СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация"Вид, его критерии и структура"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация"Вид, его критерии и структура"»

-Продолжить формировать знания об уровневой организации живой материи, о видовом уровне;   -- создать представление о виде как о центральном звене эволюционного процесса;   -- сформировать знания о критериях вида.

-Продолжить формировать знания об уровневой организации живой материи, о видовом уровне;

-- создать представление о виде как о центральном звене эволюционного процесса;

-- сформировать знания о критериях вида.

Проблемный вопрос:  Существование вида   реальность или миф ? Существование вида   реальность или миф ?

Проблемный вопрос:

Существование вида

реальность или миф ?

  • Существование вида реальность или миф ?

Могут ли существовать виды на Земле?

Могут ли существовать виды на Земле?

Содержание. Понятие вида в современной биологии. Что такое вид? Вид по Рею; Вид по Линнею; Ж.Б.Ламарк; Ч.Дарвин. Что такое вид? Вид по Рею; Вид по Линнею; Ж.Б.Ламарк; Ч.Дарвин.

Содержание.

  • Понятие вида в современной биологии.
  • Что такое вид? Вид по Рею; Вид по Линнею; Ж.Б.Ламарк; Ч.Дарвин.
  • Что такое вид?
  • Вид по Рею;
  • Вид по Линнею;
  • Ж.Б.Ламарк;
  • Ч.Дарвин.
ВИД ПО РЕЮ. Понятие вида впервые ввел в науку английский ботаник Дж.Рей в 1686 году. Вид по Рею - это наиболее мелкие совокупности организмов, тождественных морфологически, тождественно размножающихся и дающих потомство, сохраняющее эти свойства.

ВИД ПО РЕЮ.

  • Понятие вида впервые ввел в науку английский ботаник Дж.Рей в 1686 году. Вид по Рею - это наиболее мелкие совокупности организмов, тождественных морфологически, тождественно размножающихся и дающих потомство, сохраняющее эти свойства.
Вид по Линнею. Основополагающая работа по проблеме вида была написана Карлом Линнеем в 1735 году . Вид по Линнею- это множество родственных и сходных по строению организмов, при размножении непрерывно воспроизводящих себе подобных. Линней впервые выяснил, что явление вида имеет всеобщее распространение, то есть оно универсально для всей живой природы. Таким образом, К.Линней признаёт реальность существования видов в природе. Карл Линней придерживался метафизических взглядов, т.е. он отрицает эволюцию: «Видов насчитывается столько, сколько Творцом создано вначале было.»

Вид по Линнею.

  • Основополагающая работа по проблеме вида была написана Карлом Линнеем в 1735 году . Вид по Линнею- это множество родственных и сходных по строению организмов, при размножении непрерывно воспроизводящих себе подобных. Линней впервые выяснил, что явление вида имеет всеобщее распространение, то есть оно универсально для всей живой природы. Таким образом, К.Линней признаёт реальность существования видов в природе.
  • Карл Линней придерживался метафизических взглядов, т.е. он отрицает эволюцию: «Видов насчитывается столько, сколько Творцом создано вначале было.»
Жан Батист Ламарк   Жан Батист Ламарк признавал эволюцию, но отрицал реальность существования видов в природе. По Ламарку, вся живая природа представляет собой ряды непрерывно изменяющихся особей. По этой причине объективно невозможно выделить виды. Выделение видов возможно лишь условно, номинально, то есть Ламарк идею эволюции противопоставлял идее реальности видов.

Жан Батист Ламарк

  • Жан Батист Ламарк признавал эволюцию, но отрицал реальность
  • существования видов в природе. По Ламарку, вся живая природа представляет собой ряды непрерывно изменяющихся особей. По этой причине объективно невозможно выделить виды. Выделение видов возможно лишь условно, номинально, то есть Ламарк идею эволюции противопоставлял идее реальности видов.
Чарльз Дарвин.  Чарльз Дарвин утверждал, что вид является естественно-историческим понятием. Виды, по Дарвину, реально существуют, но они изменяются, то есть относительно постоянны и являются результатом эволюционного развития. Таким образом, понятие « вид » имеет длительную историю становления в биологической науке.

