СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Волшебный мир сказок»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация «Волшебный мир сказок»

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Волшебный мир сказок»»

Проект Волшебный мир сказок

Проект

Волшебный мир сказок

Проблема и цель проекта Проблема: выявления причин утраты интереса к русской народной сказке и пре- -одоления их Цель проекта : Пропаганда русской народной сказки, раскрытие её возможнос -тей, смысла и роли в жизни детей с целью возвращения к ней интереса.

Проблема и цель проекта

  • Проблема: выявления причин утраты интереса к русской народной сказке и пре-
  • -одоления их
  • Цель проекта : Пропаганда русской народной сказки, раскрытие её возможнос
  • -тей, смысла и роли в жизни детей с целью возвращения к ней интереса.
Вопросы исследования Как и когда появились первые русские народные сказки? Как развивалась русская сказка? Как русская народная сказка интегрировалась в современную жизнь? Какова новая жизнь старых русских народных сказок? Какую роль играют русские сказки в воспитании и образовании детей сегодня? Почему сказка, существующая столько веков, вызывает ин- -терес у людей и сегодня? Почему этот жанр унт и сейчас популярен? Сказка и реальность  

Вопросы исследования

  • Как и когда появились первые русские народные сказки? Как развивалась русская сказка?
  • Как русская народная сказка интегрировалась в современную жизнь? Какова новая жизнь старых русских народных сказок?
  • Какую роль играют русские сказки в воспитании и образовании детей сегодня?

Почему сказка, существующая столько веков, вызывает ин-

-терес у людей и сегодня? Почему этот жанр унт и сейчас

популярен? Сказка и реальность

  •  
План проекта 1.Анкетирование «Твоя сказка», ответ на вопрос 2.Из истории русской народной сказки. Отражение в сказках быта, истории древних славян   3.Жанры русских народных сказок : сказки о животных, волшебные, бытовые. Особенности сказок разных жанров (информационная переработка текста, презентация) 4.Глубокий смысл «Курочки Рябы» - исследование 5.Российский сказочник Н.А.Афанасьев – аннотация 6.Новая жизнь народных сказок: современное звучание русской сказки: мультики, книги, наблюдение 7.Роль и место русской сказки в воспитании и образова- -нии современных детей: анкетирование, эксперимент, ситуативные упражнения, рисунки, творческие работы  

План проекта

  • 1.Анкетирование «Твоя сказка», ответ на вопрос
  • 2.Из истории русской народной сказки.
  • Отражение в сказках быта, истории древних славян

3.Жанры русских народных сказок : сказки о животных, волшебные, бытовые. Особенности сказок разных жанров (информационная переработка текста, презентация)

  • 4.Глубокий смысл «Курочки Рябы» - исследование
  • 5.Российский сказочник Н.А.Афанасьев – аннотация
  • 6.Новая жизнь народных сказок: современное звучание русской сказки: мультики, книги, наблюдение
  • 7.Роль и место русской сказки в воспитании и образова-
  • -нии современных детей: анкетирование, эксперимент, ситуативные упражнения, рисунки, творческие работы
  •  
Вопрос: Достаточно ли только жить в своей стране, чтобы считать себя её частью? Что делает нас гражданами своей страны? Мнения: ответы на вопрос: Знание языка, любовь к своему языку. Память о прошлом – историческая память. Знание литературы, фольклора, сказок. Знание традиций, обрядов. Русский дух, христианство. Знание истории, уважение к предкам, забота о ма -лой и большой Родине Преданность, терпение, трудолюбие

Вопрос: Достаточно ли только жить в своей стране, чтобы считать себя её частью? Что делает нас гражданами своей страны?

  • Мнения: ответы на вопрос:
  • Знание языка, любовь к своему языку.
  • Память о прошлом – историческая память.
  • Знание литературы, фольклора, сказок.
  • Знание традиций, обрядов.
  • Русский дух, христианство.
  • Знание истории, уважение к предкам, забота о ма
  • -лой и большой Родине
  • Преданность, терпение, трудолюбие
Анкетирование Помнишь ли ты свою первую сказку? Как она называлась? Кто тебе её рассказал или прочитал? Какие русские народные сказки ты знаешь?

