СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Великая Отечественная война в задачах по математике"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект учащихся 6 класса к 75-летию Великой Победы.  Задачи на темы: Общие сведения, Курская битва, Задачи на местном материале.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Великая Отечественная война в задачах по математике"»

Оценочный лист

Фамилия и имя

Устные упражнения

Решение примеров

1118

Задача1

Задача2

Уравнения

Уравнение у доски

Общий балл

Каменева

Ольга



















































Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Косиновская общеобразовательная школа»











Учебный проект

Великая Отечественная война в задачах по математике






















Авторы:

ученики 6 класса

МБОУ «Косиновская ООШ»

Тутова Виктория, Каменева Дарья

Руководитель проекта:

Малыхина Валентина Васильевна








Косиново 2020



ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение

Общие сведения

Курская битва

Задачи на местном материале

Заключение


Список используемой литературы








































Введение


В мае 2020 года исполнится 75 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. С каждым годом живых свидетелей этой кровавой войны становится все меньше и меньше. Мы - молодое поколение должны знать о подвигах своих предков и гордиться ими, передавая эту информацию из поколения в поколение. Мы не вправе забывать о том, что пережил наш народ в тяжелые годы военного лихолетья.

Действенным средством военно-патриотического воспитания на уроках математики является решение задач с применением технических характеристик нашей военной техники в сравнении с техникой противника и других данных о Великой Отечественной войне.     Кроме того, на отдельных уроках математики будет важно услышать несколько слов об участниках войны – наших земляках.


Мы попытались совместить историю и математику. Зная предмет математики, мы можем заглянуть в прошлое во времена Великой Отечественной войны.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью расширить свои знания и знания учащихся нашей школы о Великой Отечественной войне в год 75-летия Победы.

Гипотеза: составление и решение задач, основанных на реальных событиях и датах, способствует углублению знаний о Великой Отечественной войне.


Цель: создать сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов, основываясь на датах и событиях Великой Отечественной войны, способствующий воспитанию чувства гордости за великий подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.


Задачи:

  • углубить знания о Великой Отечественной войне;

  • познакомиться с краеведческим материалом;

  • познакомиться с краеведческим материалом;

  • формировать навыки проектной деятельности;

  • реализовать межпредметные связи;

  • осуществить сбор и обработку информации о технических характеристиках оружия ВОВ, о ветеранах ВОВ, использующих это оружие в боях;

  • составить текстовые задачи на основе отобранного материала и  решить их;

  • использовать информационные технологии для качественного оформления конечного продукта.


Конечный продукт проекта:          

электронный ресурс «Великая Отечественная война в задачах по математике», в содержании которого используются исторические факты и реальные статистические данные о Великой отечественной войне.


Методы исследования: изучение и анализ литературы; сбор фактических данных; анализ и составление задач.

Практическая значимость: применение на уроках математики в 5 – 6 классах. Также можно использовать и во внеурочной деятельности, на классных часах, посвящённых Великой Отечественной войне.

Объект исследования: исторические сведения о Великой Отечественной войне.

Предмет исследования: создание математических задач на материалах о Курской битве Великой Отечественной войне.

Сбор информации: Проект осуществлялся в течение 4 месяцев. Работа над проектом включала несколько этапов:

  • сбор информации, исторического материала;

  • составление задач разного типа;

  • оформление задач в печатном виде;

  • подбор иллюстраций к задачам;

  • решение задач;

  • создание сборника задач.

Сначала проходил сбор фактических данных. Мы искали сведения в самых разных источниках: учебниках, книгах о войне, электронных справочниках, в Интернете. Также мы обратились за помощью к моей маме, библиотекарю сельской библиотеки Тутовой В.М.

В сборнике можно найти задачи по следующим темам:

  • числовые выражения;

  • действия с десятичными и обыкновенными дробями;

  • уравнения;

  • задачи на проценты;

  • работа с таблицами;

  • диаграммы;

  • округление чисел.

























Общие сведения

В мае 1945 года закончилась Великая Отечественная война, самая страшная и опустошительная в истории человечества. В то же время это одна из самых героических страниц истории нашей страны и нашего народа. В эти страшные для нашего народа годы было тяжело находящимся на линии фронта. Но и в глубоком тылу люди испытывали трудности и лишения; нам сейчас, в мирное время, сложно представить, что это были за лишения.

1. 22 июня, 1941 года, в 4 часа утра началась Великая Отечественная война, а закончилась 9 мая 1945 года. Сколько дней и ночей продолжалась война? Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос».

