Просмотр содержимого документа
«Презентация "Вариативные формы дошкольного образования"»
Вариативные формы организации дошкольного образования / Группа кратковременного пребывания
Выполнила: Казбанова Е.В., студентка 1 курса АГПУ, группа2322д
Вариативные формы дошкольного образования —
- это современные модели, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество оказываемых услуг, в том числе, на создание условий для развития негосударственного сектора ДО, обеспечение поддержки семейного воспитания.
- это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет).
- Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
- Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Виды вариативных форм дошкольного образования
- группа кратковременного пребывания;
- центр игровой поддержки ребенка;
- консультативный пункт;
- служба ранней помощи;
- лекотека;
- семейный детский сад.
Группы кратковременного пребывания (ГКП)
- вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения (ГОУ), реализующего программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет), которая создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.
К группам кратковременного пребывания относятся:
- «Адаптационная группа» — для детей от 2 месяцев до 3 лет, которая имеет целью обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОУ;
- «Группа развития» — для детей от 3 до 7 лет, преследующая цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;
- группа «Играя, обучаюсь» — для детей от 1,5 до 7 лет, обеспечивающая освоение ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирование основ готовности к школьному обучению;
- группа «Будущий первоклассник» — для детей 5-6 лет, цель которой состоит в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
- «Группа для детей, у которых русский язык не является родным» — для детей от 3 до 7 лет, нацеленной на адаптацию нерусского ребенка в новой для него русскоязычной среде, на овладение им навыками русской речи, формирование его готовности к школьному обучению;
- «Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» — для детей от 2 до 7 лет, цель которой заключается в оказании помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми;
- «Группа для детей с отклонениями в развитии» — для детей для детей от 2 лет до 7 лет, направленная на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консультативно-методическую поддержку родителей"
- группа «Особый ребенок» — для детей от 2 лет до 7 лет, направлена на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирование предпосылок учебной деятельности, социальную адаптацию, содействие родителям в организации воспитания и обучения детей
- группа «Юный олимпиец» — для детей от 4 до 7 лет, направленной на физическое развитие и приобщение детей к спорту;
- группа «Учусь плавать» — для детей от 2 до 7 лет, имеющей целью обучение детей различным способам плавания;
- группа «Домашний детский сад» — для детей от 1 года до 7 лет как структурное подразделение ДОУ, действующее в жилом здании.
Группы кратковременного пребывания (ГКП) детей в ДОУ
- Цель: -социализация детей раннего возраста; -сокращение сроков адаптации к условиям ДОУ; -повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Задачи:
- организация периода адаптации ребенка к детскому саду; - формирование умений общения со сверстниками; - укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей; - развитие речи детей; - развитие познавательных процессов; - развитие основных видов деятельности; - подготовка детей к поступлению в группу детей дошкольного возраста.
Направления работы
- Работа с детьми: Планирование воспитательно- образовательной работы строится исходя из возраста и возможностей, индивидуального психофизического развития детей. Расписание занятий строится с учетом рекомендаций СанПиН по охране жизни и здоровья детей.
В рамках воспитательно-образовательного процесса деятельность педагогов и специалистов ГКП направлена на:
- Формирование предпосылок сюжетно - ролевой игры; -Формирование культурно - гигиенических навыков; -Cенсорное воспитание; -Музыкальное воспитание; -Развитие изобразительной деятельности
Образовательный процесс
- Содержание образования в Группе определяется образовательной (коррекционной) программой для дошкольных образовательных учреждений, исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.
Дошкольная академия «Дарвики» г.Барнаул
Дошкольная академия Дарвики
Учреждение находится по адресу: Россия, Барнаул, улица Папанинцев, 111. Время работы — Пн-пт: 07:00 - 19:00; Суббота и воскресенье по предварительной записи
- Дошкольная академия Дарвики — место, в котором любят маленьких детей и знают, как зажечь в них интерес к познанию окружающего мира. Здесь будут рады и энергичным шалунам, которые и минуты не сидят на месте, и тихоням, которым так нелегко даются перемены. К каждому из них персонал найдёт подход и поможет стать дисциплинированнее или, наоборот, научиться больше доверять окружающим. Ваш кроха хочет стать космонавтом? Или профессия его мечты — художник? Педагоги поддержат все его начинания и заложат почву из знаний, которые сделают его цель ближе. А помогут им познавательные задания — групповые или индивидуальные, с помощью которых дети смогут раскрыть свои таланты. Пусть преподаватели сада не смогут заменить ребёнку маму или папу, зато они вполне могут стать ему друзьями, которые в любой момент протянут руку помощи — именно поэтому ребятишки приходят в садик с улыбкой, а не с тоскливыми мыслями о расставании с домом. Грустить здесь попросту некогда: весёлые игры, общение с друзьями, прогулки на облагороженной территории — всё это и многое другое станет счастливой частью детства крохи, если вы решите обратиться сюда.
