Просмотр содержимого документа
«Презентация Валерий Гаврилин "Перезвоны"»
«Перезвоны»
Самое монументальное произведение советского композитора, лауреата Государственной премии Валерия Александровича Гаврилина - хоровая симфония-действо «Перезвоны» предназначена для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца. Автор сочинения также использовал подзаголовок «По прочтении В. М. Шукшина». Это вершина его творчества и музыкального наследия советской эпохи.
Произведение создавалось по просьбе Владимира Минина, хормейстера и художественного руководителя прославленного коллектива Ленинградской певческой капеллы. Еще в 1966-м году он обращался к Валерию Александровичу с просьбой написать что-нибудь для его хора. Гаврилин откликнулся согласием и …пропал. Минин рассказывает в интервью, что иногда звонил композитору, напоминая об обещании, на что всегда получал ответ: «Да, я работаю над этим». И лишь спустя 15 лет раздался долгожданный звонок с приглашением вместе посмотреть только что оконченную хоровую симфонию.
На Минина она произвела неизгладимое впечатление. Частично материал был опробован в качестве музыкального сопровождения к постановке пьесы Василия Шукшина «Степан Разин». Режиссер пьесы, Михаил Ульянов уговорил Валерия Гаврилина дать согласие на использование музыки в спектакле. «Если и есть что-то в спектакле поистине русское, могучее и разинское - то это музыка Гаврилина!», так отзывался Ульянов об этом совместном опыте.
Само название «Перезвоны» отсылает к древнему свидетелю народной бытовой жизни - колокольные звоны оповещали селение о наступлении событий. На мерном чередовании звуков, их высоте, громкости, пульсе построен древний культурный код русичей.
В центре сюжета – собирательный образ героя, сотканный из образов атамана Степана Разина, вольных казаков, русского мужика. Этот образ передается то солисту, то чтецу, то дисканту в конце. Интонационное разнообразие поражает – используются и крестьянские, и городские, и частушечные мотивы, вокальная мелодия часто соскальзывает на говор, шепот, крик. Органичное сплетение разговора и музыки удивительно тонко стилизует русский фольклор.