СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация выступления на методическом совещании "Формирование учебной мотивации на уроках биологии и во внеурочной деятельности посредством педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

При правильном использовании системы педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, значительно повысится уровень учебной мотивации, а значит, качество образования.

Просмотр содержимого документа
«Презентация выступления на методическом совещании "Формирование учебной мотивации на уроках биологии и во внеурочной деятельности посредством педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность"»

Формирование учебной мотивации на уроках биологии и во внеурочной деятельности посредством педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность Учитель биологии МОУ СОШ №13 с Ореховка Ставропольского края Калашникова Светлана Ивановна

Формирование учебной мотивации на уроках биологии и во внеурочной деятельности посредством педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность

Учитель биологии МОУ СОШ №13

с Ореховка Ставропольского края

Калашникова Светлана Ивановна

АКТУАЛЬНОСТЬ Личностно-ориентированный подход к обучению. Практическая ориентация образовательного процесса. Формирование коммуникативных компетенций. Формирование навыков самоорганизации обучающихся. Помощь обучающимся в осознанном выборе профиля будущего обучения.

АКТУАЛЬНОСТЬ

  • Личностно-ориентированный подход к обучению.
  • Практическая ориентация образовательного процесса.
  • Формирование коммуникативных компетенций.
  • Формирование навыков самоорганизации обучающихся.
  • Помощь обучающимся в осознанном выборе профиля будущего обучения.
ПРОТИВОРЕЧИЯ  Увеличение объема изучаемого материала (концентрическая программа) Количество часов не изменяется или уменьшается Требования к подготовке выпускника высокие Мотивация к изучению предмета низкая Требования программы единые ко всем обучающимся Возможности и способности детей различны

ПРОТИВОРЕЧИЯ

Увеличение объема изучаемого материала (концентрическая программа)

Количество часов не изменяется или уменьшается

Требования к подготовке выпускника высокие

Мотивация к изучению предмета низкая

Требования программы единые ко всем обучающимся

Возможности и способности детей различны

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Повысить качество знаний обучающихся и мотивацию к учебной деятельность по биологии за счет использования педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Повысить качество знаний обучающихся и мотивацию к учебной деятельность по биологии за счет использования педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность

ЗАДАЧИ Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся. Произвести отбор педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность школьников. Разработать систему применения этих технологий. Внедрить эту систему на практике. Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

ЗАДАЧИ

  • Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
  • Произвести отбор педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность школьников.
  • Разработать систему применения этих технологий.
  • Внедрить эту систему на практике.
  • Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
ГИПОТЕЗА При правильном использовании системы педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, значительно повысится уровень учебной мотивации, а значит, качество образования.

ГИПОТЕЗА

  • При правильном использовании системы педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, значительно повысится уровень учебной мотивации, а значит, качество образования.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учитель разработает и внедрит систему педагогических технологий, позволяющих значительно повысить мотивацию обучающихся к изучению биологии. Повысится качество биологического образования.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Учитель разработает и внедрит систему педагогических технологий, позволяющих значительно повысить мотивацию обучающихся к изучению биологии.
  • Повысится качество биологического образования.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА Подготовительный (август – сентябрь 2006 года) Поиск эффективных педагогических технологий Диагностика уровня мотивации и стиля учебной деятельности обучающихся 6 «А» Основной (октябрь 2006 года – май 2010 года) Внедрение эффективных педагогических технологий в течении четырех лет обучения Мониторинг качества знаний по биологии (1 раз в четверть) Вывод о подтверждении или опровержении гипотезы проекта Обобщение результатов Заключительный (июнь – август 2010 года)

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Подготовительный

(август – сентябрь 2006 года)

  • Поиск эффективных педагогических технологий
  • Диагностика уровня мотивации и стиля учебной деятельности обучающихся 6 «А»

Основной

(октябрь 2006 года – май 2010 года)

  • Внедрение эффективных педагогических технологий в течении четырех лет обучения
  • Мониторинг качества знаний по биологии (1 раз в четверть)
  • Вывод о подтверждении или опровержении гипотезы проекта
  • Обобщение результатов

Заключительный

(июнь – август 2010 года)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТБОР ТЕХНОЛОГИЙ ИГРОВАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ МНОГОМЕРНАЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОТБОР ТЕХНОЛОГИЙ

