Вещам, которым надо бы учиться, чтобы их делать, — лучше учиться, делая их. (Аристотель)
Что мы изучали на предыдущем уроке?
Вопрос 1 Какое движение называют колебательным?
Вопрос 2 Приведите примеры колебательного движения, встречающиеся в нашей жизни.
Вопрос 3 Что общего у этих примеров колебательного движения?
Вопрос 4 Как называются колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии?
Вопрос 5 Какие системы называют колебательными?
Вопрос 6 Рассмотрите рисунок и скажите, какие системы являются колебательными, а какие нет.
Вопрос 7 Что называют маятником?
Вопрос 8 Какие маятники бывают?
Сформулируйте тему урока.
Тема урока: Величины, характеризующие механические колебания
Сформулируйте цели урока .
- Узнать о величинах, характеризующих колебания.
- Научиться применять их при объяснении механических колебаний и при решении задач
- Научиться рассуждать и делать выводы при изучении новых величин.
Какие величины мы можем измерить при изучении колебаний?
АМПЛИТУДА (А) - наибольшее по модулю отклонение тела от положения равновесия
Различно отклонение тела от положения равновесия
В системе СИ:
1[A] = 1[ м ]
1 2
3
Вторая характеристика колебания
ПЕРИОД ( Т ) – промежуток времени, за который совершается одно полное колебание
В системе СИ:
1[Т] = 1 [ с ]
Задача. Маятник за 30с совершил 20 колебаний. Чему равен период?
1,5 с
Как получили?
T = t/n
Третья характеристика
Величина, характеризующая число колебаний за 1 секунду называется частотой.
Обозначается буквой ν (ню)
В системе СИ:
1[ν] = 1 [ Гц ]
Задача: Известно, что за 10с тело совершает 20 колебаний. Сколько колебаний оно совершит за 1 секунду?
2 Гц
Как получили?
ν = n/t
Какая зависимость существует между периодом и частотой колебаний?
- ОБРАТНО – ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ зависимость:
- Чем больше период колебаний, тем меньше частота , и, наоборот, чем меньше период колебаний, тем больше частота .
Четвертая характеристика
Рассмотрим опыты
Фаза (φ) - фи – показывает, какая часть периода прошла с момента начала колебания
- Колебания могут осуществляться
- Синфазно ( скорости в любой момент времени направлены в одну сторону)
- В противофазе ( скорости в любое время направлены в противоположные стороны)
- С некоторой разностью фаз
Работа в группах
Результаты исследований:
1 группа : период колебаний нитяного маятника не зависит от массы груза .
2 группа : период колебания нитяного маятника зависит от длины нити.
3 группа : период колебаний пружинного маятника зависит и от массы груза, и от жесткости пружины.
Решение задач
Задача 1 (задание 6, вариант 3, сборник М.Ю. Демидовой ): Железный сплошной грузик совершает малые свободные колебания на легкой нерастяжимой нити. Затем этот грузик заменили на сплошной алюминиевый грузик тех же размеров. Амплитуда колебаний в обоих случаях одинакова. Как при этом изменятся период и частота колебаний груза? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) Увеличится 2) Уменьшится 3) Не изменится Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Период колебаний грузика
Частота колебаний грузика
Задача 1 (задание 6, вариант 3, сборник М.Ю. Демидовой ): Железный сплошной грузик совершает малые свободные колебания на легкой нерастяжимой нити. Затем этот грузик заменили на сплошной алюминиевый грузик тех же размеров. Амплитуда колебаний в обоих случаях одинакова. Как при этом изменятся период и частота колебаний груза? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) Увеличится 2) Уменьшится 3) Не изменится Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Период колебаний грузика
3
Частота колебаний грузика
3
Задача 2 (задание 6, вариант 25, сборник М.Ю. Демидовой ): В школьной лаборатории изучают свободные колебания пружинного маятника при различных значениях жесткости пружины маятника. Как изменятся период и частота свободных колебаний маятника, если увеличить жесткость пружины, не изменяя массу маятника? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) Увеличится 2) Уменьшится 3) Не изменится Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться .
Период колебания
Частота колебания
Задача 2 (задание 6, вариант 25, сборник М.Ю. Демидовой ): В школьной лаборатории изучают свободные колебания пружинного маятника при различных значениях жесткости пружины маятника. Как изменятся период и частота свободных колебаний маятника, если увеличить жесткость пружины, не изменяя массу маятника? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) Увеличится 2) Уменьшится 3) Не изменится Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться .
Период колебания
2
Частота колебания
1
Задача3: У вала электрической швейной машинки частота вращения равна 1200 об/мин. За один оборот игла совершает 1 колебание. Определите период колебания иглы.
Закрепление:
1 ) С какими величинами вы сегодня познакомились?
2) Где в жизни вы встречали эти названия?
Рефлексия:
Начните свой ответ словами
- Мне удалось узнать…
- Мне удалось понять…
- Мне удалось научиться …
Домашнее задание: §24, Упражнение №24
Спасибо за внимание!