Просмотр содержимого документа
«Презентация "Загадка "Русалки" А.С.Пушкина»
Загадка «Русалки» А.С. Пушкина
Проектная работа учителя литературы Саблуковой Е.В.
Вопрос учебной темы: ЗАГАДКИ ВЕЛИКОГО ПУШКИНА
- Предметные области: литература, литературоведение
- Участники проекта: учащиеся 9 класса
Дидактические цели проекта
- Выработка умений выделить аппарат программных средств для анализа литературного произведения;
- формирование исследовательских навыков раскрытии основной идеи произведения;
- формирование культуры анализа художественного текста (АХТ – приоритетное направление изучения литературы в гимназии)
- осознание целостности и своеобразия художественного мира поэта;
- воспитание личности концепированного учащегося (по терминологии доктора филологических наук В.И. Тюпы).
Методические цели проекта
- Научить учащихся проводить исследования малоизученных произведений А.С. Пушкина;
- научить определять художественную идею произведения или художественное направление его;
- научить формулировать гипотезы и давать им научное обоснование, доказывая на примерах из текста;
- научить глубокому анализу произведения.
Как заинтересовать и где искать разгадку?
Героиня пушкинской драмы с её глубокой нравственной чистотой, верностью и силой чувства – гениальное поэтическое обобщение тех черт характера русской женщины из народа, которое поэт сумел тонко почувствовать в народной песне и сказке.
Фриндлендер Г.
Можно ли считать «Русалку» Пушкина завершённым произведением?
- Анализ поступков и речи героев, их суждений, переживаний.
- Анализ тематики пьесы «Русалка».
- Ток-шоу «Процесс» (суд над героями пьесы «Русалка»).
Темы докладов учащихся
- Тищенко Евгения «Отношения отца и дочери».
- Калмаева Любовь «Тема семьи в «Русалке» Пушкина».
- Данилейчук Нина «Отомщен ли князь и как?»
- Мхитарян Стас «Что лучше: быть дочерью мельника или холодной русалкой?».
- Бехтерев Антон «Два мира пьесы Русалка: реальный и фантастический».
Этапы и ход работы
Формулирование проблемы и тем для исследования
Самостоятельная работа учащихся над литературным
произведением
Доклады учащихся и их обсуждение
Самостоятельная работа учащихся над образной системой литературного произведения
Ток-шоу «Процесс»: Закон для судьи человеческого – милосердие и любовь .
Что сделано
Учащиеся в ходе работы над предложенной темой «Загадка «Русалки» Пушкина» не только проанализировали тематику, идею и образную систему пьесы «Русалка» А.С. Пушкина, но и открыли для себя великого поэта как художника-психолога, который ярко и правдиво изобразил сумасшедшего человека. Ребята сумели увидеть в пьесе два мира: реальный и фантастический. Причем они заметили, что фантастический мир доступен лишь сумасшедшему старику. Князь наказан жизнью без любви, для него сумасшествие страшнее смерти, но в последних строках пьесы князь попадает в фантастический мир. Можно предположить, что он сходит с ума. И это ли не наказание?! Не на этой ли мысли Пушкин закончил «Русалку»???
Что планируется
Читать, искать и разгадывать…
- Сравнить «Русалку» Пушкина с «Бедной Лизой» Карамзина
- Найти общее и различное в стихотворениях Гёте и переводах Лермонтова
- Тема блудных детей: от библии до наших дней
Используемые ресурсы
- Пушкин А.С. Русалка. /Полн. собр. соч. В 10-ти томах. - М.: Наука, 1980. Т.5.
- Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. - М.-Л.: АН СССР, 1953
- Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве А.С. Пушкина. - М.: Просвещение, 1973.
- Комина Р.В. Над страницами русской классики. - М.: Просвещение, 1991.
- Лотман Ю.М. Пушкин. - С.-Пб.: Искусство, 1998.
- Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты. М., 1935.
- Соколова А.Н. История русской литературы XIX века ( I половина). - М.: Высшая школа, 1976.
- Таборисская Е.М., Штейнгольд А.М. Драматические произведения. /В кн.: Пути анализа литературного произведения. /Под ред. Егорова Б.Ф. - М.: Просвещение, 1981.
- Флиндлендер Г. Пушкин-драматург. - М.: Худ. лит., 1970.
Об авторах
Саблукова Елена Вениаминовна
Учитель литературы первой квалификационной категории
МОУ – «ООШ с. Яблоновка Ровенского района
Саратовской области»
Об авторах
УЧАЩИЕСЯ 9-ГО КЛАССА
МБОУ – «ООШ С. ЯБЛОНОВКА
РОВЕНСКОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»