Школа России
Литературное чтение
3 класс
Мы будем разговаривать, И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно!
Тетерев сидел у Терентия в клетке,
А тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке.
Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением по теме "Люби живое".
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, где он жил с семьёй. Он рано потерял мать. Некоторое время он жил с бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат. После школы он учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов. В 1942 году ушел добровольцем на фронт, был контужен, тяжело ранен. После войны работал слесарем, грузчиком, плотником. С 1951 года начал печататься на страницах пермских газет.
Астафьев был писателем честным, жестко, но справедливо говорил в своих рассказах правду, даже если она была горькая и тяжелая. Он писал свои произведения о детях и для детей, говоря с ними, как со взрослыми, честно и прямо.
Предположите, кто такая КАПАЛУХА и о чём может
быть этот рассказ.
Капалуха - глухарка, птица семейства тетеревиных.
Капалуха - это самка глухаря. Глухарь - большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах.
капалуха
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев.
Альпийские (луга)- растущие в горах, высокогорные. Космами – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха. Зарождающимся – начинающим жить, существовать.
Пастьба – луг, где пасут скот.
Черничник – заросли черники.
Озираться – оглядываться.
Покоробленные леса – искривленные.
Редколапые ели – редкие ветви.
Робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев.
Ощупывать глазами – осматривать внимательно
Напружены – напряжены.
Закостенелые крылья – неподвижные.
Дрёмная пленка – закрывались глаза от удовольствия.
Глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности. Глухарка светло – коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
Вид на гнездо (обведено) с тропы.
Опустевшее гнездо.
Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Вороненку гнездо – родимая хатка. Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил.
Работа по 1-й части рассказа.
Вопросы:
1. Где происходило действие?
2. Что делали дети в тайге?
3. Где поднялся шум?
4. Что могло произойти. Предположи.
Работа по 2-й части рассказа.
Чтение про себя.
Вопросы:
1. Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы:
2. Почему сердце автора забилось от испуга?
3. Как выглядело гнездо?
4. Почему дети не взяли яйца?
Работа по 3-й части рассказа.
Чтение вслух.
Вопросы:
1. Что вас поразило, удивило в этой части?
2. Какой матерью была капалуха?
3. Кого она вам напоминает? Почему?
4. Что испытала птица?
5. Как об этом сказал автор?
Работа по 4-й части рассказа.
Индивидуальное чтение по вопросам:
1. Что испытывали ребята?
2. А какие глухарка?
3. Какие чувства испытали вы?
1. У черничного бугорка на просеке.
2. Гнездо! Гнездо!
3. Тревога капалухи.
4. Птица снова в гнезде.
1.
2.
3.
4.
-Расскажите, какой момент изображён на иллюстрации в учебнике?
- Найдите в тексте эти строки и прочитайте.
- Какие неточности допустил художник?
Гнездо должно быть под корягой, в хатке, в гнезде 4 яйца.
К каким моментам произведения относятся эти
выражения?
Металась в стороны
Крылья разброшены, мела ими
Закостенели от неподвижности
Пыжилась и не могла взлететь
Вытянув шею
Глаза не следили
Целилась на гнездо
Плавно слетела
Заползла в гнездо
Распустила крылья
Замерла
Заботливая, бесстрашная, смелая,
глупая, трусливая, самоотверженная.
Авторы нашего учебника не включили 2 маленьких, но очень важных абзаца, Важных потому, что в них скрыта ещё одна главная мысль этого рассказа.
«…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..»
«…И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою».
ненависть любовь сострадание грусть
1 группа обсудит – «К кому может быть направлена любовь?»
2 группа подумает – «Как выражают любовь?»
3 группа скажет – «Какой может быть любовь?»
Любовь – это чувство, которое направлено на ….
Вставьте пропущенные слова: Капалуха ____ в стороне. Крылья у нее все еще _______ , и она ______ ими землю. На гнезде она сидела с ________ крыльями, прикрывала своих __________ птенцов, сохраняла для них _________ . Потому и _________ от неподвижности крылья птицы. Она ________ и не могла взлететь. Наконец _________ на ветку ели, села над ________ головами. И тут мы увидели, что ________ вплоть до шейки и на _________, пупыристой груди часто – часто _____________ кожа. Это от _________, гнева и ________ билось птичье сердце.
Выберите наиболее подходящую по смыслу пословицу к данному произведению.
Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт.
Материнская ласка конца не знает.
Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.
Родную мать никем не заменишь.
Мала пташка и та свое гнездо бережет.
Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую?
Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших .
- Какова главная мысль произведения?
- Какой вывод вы сделали для себя? Можно ли трогать птичьи гнёзда в лесу? Почему?
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Что больше всего понравилось?
- За что вы хотели бы похвалить себя?
- Нарисуйте настроение с которым вы уходите с урока?
Источник интернета: http://knu.znate.ru/docs/index-412586.html
http://www.belorussiatelefon.com/blog/minskaya-oblast/redkaya-vstrecha-kak
-kapaluxa-ot-nas-v-belorusskom-lesu-pryatalas
http://festival.1september.ru/articles/594342/