Просмотр содержимого документа
«Презентация «Выстраивание системы поиска и поддержки мотивированных обучающихся и их сопровождение в течение периода обучения»»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Выстраивание системы поиска и поддержки мотивированных обучающихся и их сопровождение в течение периода обучения»
Выступление подготовил
зам. директора
ЛЬВОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
«Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им,
а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу»
М. Горький
Возникающие противоречия:
- специфичность развития мотивированных и одарённых детей и недостаток психолого-педагогических знаний учителей и родителей
- специфичность развития мотивированных и одарённых детей и реальный образовательный процесс в массовой школе
Основные идеи работы
с мотивированными и одарёнными детьми:
- природными способностями наделены все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления
- чем раньше начата работа с мотивированным или одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант; благодаря системной работе такие дети становятся успешными
- все дети рождаются быть успешными, но они нуждаются в развитии своих талантов
Принципы педагогической деятельности в работе с мотивированными и одаренными детьми:
- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения
- принцип вариативности реализации содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором УВП;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Критерии готовности педагогов к работе с мотивированными и одаренными детьми:
- высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей
- стремление к самообразованию и самосовершенствованию
- профессиональная компетентность
- умение найти подход к нестандартным детям
- доброжелательность, чуткость, педагогический такт
- знание возрастной психологии
Определение мотивационной готовности педагога к работе с одаренными детьми
Обработка результатов:
Ключ:
«а» - 3 балла;
«б» - 1 балл;
«в» - 2 балла.
Посчитайте количество баллов. Определите уровень мотивационной готовности.
Определение мотивационной готовности педагога к работе с одаренными детьми
Обработка результатов:
- 23 и менее баллов – низкий уровень. Склонность и мотивация к работе с одаренными детьми не выражены;
- 24 – 48 баллов – средний уровень. У педагога есть склонности к работе с одаренными детьми, но мотивация к такой работе невысокая;
- 49 и более баллов – высокий уровень. Педагог имеет склонность к работе с одаренными детьми и у него есть для этого потенциальные возможности. Он способен стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.
Система поиска , поддержки и сопровождения мотивированных и одарённых обучающихся
- разработка и использование программы развития мотивированных и одарённых детей
- выявление мотивированных и одарённых детей
- создание условий для самореализации мотивированных и одарённых детей
- создание максимально благоприятных условия для развития таких обучающихся
- внедрение прогрессивных технологий в работе с мотивированными и одарёнными детьми
- разработка индивидуальных программ развития одарённых детей
- повышение педагогической культуры родителей и педагогов в вопросах воспитания и обучения мотивированных и одарённых детей
Система работы с мотивированными и одаренными детьми
1. Диагностика:
- изучение диагностических методик по выявлению одаренности
- создание банка методик для диагностирования учащихся с 1 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей
- создание банка мотивированных и одарённых детей
- изучение круга интересов мотивированных обучающихся и их личностных потребностей
- изучение развивающих программ и методик работы с мотивированными и одаренными детьми
Система работы с мотивированными и одаренными детьми
2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей:
- организация консультативной помощи для таких учащихся
- информирование о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности
- знакомство с новинками литературы, организация помощи в подборе литературы
- привлечение научных работников, работников культуры
- обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников
- организация исследовательской и проектной деятельности одаренных учащихся
- увеличение времени для самостоятельной работы учащихся
- организация разнообразных мероприятий по работе с одаренными детьми: конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций и т.д.
Система работы с мотивированными и одаренными детьми
3. Развитие творческих способностей:
- широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций
- использование в практике работы с одарёнными детьми специальных приемов
- углубленное изучение отдельных предметов
- Введение разнообразных по тематике развивающих курсов и кружков
Система работы с мотивированными и одаренными детьми
4. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности:
- создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад, конкурсов
- публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, объявления)
- благодарственные письма родителям
- отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях
- «почётное место» в классном уголке
Анализ состояния работы
с мотивированными и одарёнными детьми
в МБОУ «СШ № 9»
Развитие одарённости в урочной деятельности:
- организацию курсов по выбору;
- осуществление индивидуального подхода к детям;
- использование элементов дифференцированного обучения;
- проведение нестандартных уроков;
- проблемно-развивающее обучение;
- работа в малых группах;
- проектно-исследовательская деятельность;
- ИК и здоровьесберегающие технологии;
- задания творческого и нестандартного характера;
- использование словарей, справочников, Интернета;
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности;
- создание ситуаций успеха;
- самостоятельный поиск материала или решения учебной задачи.
Анализ состояния работы
с мотивированными и одарёнными детьми
в МБОУ «СШ № 9»
Развитие одарённости во внеурочной деятельности:
- внеклассные мероприятия по предметам;
- олимпиады по различным предметам;
- игры и конкурсы различных уровней;
- организация работы кружков;
- часы внеурочной деятельности в начальной школе;
- предметные недели
Анализ состояния работы
с мотивированными и одарёнными детьми
в МБОУ «СШ № 9»
Развитие одарённости во внеклассной работе:
- КТД (коллективно-творческие дела);
- помощь учащихся в организации классных мероприятий;
- подведение итогов достижений учащихся в конце учебного года;
- создание портфолио.
Анализ состояния работы
с мотивированными и одарёнными детьми
в МБОУ «СШ № 9»
Направления недостаточной работы:
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися по подготовке к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;
- занятия исследовательской и проектной деятельностью (в учебной деятельности).
Анализ состояния работы
с мотивированными и одарёнными детьми
в МБОУ «СШ № 9»
Проблемы в работе с одарёнными детьми:
- недостаточно знаний педагогов об особенностях проявления детской одаренности и ее разнообразии;
- отсутствие мониторинга детской одаренности;
- ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие;
- отсутствие системы работы с родителями в данном направлении;
- отсутствие программы, а значит и системы
работы школы с одарёнными и мотивированными детьми.
Анализ состояния работы
с мотивированными и одарёнными детьми
в МБОУ «СШ № 9»
Перспективные направления работы:
- разработка программы работы школы с одарёнными и мотивированными детьми
- проведение семинаров, круглых столов и пр. по данной тематике
- проведение мониторинга детской одаренности
- создание и регулярное пополнение банка данных «Одаренные дети»
- проведение школьных научных конференций, Дней науки и т. п.
- создание Научного общества учащихся
- проведение школьного конкурса «Ученик года»
- поощрение и стимулирование мотивированных и одаренных детей
ВСЁ В НАШИХ РУКАХ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!