СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Задачи уроков физкультуры с обучающимися с интеллектуальными нарушениями в 1–4 классах и реализация в процессе обучения

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  Задачи уроков физкультуры с обучающимися с интеллектуальными нарушениями  в 1–4 классах и реализация в процессе обучения

Просмотр содержимого документа
«Презентация Задачи уроков физкультуры с обучающимися с интеллектуальными нарушениями в 1–4 классах и реализация в процессе обучения»

Задачи уроков физкультуры с обучающимися с интеллектуальными нарушениями в 1–4 классах  и реализация в процессе обучения   Выполнила: учитель физической культуры Т.В. Быкова КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат»

Задачи уроков физкультуры с обучающимися с интеллектуальными нарушениями в 1–4 классах и реализация в процессе обучения

Выполнила: учитель физической культуры Т.В. Быкова

КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат»

 Физическое воспитание - неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта. Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.  Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.

Физическое воспитание - неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта. Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.

Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.

 К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры, как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.  Учитель физкультуры может успешно решать стоящие перед ним коррекционные задачи только в том случае, если он будет вести занятие на основе знания структуры дефекта каждого ученика, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся.

К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры, как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.

Учитель физкультуры может успешно решать стоящие перед ним коррекционные задачи только в том случае, если он будет вести занятие на основе знания структуры дефекта каждого ученика, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся.

 Конкретными учебными и коррекционно-воспитательными задачами физического воспитания в школе для детей с нарушением интеллекта являются: •  укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; •  формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.; •  коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне; •  формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта; •  воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности; •  содействие военно-патриотической подготовке.

Конкретными учебными и коррекционно-воспитательными задачами физического воспитания в школе для детей с нарушением интеллекта являются:

•  укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

•  формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;

•  коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

•  формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;

•  воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;

•  содействие военно-патриотической подготовке.

 В коррекционной школе VIII вида используются различные формы занятий по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта. Но самым важным является урок физической культуры. В коррекционной школе урок физической культуры состоит из четырех частей. Каждая часть урока решает конкретные задачи. При проведении урока следует исходить из общих принципов коррекционно-развивающего обучения.  Одним из таких принципов является комплексный подход по преодолению или ослаблению имеющихся у ученика дефектов развития. Эта работа осуществляется в процессе обучения и воспитания и в конечном итоге нацелена на общее развитие ребенка.

В коррекционной школе VIII вида используются различные формы занятий по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта. Но самым важным является урок физической культуры. В коррекционной школе урок физической культуры состоит из четырех частей. Каждая часть урока решает конкретные задачи. При проведении урока следует исходить из общих принципов коррекционно-развивающего обучения.

Одним из таких принципов является комплексный подход по преодолению или ослаблению имеющихся у ученика дефектов развития. Эта работа осуществляется в процессе обучения и воспитания и в конечном итоге нацелена на общее развитие ребенка.

Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по гигиене, по состоянию их здоровья.

Воспитательные задачи решаются одновременно с образовательными. На уроках формируется умение владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи. Воспитательные задачи достаточно трудоемки, поэтому иногда в своем рабочем плане-конспекте педагог не определяет их только потому, что не может быть обучения без воспитания и наоборот.

Решение лечебно-оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Задача учителя - подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития и моторики.

Отдельно рассматриваются коррекционно-компенсаторные задачи . Они предполагают такую организацию занятий, при которой физические упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений, как в физическом, так и в интеллектуальном развитии .

 При планировании уроков учитель должен учитывать : место проведения урока: зал или на улице; состояние предполагаемого места занятий; обеспеченность оборудованием и спортивным инвентарем; место в учебном расписании данного урока; готовность учащихся к предложенным нагрузкам на уроке; интерес учащихся к занятиям на уроке.  Четкое распределение упражнений по частям урока и методическая поддержка их выполнения обеспечат спокойное проведение урока.

При планировании уроков учитель должен учитывать : место проведения урока: зал или на улице; состояние предполагаемого места занятий; обеспеченность оборудованием и спортивным инвентарем; место в учебном расписании данного урока; готовность учащихся к предложенным нагрузкам на уроке; интерес учащихся к занятиям на уроке.

Четкое распределение упражнений по частям урока и методическая поддержка их выполнения обеспечат спокойное проведение урока.

