условия жизни воспитывали в казаках пренебрежение к комфорту и роскоши. Чувство товарищества было самым важным.

Братство, мужество и стойкость – качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование

На своем оружии казаки писали: «Победить или погибнуть»

Н.Гоголь с интересом знакомился с историческими сочинениями, летописями, народными песнями и преданиями, в которых нашли отражение эти события.  Перед ним вставала живая, яркая история народа, а воображение рисовало вольные степи, могучие характеры, крепкие натуры.

Н.Гоголь с интересом знакомился с историческими сочинениями, летописями, народными песнями и преданиями, в которых нашли отражение эти события. Перед ним вставала живая, яркая история народа, а воображение рисовало вольные степи, могучие характеры, крепкие натуры.

Запорожцы изображены в повести уже сформировавшимися людьми.  В их изображении Гоголь стремится к обобщенности, избегает повествовательной детализации.

Запорожцы изображены в повести уже сформировавшимися людьми. В их изображении Гоголь стремится к обобщенности, избегает повествовательной детализации.

Н.В.Гоголь  «Тарас Бульба» Остап, Андрий и Тарас в начале повести Аналитическая беседа по 1 главе

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Остап, Андрий и Тарас в начале повести

Аналитическая беседа по 1 главе

Встреча Тараса с сыновьями   - какое впечатление производит Тарас?  - как он относится к своим сыновьям?  - каким тоном разговаривает Тарас с сыновьями? С женой?  - как в этом эпизоде проявляется характер Тараса?

Встреча Тараса с сыновьями - какое впечатление производит Тарас? - как он относится к своим сыновьям? - каким тоном разговаривает Тарас с сыновьями? С женой? - как в этом эпизоде проявляется характер Тараса?

-расскажите об убранстве светлицы  - какое решение принимает Тарас?  - чему он хотел научить своих сыновей?  - что вам нравится в Тарасе и что вызывает чувство протеста?

-расскажите об убранстве светлицы - какое решение принимает Тарас? - чему он хотел научить своих сыновей? - что вам нравится в Тарасе и что вызывает чувство протеста?

- о чем думает мать, прощаясь с сыновьями?  -какой была жизнь женщины в «трудное, бранное» время?

- о чем думает мать, прощаясь с сыновьями? -какой была жизнь женщины в «трудное, бранное» время?

-внешний облик Тараса  - какие черты характера проявляются в эпизоде отъезда в Сечь?

-внешний облик Тараса - какие черты характера проявляются в эпизоде отъезда в Сечь?

Домашнее задание Составьте цитатный план 1 главы Найдите в первой главе завязку действия повести. Обратите внимание на внешнюю схожесть Остапа и Андрия, подчеркнутую Гоголем портретным описанием. В чем же братья разные?

Домашнее задание

  • Составьте цитатный план 1 главы
  • Найдите в первой главе завязку действия повести.
  • Обратите внимание на внешнюю схожесть Остапа и Андрия, подчеркнутую Гоголем портретным описанием. В чем же братья разные?

      Урок 2  1.Остап и Андрий в бурсе.  2.Степь как образ Родины.  Аналитическая работа по 2 главе   .

Урок 2 1.Остап и Андрий в бурсе. 2.Степь как образ Родины. Аналитическая работа по 2 главе

.

- Как учился Андрий в бурсе?  - Какие черты характера проявились во время учебы в бурсе, во взаимоотношениях с товарищами?  -какие чувства тревожили Андрия в последние годы пребывания бурсе?

- Как учился Андрий в бурсе? - Какие черты характера проявились во время учебы в бурсе, во взаимоотношениях с товарищами? -какие чувства тревожили Андрия в последние годы пребывания бурсе?

- Как относился к учебе Остап?  - Что заставило его изменить отношение к бурсацкой науке?  - как складывались отношения с товарищами по учебе?  - Какие черты характера проявились у Остапа во время учебы в бурсе?

- Как относился к учебе Остап? - Что заставило его изменить отношение к бурсацкой науке? - как складывались отношения с товарищами по учебе? - Какие черты характера проявились у Остапа во время учебы в бурсе?

- Как произошла встреча Андрия с прекрасной полячкой?  - Что почувствовал Андрий при встрече с ней?

- Как произошла встреча Андрия с прекрасной полячкой? - Что почувствовал Андрий при встрече с ней?

- Чем является образ степи для Гоголя?  - В чем видит писатель чарующую красоту степи?  -Чем он восхищается и как передает свое восхищение?  -Какой основной образ проходит через все описания и самой степи, и неба над степью?  - Чем еще поражает гоголевская степь?

- Чем является образ степи для Гоголя? - В чем видит писатель чарующую красоту степи? -Чем он восхищается и как передает свое восхищение? -Какой основной образ проходит через все описания и самой степи, и неба над степью? - Чем еще поражает гоголевская степь?