Анкетирование

  • Помнишь ли ты свою первую сказку?
  • Как она называлась?
  • Кто тебе её рассказал или прочитал?
  • Какие русские народные сказки ты знаешь?
Итоги анкетирования Проведено в 1, 5, 7, 9 классах  Всего участвовало – человек  Помнишь ли ты свою первую сказку? Да - Нет – Как она называлась? Назвали - Не назвали - Кто тебе её рассказал или прочитал? Мама - Бабушка -

Итоги анкетирования

  • Проведено в 1, 5, 7, 9 классах

Всего участвовало – человек

  • Помнишь ли ты свою первую сказку?
  • Да - Нет –
  • Как она называлась?
  • Назвали - Не назвали -
  • Кто тебе её рассказал или прочитал?
  • Мама - Бабушка -
Итоги анкетирования Какие русские народные сказки ты знаешь? «Репка» - на первом месте «Курочка Ряба» – на втором «Волк и семеро козлят» – «Колобок» «Теремок»

Итоги анкетирования

  • Какие русские народные сказки ты знаешь?
  • «Репка» - на первом месте
  • «Курочка Ряба» – на втором
  • «Волк и семеро козлят» –
  • «Колобок»
  • «Теремок»
Из истории русские сказки Сказка – основной жанр устного народного творчества, фольклора. У русских, украинцев и белорусов сказочный  эпос начал складываться в эпоху единой древнерусской народности. Сказки – их общее достояние, унаследованное со времён Киевской Руси.

Из истории русские сказки

Сказка – основной жанр устного народного

творчества, фольклора.

У русских, украинцев и белорусов сказочный

эпос начал складываться в эпоху единой

древнерусской народности.

Сказки – их общее достояние, унаследованное

со времён Киевской Руси.

История русичей Образование Руси относится к 882 году, когда новго- родцы завоевали Киев и произошло соединение северной и южной территорий. Киевская Русь объединила полтора десятка разных племенных союзов: полян, северян, древлян, вятичей, словен и др. Их стали называть русами, а также русичами, росами. Русы стали создавать самостоятельное княжество.

История русичей

Образование Руси относится к 882 году, когда новго-

родцы завоевали Киев и произошло соединение

северной и южной территорий.

Киевская Русь объединила полтора десятка разных

племенных союзов: полян, северян, древлян, вятичей,

словен и др.

Их стали называть русами, а также русичами,

росами.

Русы стали создавать самостоятельное княжество.

«Там русский дух… там Русью пахнет!» Разделение восточных славян началось с 13  века, после того, как Русь испытала нашест- -вие Золотой Орды. В 15 веке на основе древнерусского языка  завершилось образование трёх восточно- славянских языков.

«Там русский дух… там Русью пахнет!»

Разделение восточных славян началось с 13

века, после того, как Русь испытала нашест-

-вие Золотой Орды.

В 15 веке на основе древнерусского языка

завершилось образование трёх восточно-

славянских языков.

Из истории русской сказки В конце 10 века Русь официально приняла от Византии христианство. Очевидно, Византия, которая была государством с господствующей христианской религией, способствовала формированию на Руси идеала красоты. А в сказке прекрасное сопряжено с нравствен -ным, она учит состраданию и милосердию.

Из истории русской сказки

В конце 10 века Русь официально приняла от

Византии христианство. Очевидно, Византия,

которая была государством с господствующей

христианской религией, способствовала

формированию на Руси идеала красоты.

А в сказке прекрасное сопряжено с нравствен

-ным, она учит состраданию и милосердию.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ СКАЗКИ В Древней Руси сказочные жанры только ещё  начали оформляться. В 11 – 14 веках русский фольклор (пословицы,  поговорки, загадки, сказки и т.д.) обогатился  за счёт книжных переводов и устных пере- -сказов сюжетов, заимствованных от южных  славян и связанных с византийской христианской традицией.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ СКАЗКИ

В Древней Руси сказочные жанры только ещё

начали оформляться.

