СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Загадка "Русалки" А.С.Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация проекта "Загадка "Русалки А.С.Пушкина" представляет собой результат проектной работы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Загадка "Русалки" А.С.Пушкина»

Загадка «Русалки»  А.С. Пушкина Проектная работа учителя литературы Саблуковой Е.В.

Загадка «Русалки» А.С. Пушкина

Проектная работа учителя литературы Саблуковой Е.В.

Вопрос учебной темы:  ЗАГАДКИ ВЕЛИКОГО ПУШКИНА Предметные области: литература, литературоведение Участники проекта: учащиеся 9 класса

Вопрос учебной темы: ЗАГАДКИ ВЕЛИКОГО ПУШКИНА

  • Предметные области: литература, литературоведение
  • Участники проекта: учащиеся 9 класса
Дидактические цели проекта Выработка умений выделить аппарат программных средств для анализа литературного произведения; формирование исследовательских навыков раскрытии основной идеи произведения; формирование культуры анализа художественного текста (АХТ – приоритетное направление изучения литературы в гимназии) осознание целостности и своеобразия художественного мира поэта; воспитание личности концепированного учащегося (по терминологии доктора филологических наук В.И. Тюпы).

Дидактические цели проекта

  • Выработка умений выделить аппарат программных средств для анализа литературного произведения;
  • формирование исследовательских навыков раскрытии основной идеи произведения;
  • формирование культуры анализа художественного текста (АХТ – приоритетное направление изучения литературы в гимназии)
  • осознание целостности и своеобразия художественного мира поэта;
  • воспитание личности концепированного учащегося (по терминологии доктора филологических наук В.И. Тюпы).

Методические цели проекта Научить учащихся проводить исследования малоизученных произведений А.С. Пушкина; научить определять художественную идею произведения или художественное направление его; научить формулировать гипотезы и давать им научное обоснование, доказывая на примерах из текста; научить глубокому анализу произведения.

Методические цели проекта

  • Научить учащихся проводить исследования малоизученных произведений А.С. Пушкина;
  • научить определять художественную идею произведения или художественное направление его;
  • научить формулировать гипотезы и давать им научное обоснование, доказывая на примерах из текста;
  • научить глубокому анализу произведения.
Как заинтересовать и где искать разгадку?  Героиня пушкинской драмы с её глубокой нравственной чистотой, верностью и силой чувства – гениальное поэтическое обобщение тех черт характера русской женщины из народа, которое поэт сумел тонко почувствовать в народной песне и сказке.       Фриндлендер Г.  Можно ли считать «Русалку» Пушкина завершённым произведением? Анализ поступков и речи героев, их суждений, переживаний. Анализ тематики пьесы «Русалка». Ток-шоу «Процесс» (суд над героями пьесы «Русалка»).

Как заинтересовать и где искать разгадку?

Героиня пушкинской драмы с её глубокой нравственной чистотой, верностью и силой чувства – гениальное поэтическое обобщение тех черт характера русской женщины из народа, которое поэт сумел тонко почувствовать в народной песне и сказке.

Фриндлендер Г.

Можно ли считать «Русалку» Пушкина завершённым произведением?

  • Анализ поступков и речи героев, их суждений, переживаний.
  • Анализ тематики пьесы «Русалка».
  • Ток-шоу «Процесс» (суд над героями пьесы «Русалка»).
Темы докладов учащихся Тищенко Евгения «Отношения отца и дочери». Калмаева Любовь «Тема семьи в «Русалке» Пушкина». Данилейчук Нина «Отомщен ли князь и как?» Мхитарян Стас «Что лучше: быть дочерью мельника или холодной русалкой?». Бехтерев Антон «Два мира пьесы Русалка: реальный и фантастический».

Темы докладов учащихся

  • Тищенко Евгения «Отношения отца и дочери».
  • Калмаева Любовь «Тема семьи в «Русалке» Пушкина».
  • Данилейчук Нина «Отомщен ли князь и как?»
  • Мхитарян Стас «Что лучше: быть дочерью мельника или холодной русалкой?».
  • Бехтерев Антон «Два мира пьесы Русалка: реальный и фантастический».
Этапы и ход работы  1-й этап Формулирование проблемы и тем для исследования 2-й этап Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением 3-й этап Доклады учащихся и их обсуждение 4-й этап Самостоятельная работа учащихся над образной системой литературного произведения 5-й этап Ток-шоу «Процесс»: Закон для судьи человеческого – милосердие и любовь .