ИГРОВАЯ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ МНОГОМЕРНАЯ

УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ В классе обучается 24 человека. По результатам вводной диагностики выявлено, что 53% учащихся имеет низкий уровень мотивации достижений (рис.1) (опросник А.К. Марковой) и 33% учащихся являются «зависимыми» в учебной деятельности (рис.2). (опросник Г.С. Прыгина). Рис.1. Результаты вводной диагностики мотивации к обучению учащихся 6 «А» класса, 2006/07 учебный год Рис. 2. Результаты вводной диагностики стиля учебной деятельности учащихся 6 «А» класса 2006/07 учебный год

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ

  • В классе обучается 24 человека. По результатам вводной диагностики выявлено, что 53% учащихся имеет низкий уровень мотивации достижений (рис.1) (опросник А.К. Марковой) и 33% учащихся являются «зависимыми» в учебной деятельности (рис.2). (опросник Г.С. Прыгина).

Рис.1. Результаты вводной диагностики мотивации к обучению учащихся 6 «А» класса, 2006/07 учебный год

Рис. 2. Результаты вводной диагностики стиля учебной деятельности учащихся 6 «А» класса 2006/07 учебный год

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ В классе преобладают ученики (43%), которые способны проанализировать по просьбе учителя и (не всегда адекватно) оценить свою деятельность (рис. 3). Большинство учащихся (52%) имеют стремление узнавать новое, но только в рамках учебного времени и предмета. Изредка задают уточняющие вопросы, сами не проявляют инициативы на уроке и по поводу участия в различных интеллектуальных состязаниях во внеурочное время (рис.4). Рис. 3. Вводная диагностика способности учащихся 6 «А» класса к самоанализу и самооценке (2006/07 г.)  Рис. 4. Вводная диагностика готовности учащихся 6 «А» класса к приобретению нового знания (2006/07 г.)

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ

  • В классе преобладают ученики (43%), которые способны проанализировать по просьбе учителя и (не всегда адекватно) оценить свою деятельность (рис. 3). Большинство учащихся (52%) имеют стремление узнавать новое, но только в рамках учебного времени и предмета. Изредка задают уточняющие вопросы, сами не проявляют инициативы на уроке и по поводу участия в различных интеллектуальных состязаниях во внеурочное время (рис.4).

Рис. 3. Вводная диагностика способности учащихся 6 «А» класса к самоанализу и самооценке

(2006/07 г.)

Рис. 4. Вводная диагностика готовности учащихся 6 «А» класса к приобретению нового знания

(2006/07 г.)

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Восхождение к вершине ХЭБ-КВН Школа детективов Предложенные игры и игровые ситуации различны не только по форме, но и по характеру деятельности, осуществляемой учащимися при их выполнении. Они, наряду с традиционными формами обучения существенно повышают мотивационную сферу учебного процесса, что повышает качественные и количественные показатели познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Своя игра Найди фарватер

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Восхождение

к вершине

ХЭБ-КВН

Школа

детективов

Предложенные игры и игровые ситуации различны не только по форме, но и по характеру деятельности, осуществляемой учащимися при их выполнении. Они, наряду с традиционными формами обучения существенно повышают мотивационную сферу учебного процесса, что повышает качественные и количественные показатели познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

Своя

игра

Найди

фарватер

ДМ ТЕХНОЛОГИИ По отзывам обучающихся, уроки с использованием ДМТ интереснее и учебный материал доступнее, так как дети видят перед собой развернутый план урока, то есть складывается образная визуальная модель урока.

ДМ ТЕХНОЛОГИИ

  • По отзывам обучающихся, уроки с использованием ДМТ интереснее и учебный материал доступнее, так как дети видят перед собой развернутый план урока, то есть складывается образная визуальная модель урока.
Логико-смысловые модели 3 2 4 Белки 5 1 6 7

Логико-смысловые модели

3

2

4

Белки

5

1

6

7

Муравейников нет Рассвет Холодная 10 – 11часов 15 –16 часов Закат Пасмурная Ясная 50 – 70 лет 20 – 30 лет 35 – 45 лет Лиственный Хвойный Смешанный Только на куполе Малоактивны Очень активны Активность снижена Муравьи все в гнездах Активны при не сильной жаре Не выходят на поверхность муравейника Средне заселен Густо заселен Муравейников нет Средне заселен Густо заселен Зависимость рыжих лесных муравьев Формика Кластер Активность Распространение Погода Время суток Возраст леса Тип леса