Детский сад «Апельсин»
Партизанская, 193.
- Это удобное пространство, где в малых группах коллектив воспитателей и педагогов организует быт для пользы и веселья маленьких подопечных. Индивидуальный подход позволяет заниматься с ними интенсивнее и предлагать более интересные игры. Здесь готовы выслушать дополнительные пожелания мам и пап. И к тому же попасть в частный детский сад значительно быстрее.
- Мамам детей от одного года до трёх иногда приходится выйти на работу. Или хочется заняться своими интересами. Ради этого функционируют ясельные группы. Здесь ребёнок получает опыт общения с такими же детьми, развивается в игровом процессе и каждый день делает большие открытия, в то время как взрослые спокойно могут погрузиться в свои дела.
- Помимо каждодневной активности в группах здесь организованы занятия по математике, лепке, рисованию, развитию речи, английскому языку, этикету, музыкальному воспитанию, танцам, и дополнительно — работает логопед и психолог. Психолог во время групповых игр или личных встреч прежде всего анализирует состояние конкретного ребёнка: успел ли он адаптироваться, не запаздывает ли он в психическом развитии. А также определяет таланты каждого из детей, на развитие которых стоит сделать упор.
Центр развития ребенка-детский сад № 132
- В центре развития ребенка-детский сад № 132 можно записать детей в группу кратковременного пребывания. Мамам малышей от года до трёх лет иногда приходится вернуться к работе. Или даже заняться своими интересами. По этим причинам функционируют группы для таких малышек. Тут ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками, играет в развивающие игры и познаёт окружающий мир, а взрослые спокойно могут поделать свои дела.
- По желанию для детей здесь доступны занятия по рисованию, актёрскому мастерству, развитию речи, музыкальному воспитанию, вокалу, танцам, хореографии, и дополнительно — есть спортивный комплекс, работает логопед и психолог. Опытный логопед способен обнаружить, есть ли у ребёнка серьёзные проблемы с речью или нет — и остаётся лишь научить его правильно воспринимать и произносить звуки.
Детский сад «Ярославна» № 7
- Ярославна № 7 — это центр раннего развития. А что по-настоящему важно для детей? Много активного времяпрепровождения, общения, разнообразных умений и того, что поможет подготовиться к дальнейшей жизни! И для взрослых удобнее всего — отвести ребёнка туда, где за ним будут присматривать воспитатели. Там ребёнок общается с такими же детьми, много играет и познаёт окружающий мир, а взрослые без лишних волнений могут погрузиться в свои дела.
- Помимо каждодневной активности в группах здесь организованы занятия по шахматам, конструированию, рисованию, актёрскому мастерству, развитию речи, английскому языку, музыкальному воспитанию, вокалу, хореографии. Так, к примеру, навыки исполнить мелодию правильно или держать ритм не даются детям от рождения. Их можно развить у ребёнка на уроках музыкального воспитания. Слушание песен помогает их воображению, а пение — самый весёлый способ для тренировки музыкальной памяти. Из бонусов в детском саду Ярославна № 7 работает логопед.
Детский сад Светлячок № 46
- Известно, что в маленьких семьях ребёнку не достаёт взаимодействия со сверстниками. Не менее важный момент — обучение. В детском саду Светлячок № 46 (рейтинг на Zoon — 2) ребятишки всегда находятся под контролем профессиональных воспитателей: соблюдают все режимные предписания, проводят много времени на воздухе, активно играют и учатся налаживать контакт друг с другом. Образовательная программа отвечает всем требованиям федерального стандарта. Чтобы попасть в это учреждение, нужно заранее подать заявление.
- В детском саду Светлячок № 46 можно записать детей в группу кратковременного пребывания.
