Введение
в комбинаторику и теорию вероятностей.
- Комбинаторика
- Факториал
- Перестановки
- Размещения
- Сочетания
- Частота и вероятность
- Сложение вероятностей
- Умножение вероятностей
Цель: Изучить материал презентации, разобрать решенные задачи.
Комбинаторика.
«комбинаторика» происходит от латинского слова combinare – «соединять, сочетать».
Определение. Комбинаторика – это раздел математики, посвящённый задачам выбора и расположения предметов из различных множеств.
Пример 2 . Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 1, 3, 5, 7, используя в записи числа каждую цифру не более одного раза?
5
7
1
3
1
3
3
3
5
5
7
7
5
1
1
7
1
1
3
3
3
5
5
1
1
1
3
1
3
5
5
7
5
7
7
7
5
7
7
3
дерево вариантов
4
Квадратные числа
4
Треугольные числа
4
Прямоугольные и непрямоугольные числа.
4
Факториал.
Определение. Факториалом натурального числа n называется произведение всех натуральных чисел от 1 до n . Обозначение n !
Таблица факториалов:
n
n!
0
1
1
2
1
3
2
4
6
5
24
6
120
7
720
8
5 040
9
40 320
10
362 880
3 628 800
Перестановки.
Определение. Перестановкой называется конечное множество, в котором установлен порядок элементов.
Число всевозможных перестановок из n элементов вычисляется по формуле:
P n = n!
Пример 1.
Сколькими способами могут быть расставлены восемь участниц финального забега на восьми беговых дорожках?
Решение: P 8 = 8! = 40 320
Пример 2 .
Сколько различных четырёхзначных чисел можно составить из цифр 0, 1, 2, 3, причём в каждом числе цифры должны быть разные?
Решение: Р 4 – Р 3 = 4! – 3! = 18.
Пример 3.
Имеется 10 различных книг, среди которых есть трёхтомник одного автора. Сколькими способами можно расставить эти книги на полке, если книги трёхтомника должны находиться вместе, но в любом прядке?
Решение:
Размещения.
Определение. Размещением
из n элементов
конечного множества по k , где
, называют
упорядоченное множество, состоящее из k
элементов.
Пример 1.
Из 12 учащихся нужно отобрать по одному человеку для участия в городских олимпиадах по математике, физике, истории и географии. Каждый из учащихся участвует только в одной олимпиаде. Сколькими способами это можно сделать?
Решение:
Пример 2.
Сколько существует семизначных телефонных номеров, в которых все цифры различны и первая цифра отлична от нуля?
Решение:
Пример 3.
Сколько существует трёхзначных чисел, составленных из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6 (без повторений), которые НЕ кратны 3?
Решение:
Сочетания.
Определение . Подмножества, составленные из n элементов данного множества и содержащие k элементов в каждом подмножестве, называют сочетаниями из n элементов по k . (Сочетания различаются только элементами, порядок их не важен: ab и ba – это одно и тоже сочетание).
Треугольник Паскаля
1
1 1
1 2 1
1 3 3 1
1 4 6 4 1
1 5 10 10 5 1
1 6 15 20 15 6 1
…
…
Треугольник Паскаля
столбцы
строки
0
0
1
1
1
2
1
2
3
1
1
3
4
2
1
4
5
3
1
5
1
6
1
4
3
6
…
…
1
1
6
5
10
6
4
…
10
1
15
5
20
1
15
6
1
Треугольник Паскаля
…
Пример 1.
Сколькими способами можно выбрать трёх дежурных из класса, в котором 20 человек?
Решение:
Пример 2.
Из вазы с цветами, в которой стоят 10 красных гвоздик и 5 белых, выбирают 2 красные гвоздики и одну белую. Сколькими способами можно сделать такой выбор букета?
Решение:
Пример 3.
Семь огурцов и три помидора надо положить в два пакета так, чтобы в каждом пакете был хотя бы один помидор и чтобы овощей в пакетах было поровну. Сколькими способами это можно сделать?
Решение :
Частота и вероятность.
Определение. Частотой случайного события в серии испытаний называется отношение числа испытаний,
в которых это событие наступило (благоприятные испытания), к числу всех испытаний.
, где m – число испытаний с
благоприятным исходом,
n – число всех испытаний.
Нахождение частоты предполагает, чтобы испытание было проведено фактически.
Частота и вероятность.
.
Определение. Вероятностью события А называется отношение числа благоприятных для А исходов к числу всех равновозможных исходов.
Нахождение вероятности не требует, чтобы испытание проводилось в действительности.
Пример 1. В урне 10 одинаковых шаров разного цвета: 2 красных, 3 синих, 5 жёлтых. Шары тщательно перемешаны. Наугад выбирается один шар. Какова вероятность того, что вынутый шар окажется: а) красным; б) синим; в) жёлтым?
Решение:
а)
б)
в)
Пример 2.
Коля и Миша бросают два игральных кубика. Они договорились, что если при бросании кубиков в сумме выпадет 8 очков, то выигрывает Коля, а если в сумме выпадет 7 очков, то выигрывает Миша. Справедлива ли эта игра?
Решение:
Пример 3.
Из собранных 10 велосипедов только 7 не имеют дефектов. Какова вероятность того, что 4 выбранных велосипеда из этих 10 окажутся без дефекта?
Решение :
Сложение вероятностей.
D и E называются несовместными событиями .
Сложение вероятностей.
Вероятность наступления хотя бы одного из двух несовместных событий равна сумме их вероятностей.
Пример 1 .
В урне находятся 30 шаров 10 белых, 15 красных и 5 синих. Найдите вероятность появления цветного шара.
Решение :
Пример 2.
В контейнере 10 деталей, из низ 2 нестандартные. Найдите вероятность того, что из 6 наугад отобранных деталей окажется не более одной нестандартной.
Решение :
- всего событий
Событие А – все 6 отобранных деталей стандартные,
событие В – среди 6 отобранных деталей одна
нестандартная.
- благоприятные события для А
- благоприятные
события для В
Умножение вероятностей.
Вероятность совместного появления двух независимых событий равна произведению их вероятностей.
Пример 1.
Монету бросают 3 раза подряд. Какова вероятность, что решка выпадет все три раза.
Решение :
Пример 2 .
Вероятность попадания в цель при стрельбе из первого орудия равна 0,8, а при стрельбе из второго орудия равна 0,7.
Найдите вероятность
хотя бы одного попадания в цель, если каждое
орудие сделало по одному выстрелу.
Решение :
событие А – попадание в цель 1-го орудия; событие В – попадание в цель 2-го орудия.
событие
- промах 1-го орудия
событие
- промах 2-го орудия
события
и
независимые
события А и
противоположные