Проект
Волшебный мир сказок
Проблема и цель проекта
- Проблема: выявления причин утраты интереса к русской народной сказке и пре-
- Цель проекта : Пропаганда русской народной сказки, раскрытие её возможнос
- -тей, смысла и роли в жизни детей с целью возвращения к ней интереса.
Вопросы исследования
- Как и когда появились первые русские народные сказки? Как развивалась русская сказка?
- Как русская народная сказка интегрировалась в современную жизнь? Какова новая жизнь старых русских народных сказок?
- Какую роль играют русские сказки в воспитании и образовании детей сегодня?
Почему сказка, существующая столько веков, вызывает ин-
-терес у людей и сегодня? Почему этот жанр унт и сейчас
популярен? Сказка и реальность
План проекта
- 1.Анкетирование «Твоя сказка», ответ на вопрос
- 2.Из истории русской народной сказки.
- Отражение в сказках быта, истории древних славян
3.Жанры русских народных сказок : сказки о животных, волшебные, бытовые. Особенности сказок разных жанров (информационная переработка текста, презентация)
- 4.Глубокий смысл «Курочки Рябы» - исследование
- 5.Российский сказочник Н.А.Афанасьев – аннотация
- 6.Новая жизнь народных сказок: современное звучание русской сказки: мультики, книги, наблюдение
- 7.Роль и место русской сказки в воспитании и образова-
- -нии современных детей: анкетирование, эксперимент, ситуативные упражнения, рисунки, творческие работы
-
Вопрос: Достаточно ли только жить в своей стране, чтобы считать себя её частью? Что делает нас гражданами своей страны?
- Мнения: ответы на вопрос:
- Знание языка, любовь к своему языку.
- Память о прошлом – историческая память.
- Знание литературы, фольклора, сказок.
- Знание традиций, обрядов.
- Русский дух, христианство.
- Знание истории, уважение к предкам, забота о ма
- -лой и большой Родине
- Преданность, терпение, трудолюбие
Анкетирование
- Помнишь ли ты свою первую сказку?
- Кто тебе её рассказал или прочитал?
- Какие русские народные сказки ты знаешь?
Итоги анкетирования
- Проведено в 1, 5, 7, 9 классах
Всего участвовало – человек
- Помнишь ли ты свою первую сказку?
- Кто тебе её рассказал или прочитал?
Итоги анкетирования
- Какие русские народные сказки ты знаешь?
- «Репка» - на первом месте
- «Курочка Ряба» – на втором
- «Волк и семеро козлят» –
- «Колобок»
- «Теремок»
Из истории русские сказки
Сказка – основной жанр устного народного
творчества, фольклора.
У русских, украинцев и белорусов сказочный
эпос начал складываться в эпоху единой
древнерусской народности.
Сказки – их общее достояние, унаследованное
со времён Киевской Руси.
История русичей
Образование Руси относится к 882 году, когда новго-
родцы завоевали Киев и произошло соединение
северной и южной территорий.
Киевская Русь объединила полтора десятка разных
племенных союзов: полян, северян, древлян, вятичей,
словен и др.
Их стали называть русами, а также русичами,
росами.
Русы стали создавать самостоятельное княжество.
«Там русский дух… там Русью пахнет!»
Разделение восточных славян началось с 13
века, после того, как Русь испытала нашест-
-вие Золотой Орды.
В 15 веке на основе древнерусского языка
завершилось образование трёх восточно-
славянских языков.
Из истории русской сказки
В конце 10 века Русь официально приняла от
Византии христианство. Очевидно, Византия,
которая была государством с господствующей
христианской религией, способствовала
формированию на Руси идеала красоты.
А в сказке прекрасное сопряжено с нравствен
-ным, она учит состраданию и милосердию.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ СКАЗКИ
В Древней Руси сказочные жанры только ещё
начали оформляться.
В 11 – 14 веках русский фольклор (пословицы,
поговорки, загадки, сказки и т.д.) обогатился
за счёт книжных переводов и устных пере-
-сказов сюжетов, заимствованных от южных
славян и связанных с византийской
христианской традицией.
Из истории русской сказки
С конца 16 века в Россию из Западной Европы стали
притекать сказания, притчи, рыцарские романы.
Эти сборники или отдельные тексты переписыва-
-лись грамотными людьми, всё более меняясь на
русский лад. Таким образом, проходя через многих
читателей, складывалась народная книга.
Она пришла с чужбины, но оделась в русское
платье.
Не умеющие читать пересказывали устно.