В 11 – 14 веках русский фольклор (пословицы,

поговорки, загадки, сказки и т.д.) обогатился

за счёт книжных переводов и устных пере-

-сказов сюжетов, заимствованных от южных

славян и связанных с византийской

христианской традицией.

Из истории русской сказки С конца 16 века в Россию из Западной Европы стали  притекать сказания, притчи, рыцарские романы. Эти сборники или отдельные тексты переписыва- -лись грамотными людьми, всё более меняясь на русский лад. Таким образом, проходя через многих читателей, складывалась народная книга. Она пришла с чужбины, но оделась в русское платье. Не умеющие читать пересказывали устно.

Из истории русской сказки

С конца 16 века в Россию из Западной Европы стали

притекать сказания, притчи, рыцарские романы.

Эти сборники или отдельные тексты переписыва-

-лись грамотными людьми, всё более меняясь на

русский лад. Таким образом, проходя через многих

читателей, складывалась народная книга.

Она пришла с чужбины, но оделась в русское

платье.

Не умеющие читать пересказывали устно.

А.Н. Афанасьев. Создатель собрания “ Народных Русский сказок ” в трёх томах.

А.Н. Афанасьев. Создатель собрания “ Народных Русский сказок ” в трёх томах.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ СКАЗКИ В 17 веке появилась Книга для народа. Это были произ -ведения, переделанные специально для крестьян. Они печатались на грубой бумаге и продавались на ярмар- -ках. Во второй половине 18 века появился лубок – изда -ния с картинками, напечатанные на бумаге, сделанной из липовой коры. Лубок и народная книга обогатили все жанры устной  сказки. Часто лубок был единственной печатной книгой доступной крестьянам. В лубок попадали и произведе- -ния известных русских писателей.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ СКАЗКИ

В 17 веке появилась Книга для народа. Это были произ

-ведения, переделанные специально для крестьян. Они

печатались на грубой бумаге и продавались на ярмар-

-ках. Во второй половине 18 века появился лубок – изда

-ния с картинками, напечатанные на бумаге, сделанной

из липовой коры.

Лубок и народная книга обогатили все жанры устной

сказки. Часто лубок был единственной печатной книгой

доступной крестьянам. В лубок попадали и произведе-

-ния известных русских писателей.

Сказки о животных – наиболее ранний жанр русских сказок Основным источником жизни людей в то время была  охота, излюбленное занятие восточных славян. Муж- -чины гордились охотничьим бесстрашием. Владимир Мономах вспоминал в своём «Поучении»: «Олень бодал меня рогами, лось ногами топтал, мед- ведь укусил мне колено, а рысь однажды, прыгнув мне  на бедро, повалила вместе с конём». Славян повседневно окружали домашние животные и птицы, которые стали персонажами сказок: вол, собака кот, лошадь, петух, гусь.

Сказки о животных – наиболее ранний жанр русских сказок

Основным источником жизни людей в то время была

охота, излюбленное занятие восточных славян. Муж-

-чины гордились охотничьим бесстрашием.

Владимир Мономах вспоминал в своём «Поучении»:

«Олень бодал меня рогами, лось ногами топтал, мед-

ведь укусил мне колено, а рысь однажды, прыгнув мне

на бедро, повалила вместе с конём».

Славян повседневно окружали домашние животные и

птицы, которые стали персонажами сказок: вол, собака

кот, лошадь, петух, гусь.

Сказки о животных Когда-то люди верили в своё родство с тем или иным животным. Поверья восточных славян о медведе свидетельствует о том, что медведь, как и у других народов, был обожествлён, ему нельзя  было наносить вред: «Жил-был дедушка с бабушкой. Бабушке захотелось медвежьего мяса. Пошёл дед с ружьём в лес. Медведя не убил, а отрубил ему ногу у сонного, принёс бабушке эту ногу. Бабушка шерсть остригла кожу содрала, мясо изрубила, печку затопила, поставила варить  мясо и стала шерстку прячь. А медведь сделал липовую ногу, сделал берёзовую клюку и пошёл искать, где бабушка сидит, его шерстку прядёт. Подошёл к избуш- -ке и запел под окном:

Сказки о животных

Когда-то люди верили в своё родство с тем или иным животным.