Чарльз Дарвин.

Чарльз Дарвин утверждал, что вид является естественно-историческим понятием. Виды, по Дарвину, реально существуют, но они изменяются, то есть относительно постоянны и являются результатом эволюционного развития.

  • Таким образом, понятие « вид » имеет длительную историю становления в биологической науке.
ЧТО ТАКОЕ ВИД?! Вид - основная таксономическая категория в биологической систематике.  Вид (от лат. species – эталон, единица измерения) – совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определённый ареал, обладающих рядом общих признаков и отделённых от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм.

ЧТО ТАКОЕ ВИД?!

  • Вид - основная таксономическая категория в биологической систематике.
  • Вид (от лат. species эталон, единица измерения) – совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определённый ареал, обладающих рядом общих признаков и отделённых от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм.
Биологическая задача Особи вида тесно связаны между собой. Объясните, в чем проявляется связь между особями одного вида. Чем связи между особями одного вида отличаются от связей между особями разных видов? Почему особи разных видов, как правило, не могут скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство?

Биологическая задача

Особи вида тесно связаны между собой. Объясните, в чем проявляется связь между особями одного вида. Чем связи между особями одного вида отличаются от связей между особями разных видов? Почему особи разных видов, как правило, не могут скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство?

Критерии вида Критерий вида - это ряд общих особенностей, по которым один вид отличается от других и которые определяют видовую принадлежность того или иного организма

Критерии вида

  • Критерий вида - это ряд общих особенностей, по которым один вид отличается от других и которые определяют видовую принадлежность того или иного организма
Виды-двойники  морфологический критерий

Виды-двойники морфологический критерий

Межвидовые гибриды

Межвидовые гибриды

Экологический критерий

Экологический критерий

Экологический критерий

Экологический критерий

Критерии вида  1. Генетический – виды различают по числу и структуре хромосом. 2. Географический – виды занимают определённый ареал. 3. Экологический – каждый вид может существовать только в определённых условиях, занимая свою экологическую нишу. 4. Биохимический – виды различают по биохимическим параметрам (состав и структура белков и нуклеиновых кислот). 5. Физиологический – сходство жизненных процессов и возможности размножения. 6. Морфологический – сходство строения организмов одного вида. 7. Этологический – особенности поведения.

Критерии вида

1. Генетический – виды различают по числу и структуре хромосом.

2. Географический – виды занимают определённый ареал.

3. Экологический – каждый вид может существовать только в определённых условиях, занимая свою экологическую нишу.

4. Биохимический – виды различают по биохимическим параметрам (состав и структура белков и нуклеиновых кислот).

5. Физиологический – сходство жизненных процессов и возможности размножения.

6. Морфологический – сходство строения организмов одного вида.

7. Этологический – особенности поведения.

      Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком расселилась повсеместно. В естественных условиях питается семенами. Ведет ночной и сумеречный образ жизни. В помете рождается обычно 5-7 детенышей. Какие критерии описаны в тексте.

Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком расселилась повсеместно. В естественных условиях питается семенами. Ведет ночной и сумеречный образ жизни. В помете рождается обычно 5-7 детенышей. Какие критерии описаны в тексте.