413

218

474

567

569

374

630

979

195

0

256

349

221

26

282

375









(1418 дней и ночей).


2. Подсчитайте, сколько это лет? Сколько месяцев?

(1418:365=3( 328 ост) ≈ 4 года. ( без 37 дней) 3∙ 12+11=36+11≈47 месяцев.)


3. Прочитать числа: 11 944 100 (погибло всего); 6 885 000 (на полях сражений); 4 559 000 (в плену и без вести пропавших); 13 7000 (из мирного населения); 26 600 000 (общая сложность потерь граждан Советского Союза за время ВОВ); 1 710 (разрушено городов); 70 000 (деревень); 32000 (фабрик и заводов); 98 000 (колхозов).



4. В 1940 году численность населения СССР составляла 200 000 000 человек. За время Великой Отечественной войны погибло 13,5% советских граждан. Сколько человек погибло за время Великой отечественной войны? (27 000 000)

5. Во время Второй мировой войны у Германии было задействовано 80000 боевых самолетов, 49000 танков и 69900 орудий. Сколько всего было задействовано вооружений разных видов? (198 900)

6. В годы Великой Отечественной войны было построено 6339 истребителей Як-7. Истребителей Як-3 – на 1551 меньше, а Як-9 – на 2167 больше суммы первых двух. Сколько было построено истребителей каждой модели? (Як-3 –4788; Як-9–13294)

7. За годы войны гвардейского звания были удостоены 11 общевойсковых армий, 6 танковых армий, 1 конно-механизированная группа войск, 7 кавалерийских, 12 танковых, 9 механизированных и 14 авиационных корпусов. Какую часть крупных гвардейских войсковых соединений составляют танковые корпуса? (1/5)

8. Всего за годы войны советская промышленность выпустила около 13 млн. винтовок, 6 млн. пистолетов-пулеметов, 1,5 млн. пулеметов всех типов. Для сравнения – в Германии за тот же период было выпущено 8,5 млн. винтовок, 1 млн. пистолетов-пулеметов, 1 млн. пулеметов. На сколько больше выпустила советская промышленность разного вида оружия, чем Германия? (на 10 млн.)

9. Порох состоит из селитры, серы и угля. Масса селитры в 6,2 раза больше массы серы, а масса угля составляет 1/9 массы серы и селитры вместе. Сколько пойдет каждого из веществ на приготовление 24 кг пороха? (3кг серы, 18,6 кг селитры , 2,4 кг угля )

10. Потери в Великой Отечественной войне 27 млн. человек. 13/27- потери в боевых действиях, 14/27 погибло мирных жителей. Сколько человек погибло на фронтах войны, сколько мирных жителей? (13 млн., 14 млн.)

11. Сколько понадобится лет, если объявить минуту молчания за каждого погибшего в Великой Отечественной войне (27 миллионов человек)? (51 год и 135 дней)
































Курская битва

5 июля 1943 года началось одно из самых крупнейших сражений Великой Отечественной войны битва на Курской дуге. Завершилась Курская битва 23 августа 1943 года победой Красной Армии, которая оказала решающее влияние на дальнейший ход Второй мировой войны. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Самое крупное танковое сражение в истории, в нем участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолетов.



  1. Сколько дней продолжалась Курская битва? (50 дней)



  1. В советской и российской историографии принято разделять сражение на три части:



- Курскую оборонительную операцию (5—23 июля); - Орловскую наступательную (12 июля — 18 августа) - Белгородско-Харьковскую наступательную (3—23 августа) Сколько дней длилась каждая операция? (1-19 дней; 2-38 дней; 3- 21 день)

3. Вооруженность СССР и Германии в Курской битве (см. таблицу).

СССР

Германия

1337000 человек

780900 человек

3600 танков

2154 танков

2500 самолётов

2000 самолётов


Составьте столбчатую диаграмму превосходства советских сил над силами противника по вооруженности в Курской битве.

  1. В сражении на Курской дуге со стороны Германии приняло участие 780900 воинов, а со стороны СССР 1337000 человек. Во сколько раз Советский Союз превосходил Германию в живой силе? Ответ округлите до десятых. (в 1,7)

Сражение под Прохоровкой - сражение между частями германской и советской армий в ходе оборонительной фазы Курской битвы произошло 12 июля 1943 года на южном фасе Курской дуги в Полосе Воронежского фронта, в районе станции Прохоровка на территории совхоза Октябрьский.

