СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация " Владимир Даль. Православный христианин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация " Владимир Даль. Православный христианин"»

Владимир Иванович Даль  (1801 - 1872) Православный христианин

Владимир Иванович Даль (1801 - 1872)

Православный христианин

Все мы знаем Владимира Ивановича Даля как составителя знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Однако об остальных его талантах почти никто не слышал, а ведь их великое множество.

Все мы знаем Владимира Ивановича Даля как составителя знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Однако об остальных его талантах почти никто не слышал, а ведь их великое множество.

 Владимир Даль родился в местечке Луганский завод (ныне Луганск) Екатеринославского наместничества 10 (22) ноября 1801 года . В Луганске, на бывшей Английской улице, носящей теперь имя Владимира Даля, стоит небольшой старинный одноэтажный дом. На этом доме висит мемориальная доска, надпись на которой гласит: «В этом доме в 1801 году родился выдающийся писатель и лексикограф Владимир Иванович Даль».             Здесь прошло его детство, здесь зародилась любовь к отчему краю, которую он пронес через всю жизнь. Отец его - Иоганн Даль - был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнееврейский язык), богослов и медик; мать - Мария - немка, дочь известной переводчицы, сама знала пять языков. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Дом, в котором родился В.И.Даль

Владимир Даль родился в местечке Луганский завод (ныне Луганск) Екатеринославского наместничества 10 (22) ноября 1801 года . В Луганске, на бывшей Английской улице, носящей теперь имя Владимира Даля, стоит небольшой старинный одноэтажный дом. На этом доме висит мемориальная доска, надпись на которой гласит: «В этом доме в 1801 году родился выдающийся писатель и лексикограф Владимир Иванович Даль».            Здесь прошло его детство, здесь зародилась любовь к отчему краю, которую он пронес через всю жизнь. Отец его - Иоганн Даль - был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнееврейский язык), богослов и медик; мать - Мария - немка, дочь известной переводчицы, сама знала пять языков. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом.

Дом, в котором родился В.И.Даль

 Главное в том, что Даль полюбил в русском человеке его… Православие. Святая Русь, хотя он и был иноземцем, не стала для него чуждой абстракцией. Он весь проникся ею. Религиозные воззрения и проявления русского народного духа – вот главный стержень его произведений. Именно из Православия выводил Даль многие величественно-богатырские, самые широкие и яркие черты русского национального характера. 

Главное в том, что Даль полюбил в русском человеке его… Православие. Святая Русь, хотя он и был иноземцем, не стала для него чуждой абстракцией. Он весь проникся ею. Религиозные воззрения и проявления русского народного духа – вот главный стержень его произведений. Именно из Православия выводил Даль многие величественно-богатырские, самые широкие и яркие черты русского национального характера. 

 Илья Муромец у него не просто легендарный богатырь, обладающий немереной силой и побивающий врагов Руси великой. В той сказке-легенде, которую предлагает своим читателям Даль, Илья Муромец – прежде всего глубоко религиозная личность, делами и словами его руководит Сам Господь Бог. Илья – плоть от плоти и сильный заступник Святой Руси. Даль несомненно связывал образ Ильи Муромца с личностью преподобного Илии, чьи мощи покоятся в Киево-Печерской лавре. 

Илья Муромец у него не просто легендарный богатырь, обладающий немереной силой и побивающий врагов Руси великой. В той сказке-легенде, которую предлагает своим читателям Даль, Илья Муромец – прежде всего глубоко религиозная личность, делами и словами его руководит Сам Господь Бог. Илья – плоть от плоти и сильный заступник Святой Руси. Даль несомненно связывал образ Ильи Муромца с личностью преподобного Илии, чьи мощи покоятся в Киево-Печерской лавре. 