А.Н. Афанасьев. Создатель собрания “ Народных Русский сказок ” в трёх томах.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ СКАЗКИ
В 17 веке появилась Книга для народа. Это были произ
-ведения, переделанные специально для крестьян. Они
печатались на грубой бумаге и продавались на ярмар-
-ках. Во второй половине 18 века появился лубок – изда
-ния с картинками, напечатанные на бумаге, сделанной
из липовой коры.
Лубок и народная книга обогатили все жанры устной
сказки. Часто лубок был единственной печатной книгой
доступной крестьянам. В лубок попадали и произведе-
-ния известных русских писателей.
Сказки о животных – наиболее ранний жанр русских сказок
Основным источником жизни людей в то время была
охота, излюбленное занятие восточных славян. Муж-
-чины гордились охотничьим бесстрашием.
Владимир Мономах вспоминал в своём «Поучении»:
«Олень бодал меня рогами, лось ногами топтал, мед-
ведь укусил мне колено, а рысь однажды, прыгнув мне
на бедро, повалила вместе с конём».
Славян повседневно окружали домашние животные и
птицы, которые стали персонажами сказок: вол, собака
кот, лошадь, петух, гусь.
Сказки о животных
Когда-то люди верили в своё родство с тем или иным животным.
Поверья восточных славян о медведе свидетельствует о том, что
медведь, как и у других народов, был обожествлён, ему нельзя
было наносить вред:
«Жил-был дедушка с бабушкой. Бабушке захотелось медвежьего
мяса. Пошёл дед с ружьём в лес. Медведя не убил, а отрубил ему
ногу у сонного, принёс бабушке эту ногу. Бабушка шерсть остригла
кожу содрала, мясо изрубила, печку затопила, поставила варить
мясо и стала шерстку прячь.
А медведь сделал липовую ногу, сделал берёзовую клюку и пошёл
искать, где бабушка сидит, его шерстку прядёт. Подошёл к избуш-
-ке и запел под окном:
Культ медведя в русской сказке
По деревням спят, по сёлам спят, одна бабушка не спит, на моей коже сидит, мою шерстку прядёт, моё мясо варит. Сейчас бабушку съем!
Бабушка испугалась, закричала:
-Дедушко! Медведь под окном!
Дедушка пока собирался да ружьё-то брал, а медведь-
то спрятался. Старик побежал дальше искать медведя.
А медведь вошёл в избушку и задрал бабушку.
Вот старик пришёл, а медведь убежал. И мяса старуха
не попробовала. ВСЯ.»
Утрата тотемного культа медведя
Руссы-язычники поклонялись медведю как «Волосу
скотью богу» (от волосатый, мохнатый). По его имени и
жрецы назывались волхвами. Волховать – значит со-
-вершать колдовство или гадание. Отсюда происходит
слово «волшебный» – чудесный, сверхъестественный.
А в сказке «Иван – медвежье ушко» богатырь родился
от союза девушки и медведя.
Со временем во многих сказках медведь стал одурачен
и высмеян. А у восточных славян была распространена
«медвежья попотеха».
3.Лиса – по оценочным характеристикам: «лиса Патрикеевна»,«лисичка-сестричка», «лиса лукава», «лисиця, маслена губиця»
4.Медведь и волк – по силе: «лесной гнёт», «всех давишь», «при берлоге валень».
Прозвища сказочных животных
1.Прозвища лягушки связывалось со звуками, производимыми ею в воде: «на воде ракотуха», «лягушка-квакушка», «жабка-скрякотушка»
2.Зайчику – по зрительным впечатлениям: «зайчик-побегайчик»,«зайчик-лапанчик», «зайка-поплутайка», «зайка-белянка»
«Курочка Ряба» и её глубокий смысл
Детский вариант Курочки Рябы
Кто не знает эту сказку? Она – одна из самых древних.
Жили-были дед и бабой, была у них Курочка Ряба.
Снесла им курочка яичко: не простое – золотое.
Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разби
-ла. Мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упа
-ло и разбилось! Плачет дед, плачет Баба, а курочка
им говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко не золотое, а простое!»
Народный вариант сказки «Курочка Ряба» из сборника А.Н.Афанасьева «Русские народные сказки»
Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-
татарушка.Снесла яичко в куте под окошком: пестро,
востро, костяно, мудрено! Положило на полочку:
мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала,
яичко и разбилось. Старик плачет, старуха возрыда-
ет, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-
-внучка с горя удавилася. Идёт просвирня, спрашива
-ет: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как
нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко…
Курочка Ряба
Просвирня как услыхала – все просвиры изломала и
побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просви
-рни: зачем она просвиры побросала? Она переска-
-зала всё горе: дьячок побежал на колокольню и пе-
-ребил все колокола.
Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола пе-
-ребил? Дьячок пересказал горе попу, а поп побе-
-жал, все книги изорвал.