В клетках ячменя и ржи содержится по 14 хромосом, однако эти виды сильно различаются по внешнему строению, химическому составу зерен. По каким критериям растения этих видов имеют сходство, а по каким различаются? Свидетельствует ли одинаковое число хромосом о сходстве их формы и размеров? О наличии в них одинаковых генов? Ответ поясните.
  • В клетках ячменя и ржи содержится по 14 хромосом, однако эти виды сильно различаются по внешнему строению, химическому составу зерен. По каким критериям растения этих видов имеют сходство, а по каким различаются? Свидетельствует ли одинаковое число хромосом о сходстве их формы и размеров? О наличии в них одинаковых генов? Ответ поясните.
Белый медведь обитает в арктическом поясе, окраска шерсти белая, питается рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространен в лесах умеренного пояса, окраска шерсти бурая, пища растительная и животная, на зиму впадает в спячку. На основании какого критерия можно сделать вывод, что особи этих видов не могут скрещиваться? Чем отличается географические, экологические и физиологические критерии этих видов?
  • Белый медведь обитает в арктическом поясе, окраска шерсти белая, питается рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространен в лесах умеренного пояса, окраска шерсти бурая, пища растительная и животная, на зиму впадает в спячку. На основании какого критерия можно сделать вывод, что особи этих видов не могут скрещиваться? Чем отличается географические, экологические и физиологические критерии этих видов?
Определить критерий вида: Рисунки Известно , что в природе существуют два вида зайцев – беляк и русак. Объясните, почему их относят к разным видам?. Какими критериями вы руководствовались при ответе на этот вопрос? Почему нельзя определить принадлежность особи к тому или иному виду только по морфологическому критерию?

Определить критерий вида:

Рисунки

Известно , что в природе существуют два вида зайцев – беляк и русак. Объясните, почему их относят к разным видам?. Какими критериями вы руководствовались при ответе на этот вопрос? Почему нельзя определить принадлежность особи к тому или иному виду только по морфологическому критерию?

ВИДЫ ВЕТРЕНИЦ  лютиковая дубравная лесная

ВИДЫ ВЕТРЕНИЦ лютиковая дубравная лесная

Таблица: виды ветренниц признаки Ветреница ЛЮТИКОВАЯ Цветки: диаметр см,число цветков на цветоносе, цвет 1,5-3 1-3 желтый Лепестки: число, форма поверхности Ветреница дубравная 5,реже 6-7 слабо-опущенная Плоды(орешки): Длинна,мм,форма 3-4,5 1 белый, на внешней стороне розовый Ветреница лесная 3,5-7 1 чисто белый или с внешней лиловатый 3 С коротким носиком, опущенные Сроки: Цветения Плодоношения Усыхания 6-8 опущенная Листья цветоноса  Конец апреля - май Середина мая –июнь Середина мая  5 Продолговатые, голые 5,или больше опущенная 3-4 Сплюснутые, с коротким носиком, Тройчатые, почти без черешка  Позже лютичной на 3-5 д То же Позже лютичной на 7-10 д  Середина мая -июнь Конец июня- июль 3 декада августа С длинным черешками Пятираздельные,на Коротких черешках

Таблица: виды ветренниц

признаки

Ветреница ЛЮТИКОВАЯ

Цветки: диаметр см,число цветков на цветоносе, цвет

1,5-3

1-3

желтый

Лепестки:

число, форма поверхности

Ветреница дубравная

5,реже 6-7

слабо-опущенная

Плоды(орешки):

Длинна,мм,форма

3-4,5

1

белый, на внешней стороне розовый

Ветреница лесная

3,5-7

1

чисто белый или с внешней лиловатый

3

С коротким носиком, опущенные

Сроки:

Цветения

Плодоношения

Усыхания

6-8

опущенная

Листья цветоноса

Конец апреля - май

Середина мая –июнь

Середина мая

5

Продолговатые, голые

5,или больше

опущенная

3-4

Сплюснутые, с коротким носиком,

Тройчатые, почти без черешка

Позже лютичной на 3-5 д

То же

Позже лютичной на 7-10 д

Середина мая -июнь

Конец июня- июль

3 декада августа

С длинным черешками

Пятираздельные,на

Коротких черешках

Число хромосом в диплоидном наборе 32 Ареал Европа и Малая Азия Местообитания Полиморфизм 16,25,30,37,39,40 Буковые, дубовые, липовые леса Опылители 16 Средняя Европа Жуки, мухи, одиночные пчелы Евразия Распространение плодов Смешанные леса, устойчивые к повышенной кислотности Светлые сосновые леса, дубравы Химический состав Случайные переносчики Различные насекомые Ядовито Хозяйственное значение Насекомые,собираю-щие пыльцу Муравьи, которых привлекает масло в околоплоднике Вводится в культуру, применяется в медицине и гомеопатии Насекомые, собирающие пыльцу Ядовито  Ядовито  Водится в культуру, медицина, истребляется, нуждается в охране Издавна культивируется, Формы с махровыми, лиловыми цветками