В.И. Даль «Илья Муромец. Сказка Руси богатырской»  В своей сказке Даль по-особому, с глубокой верой в религиозный инстинкт народа, который также видел в своем богатыре святого преподобного Илию Печерского, выстраивает судьбу героя: Илья Муромец рождается в ночь с Великой Субботы на Святую Пасху, встает на ноги – тоже в Светлое Христово Воскресение, а его дед Тимофей принимает схиму в Киево-Печерской лавре с именем Иллариона. Сам же Илия «сидит сиднем сидячим», «сидит с твердой верой, со смирением, кроме молитвы присной, слова не вымолвит», «по зарям шепотом молитвы начитывает», «а поклоны кладет, словно в воду ныряет». По сказке Даля, Илия «отродясь постится, а скоромного куска у него душа не принимает». Преподобный Илья Муромец Печерский

В.И. Даль «Илья Муромец. Сказка Руси богатырской»

В своей сказке Даль по-особому, с глубокой верой в религиозный инстинкт народа, который также видел в своем богатыре святого преподобного Илию Печерского, выстраивает судьбу героя: Илья Муромец рождается в ночь с Великой Субботы на Святую Пасху, встает на ноги – тоже в Светлое Христово Воскресение, а его дед Тимофей принимает схиму в Киево-Печерской лавре с именем Иллариона. Сам же Илия «сидит сиднем сидячим», «сидит с твердой верой, со смирением, кроме молитвы присной, слова не вымолвит», «по зарям шепотом молитвы начитывает», «а поклоны кладет, словно в воду ныряет». По сказке Даля, Илия «отродясь постится, а скоромного куска у него душа не принимает».

Преподобный Илья Муромец Печерский

  С Ильи Муромца и начал Даль описывать Святую Русь, которая живет не только в прошлом, но и в настоящем, и в будущем России. Святая Русь для писателя Даля – это не только легендарные герои, богатыри, князья, святые. Это и обычные люди, которых он встречал на своем жизненном пути и которые поразили его глубиною духа, крепостью веры, чистотою жизни. В народном предании «Послух» писатель показывает, как велика тайна человеческой жизни перед Богом: перед смертью старушки к ней является умерший знакомый священник и причащает ее. И только этот случай раскрывает высоту духовной, по сути евангельской жизни этой с виду вполне обыкновенной старушки.

С Ильи Муромца и начал Даль описывать Святую Русь, которая живет не только в прошлом, но и в настоящем, и в будущем России. Святая Русь для писателя Даля – это не только легендарные герои, богатыри, князья, святые. Это и обычные люди, которых он встречал на своем жизненном пути и которые поразили его глубиною духа, крепостью веры, чистотою жизни. В народном предании «Послух» писатель показывает, как велика тайна человеческой жизни перед Богом: перед смертью старушки к ней является умерший знакомый священник и причащает ее. И только этот случай раскрывает высоту духовной, по сути евангельской жизни этой с виду вполне обыкновенной старушки.

 Это предание по духу напоминает нам «Архистратига» и те действительно произошедшие случаи, которые так памятливо собирает и бережет православный народ – во укрепление веры и благочестия. На основе этих народных рассказов, напоминающих повествования из «Лавсаика» или «Луга духовного», построен и рассказ «Вор». Каждый раз Даль, как и в сказках своих для детей, придает рассказам авторскую оригинальность. Оставаясь повествованиями в духе «достопамятных сказаний» о жизни святых насельников древних христианских поселений, рассказы Даля изображают духовную жизнь крестьянства и других сословий современной ему «Святой Руси». И как глубоко знает он эту духовную жизнь! Его духовная проза повествует и о чудесах Божиих, и о громадной роли Божиего Промысла в жизни человека, и о незаметно проявляемых, но не меркнущих христианских добродетелях, и о страшных искушениях.