- По желанию для детей здесь доступны занятия по музыкальному воспитанию, гимнастике, и дополнительно — есть бассейн, спортивный комплекс и библиотека, работает психолог. Психолог на групповых играх или личных консультациях прежде всего анализирует состояние конкретного ребёнка: насколько хорошо он адаптируется, нет ли эмоциональных отклонений. И, если всё в порядке, выявляет таланты каждого из детей, которые можно и нужно совершенствовать.
- Воспитательно- образовательный процесс в группах кратковременного пребывания включает в себя разные формы индивидуальной и совместной деятельности как взрослого с детьми, так и самих детей. Это игровая деятельность, продуктивная (рисование, конструирование), познавательно-исследовательская (экспериментирование с реальными и символическими объектами), а также деятельность по самообслуживанию. Организация воспитательно- образовательного процесса строится на основе ведущего вида деятельности – игры, с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка.
Группа кратковременного пребывания (на базе школы)
- Группа кратковременного пребывания для детей от 5,5 лет. Занятия проводятся в вечернее время по сокращенной программе, дублирующей программу полнодневной группы.
Дошкольное отделение «Солнечный город»
- Дошкольное отделение-полноценный детский сад со своим режимом, образовательной программой, кадровым обеспечением.
Виды преемственности
- целевая – согласование целей и задач воспитания и обучения на разных ступенях развития;
- содержательная – преемственность содержания учебных программ и курсов в начальной школе и детском саду;
- технологическая – преемственность средств, форм, приемов и методов воспитания и обучения;
- управленческая - наличие общего руководства
Детский сад «Капитошка»
- Сотрудники пространства находят индивидуальный подход к каждому ребенку, помогают мальчикам и девочкам развить их интеллектуальные, творческие, физические способности. У воспитателей и нянечек есть профессиональные образования, многолетний опыт работы в данной сфере. В саду ребята не только играют, но и занимаются: знакомятся с окружающим миром, музыкой, живописью, русским языком, математикой, читают сказки, посещают физкультурный зал. К праздникам ребята готовят концерты, интересные музыкальные и танцевальные номера, сценки, чем очень радуют родителей. Особое внимание команда «Капитошки» уделяет здоровью детей, их питанию и безопасности
Образовательные программы
- Образовательные программы: стандартно-типовые, дополнительные, коррекционные (специальные) — реализуются через специфичные для каждого возраста детей виды деятельности. Организация образовательного процесса в ГКП регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утверждаемых руководителем образовательного учреждения.
Режим работы в ГКП
- Продолжительность занятий и режим работы в ГКП организуется с учетом гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. При организации работы с детьми используются формы работы: - индивидуальные; - групповые; - подгрупповые.
Работа с родителями
- взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников; - создание мотивации на сотрудничество с педагогами ДОУ;
Условия создания и функционирования ГКП
- Подбор высококвалифицированного штата специалистов, работающих с детьми и родителями: - воспитатель; - педагог-психолог; - учитель - логопед; - старший воспитатель; - музыкальный руководитель; - воспитатель по физическому развитию; - медсестра.
Ожидаемый результат
- 1. Коммуникативная готовность: - контактность; - умение выразить потребности и желания; - адекватное реагирование на оценки взрослых. 2. Познавательная готовность: - активность на занятиях и в играх; - умение доводить начатое до конца; 3. Самостоятельность в выполнении действий: - игровых; -гигиенических навыков; - навыков самообслуживания. 4. Эмоционально-положительное отношение к детскому саду.
Контроль и анализ развития детей
- - наблюдения за поведением и развитием каждого ребенка; - принятие решения о своевременной коррекции воспитательных воздействий.
Карта развития и поведения ребенка:
- фамилия, имя ребенка; - дата рождения; - возраст при поступлении; - понимание речи; - активная речь; - сенсорное развитие; - игра; - движения; - гигиенические навыки; - конструирование; - лепка; - поведение; - заключение; - назначения;
Журнал адаптации
- Эмоциональное состояние: +3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен. +2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен. +1. Иногда задумчив, замкнут. – 1. Легкая плаксивость, хныканье. – 2. Плачет за компанию, плач приступообразный. – 3. Сильный плач, подавленное настроение
Социальные контакты
- 3. Много друзей, охотно играет с детьми. +2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми. +1. Безразличен к играм, отстранен, замкнут. – 1. Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру. – 2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры. – 3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
В Г.Барнаул 22 детских учреждения имеют группы кратковременного пребывания
- Организация воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания с детьми раннего возраста позволяет решать вопросы адаптации и удовлетворять потребности родителей детей раннего возраста в посещении данной группы.