Витагенные технологии обучения
Автор технологии витагенного обучения
Идея витагенного образования была выдвинута в конце 90-х гг. ХХ века А.С. Белкиным
Связь обучения с жизнью – необходимое условие осознанных и прочных знаний.
А. С. Белкин рекомендует четко различать два понятия: опыт жизни и жизненный опыт.
Опыт жизни - витагенная информация, не «прожитая» человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности.
Жизненный опыт - витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. Она связана с памятью разума, памятью чувств, памятью поведения. Задача учителя - перевести опыт жизни в жизненный опыт.
Логическим продолжением теории витагенного обучения является голографический подход, предложенный Белкиным.
Голографический подход – подразумевается система способов, технологий в образовании, направленных на объемное, многомерное восприятие и усвоение знаний. Он обеспечивается тремя проекциями: витагенной (жизненный опыт), то есть учитель узнает, что ученики знают об изучаемом материале, дидактической (научной), то есть учитель дает научную информацию и конструирующей (дополнительный источник информации), то есть изучается дополнительная информация, взятая учителем и учеником.
Стадии:
• первичное восприятие витагенной информации, нерасчлененное, недифференцированное;
• оценочно-фильтрующая стадия, когда личность определяет значимость полученной информации;
• установочная, когда личность либо стихийно, либо осмысленно создает установку на запоминание информации с каким-то сроком «хранения», зависящим от ее значимости, жизненной и практической направленности.
Все это и определяет уровни усвоения витагенной информации:
1 -операционный (установка на слабое запоминание, так как информация несет малое значение для самореализации личности в образовательном процессе; это запоминание «на всякий случай»);
2 -функциональный (установка на более длительные сроки хранения информации);
3 -базовый (установка на длительное запоминание, наибольшая значимость для самореализации в образовательном процессе).
Уровни могут постоянно взаимодействовать между собой, переходить один в другой, приобретать различную степень значимости.
Цели и задачи витагенных технология
- Целью витагенного обучения детей – накопления жизненного опыта, является формирование отношения ученика к самому себе, к своему собственному здоровью; обучение детей к способам разрешения жизненных ситуаций.
- Для этого решаются следующие задачи:
- повышение уровня информации о здоровом образе жизни (ЗОЖ);
- формирование умений и навыков контроля над своим здоровьем;
- формирование отношения к соблюдению режима дня.
Приёмы
- Прием ретроспективного анализа жизненного опыта
- Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся
- Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели
- Прием «синхронизации»
- Прием интегрирования
Реализация технологии витагенного обучения позволяет :
- создавать ситуацию успеха у обучающихся;
- развивать познавательный интерес;
- успешно формировать основы научного мировоззрения;
- воспитывать коммуникативную культуру;
- формировать адекватную оценку,
- учитывать жизненный опыт ребёнка с его уникальностью, личностной значимостью;
- формировать умения и навыки глубокого анализа жизненных ситуаций на основе конкретного опыта обучающегося, а не абстрактных рассуждений.
Преимущества витагенного обучения
Дело в том, что витагенная технология, в отличие от других, рассматривает жизненный опыт как основу для формирования личности, в то время как другие технологии, используют жизненный опыт лишь как иллюстративный материал, что тоже, безусловно, является большим плюсом.
Если раньше проблемы решали путем самоанализа и самообразования, то сейчас это решение в том, что сами дети – это уникальный материал, с которым надо лишь научиться работать. Витагенное обучение исходит как раз из понимания уникальности, безусловной значимости, ценности витагенного опыта ребенка, и рассматривает этот опыт как ключ к сотрудничеству, которое понимается как совместная деятельность участников образовательного процесса, направленная на достижение единых целей. При этом признается не только вспомогательная, но, прежде всего, самостоятельная образовательная функция витагенного опыта.
Актуальность
Актуальность витагенных технологий в обучении младших школьников заключается в том, что они способствуют развитию познавательного интереса у детей и формированию глубокого понимания материала.
Для этого используются следующие педагогические условия:
- практико-ориентированное обучение;
- активация познавательного интереса на основе жизненного опыта;
- систематическая диагностика витагенного опыта в когнитивной деятельности;
- использование витагенного метода обучения.
Такой комплексный педагогический подход направлен на развитие навыков самостоятельного обучения и творчества у детей, а также на развитие критического мышления через практическую деятельность и эмоциональное вовлечение в учебный процесс.
Спасибо за внимание!