Это предание по духу напоминает нам «Архистратига» и те действительно произошедшие случаи, которые так памятливо собирает и бережет православный народ – во укрепление веры и благочестия. На основе этих народных рассказов, напоминающих повествования из «Лавсаика» или «Луга духовного», построен и рассказ «Вор». Каждый раз Даль, как и в сказках своих для детей, придает рассказам авторскую оригинальность. Оставаясь повествованиями в духе «достопамятных сказаний» о жизни святых насельников древних христианских поселений, рассказы Даля изображают духовную жизнь крестьянства и других сословий современной ему «Святой Руси». И как глубоко знает он эту духовную жизнь! Его духовная проза повествует и о чудесах Божиих, и о громадной роли Божиего Промысла в жизни человека, и о незаметно проявляемых, но не меркнущих христианских добродетелях, и о страшных искушениях.

  Как прекрасно угадал Даль русского человека. В рассказе «Искушение» изображается замечательная сцена: два мужика, – один из которых хочет ограбить и убить топором другого, – вместе стоят перед иконами и молят Бога отвести нападения беса. Это два брата во Христе, которые понимают, что не они, а бес пытается совершить преступление и вовлечь человека в бездну греха, они вместе борются с ним. Такую сцену, конечно, можно увидеть только в «Святой Руси» – Даль это понял.

Как прекрасно угадал Даль русского человека. В рассказе «Искушение» изображается замечательная сцена: два мужика, – один из которых хочет ограбить и убить топором другого, – вместе стоят перед иконами и молят Бога отвести нападения беса. Это два брата во Христе, которые понимают, что не они, а бес пытается совершить преступление и вовлечь человека в бездну греха, они вместе борются с ним. Такую сцену, конечно, можно увидеть только в «Святой Руси» – Даль это понял.

  Вообще перемена материального состояния человека и связанные с этим переживания, а зачастую и взятый на душу грех - одна из излюбленных тем Даля. Известно  несколько его произведений на тему собственно «кладов» (например: «Клад», «Сказка о кладе», «Клад на корабле», статья «Клады» в цикле «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» и др.). Почти в каждом случае писатель не просто стремится дать нравственный урок, а делает это с позиций христианских. Он иллюстративно показывает страшное и часто весьма примитивное действие в человеческой душе греха-страсти. Как правило, один грех (корысть) приводит к еще более тяжкому (например, убийство).

Вообще перемена материального состояния человека и связанные с этим переживания, а зачастую и взятый на душу грех - одна из излюбленных тем Даля. Известно  несколько его произведений на тему собственно «кладов» (например: «Клад», «Сказка о кладе», «Клад на корабле», статья «Клады» в цикле «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» и др.). Почти в каждом случае писатель не просто стремится дать нравственный урок, а делает это с позиций христианских. Он иллюстративно показывает страшное и часто весьма примитивное действие в человеческой душе греха-страсти. Как правило, один грех (корысть) приводит к еще более тяжкому (например, убийство).

 Даль прекрасно знал православный церковный календарь, церковные обряды. Его «малая проза» так и пестрит названиями православных церковных праздников, именами святых (так, например, в «Иване Лапотнике» упоминается и св. Феодор Тирон, и св. сорок Севастийских мучеников). Хорошо знает он и строй церковной службы. Мало кто из современных людей без комментария сможет понять, например, его выражение из рассказа «Подземное село»: «Как заблаговестили к Достойной». А Даль знал, что во время освящения Даров на Божественной Литургии установлено «благовестить к Достойну, чтоб этот звон возбуждал к большему благоговению находящихся в храме...»

Даль прекрасно знал православный церковный календарь, церковные обряды. Его «малая проза» так и пестрит названиями православных церковных праздников, именами святых (так, например, в «Иване Лапотнике» упоминается и св. Феодор Тирон, и св. сорок Севастийских мучеников). Хорошо знает он и строй церковной службы. Мало кто из современных людей без комментария сможет понять, например, его выражение из рассказа «Подземное село»: «Как заблаговестили к Достойной». А Даль знал, что во время освящения Даров на Божественной Литургии установлено «благовестить к Достойну, чтоб этот звон возбуждал к большему благоговению находящихся в храме...»