Поверья восточных славян о медведе свидетельствует о том, что

медведь, как и у других народов, был обожествлён, ему нельзя

было наносить вред:

«Жил-был дедушка с бабушкой. Бабушке захотелось медвежьего

мяса. Пошёл дед с ружьём в лес. Медведя не убил, а отрубил ему

ногу у сонного, принёс бабушке эту ногу. Бабушка шерсть остригла

кожу содрала, мясо изрубила, печку затопила, поставила варить

мясо и стала шерстку прячь.

А медведь сделал липовую ногу, сделал берёзовую клюку и пошёл

искать, где бабушка сидит, его шерстку прядёт. Подошёл к избуш-

-ке и запел под окном:

Культ медведя в русской сказке По деревням спят, по сёлам спят, одна бабушка не спит, на моей коже сидит, мою шерстку прядёт, моё мясо варит. Сейчас бабушку съем! Бабушка испугалась, закричала: -Дедушко! Медведь под окном! Дедушка пока собирался да ружьё-то брал, а медведь- то спрятался. Старик побежал дальше искать медведя. А медведь вошёл в избушку и задрал бабушку. Вот старик пришёл, а медведь убежал. И мяса старуха не попробовала. ВСЯ.»

Культ медведя в русской сказке

По деревням спят, по сёлам спят, одна бабушка не спит, на моей коже сидит, мою шерстку прядёт, моё мясо варит. Сейчас бабушку съем!

Бабушка испугалась, закричала:

-Дедушко! Медведь под окном!

Дедушка пока собирался да ружьё-то брал, а медведь-

то спрятался. Старик побежал дальше искать медведя.

А медведь вошёл в избушку и задрал бабушку.

Вот старик пришёл, а медведь убежал. И мяса старуха

не попробовала. ВСЯ.»

Утрата тотемного культа медведя Руссы-язычники поклонялись медведю как «Волосу скотью богу» (от волосатый, мохнатый). По его имени и  жрецы назывались волхвами. Волховать – значит со- -вершать колдовство или гадание. Отсюда происходит слово «волшебный» – чудесный, сверхъестественный. А в сказке «Иван – медвежье ушко» богатырь родился  от союза девушки и медведя. Со временем во многих сказках медведь стал одурачен  и высмеян. А у восточных славян была распространена «медвежья попотеха».

Утрата тотемного культа медведя

Руссы-язычники поклонялись медведю как «Волосу

скотью богу» (от волосатый, мохнатый). По его имени и

жрецы назывались волхвами. Волховать – значит со-

-вершать колдовство или гадание. Отсюда происходит

слово «волшебный» – чудесный, сверхъестественный.

А в сказке «Иван – медвежье ушко» богатырь родился

от союза девушки и медведя.

Со временем во многих сказках медведь стал одурачен

и высмеян. А у восточных славян была распространена

«медвежья попотеха».

3.Лиса – по оценочным характеристикам: «лиса Патрикеевна»,«лисичка-сестричка», «лиса лукава», «лисиця, маслена губиця» 4.Медведь и волк – по силе: «лесной гнёт», «всех давишь», «при берлоге валень».

3.Лиса – по оценочным характеристикам: «лиса Патрикеевна»,«лисичка-сестричка», «лиса лукава», «лисиця, маслена губиця»

4.Медведь и волк – по силе: «лесной гнёт», «всех давишь», «при берлоге валень».

