СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "В. Астафьев "Капалуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "В. Астафьев "Капалуха"»

 Школа России  Литературное чтение  3 класс

Школа России

Литературное чтение

3 класс

Мы будем разговаривать,   И будем выговаривать  Так правильно и внятно,  Чтоб было всем понятно! Тетерев сидел у Терентия в клетке, А тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке.

Мы будем разговаривать,  И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно!

Тетерев сидел у Терентия в клетке,

А тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке.

Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением по теме

Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением по теме "Люби живое".

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, где он жил с семьёй. Он рано потерял мать. Некоторое время он жил с бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат. После школы он учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов. В 1942 году ушел добровольцем на фронт, был контужен, тяжело ранен. После войны работал слесарем, грузчиком, плотником. С 1951 года начал печататься на страницах пермских газет.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, где он жил с семьёй. Он рано потерял мать. Некоторое время он жил с бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат. После школы он учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов. В 1942 году ушел добровольцем на фронт, был контужен, тяжело ранен. После войны работал слесарем, грузчиком, плотником. С 1951 года начал печататься на страницах пермских газет.

Астафьев был писателем честным, жестко, но справедливо говорил в своих рассказах правду, даже если она была горькая и тяжелая. Он писал свои произведения о детях и для детей, говоря с ними, как со взрослыми, честно и прямо.

Астафьев был писателем честным, жестко, но справедливо говорил в своих рассказах правду, даже если она была горькая и тяжелая. Он писал свои произведения о детях и для детей, говоря с ними, как со взрослыми, честно и прямо.

Предположите, кто такая КАПАЛУХА и о чём может быть этот рассказ.

Предположите, кто такая КАПАЛУХА и о чём может

быть этот рассказ.

Капалуха - глухарка, птица семейства тетеревиных.

Капалуха - глухарка, птица семейства тетеревиных.

Капалуха - это самка глухаря. Глухарь - большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах.

Капалуха - это самка глухаря. Глухарь - большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах.

капалуха

капалуха

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Альпийские (луга)- растущие в горах, высокогорные.  Космами – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха.  Зарождающимся – начинающим жить, существовать.   Пастьба – луг, где пасут скот. Черничник – заросли черники. Озираться – оглядываться. Покоробленные леса – искривленные. Редколапые ели – редкие ветви. Робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев. Ощупывать глазами – осматривать внимательно Напружены – напряжены. Закостенелые крылья – неподвижные. Дрёмная пленка – закрывались глаза от удовольствия.

Альпийские (луга)- растущие в горах, высокогорные. Космами – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха. Зарождающимся – начинающим жить, существовать.

Пастьба – луг, где пасут скот.

Черничник – заросли черники.

Озираться – оглядываться.

Покоробленные леса – искривленные.

Редколапые ели – редкие ветви.

Робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев.

Ощупывать глазами – осматривать внимательно

Напружены – напряжены.

Закостенелые крылья – неподвижные.

Дрёмная пленка – закрывались глаза от удовольствия.

 Глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют  Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.  Глухарка светло – коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности. Глухарка светло – коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Вид на гнездо (обведено) с тропы. 

Вид на гнездо (обведено) с тропы. 

Опустевшее гнездо.

Опустевшее гнездо.

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Вороненку гнездо – родимая хатка.   Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил.

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Вороненку гнездо – родимая хатка. Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил.

Работа по 1-й части рассказа. Вопросы: 1. Где происходило действие? 2. Что делали дети в тайге? 3. Где поднялся шум? 4. Что могло произойти. Предположи.   Работа по 2-й части рассказа. Чтение про себя. Вопросы: 1. Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы: 2. Почему сердце автора забилось от испуга? 3. Как выглядело гнездо? 4. Почему дети не взяли яйца?

Работа по 1-й части рассказа.

Вопросы:

1. Где происходило действие?

2. Что делали дети в тайге?

3. Где поднялся шум?

4. Что могло произойти. Предположи.

Работа по 2-й части рассказа.

Чтение про себя.

Вопросы:

1. Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы:

2. Почему сердце автора забилось от испуга?

3. Как выглядело гнездо?

4. Почему дети не взяли яйца?

Работа по 3-й части рассказа. Чтение вслух. Вопросы: 1. Что вас поразило, удивило в этой части? 2. Какой матерью была капалуха? 3. Кого она вам напоминает? Почему? 4. Что испытала птица? 5. Как об этом сказал автор?   Работа по 4-й части рассказа. Индивидуальное чтение по вопросам: 1. Что испытывали ребята? 2. А какие глухарка? 3. Какие чувства испытали вы?

Работа по 3-й части рассказа.

Чтение вслух.

Вопросы:

1. Что вас поразило, удивило в этой части?

2. Какой матерью была капалуха?

3. Кого она вам напоминает? Почему?

4. Что испытала птица?

5. Как об этом сказал автор?

Работа по 4-й части рассказа.

Индивидуальное чтение по вопросам:

1. Что испытывали ребята?

2. А какие глухарка?

3. Какие чувства испытали вы?