 Окунаясь в глубину народной жизни, Даль хорошо узнал так называемое «народное Православие» - и описывал его во многих своих произведениях. Некоторые из них строятся на переложении тех народных религиозных рассказов, которые по своему духу восходят к «Лавсаику» епископа Еленопольского Палладия. Так, например, в «Архистратиге» пересказана известная христианская народная легенда о чуде неожиданного спасения человека Св. Архистратигом Михаилом. В некоторых вариантах этой народной легенды вместо Архистратига Михаила действуют Ангелы, назвавшиеся «Средой» и «Пятницей» и в аналогичных обстоятельствах спасших жизнь старушке, которая всегда чтила среду и пятницу и не принимала в эти дни скоромной пищи.     Св. Архистратиг Михаил

Окунаясь в глубину народной жизни, Даль хорошо узнал так называемое «народное Православие» - и описывал его во многих своих произведениях. Некоторые из них строятся на переложении тех народных религиозных рассказов, которые по своему духу восходят к «Лавсаику» епископа Еленопольского Палладия. Так, например, в «Архистратиге» пересказана известная христианская народная легенда о чуде неожиданного спасения человека Св. Архистратигом Михаилом. В некоторых вариантах этой народной легенды вместо Архистратига Михаила действуют Ангелы, назвавшиеся «Средой» и «Пятницей» и в аналогичных обстоятельствах спасших жизнь старушке, которая всегда чтила среду и пятницу и не принимала в эти дни скоромной пищи. 

Св. Архистратиг Михаил

 Чувствуется, что читал Даль и жития святых. В таких рассказах, как «Правда» и «Нищий», он выводит героя, странника-старичка, который неожиданно является заблудшему, запутавшемуся в жизни человеку и своим примером, своей чудесной помощью выводит человека на прямые, честные пути жизни. Совершенно очевидно, что хотя Даль и не называет этого героя иначе как «старичок», перед нами - святитель Николай Чудотворец. Никто иной не является в русском фольклоре таким верным и сильным помощником и заступником человека, в особенности души заблудшей, погибающей (вспомним хотя бы былину о Садко, в которой святой Николай Угодник буквально вырывает погибающую душу героя из лап беса - подводного царя), как святитель Николай. Естественно, что такие рассказы Даля каждый раз включают в себя элемент чудесного, - но не как выдумки или фантазии, а как реального духовного бытия и народного опыта. Святитель Николай Чудотворец

Чувствуется, что читал Даль и жития святых. В таких рассказах, как «Правда» и «Нищий», он выводит героя, странника-старичка, который неожиданно является заблудшему, запутавшемуся в жизни человеку и своим примером, своей чудесной помощью выводит человека на прямые, честные пути жизни. Совершенно очевидно, что хотя Даль и не называет этого героя иначе как «старичок», перед нами - святитель Николай Чудотворец. Никто иной не является в русском фольклоре таким верным и сильным помощником и заступником человека, в особенности души заблудшей, погибающей (вспомним хотя бы былину о Садко, в которой святой Николай Угодник буквально вырывает погибающую душу героя из лап беса - подводного царя), как святитель Николай. Естественно, что такие рассказы Даля каждый раз включают в себя элемент чудесного, - но не как выдумки или фантазии, а как реального духовного бытия и народного опыта.

Святитель Николай Чудотворец

     Благодаря П.И. Мельникову-Печерскому (русский писатель, этнограф-беллетрист) мы и узнали многое о скрытой для иных духовной жизни Даля. Еще в 1848 году он выслал свой «давнишний опыт перевода Евангелия» М.П. Погодину. А в 1860-е годы, когда все заговорили о необходимости грамотности для русского народа, Даль напомнил, что грамотность неотрывно должна быть связана с нравственностью - иначе выйдет одна беда. Он стал готовить уникальное издание для народного чтения, а именно: Библию. По воспоминаниям Мельникова-Печерского, он стал заниматься переложением «Моисеева Пятикнижия» («Бытописания») применительно к понятиям русского простонародья: «Еще в 1869 году он читал мне отрывки из

