СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Вклад А.С.Макаренко в развитие педагогической деятельности в России"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация "Вклад А.С.Макаренко в развитие педагогической деятельности в России"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Вклад А.С.Макаренко в развитие педагогической деятельности в России"»

«Вклад А.С.Макаренко в развитие педагогической деятельности в России» Выполнила: учитель начальных классов Озерова Юлия Александровна. г. Нижний Новгород 2025 г.

«Вклад А.С.Макаренко в развитие педагогической деятельности в России»

Выполнила:

учитель начальных классов

Озерова Юлия Александровна.

г. Нижний Новгород

2025 г.

Антон Семёнович Макаренко  Антон Семёнович Макаренко (1888-1939) — советский педагог и писатель, считается одним из ведущих педагогов ХХ века.   Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи, подготовки к её дальнейшей успешной социализации выдвинули его в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики. Макаренко разработал теорию и методологию воспитания в самоуправляемых детских коллективах и ввёл в систему образования концепцию производительного труда.

Антон Семёнович Макаренко

Антон Семёнович Макаренко (1888-1939)советский педагог и писатель, считается одним из ведущих педагогов ХХ века.

Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи, подготовки к её дальнейшей успешной социализации выдвинули его в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики. Макаренко разработал теорию и методологию воспитания в самоуправляемых детских коллективах и ввёл в систему образования концепцию производительного труда.

 На основе его педагогического опыта построены множество успешных западных систем обучения и управления крупными предприятиями и корпорациями.  Его литературные произведения переведены почти на все языки народов мира, и главный труд – «Педагогическую поэму» вышедший из издательства в 1935– сравнивают с лучшими романами Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Эта его Книга одна из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века.

На основе его педагогического опыта построены множество успешных западных систем обучения и управления крупными предприятиями и корпорациями.

Его литературные произведения переведены почти на все языки народов мира, и главный труд – «Педагогическую поэму» вышедший из издательства в 1935– сравнивают с лучшими романами Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Эта его Книга одна из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века.

 В 1905 г. он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Бурные события периода первой русской революции 1905 г. сильно захватили способного и активного юношу, рано осознавшего свое педагогическое призвание и страстно увлеченного гуманными идеями русской классической литературы. Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М. Горький, владевший тогда умами передовых людей России.  По окончании училища А. С. Макаренко работал учителем русского языка, черчения и рисования в двухклассном железнодорожном училище пос. Крюково Полтавской губернии.

В 1905 г. он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Бурные события периода первой русской революции 1905 г. сильно захватили способного и активного юношу, рано осознавшего свое педагогическое призвание и страстно увлеченного гуманными идеями русской классической литературы. Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М. Горький, владевший тогда умами передовых людей России.

По окончании училища А. С. Макаренко работал учителем русского языка, черчения и рисования в двухклассном железнодорожном училище пос. Крюково Полтавской губернии.

 В период гражданской войны и иностранной интервенции в южных украинских городах скопилось огромное число беспризорных подростков, которые образовывали банды, органы Советской власти начали создавать для них специальные воспитательные учреждения, и А. С. Макаренко был привлечен к этой труднейшей работе. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей.

В период гражданской войны и иностранной интервенции в южных украинских городах скопилось огромное число беспризорных подростков, которые образовывали банды, органы Советской власти начали создавать для них специальные воспитательные учреждения, и А. С. Макаренко был привлечен к этой труднейшей работе. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей.

 В 1928 г. М. Горький посетил колонию, носившую с 1926 г. его имя. Он писал по этому поводу: “Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто сами создали его”.

В 1928 г. М. Горький посетил колонию, носившую с 1926 г. его имя. Он писал по этому поводу: “Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто сами создали его”.

ТРУДЫ А.С.МАКАРЕНКО Героическая история создания и расцвета этой колонии прекрасно изображена А. С. Макаренко в “Педагогической поэме”. К ее написанию он приступил в 1925 г. Все произведение по частям было опубликовано в 1933—1935 гг. «Марш 30 года» (1932);  «ФД-1» (1932);  «Книга для родителей» (1936–1937; художественно-теоретическое сочинение);  «Флаги на башнях» (1938); 1 «Честь» (1937–1938; повесть); 1 «Пути поколения» (1938; роман, незакончен).

