СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация выступления на ГМО по теме: «Элементы моделирования на уроках литературы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образная модель способна облегчить путь познания, она позволяет целостно представить явление или систему образов. В данной презентации вы найдете примеры некоторых учебных моделей, составленных как учителем, так и учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Презентация выступления на ГМО по теме: «Элементы моделирования на уроках литературы»»

Элементы моделирования на уроках литературы, или веселые картинки… Автор-составитель:  учитель МАОУ СОШ №9 г.Искитима Новосибирской области Пак М.Ю.

Элементы моделирования на уроках литературы, или веселые картинки…

Автор-составитель:

учитель МАОУ СОШ №9 г.Искитима Новосибирской области Пак М.Ю.

 Моделирование  – построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что его изучение даёт новую информацию об этом объекте.

Моделирование  – построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов.

Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем.

Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что его изучение даёт новую информацию об этом объекте.

Учебное моделирование  – компонент содержательного анализа объекта. Данная технология позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся.  Содержание и форма моделирования зависят от того, что именно моделируется, что является предметом моделирования на конкретном рассматриваемом этапе обучения.
  • Учебное моделирование  – компонент содержательного анализа объекта. Данная технология позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

  • Содержание и форма моделирования зависят от того, что именно моделируется, что является предметом моделирования на конкретном рассматриваемом этапе обучения.
Учебная модель Процессы   Концепции Закономерности  Мировоззренческие категории Научные понятия

Учебная модель

Процессы

Концепции

Закономерности

Мировоззренческие категории

Научные понятия

На уроках гуманитарного цикла, в частности русского языка и литературы, моделирование может быть применено для решения разнообразных задач. Как на уроках русского языка, так и уроках литературы есть множество теоретических понятий, тем, требующих структурирования материала, выстраивания причинно-следственных связей, где образная модель облегчит путь познания и позволит целостно представить явление или систему образов.
  • На уроках гуманитарного цикла, в частности русского языка и литературы, моделирование может быть применено для решения разнообразных задач.
  • Как на уроках русского языка, так и уроках литературы есть множество теоретических понятий, тем, требующих структурирования материала, выстраивания причинно-следственных связей, где образная модель облегчит путь познания и позволит целостно представить явление или систему образов.
обст . РЕАЛИЗМ РОМАНТИЗМ " width="640"

Литературные направления

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

м

ч

ч

м

Х обст .

Х обст .

РЕАЛИЗМ

РОМАНТИЗМ

Фрагмент урока «Сказание о Борисе и Глебе» Нагорная проповедь «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»;  «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»;  «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»;  «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».

Фрагмент урока «Сказание о Борисе и Глебе»

Нагорная проповедь

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся»;

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»;

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»;

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».

"Борис и Глеб святые, блаженные,

потому что они миротворцы".

В 1072 году были канонизированы братья, князья Борис и Глеб, во время, когда окончательно "разодралася" земля русская и брат шел на брата, невзирая на старшинство. Мира хотели святые Борис и Глеб.

Образ мира в христианском понимании  «Насколько Святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, настолько они становятся ближе и к Богу, и друг к другу. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, в той же мере удаляются и друг от друга».  «…середина круга- Бог, а круг сей есть мир, идущие от центра окружности, суть пути жизни людей…»  Св. Авва Дорофей БОГ Какое представление о жизни и отношениях между людьми отражено в этом рисунке?

Образ мира

в христианском понимании

«Насколько Святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, настолько они становятся ближе и к Богу, и друг к другу. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, в той же мере удаляются и друг от друга».

«…середина круга- Бог, а круг сей есть мир, идущие от центра окружности, суть пути жизни людей…»

Св. Авва Дорофей

БОГ

Какое представление о жизни и отношениях между людьми отражено в этом рисунке?

Притча как жанр Притча – это ? … !

Притча как жанр

Притча – это ? … !

Притча – это тайна (?),  которая побуждает к размышлению (…), и дарит радость открытия (!) Человек открывает мир для себя и себя в этом мире…

Притча – это тайна (?),

которая побуждает к размышлению (…),

и дарит радость открытия (!)

Человек открывает мир для себя

и себя в этом мире…

Композиция романа И.А. Гончарова «Обломов»

Композиция романа И.А. Гончарова «Обломов»

Что же это такое другой?  Тяжесть, мешающая всему  Остановка в росте  нравственных сил  И переехать что за штука? Стоит захотеть! „Другой“ и халата никогда не надевает, — прибавилось еще к характеристике другого; — „другой“... — тут он зевнул... — почти не спит... „другой“ тешится жизнью, везде бывает, все видит, до всего ему дело... А я! я... не „другой“!»  Другой успел бы написать все письма, так что который и что ни разу не столкнулись бы между собою, другой и переехал бы на новую квартиру, и план исполнил бы, и в деревню съездил бы... Что же это такое другой?  Неразвитость  А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой.

Что же это такое другой?

Тяжесть,

мешающая всему

Остановка в росте

нравственных сил

И переехать что за штука? Стоит захотеть! „Другой“ и халата никогда не надевает, — прибавилось еще к характеристике другого; — „другой“... — тут он зевнул... — почти не спит... „другой“ тешится жизнью, везде бывает, все видит, до всего ему дело... А я! я... не „другой“!»

Другой успел бы написать все письма, так что который и что ни разу не столкнулись бы между собою, другой и переехал бы на новую квартиру, и план исполнил бы, и в деревню съездил бы...

Что же это такое другой?

Неразвитость

А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой.