Муравейников нет

Рассвет

Холодная

10 – 11часов

15 –16 часов

Закат

Пасмурная

Ясная

50 – 70 лет

20 – 30 лет

35 – 45 лет

Лиственный

Хвойный

Смешанный

Только на куполе

Малоактивны

Очень активны

Активность снижена

Муравьи все в гнездах

Активны при не сильной жаре

Не выходят на поверхность муравейника

Средне заселен

Густо заселен

Муравейников нет

Средне заселен

Густо заселен

Зависимость рыжих лесных муравьев Формика

Кластер

Активность

Распространение

Погода

Время суток

Возраст леса

Тип леса

Фишбоун  Факторы среды (типы леса, погода, время суток) Особенности распространения и активности

Фишбоун

  • Факторы среды (типы леса, погода, время суток)
  • Особенности распространения и активности
ИК ТЕХНОЛОГИИ Привлечение компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным и по-настоящему современным. Поэтому я использую компьютер на разных этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

ИК ТЕХНОЛОГИИ

  • Привлечение компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным и по-настоящему современным. Поэтому я использую компьютер на разных этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний. При этом для ребенка он выполняет различные функции:
  • учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.
  • учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.
  • учителя,
  • рабочего инструмента,
  • объекта обучения, сотрудничающего коллектива,
  • игровой среды.
Медиатека  Здесь были представлены обложки DVD -дисков по предмету

Медиатека

Здесь были представлены обложки DVD -дисков по предмету

ТЕХНОЛОГИЯ УД  Задания подбираются индивидуально : для низкого уровня мотивации – репродуктивного характера, но дополняются несложными новыми условиями, для того, чтобы заставить поразмыслить, а не искать готовые ответы; для среднего уровня мотивационной деятельности – предлагаются задания, которые предполагают более глубокие знания и применение их в новой ситуации; задания для высокого уровня мотивации требуют творческого подхода со стороны ученика, домысливания, поиск нестандартного решения.

ТЕХНОЛОГИЯ УД

Задания подбираются индивидуально :

  • для низкого уровня мотивации – репродуктивного характера, но дополняются несложными новыми условиями, для того, чтобы заставить поразмыслить, а не искать готовые ответы;
  • для среднего уровня мотивационной деятельности – предлагаются задания, которые предполагают более глубокие знания и применение их в новой ситуации;
  • задания для высокого уровня мотивации требуют творческого подхода со стороны ученика, домысливания, поиск нестандартного решения.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Здесь были представлены первые слайды детских проектных работ

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Здесь были представлены первые слайды детских проектных работ

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА Результаты государственной итоговой аттестации в  новой форме (9 «А») Класс 9в Предмет Год Биология ФИО учащегося 2010 Тестовый Балл % Алексеев Александр 79 Средний тестовый балл по школе % 79

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Результаты государственной итоговой аттестации в новой форме (9 «А»)

Класс

Предмет

Год

Биология

ФИО учащегося

2010

Тестовый

Балл

%

Алексеев Александр

79

Средний тестовый балл по школе

%

79

Выводы Гипотеза подтвердилась: педагогические технологии, активизирующие познавательную деятельность обучающихся при правильном их использовании значительно повысили уровень учебной мотивации и качество образования.

Выводы

Гипотеза подтвердилась:

  • педагогические технологии, активизирующие познавательную деятельность обучающихся при правильном их использовании значительно повысили уровень учебной мотивации и качество образования.
Информационные ресурсы Маркова А.К., МаттисТ.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990г. А.К.Колечко, Энциклопедия педагогических технологий, С.-Петербург, 2002 Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. «Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я.Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 224 с. http://psyjournals.ru/psyedu/2002/n2/2259.shtml Диагностика мотивационной сферы учащихся А.К. Марковой http://www.i-u.ru/biblio/archive/psihologija_i_pedagogika/14.aspx Опросник Г.С. Прыгина http://allabiolog1.ucoz.ru/publ/1-1-0-5 использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Педагогические_технологии http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/st/2005/galygina2s.pdf СУЩНОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ МНОГОМЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Информационные ресурсы

  • Маркова А.К., МаттисТ.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990г.
  • А.К.Колечко, Энциклопедия педагогических технологий, С.-Петербург, 2002
  • Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
  • Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. «Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я.Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 224 с.
  • http://psyjournals.ru/psyedu/2002/n2/2259.shtml Диагностика мотивационной сферы учащихся А.К. Марковой
  • http://www.i-u.ru/biblio/archive/psihologija_i_pedagogika/14.aspx Опросник Г.С. Прыгина
  • http://allabiolog1.ucoz.ru/publ/1-1-0-5 использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии.
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ Педагогические_технологии
  • http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/st/2005/galygina2s.pdf СУЩНОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ МНОГОМЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