СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Введение в программирование, урок 3. Блок-схемы"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является третьей из предложенных к циклу уроков по программированию и подготовки к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Введение в программирование, урок 3. Блок-схемы"»

Урок 3. Блок-схемы алгоритмов Введение в Программирование

Урок 3. Блок-схемы алгоритмов

Введение в Программирование

Переменная – именованная область оперативной памяти, в которой хранятся данные определенного типа. Нужно знать:   Значение переменной может изменяться во время выполнения программы Где и как ПК хранит информацию? Переменная и постоянная величины 2

Переменная – именованная область оперативной памяти, в которой хранятся данные определенного типа.

Нужно знать:

Значение переменной может изменяться во время выполнения программы

Где и как ПК хранит информацию? Переменная и постоянная величины

2

Нужно знать: Что значит «присваивание»? Почему можно использовать операторы +=, -=, *=, но нельзя применять /=? 2

Нужно знать:

Что значит «присваивание»? Почему можно использовать операторы +=, -=, *=, но нельзя применять /=?

2

Блок-схемы 2

Блок-схемы

2

Блок-схемы

Блок-схемы

Блок-схемы Заметим, что ветки в условном операторе могут быть направлены в любом направлении, что позволяет делать удобные и понятные блок-схемы. 2

Блок-схемы

Заметим, что ветки в условном операторе могут быть направлены в любом направлении, что позволяет делать удобные и понятные блок-схемы.

2

С помощью ветвления можно организовать цикл (многократное выполнение одинаковых действий) Блок-схемы  В этом случае в блок-схеме будет соединительная линия, идущая «в обратном направлении» (петля, замкнутый контур)

С помощью ветвления можно организовать цикл (многократное выполнение одинаковых действий)

Блок-схемы

В этом случае в блок-схеме будет соединительная линия, идущая «в обратном направлении» (петля, замкнутый контур)

Цикл на рисунке (выделен красным квадратом) закончится только тогда, когда выполнится условие a = 512 Блок-схемы

Цикл на рисунке (выделен красным квадратом) закончится только тогда, когда выполнится условие a = 512

Блок-схемы

Решение данных задач можно выполнять двумя вариантами – ручной прокруткой или анализом алгоритма . Блок-схемы Первый способ более подходит для начинающих в программировании, вторым пользуются те, кто уже умеет читать программы и понимает порядок выполнения алгоритмов в них. Удобно решать, объединяя оба эти варианта. Ручная прокрутка – это работа программиста вместо компьютера, когда на бумаге шаг за шагом выполняются все действия в порядке, в котором они будут выполняться компьютером, с подстановкой конкретных значений и получением результата. 9

Решение данных задач можно выполнять двумя вариантами –

ручной прокруткой или анализом алгоритма .

Блок-схемы

Первый способ более подходит для начинающих в программировании, вторым пользуются те, кто уже умеет читать программы и понимает порядок выполнения алгоритмов в них. Удобно решать, объединяя оба эти варианта.

Ручная прокрутка – это работа программиста вместо компьютера, когда на бумаге шаг за шагом выполняются все действия в порядке, в котором они будут выполняться компьютером, с подстановкой конкретных значений и получением результата.

9

Задача 1 . Запишите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма: Примеры решения задач В начале фрагмента переменным a и b присваиваются начальные значения, равные 1. Далее в алгоритме цикл (на блок-схеме имеем замкнутый контур), перед выполнением тела которого проверяется условие а = 512 , и только при его нарушении (т.е. значение а меньше 512 ) цикл выполняется, иначе цикл завершается. Для удобства и безошибочного выполнения ручной прокрутки составим таблицу:… Далее можно просчитать все оставшиеся шаги (их осталось 6), а можно заметить закономерность: при выполнении каждого шага цикла переменная a умножается на 2, т.е. получаем степени двойки, а значение переменной b при этом на 1 меньше следующей степени а. Так как проверяемое в условии значение выхода из цикла а = 512 = 2 9 , то b = 2 10 - 1 = 1023 . 10

Задача 1 . Запишите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма:

Примеры решения задач

В начале фрагмента переменным a и b присваиваются начальные значения, равные 1.

Далее в алгоритме цикл (на блок-схеме имеем замкнутый контур), перед выполнением тела которого проверяется условие а = 512 , и только при его нарушении (т.е. значение а меньше 512 ) цикл выполняется, иначе цикл завершается.