  1. В Прохоровском сражении участвовала 1-я дивизия СС «Лейбштандарте СС Адольфа Гитлер», имевшая около 200 танков, в том числе 13 «Тигров», а в 5-й танковой Армии П.Ротмистрова в 4,1 раза больше танков Т-34. Сколько советских танков участвовало в этой битве? (820)



  1. Расстояние от города Курска до Прохоровки 110 км. С какой скоростью надо ехать боевой машине для обороны от немецко-фашистских войск, чтобы преодолеть это расстояние за 2 ч? (55(км/ч) За какое время пройдет это расстояние пехота со скоростью 2,5 км/ч? (44ч).



  1. Советские войска выдвинулись 3 августа из города Курска в город Богодухов. В первый день они прошли четверть всего пути, во второй день - 80% пути, пройденного в первый день, а за третий день войска прошли остальные 154км. Сколько километров прошли советские войска в первый и во второй дни? (70 км, 56 км).



  1. Группировке войск противника к югу от курского выступа нанесено решительное поражение. Стратегическая операция продолжалась 21сутки. Пространственные параметры операции: глубина- 140 км, полоса наступления по фронту 300км. Какова площадь боевого сражения? (42000 км2).



Т-34 советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с1940 года. В течение 1942-1947 годов - основной танк РККА и ВС СССР. Являлся основным танком РККА до первой половины 1944 года, до поступления в войска его модификации Т-34-85. Самый массовый танк Великой Отечественной войны.

  1. Найдите значение выражения (125-90) ×300-600×4 и узнаете длину танка Т-34 с пушкой в миллиметрах. Переведите ее в метры. (8,1 м)



10. Под Прохоровкой советские войска потеряли 60% танков из 800, а немецкие — 75% из 400. Сколько танков потеряли советские войска, немецкие? (советские войска – 480, немецкие – 300)



11. Узнайте максимальную скорость танка «Тигр», если она составляет 69% от максимальной скорости танка Т-34 равной 55км/ч. Результат округлите до единиц. (38 км/ч)



12. Немецкое командование на Курской дуге бросило в бой до 2770 танков и штурмовых орудий. С нашей стороны их ждали 3440 танков и САУ. Около 70% танков составляли Т-34. Сколько Т-34 участвовало в этой битве? (2408)



13. По сводке 8 июля 1943 года в воздушном бою участвовали 759 самолетов: разведывательные самолеты, бомбардировщики, истребители. Их отношение равно 30:126:97. Сколько самолетов каждого вида было задействовано в бою? (90- разведывательных самолетов, 378 - бомбардировщиков и 291 – истребителей)

14. В ходе оборонительного сражения на Курской дуге советские лётчики уничтожили около 1495 немецких самолётов, в то время как собственные потери составляли 460 самолётов. Сравните, во сколько раз больше были потери у фашистов. (в 3,25)

15. Летчик Иван Кожедуб в битве на Курской дуге сбил 6 самолетов, что составляет 2/3 самолетов, которые сбил другой прославленный летчик Александр Горовец. Сколько самолетов сбил старший лейтенант Горовец? (9)

16. Старший лейтенант А.К.Горовец 6 июля оказался в воздушном бою один против 23 самолетов врага и сбил 9 «Юнкерсов». Совершив этот бессмертный подвиг, он погиб. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. Какую часть группы фашистских самолетов уничтожил отважный летчик? (9/23)

17. Решите уравнения, и вы узнаете фамилию командующего Центральным фронтом. Его именем так же названа одна из площадей города Курска. (Рокоссовский)

0,8 – х:7 = 0,5

О

1,5(6 – 11:х) = 0,75

В

4х + 2 + х = 6

Р

8,4 - 2,5х = 0,9

С

2(х+3)=9,2

И

х:0,1 + 4,6 = 14,6

К

2,4х – 0,3 = 9,3

Й

0,8

2,1

1

2,1

3

3

2,1

2

3

1

1,6

4



















Задачи на местном материале

Каждый пятый воевавший в Великой Отечественной войне отмечен наградой. Всего же звание Героя Советского Союза присвоено 11 681 воину, а 2 532 человека являются полными кавалерами ордена Славы.

Один из этих героев проживал рядом с нами, в селе Косиново Обоянского района Курской области. Это Косинов Яков Семенович - кавалер 3 орденов Славы.

У частник Великой Отечественной войны с 1943 года. Скромный, очень трудолюбивый в мирной жизни, на фронте Яков Семенович проявил смелость, ловкость и мужество при выполнении боевых заданий. Участвовал в Белорусской наступательной операции 1944 г., Висло-Одерской операции 1945 г., сражаясь в войсках 1-го Белорусского фронта ефрейтором. Возвратившись с фронта в родное село, он быстро перестроился на мирный труд. Женился, воспитал пятерых детей, работал в колхозе, не покладая рук, и нигде и никогда не подчеркивал, что он Герой!

К сожалению, его, как и многих других ветеранов Великой Отечественной войны, уже нет в живых, но добрая память о нем живет в сердцах его односельчан.



  1. В Книге Памяти погибших в период Великой Отечественной войны по Обоянскому району значится 8 587 человек, из них: 24 женщины, 10 – партийных работников и подпольщиков, офицеров на 507 человек больше, чем женщин, партийных работников и подпольщиков взятых вместе, остальные – рядовые и сержантский состав. Сколько офицеров, рядовых и сержантского состава увековечено в Книге Памяти? (541 офицер, 8 036 – рядовые и сержантский состав).



  1. Во время базирования на аэродроме Трубеж в 1943 году, летчики 40-го Гвардейского авиаполка сбили 81 самолет противника в районе города Обоянь, 14 из них сбил гвардии капитан Н.Т. Китаев. Наши потери за этот период в 2,8 раза меньше. Какую часть фашистских самолетов уничтожил отважный летчик Китаев? Сравните, во сколько раз больше были потери у фашистов. (29/81; в 2,8 раза).



  1. В село Башкатово вернулись с Победой (по официальным данным) 70 человек, а 176 односельчан остались на полях сражений. Какую часть составляют вернувшиеся с Победой от числа погибших земляков? Ответ дать в процентах. Округлить до целых. (40%).



  1. Из села Косиново ушли на фронт 193 человека. Согласно официальным источникам с Победой вернулись 52 солдата. Сколько односельчан села Косиново остались на полях сражений? (141 человек).







Ответы

Общие сведения

1. 1418 дней и ночей 2. 4 года, 47 месяцев 4. 27 000 000 . 198 900 6. Як-3 –4788; Як-9–13294 7. 1/5 8. на 10 млн. 9. 3 кг серы, 18,6 кг селитры , 2,4 кг угля  10. 113 млн., 14 млн. 11. 51 год и 135 дней.

Курская битва

1. 50 дней 2. 1-19 дней; 2-38 дней; 3- 21 день 4. в 1,7 5.  820 6. 44ч 7. 70 км, 56 км 8. 42000 км2 9. 90- разведывательных самолетов, 378 - бомбардировщиков и 291 – истребителей 10. 8,1 м 11. советские войска – 480, немецкие – 300 12. 38 км/ч 13. 2408 14. в 3,25 15. 9 16. 9/23 17. Рокоссовский

Задачи на местном материале

1. 541 офицер, 8 036 – рядовые и сержантский состав 2. 29/81; в 2,8 раза 3. 40%   4. 141 человек



Заключение

Работая над проектом, мы узнали много интересного из истории своей большой и малой Родины, а работа над задачами помогла нам окунуться в атмосферу прошлого времени и узнать довольно интересные факты.

В ходе работы над проектом мы научились планировать свою работу, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, анализировать полученные факты. Мы пополнили запас знаний по Великой Отечественной войне и по краеведению. Только небольшая часть данных о подвигах и героизме нашего народа нашла своё отражение в сборнике задач.

Результатом проекта стал электронный ресурс «Великая Отечественная война в задачах по математике», в содержании которого используются исторические факты и реальные статистические данные о Великой Отечественной войне, «Сборник задач о войне «Никто не забыт – ничто не забыто!» 


Мы гордимся, что внесли свой вклад в празднование 75-летия Великой Победы.

Вывод

Эта работа заняла много времени, но она является актуальной, познавательной и интересной, т.к. составление и решение задач, основанных на реальных событиях и датах, способствует углублению знаний о войне, воспитанию патриотических чувств, вызывает гордость за наших прадедов и прабабушек, за детей военного времени, которые работали наравне со взрослыми. Думаю, что нам удалось достичь поставленных целей проекта. Наша гипотеза подтвердилась.

А над Курщиной ночи светлые,

А над Курщиной тишина,

Где вы воины сорок третьего,

Чашу выпившие до дна?

Чашу горькую, что запомнится

Нам, пожалуй, на сотни лет…

Вас и нынче ведет бессонница

По дорогам побед и бед.

Где вы, воины сорок третьего,

Что костями тогда легли,

Навсегда уходя в бессмертие

За свободу моей земли?!

Вениамин Саранских




Литература 

Плотникова Е.Н., Башкатова Л.В. Под ред. Брежневой Т.А., Методические рекомендации к программе внеурочной деятельности «Обоянский край: история и современность» - Курск: ООО «Учитель», 2019. Под ред. Брежневой Т.А. Славные сыны Отечества (из опыта работы учителей начальных классов Курской области) – Курск: ООО «Учитель», 2016. Гончарова Е.А., Старикова Н.Ю., Яшина М.А. Книга Памяти в 15-ти томах том 15, часть 2 – ОАО «ИПП «Курск», 2005.

Рослова, Методический журнал для учителей математики «Математика», апрель, №4, 2018. - М: МЦНМО

Интернет-ресурсы

-www.shkolniki.at/rfn/ru/

-www.wikipedia.org

-www.about-war.narod













МБОУ «Косиновская общеобразовательная школа»

Сборник задач о войне

«Никто не забыт – ничто не забыто!»

с. Косиново 2020

Сборник содержит задачи по материалам о Курской битве.

Сборник задач предназначен для учителей математики и учащихся 5-9 классов, проявляющих интерес к математике и к истории своей Родины.

Авторы сборника: Тутова Виктория, Каменева Дарья, учащиеся 6 класса МБОУ «Косиновская ООШ».

Руководитель проекта:  Малыхина Валентина Васильевна, учитель математики, I квалификационная категория.

Дорогой друг!

У тебя в руках сборник текстовых задач. Он создан на материалах о Великой Отечественной войне, цифрах и датах великого сражения.

Как настоящему патриоту своей Родины тебе, наверное, захочется больше узнать о том, как твои соотечественники храбро отстаивали свою свободу и мирную жизнь, о разрушительных последствиях войны. Это и многое другое ты сможешь узнать, решая задачи из сборника.

Попробуем применить свои знания и умения к решению задач с военным содержанием, в основу их условий положены события, происходившие в нашей стране в годы Великой Отечественной войны.

Кроме задач в сборнике содержатся сведения по истории Великой Отечественной войны, интересная информация о роли людей нашего села в Великой Отечественной войне, и много другого интереснейшего материала.

В сборнике есть страничка «Для заметок», где можно записать дополнительные сведения или же составить свои новые задачи.

Я знаю, как бывает нелегко решить задачу, но, решив её, ты обязательно поверишь в свои силы, и тебе будет интереснее на уроках.



Желаю побед!

Содержание сборника задач

Общие сведения

Курская битва

Задачи на местном материале



Общие сведения

В мае 1945 года закончилась Великая Отечественная война, самая страшная и опустошительная в истории человечества. В то же время это одна из самых героических страниц истории нашей страны и нашего народа. В эти страшные для нашего народа годы было тяжело находящимся на линии фронта. Но и в глубоком тылу люди испытывали трудности и лишения; нам сейчас, в мирное время, сложно представить, что это были за лишения.

1. 22 июня, 1941 года, в 4 часа утра началась Великая Отечественная война, а закончилась 9 мая 1945 года. Сколько дней и ночей продолжалась война? Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос».

413

218

474

567

569

374

630

979

195

0

256

349

221

26

282

375









(1418 дней и ночей).


2. Подсчитайте, сколько это лет? Сколько месяцев?

(1418:365=3( 328 ост) ≈ 4 года. ( без 37 дней) 3∙ 12+11=36+11≈47 месяцев.)


3. Прочитать числа: 11 944 100 (погибло всего); 6 885 000 (на полях сражений); 4 559 000 (в плену и без вести пропавших); 13 7000 (из мирного населения); 26 600 000 (общая сложность потерь граждан Советского Союза за время ВОВ); 1 710 (разрушено городов); 70 000 (деревень); 32000 (фабрик и заводов); 98 000 (колхозов).



4. В 1940 году численность населения СССР составляла 200 000 000 человек. За время Великой Отечественной войны погибло 13,5% советских граждан. Сколько человек погибло за время Великой отечественной войны? (27 000 000)

5. Во время Второй мировой войны у Германии было задействовано 80000 боевых самолетов, 49000 танков и 69900 орудий. Сколько всего было задействовано вооружений разных видов? (198 900)

6. В годы Великой Отечественной войны было построено 6339 истребителей Як-7. Истребителей Як-3 – на 1551 меньше, а Як-9 – на 2167 больше суммы первых двух. Сколько было построено истребителей каждой модели? (Як-3 –4788; Як-9–13294)

7. За годы войны гвардейского звания были удостоены 11 общевойсковых армий, 6 танковых армий, 1 конно-механизированная группа войск, 7 кавалерийских, 12 танковых, 9 механизированных и 14 авиационных корпусов. Какую часть крупных гвардейских войсковых соединений составляют танковые корпуса? (1/5)

8. Всего за годы войны советская промышленность выпустила около 13 млн. винтовок, 6 млн. пистолетов-пулеметов, 1,5 млн. пулеметов всех типов. Для сравнения – в Германии за тот же период было выпущено 8,5 млн. винтовок, 1 млн. пистолетов-пулеметов, 1 млн. пулеметов. На сколько больше выпустила советская промышленность разного вида оружия, чем Германия? (на 10 млн.)

9. Порох состоит из селитры, серы и угля. Масса селитры в 6,2 раза больше массы серы, а масса угля составляет 1/9 массы серы и селитры вместе. Сколько пойдет каждого из веществ на приготовление 24 кг пороха? (3кг серы, 18,6 кг селитры , 2,4 кг угля )

10. Потери в Великой Отечественной войне 27 млн. человек. 13/27- потери в боевых действиях, 14/27 погибло мирных жителей. Сколько человек погибло на фронтах войны, сколько мирных жителей (13 млн., 14 млн.)

11. Сколько понадобится лет, если объявить минуту молчания за каждого погибшего в Великой Отечественной войне (27 миллионов человек)? (51 год и 135 дней)
































Курская битва

5 июля 1943г началось одно из самых крупнейших сражений Великой Отечественной войны битва на Курской дуге. Завершилась Курская битва 23 августа 1943г победой Красной Армии, которая оказала решающее влияние на дальнейший ход Второй мировой войны. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Самое крупное танковое сражение в истории, в нѐм участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолѐтов.



  1. Сколько дней продолжалась Курская битва? (50 дней)



  1. В советской и российской историографии принято разделять сражение на три части:



- Курскую оборонительную операцию (5—23 июля); - Орловскую наступательную (12 июля — 18 августа) - Белгородско-Харьковскую наступательную (3—23 августа) Сколько дней длилась каждая операция? (1-19 дней; 2-38 дней; 3- 21 день)

3. Вооруженность СССР и Германии в Курской битве (см. таблицу).

СССР

Германия

1337000 человек

780900 человек

3600 танков

2154 танков

2500 самолётов

2000 самолётов


Составьте столбчатую диаграмму превосходства советских сил над силами противника по вооруженности в Курской битве.

4.В сражении на Курской дуге со стороны Германии приняло участие 780900 воинов, а со стороны СССР 1337000 человек. Во сколько раз Советский Союз превосходил Германию в живой силе? Ответ округлите до десятых. (в 1,7)

Сражение под Прохоровкой - сражение между частями германской и советской армий в ходе оборонительной фазы Курской битвы произошло 12 июля 1943 года на южном фасе Курской дуги в Полосе Воронежского фронта, в районе станции Прохоровка на территории совхоза Октябрьский.

  1. В Прохоровском сражении участвовала 1-я дивизия СС «Лейбштандарте СС Адольфа Гитлер», имевшая около 200 танков, в том числе 13 «Тигров», а в 5-й танковой Армии П.Ротмистрова в 4,1 раза больше танков Т-34. Сколько советских танков участвовало в этой битве? (820)



  1. Расстояние от города Курска до Прохоровки 110 км. С какой скоростью надо ехать боевой машине для обороны от немецко-фашистских войск, чтобы преодолеть это расстояние за 2 ч? (55(км/ч) За какое время пройдет это расстояние пехота со скоростью 2,5 км/ч? (44ч).



  1. Советские войска выдвинулись 3 августа из города Курска в город Богодухов. В первый день они прошли четверть всего пути, во второй день - 80% пути, пройденного в первый день, а за третий день войска прошли остальные 154км. Сколько километров прошли советские войска в первый и во второй дни? (70 км, 56 км).



  1. Группировке войск противника к югу от курского выступа нанесено решительное поражение. Стратегическая операция продолжалась 21сутки. Пространственные параметры операции: глубина- 140 км, полоса наступления по фронту 300км. Какова площадь боевого сражения? (42000 км2).



  1. По сводке 8 июля 1943 года в воздушном бою участвовали 759 самолетов: разведывательные самолеты, бомбардировщики, истребители. Их отношение равно 30:126:97. Сколько самолетов каждого вида было задействовано в бою? (90- разведывательных самолетов, 378 - бомбардировщиков и 291 – истребителей)

Т-34 советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с1940 года. В течение 1942-1947 годов - основной танк РККА и ВС СССР. Являлся основным танком РККА до первой половины 1944 года, до поступления в войска его модификации Т-34-85. Самый массовый танк Великой Отечественной войны.

  1. Найдите значение выражения (125-90) ×300-600×4 и узнаете длину танка Т-34 с пушкой в миллиметрах. Переведите ее в метры. (8,1 м)



11. Под Прохоровкой советские войска потеряли 60% танков из 800, а немецкие — 75% из 400. Сколько танков потеряли советские войска, немецкие? (советские войска – 480, немецкие – 300)



12. Узнайте максимальную скорость танка «Тигр», если она составляет 69% от максимальной скорости танка Т-34 равной 55км/ч. Результат округлите до единиц. (38 км/ч)



13. Немецкое командование на Курской дуге бросило в бой до 2770 танков и штурмовых орудий. С нашей стороны их ждали 3440 танков и САУ. Около 70% танков составляли Т-34. Сколько Т-34 участвовало в этой битве? (2408)

14. В ходе оборонительного сражения на Курской дуге советские лётчики уничтожили около 1495 немецких самолётов, в то время как собственные потери составляли 460 самолётов. Сравните, во сколько раз больше были потери у фашистов. (в 3,25)

15. Летчик Иван Кожедуб в битве на Курской дуге сбил 6 самолетов, что составляет 2/3 самолетов, которые сбил другой прославленный летчик Александр Горовец. Сколько самолетов сбил старший лейтенант Горовец? (9)

16. Старший лейтенант А.К.Горовец 6 июля оказался в воздушном бою один против 23 самолетов врага и сбил 9 «Юнкерсов». Совершив этот бессмертный подвиг, он погиб. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. Какую часть группы фашистских самолетов уничтожил отважный летчик? (9/23)

17. Решите уравнения, и вы узнаете фамилию командующего Центральным фронтом. Его именем так же названа одна из площадей города Курска. (Рокоссовский)

0,8 – х:7 = 0,5

О

1,5(6 – 11:х) = 0,75

В

4х + 2 + х = 6

Р

8,4 - 2,5х = 0,9

С

2(х+3)=9,2

И

х:0,1 + 4,6 = 14,6

К

2,4х – 0,3 = 9,3

Й

0,8

2,1

1

2,1

3

3

2,1

2

3

1

1,6

4



















Задачи на местном материале

Каждый пятый воевавший в Великой Отечественной войне отмечен наградой. Всего же звание Героя Советского Союза присвоено 11 681 воину, а 2 532 человека являются полными кавалерами ордена Славы.

Один из этих героев проживал рядом с нами, в селе Косиново Обоянского района Курской области. Это Косинов Яков Семенович - кавалер 3 орденов Славы.

У частник Великой Отечественной войны с 1943 года. Скромный, очень трудолюбивый в мирной жизни, на фронте Яков Семенович проявил смелость, ловкость и мужество при выполнении боевых заданий. Участвовал в Белорусской наступательной операции 1944 г., Висло-Одерской операции 1945 г., сражаясь в войсках 1-го Белорусского фронта ефрейтором. Возвратившись с фронта в родное село, он быстро перестроился на мирный труд. Женился, воспитал пятерых детей, работал в колхозе, не покладая рук, и нигде и никогда не подчеркивал, что он Герой!

К сожалению, его, как и многих других ветеранов Великой Отечественной войны, уже нет в живых, но добрая память о нем живет в сердцах его односельчан.



  1. В Книге Памяти погибших в период Великой Отечественной войны по Обоянскому району значится 8 587 человек, из них: 24 женщины, 10 – партийных работников и подпольщиков, офицеров на 507 человек больше, чем женщин, партийных работников и подпольщиков взятых вместе, остальные – рядовые и сержантский состав. Сколько офицеров, рядовых и сержантского состава увековечено в Книге Памяти? (541 офицер, 8 036 – рядовые и сержантский состав).



  1. Во время базирования на аэродроме Трубеж в 1943 году, летчики 40-го Гвардейского авиаполка сбили 81 самолет противника в районе города Обоянь, 14 из них сбил гвардии капитан Н.Т. Китаев. Наши потери за этот период в 2,8 раза меньше. Какую часть фашистских самолетов уничтожил отважный летчик Китаев? Сравните, во сколько раз больше были потери у фашистов. (29/81; в 2,8 раза).



  1. В село Башкатово вернулись с Победой (по официальным данным) 70 человек, а 176 односельчан остались на полях сражений. Какую часть составляют вернувшиеся с Победой от числа погибших земляков? Ответ дать в процентах. Округлить до целых. (40%).



  1. Из села Косиново ушли на фронт 193 человека. Согласно официальным источникам с Победой вернулись 52 солдата. Сколько односельчан села Косиново остались на полях сражений? (141 человек).







Ответы

Общие сведения

1. 1418 дней и ночей 2. 4 года, 47 месяцев 4. 27 000 000 . 198 900 6. Як-3 –4788; Як-9–13294 7. 1/5 8. на 10 млн. 9. 3 кг серы, 18,6 кг селитры , 2,4 кг угля  10. 113 млн., 14 млн. 11. 51 год и 135 дней.

Курская битва

1. 50 дней 2. 1-19 дней; 2-38 дней; 3- 21 день 4. в 1,7 5.  820 6. 44ч 7. 70 км, 56 км 8. 42000 км2 9. 90- разведывательных самолетов, 378 - бомбардировщиков и 291 – истребителей 10. 8,1 м 11. советские войска – 480, немецкие – 300 12. 38 км/ч 13. 2408 14. в 3,25 15. 9 16. 9/23 17. Рокоссовский

Задачи на местном материале

1. 541 офицер, 8 036 – рядовые и сержантский состав 2. 29/81; в 2,8 раза 3. 40%   4. 141 человек

Заключение

Работая над проектом, мы узнали много интересного из истории своей большой и малой Родины, а работа над задачами помогла нам окунуться в атмосферу прошлого времени и узнать довольно интересные факты.

В ходе работы над проектом мы научились планировать свою работу, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, анализировать полученные факты. Мы пополнили запас знаний по Великой Отечественной войне и по краеведению. Только небольшая часть данных о подвигах и героизме нашего народа нашла своё отражение в сборнике задач.

Результатом проекта стал электронный ресурс «Великая Отечественная война в задачах по математике», в содержании которого используются исторические факты и реальные статистические данные о Великой Отечественной войне, «Сборник задач о войне «Никто не забыт – ничто не забыто!» 


Мы гордимся, что внесли свой вклад в празднование 75-летия Великой Победы.

Вывод

Эта работа заняла много времени, но она является актуальной, познавательной и интересной, т.к. составление и решение задач, основанных на реальных событиях и датах, способствует углублению знаний о войне, воспитанию патриотических чувств, вызывает гордость за наших прадедов и прабабушек, за детей военного времени, которые работали наравне со взрослыми. Думаю, что нам удалось достичь поставленных целей проекта. Наша гипотеза подтвердилась.

А над Курщиной ночи светлые,

А над Курщиной тишина,

Где вы воины сорок третьего,

Чашу выпившие до дна?

Чашу горькую, что запомнится

Нам, пожалуй, на сотни лет…

Вас и нынче ведет бессонница

По дорогам побед и бед.

Где вы, воины сорок третьего,

Что костями тогда легли,

Навсегда уходя в бессмертие

За свободу моей земли?!

Вениамин Саранских




Литература 

Плотникова Е.Н., Башкатова Л.В. Под ред. Брежневой Т.А., Методические рекомендации к программе внеурочной деятельности «Обоянский край: история и современность» - Курск: ООО «Учитель», 2019. Под ред. Брежневой Т.А. Славные сыны Отечества (из опыта работы учителей начальных классов Курской области) – Курск: ООО «Учитель», 2016. Гончарова Е.А., Старикова Н.Ю., Яшина М.А. Книга Памяти в 15-ти томах том 15, часть 2 – ОАО «ИПП «Курск», 2005.

Рослова, Методический журнал для учителей математики «Математика», апрель, №4, 2018. - М: МЦНМО

Интернет-ресурсы

-www.shkolniki.at/rfn/ru/

-www.wikipedia.org

-www.about-war.narod