О Б Ж
ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
- Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
- Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища. Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему современности и включает в себя, по мнению учёных, решение 3 задач:
- Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.
- Разработка предупредительных мер.
- Ликвидация возможных последствий.
- Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим
- Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
- Безопасности формула есть:
- Надо видеть, предвидеть, учесть.
- По возможности – всё избежать,
- А где надо на помощь позвать.
- Итак, актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.
- В соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательной программы дошкольного образования задача по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в быту, социуме, природе решается в различных видах деятельности в рамках, прежде всего образовательной области «Социально коммуникативное развитие».
- В соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательной программы дошкольного образования задача по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в быту, социуме, природе решается в различных видах деятельности в рамках, прежде всего образовательной области «Социально коммуникативное развитие».
ПРОГРАММА ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВКЛЮЧАЕТ ПЯТЬ РАЗДЕЛОВ
РЕБЕНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ
РЕБЕНОК И
ПРИРОДА
ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
РЕБЁНОК ДОМА
РЕБЁНОК НА УЛИЦАХ
ГОРОДА
- Цель – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
ЗАДАЧИ:
- Дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения.
- Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.
- Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте, в лесу.
- Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ПО ОБЖ.
1. Специально организованная деятельность
- непосредственно образовательная деятельность
- Экскурсии, развлечения.
2. Совместная деятельность
- Наблюдения.
- драматизация сказок.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Игры (подвижные, дидактические, тренинги.
- Просмотр мультфильмов и презентаций
3.самостоятельная деятельность
- сюжетно-ролевые игры.
- рассматривание иллюстраций
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
- Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения “Опасно - не опасно”.
- Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки.
- Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения
Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке.
Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке.
Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил.
Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников в группах оборудованы Уголки безопасности.
В него входят различные альбомы, дидактический материал, плакаты, сюжетно-ролевые, дидактические игры, атрибуты к подвижным играм, художественная, методическая литература.
Педагоги используют самые различные методические приемы:
Разыгрывают разные ситуации:
ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.
Изучают литературу, посвященную безопасности детей.
Формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности:
- Формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности:
- --комплексные и интегрированные занятия;
- --практические занятия;
- --сюжетно-ролевые игры;
- --экскурсии;
- --игры-соревнования, подвижные игры,
- дидактические игры;
- --беседы;
- --знакомство с художественной литературой;
- --продуктивные виды деятельности: рисование,
- конструирование, аппликация.
- --моделирование и анализ заданных ситуаций;
- --познавательные викторины;
- --развлечения.
Для реализации поставленных задач по программе используются следующие формы работы: беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, загадывание загадок, игры, рисование, аппликация, рассматривание иллюстраций, разбор конкретных поступков и ситуаций, презентации, прослушивание аудиозаписей, просмотр мультфильмов.
Разыгрывают разные ситуации:
ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.
Изучают литературу, посвященную безопасности детей.
Обращают внимание на иллюстрации.
РЕБЕНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ
- Прогулка.
- Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам…
Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей. Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей познавательных процессов.
- Используем дидактически игры:
- «Безопасность на дороге»
- «Правила маленького пешехода».
- «Как избежать неприятностей»
- «Если малыш поранился».
- «Валеология» или здоровый малыш.
- «Не играй с огнём».
- «Хорошо или плохо».
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
- Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
- Основные направления работы по ОБЖ должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
- Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.
- Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.
Перспективное планирование
ОСЕНЬ.
1. Обеспечение безопасного поведения детей в быту.
2. Советы по охране «жизни и здоровья детей».
3. Отравление ядовитыми грибами.
4. Обучение ребёнка безопасному поведению на дороге.
ЗИМА.
1. Правила безопасности на водоёмах зимой.
2. Безопасность поведения детей и взрослых дома.
3. Правила поведения при пожаре.
4. Безопасность на дорогах
ВЕСНА.
1. Правила поведения в общественном транспорте.
2. Правила безопасности на льду водоёма весной.
3. Безопасность на дорогах.
4. Витамины и здоровье.
ЛЕТО.
1. Памятка родителям о закаливании детей в семье.
2. Правила дорожного движения пешехода.
3. Основные правила поведения и действия при пожаре.
4. С ребенком летом на даче.
Ребёнок на улицах города
ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ МЫ УЗНАЛИ НА ДОРОГЕ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ СТАЛИ!
«О правилах важных – пожароопасных»
Физическое развитие тема: «Опасные предметы» «Путаница»
Учим детей быть здоровыми
О здоровье всерьёз
СЮЖЕТНО РОЛЕВЫЕ , ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Общение с природой. Правила поведения в лесу.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