Вводная часть урока решает организационные задачи, имеет большое значение, особенно в младших классах. Педагог приводит учащихся в зал, помогает им приготовиться к уроку, приучает к командам (в подготовительном и 1 классах это распоряжения), строит их в указанном месте, уделяя особое внимание построению.

Строить детей следует таким образом, чтобы при передвижении они не мешали друг другу, видели учителя, а при выполнении различных заданий он мог оказывать им помощь. Детей можно строить по росту, с учетом уровня их физического развития.

Со 2 класса построение проводится по команде учителя, с расчетом по порядку. На занятие учитель может идти рядом с детьми или впереди. В зале он встает перед детьми и объясняет, как надо построиться.

Место построения в зале можно обозначить для каждого ребенка в виде круга, квадрата, треугольника или других символов, расположив их на полу (дети быстрее запоминают свое место и учеников, которые стоят рядом).

В подготовительном, 1 и 2 классах продолжительность вводной части урока 8-10 мин, так как ученики долго переодеваются, а попав в большой спортивный зал, сразу теряются и долго не могут включиться в двигательную деятельность. В 3-4 классах продолжительность вводной части составляет 5-6 мин, так как к построению, расчету и выполнению команд учителя ученики уже подготовлены.

Подготовительная часть урока решает следующие задачи :

Подготовить организм учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки могут быть физические упражнения общеразвивающего характера, несложные в координационном отношении. Начиная с 3 класса используются комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, мячами, обручами. При этом упражнения выполняются с элементами ходьбы, прыжков, приседаний и т. д. Подготовительные и подводящие упражнения оказывают первичное коррекционное воздействие. Вот почему в начальных классах подготовительная часть урока состоит преимущественно из общеразвивающих и коррекционных упражнений.

Выбрать два-три упражнения, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков.

Использовать только подготовительные физические упражнения как средство формирования определенного двигательного качества.

Включить в подготовительную часть урока упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов.

Таким образом, в подготовительную часть урока вводится восемь-десять упражнений различного характера. Она может длиться 10-15 мин.

В основной части урока решаются образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Средствами для их решения являются упражнения основной гимнастики, легкоатлетические упражнения, игры различного характера.

При проведении основной части урока задача учителя состоит в том, чтобы подобрать упражнения, которые решали бы вышеперечисленные задачи. Необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений. Упражнения, направленные на изучение нового материала, следует выполнять в начале основной части урока, а упражнения, направленные на развитие каких-либо качеств (дифференцировка во времени и пространстве), - в начале или в конце.

В основной части урока можно проводить игры различной направленности: с элементами бега, прыжков, построения, метания мяча.

Так как на уроках в начальных классах отводится большое место гимнастике, то в основную часть можно вводить строевые упражнения. Это обусловлено еще и тем, что у учащихся 1-4 классов значительно нарушена именно ориентировка в пространстве, а процесс усвоения этих упражнений требует кропотливой работы.

В 3-4 классах в основную часть урока можно чаще включать ходьбу, бег, метание, прыжки.

Основная часть урока длится 20-25 мин и плавно переходит в заключительную часть.

 Заключительная часть урока решает две задачи : Подготовить учащихся к следующим урокам или к организованной деятельности во внеурочное время. Подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку. На уроке подводятся итоги, выставляется оценка в дневник и в классный журнал. В это время дети могут стоять в шеренге на своих местах или сидеть на скамейке. Уход детей из зала четко организован. Продолжительность заключительной части урока в подготовительном и 1 классах - до 7 мин, во 2-4 классах – 3-5 мин. Структура урока может меняться. Это зависит от задач урока, состава класса и учебного материала. Учителю необходимо помнить, что обучение детей физическим упражнениям должно сочетаться с индивидуальным подходом, не влияющим на фронтальное прохождение материала.

Заключительная часть урока решает две задачи :

Подготовить учащихся к следующим урокам или к организованной деятельности во внеурочное время.

Подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку.

На уроке подводятся итоги, выставляется оценка в дневник и в классный журнал. В это время дети могут стоять в шеренге на своих местах или сидеть на скамейке. Уход детей из зала четко организован. Продолжительность заключительной части урока в подготовительном и 1 классах - до 7 мин, во 2-4 классах – 3-5 мин.

Структура урока может меняться. Это зависит от задач урока, состава класса и учебного материала. Учителю необходимо помнить, что обучение детей физическим упражнениям должно сочетаться с индивидуальным подходом, не влияющим на фронтальное прохождение материала.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!