ТРУДЫ А.С.МАКАРЕНКО

  • Героическая история создания и расцвета этой колонии прекрасно изображена А. С. Макаренко в “Педагогической поэме”. К ее написанию он приступил в 1925 г. Все произведение по частям было опубликовано в 1933—1935 гг.
  • «Марш 30 года» (1932); 
  • «ФД-1» (1932); 
  • «Книга для родителей» (1936–1937; художественно-теоретическое сочинение); 
  • «Флаги на башнях» (1938); 1
  • «Честь» (1937–1938; повесть); 1
  • «Пути поколения» (1938; роман, незакончен).
Основы педагогики А.С.Макаренко   Воспитание детей в коллективе.  Коллектив  – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах:   общая цель;   общая деятельность;   дисциплина;   органы самоуправления;   связь данного коллектива с обществом  По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении.

Основы педагогики А.С.Макаренко

  •   Воспитание детей в коллективе.

Коллектив  – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах:

  •   общая цель;
  •   общая деятельность;
  •   дисциплина;
  •   органы самоуправления;
  •   связь данного коллектива с обществом

По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении.

Основы педагогики А.С.Макаренко 2.  Дисциплина  и   режим. Дисциплина  – это не средство и не метод воспитания . Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь учащихся. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива. Режим  – средство (метод) воспитания . Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени;  обязательным для всех; носит изменчивый характер. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания.

Основы педагогики А.С.Макаренко

2.  Дисциплина  и   режим.

Дисциплина  – это не средство и не метод воспитания . Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь учащихся.

Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.

Режим средство (метод) воспитания . Он должен быть обязателен для всех, точно по времени.

Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени;  обязательным для всех; носит изменчивый характер. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания.

Основы педагогики А.С.Макаренко 3.  Трудовое воспитание. Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде . В его коммуне труд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день.

Основы педагогики А.С.Макаренко

3.  Трудовое воспитание.

Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде .

В его коммуне труд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день.

Основы педагогики А.С.Макаренко  4. Влияние семьи.  В формировании подрастающего поколения также надо учитывать влияния  семьи , поэтому Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом .  Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой — все это влияет на детей, формирует их личность.

Основы педагогики А.С.Макаренко

4. Влияние семьи.

В формировании подрастающего поколения также надо учитывать влияния  семьи , поэтому Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом .

Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой — все это влияет на детей, формирует их личность.

Коллективизм в понятии А.С.Макаренко « В простейшем определении коллективизм означает солидарность  человека  с  обществом»   (А.  С.  Макаренко).   Эта сторона личности включает в себя следующие признаки:  Умение работать в коллективе; Развитую способность к коллективному творчеству; Товарищескую солидарность и взаимопомощь; Активное участие в коллективной деятельности; Заботу о своем коллективе и его перспективах; Осознание себя хозяином коллектива; Ответственность за своих товарищей и за весь коллектив; Умение приказать и подчиниться товарищу; Желание и потребность подчинить свои интересы коллективу; Принятие коллективных    перспектив и традиций как своих собственных.

Коллективизм в понятии А.С.Макаренко

« В простейшем определении коллективизм означает солидарность  человека  с  обществом»   (А.  С.  Макаренко).

Эта сторона личности включает в себя следующие признаки:

  • Умение работать в коллективе;
  • Развитую способность к коллективному творчеству;
  • Товарищескую солидарность и взаимопомощь;
  • Активное участие в коллективной деятельности;
  • Заботу о своем коллективе и его перспективах;
  • Осознание себя хозяином коллектива;
  • Ответственность за своих товарищей и за весь коллектив;
  • Умение приказать и подчиниться товарищу;
  • Желание и потребность подчинить свои интересы коллективу;
  • Принятие коллективных    перспектив и традиций как своих собственных.
 Антон Семенович разработал и на практике блестяще использовал принцип параллельного воздействия на личность через коллектив. Антон Семенович впервые научно разработал методику воспитания в коллективе, рассмотрел такие вопросы, как: —   строение коллектива; —   взаимоотношения в коллективе; — педагогическое  требование,  дисциплина,   поощрения   и наказание; —   нравственное и трудовое воспитание; —   стиль работы; —   самоуправление, традиции; —   индивидуальный подход к детям.