Белорусский и украинский варианты
Белорусский вариант : «…плачут дед с бабой, кудах-
-чет курица, скрипят ворота, летят щепки, лают соба
-ки, кричат гуси, попова служанка вёдра побила, ко-
-ромысло сломала. Подбежал дьяк, книги изорвал,
а поп церковь спалил».
Концовка украинского варианта: «…поп церковь
поджёг, а церковный староста зажёг свой дом, одно
-сельчане выхватили из огня головешки и понесли
по хатам, каждый свою запалил – село сгорело».
Общее и разное в сказке
- Общее – герои: дед, баба, курочка, яичко, мышка
- Отличия: в исконном варианте дед с бабой не били яичко, виновата мышь, яйцо не золотое, но ценное.
Что это за яйцо и как объяснить его происхождение?
- Ответ в его мифологическом происхождении.
- Языческие славяне представляли мир похожим на яйцо. Собиратель русских народных сказок
- А.Афанасьев приводит миф о начале жизни на Земле:
О мировом устройстве и мировом яйце
«В давние времена Земля была пуста, ничего на ней
не было – только камень. Пожалел о том Бог и пос-
-лал своего петуха, да оплодит он Землю. Кочет сел
в пещере и снёс чудесное яйцо, из которого истекло
семь рек; они наводнили равнины, и вскоре всё кру
-гом зазеленело… счастливо жили в том раю люди».
Мировым космическим яйцом называют мифологи
то яйцо, которое стало основой мира. Многочислен
-ные функции приписываются мифическому яйцу:
Мифическое яйцо как источник сотворения мира
В нём таится не только начало жизни и все её блага,
но и её конец. Хрупкость яйца напоминает о хрупко-
-сти и недолговечности жизни.
Смысл сказки: разбилось яйцо – мир рушится, пото-
-му что не уберегли, не сохранили. Люди гибну, если
гибнет красота, если кто-то не сбережёт Божий мир.
Какой завет предков содержится в этом незамысло-
-ватом сюжете?
Беречь мир, хрупкий , как яйцо.
Русский сказочник А.Н.Афанасьев (1826 – 1871)
А.Н.Афанасьев прожил всего 45 лет. Многие и не
знают его имени, но нет, пожалуй, в нашей стра-
не человека, который бы хоть раз не сталкивался
с его сказками.
Многократное издание трёхтомника «Народных
русских сказок», включение сказок в школьную
программу говорит о том, что русская культура
без имени этого учёного невозможна.
Истоки волшебных сказок по А.Н.Афанасьеву
Особое внимание в своей деятельности русский
учёный уделял сказкам . Он считал, что русские вол-
-шебные сказки, как и былины, восходят к древним мифам.
Афанасьев полагал, что христианская религия, принятая
славянами-язычниками, породила двоевериие, которое
стало элементом русского национального сознания .
Язычество не умерло за тысячу лет существования христиан-
-ства на Руси. По мнению учёного, оно продолжает развивать
ся. Произошло приспосабливание старого и нового друг к другу
Язычество и христианство и их влияние на волшебные сказки
Так, Афанасьев показывает, как культ Ярилы, бога
Солнца у древних славян, переходит на почитание
св. Георгия Победоносца, Макоши – на культ Богоро
-дицы, а христианские праздники сливаются с язы-
-ческими(праздник Купалы совпадает с днём Иоан-
-на Крестителя и т.д.).
Язычество, по Афанасьеву, - культ природы, оно по-
- мещает богов внутри природы и этим приближает их к чело-
веку, который находит в них опору в повседневной жизни.
«Поэтические воззрения славян на природу» и их отражение в сказке «Царевна лягушка»
В своей работе «Поэтическое…» Афанасьев особо от
-мечает значимость образа Кощея Бессмертного,
сравнивая его со Змеем Горынычем, который тоже
Посещает в сказках царевну: «Значение того и друго
-го в наших сказках совершенно тождественно: …
оба они враждебны сказочным героям и свободно
заменяют друг друга…» Кроме того, при помощи
Сравнительного анализа сказок, учёный замечает,
что Кощей – злой колдун, демон зимы.
Бытовые сказки
В основе бытовых сказок лежат не чудеса, а действи
-тельность, народный повседневный быт.
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
Эти сказки восходят к более позднему, земледельчес-
-кому периоду. Как все земледельцы, восточные славя
-не обожествляли землю, воду, солнце.
Народ говорил: «Мать-сыра земля» - ведь только увлаж
-нённая, политая дождём земля могла родить.
Разнообразной волшебной силой обладает сказочная
вода: оживляет мёртвого, омолаживает старого, даёт
зрение слепому, делает героя сильным, а его врага
слабым.