- Какое впечатление производит на приехавших казаков запорожец, спавший на дороге?  - С кем сравнивает его Гоголь и какой характер несет это сравнение?

- Какое впечатление производит на приехавших казаков запорожец, спавший на дороге? - С кем сравнивает его Гоголь и какой характер несет это сравнение?

Домашнее задание Какими вы представляете себе условия жизни в бурсе? Чем отличаются в этот период друг от друга Остап и Андрий? Найдите в описании степи понравившиеся вам словесные образы и объясните их.

Домашнее задание

  • Какими вы представляете себе условия жизни в бурсе?
  • Чем отличаются в этот период друг от друга Остап и Андрий?
  • Найдите в описании степи понравившиеся вам словесные образы и объясните их.
Н.В.Гоголь  «ТАРАС БУЛЬБА»  УРОК 3 Запорожская Сечь 3,4 главы повести

Н.В.Гоголь «ТАРАС БУЛЬБА» УРОК 3

Запорожская Сечь

3,4 главы повести

Составляем план основных событий 3 и 4 глав, рисующих жизнь Запорожской Сечи

Составляем план основных событий 3 и 4 глав, рисующих жизнь Запорожской Сечи

1. Как жила Запорожская Сечь

1. Как жила Запорожская Сечь

             2. Как приходили на Сечь.  Приём в Запорожскую Сечь новоприбывшего осуществлялся при выполнении следующих условий:  - он должен был быть вольным и неженатым;  - если прибывший был иноязычен, он должен был забыть свой родной язык и разговаривать «казацким языком» (в XVII веке язык надднепрянских украинцев называли  руським, украинским или казацким,  - должен был исповедовать православную веру, знать символы веры;  - должен был пройти полное обучение по прибытии в Сечь - изучить войсковые порядки (выучиться «сечевому рыцарству»), и только после этого записываться в «испытанные товарищи», что могло произойти не раньше, чем через семь лет.

2. Как приходили на Сечь. Приём в Запорожскую Сечь новоприбывшего осуществлялся при выполнении следующих условий: - он должен был быть вольным и неженатым; - если прибывший был иноязычен, он должен был забыть свой родной язык и разговаривать «казацким языком» (в XVII веке язык надднепрянских украинцев называли руським, украинским или казацким, - должен был исповедовать православную веру, знать символы веры; - должен был пройти полное обучение по прибытии в Сечь - изучить войсковые порядки (выучиться «сечевому рыцарству»), и только после этого записываться в «испытанные товарищи», что могло произойти не раньше, чем через семь лет.

Как Остап и Андрий проявили себя в Запорожской Сечи?

Как Остап и Андрий проявили себя в Запорожской Сечи?

Андрий

Андрий

     «Запальчивое увлечение» - так определяет Гоголь основной стимул его поведения.  Он отдается бою с самозабвением, не задумываясь над тем, во имя чего идут в бой казаки и он сам.  Здесь проявляется сила его страстей, неумение сдерживать себя.

«Запальчивое увлечение» - так определяет Гоголь основной стимул его поведения. Он отдается бою с самозабвением, не задумываясь над тем, во имя чего идут в бой казаки и он сам. Здесь проявляется сила его страстей, неумение сдерживать себя.

Остап

Остап

«…рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва…»  Сравнение несет эмоциональную нагрузку, подразумевается соединение этой доблести со свободолюбием, благородством и полководческим талантом. В Остапе стали «заметны наклонности будущего вождя»

«…рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва…» Сравнение несет эмоциональную нагрузку, подразумевается соединение этой доблести со свободолюбием, благородством и полководческим талантом. В Остапе стали «заметны наклонности будущего вождя»

4. Тарас рвется на войну

4. Тарас рвется на войну

5. Тарас спасает Янкеля

5. Тарас спасает Янкеля

 6.Запорожцы наводят ужас на южные города

6.Запорожцы наводят ужас на южные города

 7.Запорожцы осаждают город Дубно

7.Запорожцы осаждают город Дубно

8. Андрий видит горничную дочери ковенского воеводы

8. Андрий видит горничную дочери ковенского воеводы

9. Андрий уходит к возлюбленной

9. Андрий уходит к возлюбленной

10. Описание прекрасной полячки, разговор с ней Андрия

10. Описание прекрасной полячки, разговор с ней Андрия

Домашнее задание Расскажите о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Почему Гоголь относился к ней восторженно? Сопоставьте характеристики Остапа и Андрия.

Домашнее задание

  • Расскажите о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Почему Гоголь относился к ней восторженно?
  • Сопоставьте характеристики Остапа и Андрия.