Прозвища сказочных животных 1.Прозвища лягушки связывалось со звуками, производимыми ею в воде: «на воде ракотуха», «лягушка-квакушка», «жабка-скрякотушка» 2.Зайчику – по зрительным впечатлениям: «зайчик-побегайчик»,«зайчик-лапанчик», «зайка-поплутайка», «зайка-белянка»

Прозвища сказочных животных

1.Прозвища лягушки связывалось со звуками, производимыми ею в воде: «на воде ракотуха», «лягушка-квакушка», «жабка-скрякотушка»

2.Зайчику – по зрительным впечатлениям: «зайчик-побегайчик»,«зайчик-лапанчик», «зайка-поплутайка», «зайка-белянка»

 «Курочка Ряба» и её глубокий смысл Детский вариант Курочки Рябы Кто не знает эту сказку? Она – одна из самых древних. Жили-были дед и бабой, была у них Курочка Ряба. Снесла им курочка яичко: не простое – золотое. Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разби -ла. Мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упа -ло и разбилось! Плачет дед, плачет Баба, а курочка им говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко не золотое, а простое!»

«Курочка Ряба» и её глубокий смысл

Детский вариант Курочки Рябы

Кто не знает эту сказку? Она – одна из самых древних.

Жили-были дед и бабой, была у них Курочка Ряба.

Снесла им курочка яичко: не простое – золотое.

Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разби

-ла. Мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упа

-ло и разбилось! Плачет дед, плачет Баба, а курочка

им говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко не золотое, а простое!»

Народный вариант сказки «Курочка Ряба»  из сборника А.Н.Афанасьева  «Русские народные сказки» Жил-был старик со старушкою, у них была курочка- татарушка.Снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положило на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось. Старик плачет, старуха возрыда- ет, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка- -внучка с горя удавилася. Идёт просвирня, спрашива -ет: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко…

Народный вариант сказки «Курочка Ряба» из сборника А.Н.Афанасьева «Русские народные сказки»

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-

татарушка.Снесла яичко в куте под окошком: пестро,

востро, костяно, мудрено! Положило на полочку:

мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала,

яичко и разбилось. Старик плачет, старуха возрыда-

ет, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-

-внучка с горя удавилася. Идёт просвирня, спрашива

-ет: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как

нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко…

Курочка Ряба Просвирня как услыхала – все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просви -рни: зачем она просвиры побросала? Она переска- -зала всё горе: дьячок побежал на колокольню и пе- -ребил все колокола. Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола пе- -ребил? Дьячок пересказал горе попу, а поп побе- -жал, все книги изорвал.

Курочка Ряба

Просвирня как услыхала – все просвиры изломала и

побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просви

-рни: зачем она просвиры побросала? Она переска-

-зала всё горе: дьячок побежал на колокольню и пе-

-ребил все колокола.

Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола пе-

-ребил? Дьячок пересказал горе попу, а поп побе-

-жал, все книги изорвал.

Белорусский и украинский варианты Белорусский вариант : «…плачут дед с бабой, кудах- -чет курица, скрипят ворота, летят щепки, лают соба -ки, кричат гуси, попова служанка вёдра побила, ко- -ромысло сломала. Подбежал дьяк, книги изорвал, а поп церковь спалил». Концовка украинского варианта: «…поп церковь поджёг, а церковный староста зажёг свой дом, одно -сельчане выхватили из огня головешки и понесли  по хатам, каждый свою запалил – село сгорело».

Белорусский и украинский варианты

Белорусский вариант : «…плачут дед с бабой, кудах-

-чет курица, скрипят ворота, летят щепки, лают соба

-ки, кричат гуси, попова служанка вёдра побила, ко-

-ромысло сломала. Подбежал дьяк, книги изорвал,

а поп церковь спалил».

Концовка украинского варианта: «…поп церковь

поджёг, а церковный староста зажёг свой дом, одно

-сельчане выхватили из огня головешки и понесли

по хатам, каждый свою запалил – село сгорело».