Антон Семенович разработал и на практике блестяще использовал принцип параллельного воздействия на личность через коллектив. Антон Семенович впервые научно разработал методику воспитания в коллективе, рассмотрел такие вопросы, как:

—   строение коллектива;

—   взаимоотношения в коллективе;

педагогическое  требование,  дисциплина,   поощрения   и наказание;

—   нравственное и трудовое воспитание;

—   стиль работы;

—   самоуправление, традиции;

—   индивидуальный подход к детям.

 Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими воспитанниками :   добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности.  Воспитатель — это, прежде всего член коллектива , а потом уже наставник, старший товарищ.

Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими воспитанниками :   добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности.

Воспитатель — это, прежде всего член коллектива , а потом уже наставник, старший товарищ.

 Опираясь на взгляды выдающихся советских педагогов, Макаренко взял идею труда и практически ее реализовал. «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не при носит воспитательной пользы, оказывается нейтральным»  (А. С. Макаренко).   Участие в производительном труде сразу меняло социальный статус (положение) подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;  Антон Семенович считал, что труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания .

Опираясь на взгляды выдающихся советских педагогов, Макаренко взял идею труда и практически ее реализовал.

«Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не при носит воспитательной пользы, оказывается нейтральным»  (А. С. Макаренко).

Участие в производительном труде сразу меняло социальный статус (положение) подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;

Антон Семенович считал, что труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Антон Семёнович Макаренко — педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.).  Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Антон Семёнович Макаренко — педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.).

Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).

ВОПРОСЫ: Какой человек оказал влияние на формирование мировоззрения А.С.Макаренко? Самое известное произведение А.С.Макаренко, которое переведено почти на все языки мира? Перечислите основные принципы педагогических идей А.С.Макаренко. Кем работал Макаренко после окончания училища? С какой целью были организованы детские колонии? Назовите годы жизни А.С.Макаренко. Коллективизм в понимании А.С.Макаренко – это…? Что по мнению Макаренко является важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива? На какие 2 вида по своей структуре делится коллектив в принципах воспитания Макаренко?

ВОПРОСЫ:

  • Какой человек оказал влияние на формирование мировоззрения А.С.Макаренко?
  • Самое известное произведение А.С.Макаренко, которое переведено почти на все языки мира?
  • Перечислите основные принципы педагогических идей А.С.Макаренко.
  • Кем работал Макаренко после окончания училища?
  • С какой целью были организованы детские колонии?
  • Назовите годы жизни А.С.Макаренко.
  • Коллективизм в понимании А.С.Макаренко – это…?
  • Что по мнению Макаренко является важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива?
  • На какие 2 вида по своей структуре делится коллектив в принципах воспитания Макаренко?
Список использованных источников https://externat.foxford.ru/polezno-znat/dobrym-slovom-i-pistoletom-metodika-vospitaniya-antona-makarenko https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2022/04/12/pedagogicheskoe-nasledie-a-s-makarenko-ego-sovremennoe https://foma.ru/makarenko-kak-samouchka-izmenil-pedagogiku.html?ysclid=m6djnw7awj942871422 https://skillbox.ru/media/education/sistema-makarenko-v-chyem-eye-sut-i-kak-on-k-ney-prishyel/?ysclid=m6djnkdcw0744242221

Список использованных источников

  • https://externat.foxford.ru/polezno-znat/dobrym-slovom-i-pistoletom-metodika-vospitaniya-antona-makarenko
  • https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2022/04/12/pedagogicheskoe-nasledie-a-s-makarenko-ego-sovremennoe
  • https://foma.ru/makarenko-kak-samouchka-izmenil-pedagogiku.html?ysclid=m6djnw7awj942871422
  • https://skillbox.ru/media/education/sistema-makarenko-v-chyem-eye-sut-i-kak-on-k-ney-prishyel/?ysclid=m6djnkdcw0744242221