Этапы и ход работы

  • 1-й этап

Формулирование проблемы и тем для исследования

  • 2-й этап

Самостоятельная работа учащихся над литературным

произведением

  • 3-й этап

Доклады учащихся и их обсуждение

  • 4-й этап

Самостоятельная работа учащихся над образной системой литературного произведения

  • 5-й этап

Ток-шоу «Процесс»: Закон для судьи человеческого – милосердие и любовь .

Что сделано  Учащиеся в ходе работы над предложенной темой «Загадка «Русалки» Пушкина» не только проанализировали тематику, идею и образную систему пьесы «Русалка» А.С. Пушкина, но и открыли для себя великого поэта как художника-психолога, который ярко и правдиво изобразил сумасшедшего человека. Ребята сумели увидеть в пьесе два мира: реальный и фантастический. Причем они заметили, что фантастический мир доступен лишь сумасшедшему старику. Князь наказан жизнью без любви, для него сумасшествие страшнее  смерти, но в последних строках пьесы князь попадает в фантастический мир. Можно предположить, что он сходит с ума. И это ли не наказание?! Не на этой ли мысли Пушкин закончил «Русалку»???

Что сделано

Учащиеся в ходе работы над предложенной темой «Загадка «Русалки» Пушкина» не только проанализировали тематику, идею и образную систему пьесы «Русалка» А.С. Пушкина, но и открыли для себя великого поэта как художника-психолога, который ярко и правдиво изобразил сумасшедшего человека. Ребята сумели увидеть в пьесе два мира: реальный и фантастический. Причем они заметили, что фантастический мир доступен лишь сумасшедшему старику. Князь наказан жизнью без любви, для него сумасшествие страшнее смерти, но в последних строках пьесы князь попадает в фантастический мир. Можно предположить, что он сходит с ума. И это ли не наказание?! Не на этой ли мысли Пушкин закончил «Русалку»???

Что планируется Читать, искать и разгадывать… Сравнить «Русалку» Пушкина с «Бедной Лизой» Карамзина Найти общее и различное в стихотворениях Гёте и переводах Лермонтова Тема блудных детей: от библии до наших дней

Что планируется

Читать, искать и разгадывать…

  • Сравнить «Русалку» Пушкина с «Бедной Лизой» Карамзина
  • Найти общее и различное в стихотворениях Гёте и переводах Лермонтова
  • Тема блудных детей: от библии до наших дней
Используемые ресурсы Пушкин А.С. Русалка. /Полн. собр. соч. В 10-ти томах. - М.: Наука, 1980. Т.5. Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. - М.-Л.: АН СССР, 1953 Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве А.С. Пушкина. - М.: Просвещение, 1973. Комина Р.В. Над страницами русской классики. - М.: Просвещение, 1991. Лотман Ю.М. Пушкин. - С.-Пб.: Искусство, 1998. Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты. М., 1935. Соколова А.Н. История русской литературы XIX века ( I половина). - М.: Высшая школа, 1976. Таборисская Е.М., Штейнгольд А.М. Драматические произведения. /В кн.: Пути анализа литературного произведения. /Под ред. Егорова Б.Ф. - М.: Просвещение, 1981. Флиндлендер Г. Пушкин-драматург. - М.: Худ. лит., 1970.

Используемые ресурсы

  • Пушкин А.С. Русалка. /Полн. собр. соч. В 10-ти томах. - М.: Наука, 1980. Т.5.
  • Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. - М.-Л.: АН СССР, 1953
  • Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве А.С. Пушкина. - М.: Просвещение, 1973.
  • Комина Р.В. Над страницами русской классики. - М.: Просвещение, 1991.
  • Лотман Ю.М. Пушкин. - С.-Пб.: Искусство, 1998.
  • Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты. М., 1935.
  • Соколова А.Н. История русской литературы XIX века ( I половина). - М.: Высшая школа, 1976.
  • Таборисская Е.М., Штейнгольд А.М. Драматические произведения. /В кн.: Пути анализа литературного произведения. /Под ред. Егорова Б.Ф. - М.: Просвещение, 1981.
  • Флиндлендер Г. Пушкин-драматург. - М.: Худ. лит., 1970.
Об авторах Саблукова Елена Вениаминовна Учитель литературы первой квалификационной категории МОУ – «ООШ с. Яблоновка Ровенского района Саратовской области»

Об авторах

Саблукова Елена Вениаминовна

Учитель литературы первой квалификационной категории

МОУ – «ООШ с. Яблоновка Ровенского района

Саратовской области»

Об авторах УЧАЩИЕСЯ 9-ГО КЛАССА МБОУ – «ООШ С. ЯБЛОНОВКА РОВЕНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Об авторах

УЧАЩИЕСЯ 9-ГО КЛАССА

МБОУ – «ООШ С. ЯБЛОНОВКА

РОВЕНСКОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!