Общее и разное в сказке Общее – герои: дед, баба, курочка, яичко, мышка Отличия: в исконном варианте дед с бабой не били яичко, виновата мышь, яйцо не золотое, но ценное. Что это за яйцо и как объяснить его происхождение? Ответ в его мифологическом происхождении. Языческие славяне представляли мир похожим на яйцо. Собиратель русских народных сказок А.Афанасьев приводит миф о начале жизни на Земле:

Общее и разное в сказке

  • Общее – герои: дед, баба, курочка, яичко, мышка
  • Отличия: в исконном варианте дед с бабой не били яичко, виновата мышь, яйцо не золотое, но ценное.

Что это за яйцо и как объяснить его происхождение?

  • Ответ в его мифологическом происхождении.
  • Языческие славяне представляли мир похожим на яйцо. Собиратель русских народных сказок
  • А.Афанасьев приводит миф о начале жизни на Земле:
О мировом устройстве и мировом яйце «В давние времена Земля была пуста, ничего на ней  не было – только камень. Пожалел о том Бог и пос- -лал своего петуха, да оплодит он Землю. Кочет сел  в пещере и снёс чудесное яйцо, из которого истекло  семь рек; они наводнили равнины, и вскоре всё кру -гом зазеленело… счастливо жили в том раю люди». Мировым космическим яйцом называют мифологи  то яйцо, которое стало основой мира. Многочислен -ные функции приписываются мифическому яйцу:

О мировом устройстве и мировом яйце

«В давние времена Земля была пуста, ничего на ней

не было – только камень. Пожалел о том Бог и пос-

-лал своего петуха, да оплодит он Землю. Кочет сел

в пещере и снёс чудесное яйцо, из которого истекло

семь рек; они наводнили равнины, и вскоре всё кру

-гом зазеленело… счастливо жили в том раю люди».

Мировым космическим яйцом называют мифологи

то яйцо, которое стало основой мира. Многочислен

-ные функции приписываются мифическому яйцу:

Мифическое яйцо как источник сотворения мира В нём таится не только начало жизни и все её блага, но и её конец. Хрупкость яйца напоминает о хрупко- -сти и недолговечности жизни. Смысл сказки: разбилось яйцо – мир рушится, пото- -му что не уберегли, не сохранили. Люди гибну, если  гибнет красота, если кто-то не сбережёт Божий мир. Какой завет предков содержится в этом незамысло- -ватом сюжете? Беречь мир, хрупкий , как яйцо.

Мифическое яйцо как источник сотворения мира

В нём таится не только начало жизни и все её блага,

но и её конец. Хрупкость яйца напоминает о хрупко-

-сти и недолговечности жизни.

Смысл сказки: разбилось яйцо – мир рушится, пото-

-му что не уберегли, не сохранили. Люди гибну, если

гибнет красота, если кто-то не сбережёт Божий мир.

Какой завет предков содержится в этом незамысло-

-ватом сюжете?

Беречь мир, хрупкий , как яйцо.

Русский сказочник А.Н.Афанасьев  (1826 – 1871) А.Н.Афанасьев прожил всего 45 лет. Многие и не знают его имени, но нет, пожалуй, в нашей стра- не человека, который бы хоть раз не сталкивался с его сказками. Многократное издание трёхтомника «Народных русских сказок», включение сказок в школьную программу говорит о том, что русская культура без имени этого учёного невозможна.

Русский сказочник А.Н.Афанасьев (1826 – 1871)

А.Н.Афанасьев прожил всего 45 лет. Многие и не

знают его имени, но нет, пожалуй, в нашей стра-

не человека, который бы хоть раз не сталкивался

с его сказками.

Многократное издание трёхтомника «Народных

русских сказок», включение сказок в школьную

программу говорит о том, что русская культура

без имени этого учёного невозможна.