    Благодаря П.И. Мельникову-Печерскому (русский писатель, этнограф-беллетрист) мы и узнали многое о скрытой для иных духовной жизни Даля. Еще в 1848 году он выслал свой «давнишний опыт перевода Евангелия» М.П. Погодину. А в 1860-е годы, когда все заговорили о необходимости грамотности для русского народа, Даль напомнил, что грамотность неотрывно должна быть связана с нравственностью - иначе выйдет одна беда. Он стал готовить уникальное издание для народного чтения, а именно: Библию. По воспоминаниям Мельникова-Печерского, он стал заниматься переложением «Моисеева Пятикнижия» («Бытописания») применительно к понятиям русского простонародья: «Еще в 1869 году он читал мне отрывки из "Иисуса Навина", "Судей" и "Царств"...». Воспоминания Мельникова-Печерского подтверждают, что Даль вполне осознанно принял Православие, так как считал, что в Православной Церкви сохраняется вся полнота Истины.

П.И. Мельников-Печерский

 В. И. Даль колесил по России, менял профессии, изучал ремёсла - и всё время чутко прислушивался к речи разных людей, с которыми встречался.  Запасы Даля росли не по дням, а по часам. Но пока всё это пряталось у него в тетрадках, бесценное сокровище принадлежало ему одному. А Владимир Иванович хотел отдать его всем, сберечь для всех живой язык народа.

В. И. Даль колесил по России, менял профессии, изучал ремёсла - и всё время чутко прислушивался к речи разных людей, с которыми встречался.

Запасы Даля росли не по дням, а по часам. Но пока всё это пряталось у него в тетрадках, бесценное сокровище принадлежало ему одному. А Владимир Иванович хотел отдать его всем, сберечь для всех живой язык народа.

 В 1859 году действительный статский советник В.И.Даль вышел в отставку и переехал в Москву. Здесь он подготовил к изданию свое восьмитомное собрание сочинений, а также сборник  «Пословицы русского народа».  В пословицах, опубликованных Далем, раскрываются моральные и этические идеалы русского человека, семейные и общественные отношения, бытовой уклад, черты характера. Старинные пословицы и поговорки продолжают жить и сейчас, применяются к современным событиям, характеризуют современных людей, воплощая великий творческий потенциал и вечную мудрость народа.

В 1859 году действительный статский советник В.И.Даль вышел в отставку и переехал в Москву. Здесь он подготовил к изданию свое восьмитомное собрание сочинений, а также сборник

«Пословицы

русского народа».

В пословицах, опубликованных Далем, раскрываются моральные и этические идеалы русского человека, семейные и общественные отношения, бытовой уклад, черты характера. Старинные пословицы и поговорки продолжают жить и сейчас, применяются к современным событиям, характеризуют современных людей, воплощая великий творческий потенциал и вечную мудрость народа.

 С 1859 года В.И.Даль жил в Москве, в особняке на Пресне. В гостях у Даля бывал автор романа «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксаков, писатели и историки М.П.Погодин и А.Ф.Вельтман, прозаик и драматург А.Ф.Писемский, художник В.Г.Перов, меценат, основатель картинной галереи П.М.Третьяков. В этом доме П.И.Мельников-Печерский написал свой роман «В лесах». Дом В.И.Даля на Пресне, ныне ул.Большая Грузинская

С 1859 года В.И.Даль жил в Москве, в особняке на Пресне. В гостях у Даля бывал автор романа «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксаков, писатели и историки М.П.Погодин и А.Ф.Вельтман, прозаик и драматург А.Ф.Писемский, художник В.Г.Перов, меценат, основатель картинной галереи П.М.Третьяков. В этом доме П.И.Мельников-Печерский написал свой роман «В лесах».

Дом В.И.Даля на Пресне, ныне ул.Большая Грузинская

 В этом доме по заказу П.М.Третьякова художником В.М.Перовым был написан знаменитый портрет В.И.Даля, одно из украшений Третьяковки.  Дом Даля представляет собой старинный деревянный особняк, чудом сохранившийся во время пожара Москвы 1812 года. После смерти В. И. Даля в этом доме жил его сын Лев Владимирович Даль, академик архитектуры, принимавший участие в сооружении Храма Христа Спасителя.