Для удобства и безошибочного выполнения ручной прокрутки составим таблицу:…

Далее можно просчитать все оставшиеся шаги (их осталось 6), а можно заметить закономерность: при выполнении каждого шага цикла переменная a умножается на 2, т.е. получаем степени двойки, а значение переменной b при этом на 1 меньше следующей степени а. Так как проверяемое в условии значение выхода из цикла а = 512 = 2 9 , то b = 2 10 - 1 = 1023 .

10

Задача 2 . Запишите значение переменной s после выполнения фрагмента алгоритма: Примеры решения задач В данном фрагменте представлен цикл использованием двух переменных n и s , которым до начала цикла присвоены нулевые значения. Здесь n -  счетчик цикла с шагом единица, а s – сумма нечетных чисел.  Далее в цикле, условием окончания которого будет значение n ≤ 100, в переменной s накапливается сумма нечетных чисел от 0 до 100 включительно, т.е. S = 1 + 3 + 5 + … + 95 + 97 + 99. Такое суммирование легко выполнять вручную, если разбить числа на пары, сумма которых будет одинаковой и равна 100. Это можно сделать, складывая числа первое и последнее, второе и предпоследнее, и т.д. : 1 + 99, 3 + 97, 5 + 95 и так далее. Всего в сумме участвует 50 чисел, из которых можно составить 25 пар, тогда в всего в сумме нечетных чисел 25 пар получаем 25*100 = 2500. 11

Задача 2 . Запишите значение переменной s после выполнения фрагмента алгоритма:

Примеры решения задач

В данном фрагменте представлен цикл использованием двух переменных n и s , которым до начала цикла присвоены нулевые значения. Здесь n - счетчик цикла с шагом единица, а s – сумма нечетных чисел. Далее в цикле, условием окончания которого будет значение n ≤ 100, в переменной s накапливается сумма нечетных чисел от 0 до 100 включительно, т.е.

S = 1 + 3 + 5 + … + 95 + 97 + 99.

Такое суммирование легко выполнять вручную, если разбить числа на пары, сумма которых будет одинаковой и равна 100. Это можно сделать, складывая числа первое и последнее, второе и предпоследнее, и т.д. : 1 + 99, 3 + 97, 5 + 95 и так далее.

Всего в сумме участвует 50 чисел, из которых можно составить 25 пар, тогда в всего в сумме нечетных чисел 25 пар получаем 25*100 = 2500.

11

Задача 3 . Запишите значение переменной х после выполнения фрагмента алгоритма: Примеры решения  задач Анализ алгоритма показывает, что здесь в цикле в зависимости от соотношения чисел х  и у меняется либо число х , либо число у . Поэтому данная задаче проще и точнее решается в режиме ручной прокрутки. Составим таблицу:… При заполнении таблицы видим, что далее х будет все время больше у , пока они не станут равными. Так как у не меняется, то при выходе из цикла получим х = у = 8 . 12

Задача 3 . Запишите значение переменной х после выполнения фрагмента алгоритма:

Примеры решения задач

Анализ алгоритма показывает, что здесь в цикле в зависимости от соотношения чисел х и у меняется либо число х , либо число у . Поэтому данная задаче проще и точнее решается в режиме ручной прокрутки.

Составим таблицу:…

При заполнении таблицы видим, что далее х будет все время больше у , пока они не станут равными. Так как у не меняется, то при выходе из цикла получим х = у = 8 .

12

Задача 1 . Определите значение переменной a после выполнения фрагмента алгоритма. Задачи для  тренировки 13

Задача 1 . Определите значение переменной a после выполнения фрагмента алгоритма.

Задачи для тренировки

13

Задача 2 . Определите значение переменной x после выполнения фрагмента алгоритма: Задачи для  тренировки 14

Задача 2 . Определите значение переменной x после выполнения фрагмента алгоритма:

Задачи для тренировки

14

Задача 3 . Определите значение переменной a после выполнения фрагмента алгоритма: Задачи для  тренировки 15

Задача 3 . Определите значение переменной a после выполнения фрагмента алгоритма:

Задачи для тренировки

15

Задача 4 . Определите значение переменной n после выполнения фрагмента алгоритма: Задачи для  тренировки 16

Задача 4 . Определите значение переменной n после выполнения фрагмента алгоритма:

Задачи для тренировки

16

Задача 5 . Определите значения переменных x и y после выполнения фрагмента алгоритма: Задачи для  тренировки 17

Задача 5 . Определите значения переменных x и y после выполнения фрагмента алгоритма:

Задачи для тренировки

17