Л.Н. Толстой «Война и мир» Отношение князя Андрея к Наполеону . Он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи … В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком . Наполеон - кумир Андрей Болконский

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Отношение князя Андрея к Наполеону

.

Он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи

В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким,

ничтожным человеком .

Наполеон - кумир

Андрей Болконский

А. П. Чехов «Вишневый сад» . прошлое Раневская Гаев Лопахин настоящее Петя Трофимов Аня будущее Время Отношение к жизни и людям

А. П. Чехов «Вишневый сад»

.

прошлое

Раневская

Гаев

Лопахин

настоящее

Петя Трофимов

Аня

будущее

  • Время
  • Отношение к жизни и людям
Нравственная проверка: все покидают Фирса Фирс . Раневская Петя Трофимов Лопахин Говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой Практическая деятельность, искренне хочет спасти Раневскую (идея будущего) (чистая проза) С порывом к великой страсти (поэзия) Относительные истины

Нравственная проверка: все покидают Фирса

Фирс

.

Раневская

Петя Трофимов

Лопахин

Говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой

Практическая деятельность, искренне хочет спасти Раневскую

(идея будущего)

(чистая проза)

С порывом к великой страсти (поэзия)

Относительные истины

Философская триада ДОБРО ИСТИНА КРАСОТА 19 век Серебряный век (конец 19 – начало 20 века) 18 век Культ прекрасного Эпоха Просвещения Этические идеалы У каждого века своя доминанта

Философская триада

ДОБРО

ИСТИНА

КРАСОТА

19 век

Серебряный век (конец 19 – начало 20 века)

18 век

Культ прекрасного

Эпоха Просвещения

Этические идеалы

У каждого века своя доминанта

Сюжет поэмы Александра Блока «Двенадцать» 1 2 Любовь Петрухи и Катьки. Петроград дней революции. Город постоянно возникающих схваток. Круг, связанный с решением судеб всего человечества. 3 Стихия – символический образ поэмы 1. Страсть 2. Городское бытие 3. Вселенские катаклизмы 2/9/19 4 4

Сюжет поэмы

Александра Блока «Двенадцать»

1

2

  • Любовь Петрухи и Катьки.
  • Петроград дней революции. Город постоянно возникающих схваток.
  • Круг, связанный с решением судеб всего человечества.

3

Стихия – символический образ поэмы

1. Страсть

2. Городское бытие

3. Вселенские катаклизмы

2/9/19

4

4

 В рассказе можно выделить  следующие позиции по отношению к происходящему: И. Бабель «Конармия» Новелла «Переход через Збруч» 1S – сознание рассказчика  Сначала он не замечает признаков смерти: «Как вы грязно живете, хозяева», - не чувствует, что здесь был погром, насилие. Для него происходящее – норма Смерть 2S – женщина У нее убили отца. «И теперь я хочу знать, - сказала вдруг женщина с ужасною силой , - я хочу знать, где еще на всей земле вы найдете такого отца, как мой...» для нее происходящее - полный распад того мира, где она жила . Крах всей жизни. Антитеза жизнь - смерть поддерживается образами

В рассказе можно выделить

следующие позиции по отношению

к происходящему:

И. Бабель

«Конармия»

Новелла

«Переход через Збруч»

1S – сознание рассказчика

Сначала он не замечает признаков смерти: «Как вы грязно живете, хозяева», - не чувствует, что здесь был погром, насилие. Для него происходящеенорма

Смерть

2S – женщина

У нее убили отца. «И теперь я хочу знать, - сказала вдруг женщина с ужасною силой , - я хочу знать, где еще на всей земле вы найдете такого отца, как мой...» для нее происходящее - полный распад того мира, где она жила .

Крах всей жизни.

Антитеза жизнь - смерть поддерживается образами "отец - дочь", "беременная женщина - мертвый старик".

Из детских работ

Из детских работ

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

«холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие» И.А. Бунин «Антоновские яблоки» Осязательные образы  Зрительные образы  «бриллиантовое семизвездие стожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца»  Звук «слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют»  Запах  Окружающий мир воспринимается всеми органами человеческих чувств  «тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести» Поэтически тонкое видение мира

«холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие»

И.А. Бунин «Антоновские яблоки»

Осязательные образы

Зрительные образы

«бриллиантовое семизвездие стожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца»

Звук

«слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют»

Запах

Окружающий мир воспринимается всеми органами человеческих чувств

«тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести»

Поэтически тонкое видение мира

Прекрасный язык (лексика, синтаксис) Образность(цвет, звук, запах; метафоричность) Зачарованность, стремление запечатлеть этот мир Недосказанность Отсутствие сюжета Лаконизм Непосредственность впечатлений (импрессионизм) Избыточность ярких деталей Поэзия Особенности стиля Бунина Задумчивая лиричность Проза Свежесть памяти

Прекрасный язык (лексика, синтаксис)

Образность(цвет, звук, запах; метафоричность)

Зачарованность, стремление запечатлеть этот мир

Недосказанность

Отсутствие сюжета

Лаконизм

Непосредственность впечатлений (импрессионизм)

Избыточность ярких деталей

Поэзия

Особенности стиля

Бунина

Задумчивая лиричность

Проза

Свежесть памяти

М. Булгаков «Собачье сердце» Глава 1 Дворник Повар столовой нормального питания Машинисточка Глазами собаки… Повар, покойный Влас с Пречистенки Швейцар  Господин 

М. Булгаков «Собачье сердце» Глава 1

Дворник

Повар столовой нормального питания

Машинисточка

Глазами собаки…

Повар, покойный Влас с Пречистенки

Швейцар

Господин 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!