В этом доме по заказу П.М.Третьякова художником В.М.Перовым был написан знаменитый портрет В.И.Даля, одно из украшений Третьяковки.

Дом Даля представляет собой старинный деревянный особняк, чудом сохранившийся во время пожара Москвы 1812 года. После смерти В. И. Даля в этом доме жил его сын Лев Владимирович Даль, академик архитектуры, принимавший участие в сооружении Храма Христа Спасителя.

  Скончался Даль, уже окрестившись в Православие. Мельников-Печерский сразу после смерти Даля вспоминал, как это случилось: «Помню раз, года четыре тому назад, прогуливались мы с ним по полю около Ваганькова кладбища. Оно недалеко от Пресни, где жил и умер Владимир Иванович.

-      Вот и я здесь лягу, - сказал он, указывая на кладбище.

-      Да вас туда не пустят, - заметил я.

-      Пустят, - отвечал он, - я умру православным по форме, хоть с юности православен по верованиям.

-      Что же мешает вам, Владимир Иванович? - сказал я. - Вот церковь...

-      Не время еще, - сказал он, - много молвы и говора будет, а я этого не хочу; придет время, как подойдет безглазая, тогда... - И тут же поворотил на

шутку: - Не то каково будет моим тащить труп мой через всю Москву на Введенские горы, а здесь любезное дело - близехонько».

         Осенью 1871 года с Владимиром Ивановичем случился первый лёгкий удар. После этого он пригласил православного священника, принял православное крещение и причастился Святых Христовых Таин по православному обряду. В.И. Даль скончался 22 сентября/ 4 октября 1872 года  и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Как он и предполагал.

Могила В.И.Даля, его жены и сына на Ваганьковском кладбище

 По решению ЮНЕСКО в 2001 году весь культурный мир праздновал двухсотлетний юбилей В.И.Даля - русского писателя, этнографа, историка.   Луганчане помнят и чтут своего земляка. На улице, носящей теперь имя В.Даля, находится дом, в котором жила его семья. Музей стал одним из центров культурной жизни города. В стенах музея, на родине Казака Луганского, возрождены знаменитые «Далевские четверги». Свои произведения славному земляку посвящают местные скульпторы, художники, поэты и писатели.  Рядом с домом, где родился Казак Луганский, установлен памятник. В.Даль изображен в период завершения работы над словарём. г.Луганск, ул. имени В.И.Даля

По решению ЮНЕСКО в 2001 году весь культурный мир праздновал двухсотлетний юбилей В.И.Даля - русского писателя, этнографа, историка.

  Луганчане помнят и чтут своего земляка. На улице, носящей теперь имя В.Даля, находится дом, в котором жила его семья. Музей стал одним из центров культурной жизни города. В стенах музея, на родине Казака Луганского, возрождены знаменитые «Далевские четверги». Свои произведения славному земляку посвящают местные скульпторы, художники, поэты и писатели.

Рядом с домом, где родился Казак Луганский, установлен памятник. В.Даль изображен в период завершения работы над словарём.

г.Луганск, ул. имени В.И.Даля

  Переход Владимира Ивановича Даля под кров Православной Церкви закономерен и логически завершает его яркую и до сих пор мало оцененную судьбу. В самом деле, автор «Толкового словаря» и «Пословиц русского народа», «Ильи Муромца» и «Архистратига» мыслил и чувствовал себя как истинно русский и православный человек. 

  Переход Владимира Ивановича Даля под кров Православной Церкви закономерен и логически завершает его яркую и до сих пор мало оцененную судьбу. В самом деле, автор «Толкового словаря» и «Пословиц русского народа», «Ильи Муромца» и «Архистратига» мыслил и чувствовал себя как истинно русский и православный человек.