Истоки волшебных сказок  по А.Н.Афанасьеву Особое внимание в своей деятельности русский учёный уделял сказкам . Он считал, что русские вол- -шебные сказки, как и былины, восходят к древним мифам. Афанасьев полагал, что христианская религия, принятая славянами-язычниками, породила двоевериие, которое стало элементом русского национального сознания . Язычество не умерло за тысячу лет существования христиан- -ства на Руси. По мнению учёного, оно продолжает развивать ся. Произошло приспосабливание старого и нового друг к другу

Истоки волшебных сказок по А.Н.Афанасьеву

Особое внимание в своей деятельности русский

учёный уделял сказкам . Он считал, что русские вол-

-шебные сказки, как и былины, восходят к древним мифам.

Афанасьев полагал, что христианская религия, принятая

славянами-язычниками, породила двоевериие, которое

стало элементом русского национального сознания .

Язычество не умерло за тысячу лет существования христиан-

-ства на Руси. По мнению учёного, оно продолжает развивать

ся. Произошло приспосабливание старого и нового друг к другу

Язычество и христианство и их влияние на волшебные сказки Так, Афанасьев показывает, как культ Ярилы, бога Солнца у древних славян, переходит на почитание  св. Георгия Победоносца, Макоши – на культ Богоро -дицы, а христианские праздники сливаются с язы- -ческими(праздник Купалы совпадает с днём Иоан- -на Крестителя и т.д.). Язычество, по Афанасьеву, - культ природы, оно по- - мещает богов внутри природы и этим приближает их к чело- веку, который находит в них опору в повседневной жизни.

Язычество и христианство и их влияние на волшебные сказки

Так, Афанасьев показывает, как культ Ярилы, бога

Солнца у древних славян, переходит на почитание

св. Георгия Победоносца, Макоши – на культ Богоро

-дицы, а христианские праздники сливаются с язы-

-ческими(праздник Купалы совпадает с днём Иоан-

-на Крестителя и т.д.).

Язычество, по Афанасьеву, - культ природы, оно по-

- мещает богов внутри природы и этим приближает их к чело-

веку, который находит в них опору в повседневной жизни.

«Поэтические воззрения славян на природу» и их отражение в сказке «Царевна лягушка» В своей работе «Поэтическое…» Афанасьев особо от -мечает значимость образа Кощея Бессмертного, сравнивая его со Змеем Горынычем, который тоже Посещает в сказках царевну: «Значение того и друго -го в наших сказках совершенно тождественно: … оба они враждебны сказочным героям и свободно  заменяют друг друга…» Кроме того, при помощи Сравнительного анализа сказок, учёный замечает, что Кощей – злой колдун, демон зимы.

«Поэтические воззрения славян на природу» и их отражение в сказке «Царевна лягушка»

В своей работе «Поэтическое…» Афанасьев особо от

-мечает значимость образа Кощея Бессмертного,

сравнивая его со Змеем Горынычем, который тоже

Посещает в сказках царевну: «Значение того и друго

-го в наших сказках совершенно тождественно: …

оба они враждебны сказочным героям и свободно

заменяют друг друга…» Кроме того, при помощи

Сравнительного анализа сказок, учёный замечает,

что Кощей – злой колдун, демон зимы.

Бытовые сказки В основе бытовых сказок лежат не чудеса, а действи -тельность, народный повседневный быт.

Бытовые сказки

В основе бытовых сказок лежат не чудеса, а действи

-тельность, народный повседневный быт.

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ  Эти сказки восходят к более позднему, земледельчес- -кому периоду. Как все земледельцы, восточные славя -не обожествляли землю, воду, солнце. Народ говорил: «Мать-сыра земля» - ведь только увлаж -нённая, политая дождём земля могла родить. Разнообразной волшебной силой обладает сказочная  вода: оживляет мёртвого, омолаживает старого, даёт зрение слепому, делает героя сильным, а его врага слабым.

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Эти сказки восходят к более позднему, земледельчес-

-кому периоду. Как все земледельцы, восточные славя

-не обожествляли землю, воду, солнце.

Народ говорил: «Мать-сыра земля» - ведь только увлаж

-нённая, политая дождём земля могла родить.

Разнообразной волшебной силой обладает сказочная

вода: оживляет мёртвого, омолаживает старого, даёт

зрение слепому, делает героя сильным, а его врага

слабым.