Число хромосом в диплоидном наборе

32

Ареал

Европа и

Малая Азия

Местообитания

Полиморфизм

16,25,30,37,39,40

Буковые, дубовые, липовые леса

Опылители

16

Средняя Европа

Жуки, мухи, одиночные пчелы

Евразия

Распространение плодов

Смешанные леса, устойчивые к повышенной кислотности

Светлые сосновые леса, дубравы

Химический состав

Случайные переносчики

Различные насекомые

Ядовито

Хозяйственное значение

Насекомые,собираю-щие пыльцу

Муравьи, которых привлекает масло в околоплоднике

Вводится в культуру, применяется в медицине и гомеопатии

Насекомые, собирающие пыльцу

Ядовито

Ядовито

Водится в культуру, медицина, истребляется, нуждается в охране

Издавна культивируется,

Формы с махровыми, лиловыми цветками

ДАВАЙТЕ ОТВЕТИМ НА ВОПРОС  1.Какие критерии вида использованы при  описании ветрениц?

ДАВАЙТЕ ОТВЕТИМ НА ВОПРОС

1.Какие критерии вида использованы при описании ветрениц?

Попробуем ответить  2.Какие особенности позволяют разным видам ветрениц существовать вместе в пределах значительной части их ареала?

Попробуем ответить

2.Какие особенности позволяют разным видам ветрениц существовать вместе в пределах значительной части их ареала?

 ПОПРОБУЕМ ЕЩЕ ОТВЕТИТЬ  3. О чем может свидетельствовать разнообразие хромосомных наборов у ветреницы?

ПОПРОБУЕМ ЕЩЕ ОТВЕТИТЬ

3. О чем может свидетельствовать разнообразие хромосомных наборов у ветреницы?

ПОДВЕДЕМ ИТОГ При определении принадлежности организма к тому или иному виду следует учитывать не один критерий, а весь их комплекс. Объясните почему?

ПОДВЕДЕМ ИТОГ

При определении принадлежности организма к тому или иному виду следует учитывать не один критерий, а весь их комплекс. Объясните почему?

Домашнее задание  Параграф №53 Пасечник.В.В. Задание на странице №198 выполнить на листе формата А4. Задание на странице №198 выполнить на листе формата А4.

Домашнее задание

  • Параграф №53 Пасечник.В.В.
  • Задание на странице №198 выполнить на листе формата А4.
  • Задание на странице №198 выполнить на листе формата А4.
Литература 1.Богданова Т.Л Солодова Е.И. Биология. Справочник. М., 2002 « АСТ-Пресс Школа». 2. Воронцов Н.Н Сухорукова Л.Н. « Эволюция органического мира». М., Просвещение 1991. 3.Иванова Т. В Мягкова А.Н Сборник заданий по общей биологии. М., Просвещение. 2002. 4. Шумский В.К Рувинский . Общая биология. Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии. М.,Просвещение.1995.

Литература

1.Богданова Т.Л Солодова Е.И. Биология. Справочник. М., 2002

« АСТ-Пресс Школа».

2. Воронцов Н.Н Сухорукова Л.Н. « Эволюция органического мира». М., Просвещение 1991.

3.Иванова Т. В Мягкова А.Н Сборник заданий по общей биологии.

М., Просвещение. 2002.

4. Шумский В.К Рувинский . Общая биология. Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии. М.,Просвещение.1995.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!