1. У черничного бугорка на просеке. 2. Гнездо! Гнездо! 3. Тревога капалухи. 4. Птица снова в гнезде. 1. 2. 3. 4.

1. У черничного бугорка на просеке.

2. Гнездо! Гнездо!

3. Тревога капалухи.

4. Птица снова в гнезде.

1.

2.

3.

4.

  -Расскажите, какой момент изображён на иллюстрации в учебнике? - Найдите в тексте эти строки и прочитайте. - Какие неточности допустил художник? Гнездо должно быть под корягой, в хатке, в гнезде 4 яйца.

  -Расскажите, какой момент изображён на иллюстрации в учебнике?

- Найдите в тексте эти строки и прочитайте.

- Какие неточности допустил художник?

Гнездо должно быть под корягой, в хатке, в гнезде 4 яйца.

К каким моментам произведения относятся эти  выражения? Металась в стороны Крылья разброшены, мела ими Закостенели от неподвижности Пыжилась и не могла взлететь Вытянув шею Глаза не следили Целилась на гнездо Плавно слетела Заползла в гнездо Распустила крылья Замерла

К каким моментам произведения относятся эти

выражения?

Металась в стороны

Крылья разброшены, мела ими

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь

Вытянув шею

Глаза не следили

Целилась на гнездо

Плавно слетела

Заползла в гнездо

Распустила крылья

Замерла

Заботливая, бесстрашная, смелая,  глупая, трусливая, самоотверженная.

Заботливая, бесстрашная, смелая, 

глупая, трусливая, самоотверженная.

  Авторы нашего учебника не включили 2 маленьких, но очень важных абзаца, Важных потому, что в них скрыта ещё одна главная мысль этого рассказа. «…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..» «…И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою».

  Авторы нашего учебника не включили 2 маленьких, но очень важных абзаца, Важных потому, что в них скрыта ещё одна главная мысль этого рассказа.

«…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..»

«…И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою».

ненависть любовь сострадание грусть 1 группа обсудит – «К кому может быть направлена любовь?» 2 группа подумает – «Как выражают любовь?» 3 группа скажет – «Какой может быть любовь?» Любовь – это чувство, которое направлено на ….

ненависть любовь сострадание грусть

1 группа обсудит – «К кому может быть направлена любовь?»

2 группа подумает – «Как выражают любовь?»

3 группа скажет – «Какой может быть любовь?»

Любовь – это чувство, которое направлено на ….

Вставьте пропущенные слова:   Капалуха ____ в стороне. Крылья у нее все еще _______ , и она ______ ими землю. На гнезде она сидела с ________ крыльями, прикрывала своих __________ птенцов, сохраняла для них _________ . Потому и _________ от неподвижности крылья птицы. Она ________ и не могла взлететь. Наконец _________ на ветку ели, села над ________ головами. И тут мы увидели, что ________ вплоть до шейки и на _________, пупыристой груди часто – часто _____________ кожа. Это от _________, гнева и ________ билось птичье сердце.

Вставьте пропущенные слова: Капалуха ____ в стороне. Крылья у нее все еще _______ , и она ______ ими землю. На гнезде она сидела с ________ крыльями, прикрывала своих __________ птенцов, сохраняла для них _________ . Потому и _________ от неподвижности крылья птицы. Она ________ и не могла взлететь. Наконец _________ на ветку ели, села над ________ головами. И тут мы увидели, что ________ вплоть до шейки и на _________, пупыристой груди часто – часто _____________ кожа. Это от _________, гнева и ________ билось птичье сердце.

Выберите наиболее подходящую по смыслу пословицу к данному произведению. Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт. Материнская ласка конца не знает. Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет. Родную мать никем не заменишь. Мала пташка и та свое гнездо бережет.

Выберите наиболее подходящую по смыслу пословицу к данному произведению.

Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт.

Материнская ласка конца не знает.

Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.

Родную мать никем не заменишь.

Мала пташка и та свое гнездо бережет.

Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших .

Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую?

Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших .

- Какова главная мысль произведения? - Какой вывод вы сделали для себя? Можно ли трогать птичьи гнёзда в лесу? Почему?

- Какова главная мысль произведения?

- Какой вывод вы сделали для себя? Можно ли трогать птичьи гнёзда в лесу? Почему?

  Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Чему научились? - Что больше всего понравилось? - За что вы хотели бы похвалить себя? - Нарисуйте настроение с которым вы уходите с урока?

  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Что больше всего понравилось?

- За что вы хотели бы похвалить себя?

- Нарисуйте настроение с которым вы уходите с урока?

 Источник интернета: http://knu.znate.ru/docs/index-412586.html http://www.belorussiatelefon.com/blog/minskaya-oblast/redkaya-vstrecha-kak -kapaluxa-ot-nas-v-belorusskom-lesu-pryatalas http://festival.1september.ru/articles/594342/

Источник интернета: http://knu.znate.ru/docs/index-412586.html

http://www.belorussiatelefon.com/blog/minskaya-oblast/redkaya-vstrecha-kak

-kapaluxa-ot-nas-v-belorusskom-lesu-pryatalas

http://festival.1september.ru/articles/594342/


Скачать

© 2020 17622 7655

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя