МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»
М.В. Ломоносов – великий сын России
«Он создал первый университет
Он, лучше сказать, сам был
первым нашим университетом.»
А. С. Пушкин
Работу выполнила:
Козлова Мария
ученица 6 «А» класса
Работу проверила:
Степанова Н.Ф.
учитель обществознания
и истории
Цель:
- Изучение личности М.В. Ломоносова как пример доказательства того, что талантливый человек талантлив во всём.
Задачи:
- Проследить путь развития таланта М.В. Ломоносова до
гениальности.
- Проанализировать литературу о М.В.Ломоносове
- Сделать выводы по заданной теме
План
1.Введение. Разносторонне одарённый человек
2.Основные этапы жизни М.В. Ломоносова:
2.1. Биография
2.2. В Москву…
2.3. Путешествие в Москву.
3. Годы учёбы:
3.1.Этапы обучения М.В. Ломоносова
3.2.Петербургский университет
3.3.Марбург
4. Научные изыскания М.В. Ломоносова
5.Заслуги Ломоносова:
5.1.Ломоносов стал самым образованным человеком в России
5.2.Мозаика
5.3.Химическая лаборатория
5.4.Московский университет
6. Вывод
7. Библиография
1. Введение. Разносторонне одарённый человек
История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.
Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия — вот те области, в которых Ломоносов оставил свой след.
2.1. Биография
Родился в семье помора в дер. Денисовка (ныне – с. Ломоносово) Архангельской губернии.
Крепок он был здоровьем. Очень скоро отец Василий Дорофеевич стал брать его с собой в море. Ходили они на отцовском корабле «Чайка» по Северной Двине, Белому морю и Ледовитому океану.
2.2. В Москву…
Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву.
Холмогоры
Москва
2.3. Путешествие в Москву.
В декабре 1730 из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Через три недели Ломоносов был в Москве, где он не знал ни одного человека.
3. Годы учёбы
В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.
3.1.Этапы обучения М.В. Ломоносова
Детство и отрочество
1711-1730 гг.
Юность
Село Мишанинская, Холмогоры Архангельской губернии
1731-1735 гг.
Юность
(Московский этап)
Юность
(Киевский этап)
1734 г.
Славяно-греко-латинская академия
(Петербургский этап)
Обучение в Германии
1736 г.
Киево-Могилянская академия
С 1736г.
Санкт-Петербургский академический университет
По 1741 г.
Марбург, Марбургский университет
Фрайберг
3.2.Петербургский университет
В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.
3.3.Марбург
А осенью 1736 года трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии, философии и металлургии.
4. Научные изыскания М.В. Ломоносова
В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.
Диплом профессора химии
5.Заслуги Ломоносова
- Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон;
- Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;
- Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;
- Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;
- Он первый в мире географ-полярник;
- Занимался историей древних славян историй изготовления фарфора;
- А сколько он сделал для совершенствования русского языка!
- Сочинял стихи;
- Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва");
- Открыл первый российский университет в Москве
5.1.Ломоносов стал самым образованным человеком в России
- Знал несколько языков.
- Сочинил множество стихов.
- Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы.
- Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.
- Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.
5.2.Мозаика
Ломоносов был избран членом Российской академии художеств (за мозаичные работы). Деятельность его получила международное признание: Ломоносов был избран почетным членом Шведской и Болонской АН.
Мозаика «Пётр 1»
Мозаика «Полтавская битва»
5.3.Химическая лаборатория
В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.
5.4.Московский университет
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
Умер Ломоносов в Петербурге
4 апреля 1765 года
Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре
Вывод
Я считаю, что талант — это выдающиеся способности, которые развиваются, если человек трудолюбив и верен своему дару. Творчество талантливых мастеров искусства на протяжении многих лет вдохновляет и впечатляет людей.
Я полагаю, что талант — это дар, который может проявляться в различных сферах деятельности человека, чаще всего — в искусстве. Талантливый человек способен создавать прекрасные творения, которыми восхищается весь мир.
Я прихожу к выводу, что среди разносторонне одарённых людей особенно ярко выделяется фигура великого русского учёного и поэта Михаила Васильевича Ломоносова. Жажда науки была сильнейшей страстью его души. Своей целеустремлённостью, прогрессивным настроением и непоколебимой верой в необходимость развития науки в нашей стране Михаил Васильевич вселял и вселяет в сердца людей страсть к знаниям. Великое имя и дела Ломоносова всегда будут вдохновлять русскую научную мысль.
7. Библиография.
1) Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. М.; Л.: Наука, 1961.
2) Морозов А.А. Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Мол.гвардия, 1965
3) Шторм Г.П. Ломоносов, 1933. — 144 с. (Жизнь замечательных людей)
4.)https://ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов,_Михаил_Васильевич
5.)http://lomonosov300.ru/10093.htm
6.)http://iessay.ru/ru/free/ch/chto-takoe-talant-sochinenie-rassuzhdenie