муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Динской район
«Дом творчества станицы Пластуновской»
Тема: Знакомство со звуком, буквой «Ха»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Черашева Наталья Николаевна
Пояснительная записка
Тема занятия: «Знакомство с звуком, буквой «Ха». Занятие комбинированного типа, активной формой занятия является познавательные игры.
Цель данного занятия: познакомить со звуками (х), (хь), буквой «Ха».
Задачи:
1. Познакомить детей со звуком, буквой «Ха».
2. Учить составлять звукобуквенный анализ слова «Хомяк».
3.Закреплять умение выделять позицию звука в слове.
4.Совершенствовать навыки слогового и слитного чтения.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего изучения родного языка. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной модели). Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой). В возрасте 6 лет дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита, овладевают слоговым и слитным чтением, приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер. Способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно- волевых и эстетических качеств личности ребенка. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
Предполагаемый результат занятия: проводить звукобуквенный анализ слова, определять позицию звука «Х» в словах, называть слова с заданным звуком, читать слоги и слова с буквой «Ха».
Количественный состав группы: 12- 15 человек.
Для проведения данного занятия необходимо провести серию других занятий, согласно программе и учебному плану.
Наглядный материал: буква «Ха» с иллюстрацией, модель «Парашют», сказка «Хомяк – хвастун».
Раздаточный материал: звуковые карточки, схемы слов, тетради, карандаши, азбука по кол-ву детей.
Словарная работа: Холм, ход.
Используемая литература: Л.В. Журова «Обучение дошкольников грамоте», Москва,1998г.Л.В. Управителева «Обучение грамоте», Москва, 2009г.,
Тема: Знакомство со звуком, буквой «Ха»
Цель: познакомить со звуками (х), (хь), буквой «Ха
Задачи:
1. Познакомить детей со звуком, буквой «Ха».
2. Учить составлять звукобуквенный анализ слова «Хомяк».
3.Закреплять умение выделять позицию звука в слове.
4.Совершенствовать навыки слогового и слитного чтения.
Наглядный материал: буква «Ха» с иллюстрацией, модель «Парашют», сказка «Хомяк – хвастун».
Раздаточный материал: звуковые карточки, схемы слов, тетради, карандаши, азбука по кол-ву детей.
Словарная работа: Холм, ход.
Используемая литература: Л.В. Журова «Обучение дошкольников грамоте», Москва,1998г.Л.В. Управителева «Обучение грамоте», Москва, 2009г.,
Ход занятия
Организационный момент.
- Приветствие педагога и детей:
Здравствуй солнце золотое,
здравствуй небо голубое,
здравствуй легкий ветерок,
здравствуй маленький дубок,
здравствуй утро, здравствуй день,
мне здороваться не лень.
Педагог: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Игра «Звук заблудился».
Педагог. Жучка будку не доела;
Неохота, надоело. ( Будку-булку)
Дети: Заблудился звук «Л».
Основная часть.
Игра «Живое слово».
Педагог. Угадайте слово по первым звукам: халат, окунь, мясо, яблоко, кукла
Дети: ( Хомяк).
Педагог: А теперь звуки одевают карнавальные платья и превращаются в буквы. Звук «Х» тоже одевает карнавальное платье и превращается в букву «Х», и она пришла сегодня с вами познакомиться.
/Дети составляют модель слова, заменяют звуки буквами./
Педагог. Ха – забавная игрушка,
деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
Педагог: Буква «Х» издает короткий, отрывистый звук «Х», т.к. это согласная буква и живет она в домике для согласных.
Педагог: Звук «Х» может находиться в начале слова, в середине слова и в конце слова.
Игра: «Где звук?»
/Дети находят место звука в слове и поднимают соответствующую карточку./
Слова: хитрый, таракан, характер, пахать, мох, сухари, запах, хор.
Педагог: Отгадайте загадки, отгадка на букву «Х»
Загадки:
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз
А теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты
Мясо, рыбу, фрукты.
/(Холодильник)
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда
Через два К:
И мяч, и шайбу
Клюшкой бей,
А называюсь я –(хоккей)
Педагог: А теперь проговорим чистоговорку:
Был в саду переполох –
Там зацвел чертополох,
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.
Педагог: Повторим пословицу.
Делано наспех – сделано на смех.
Педагог. Послушайте сказку «Хомяк-хвастун» и запомните слова с буквой «Х». (стр. 78 «Обучение грамоте в д/с)».
Физ- минутка. Хомка – хомка - хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встает, щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Педагог: Буква «Х» бывает твердой согласной и мягкой согласной.
Если она дружит с гласными верхнего этажа: А, О, Э, Ы, У, она твердая, если в буквами нижнего этажа: Я, Е, Е, И, она мягкая согласная.
Дети читают слоги по модели «Парашют».
Педагог: Открываем азбуку на странице, где живет буква «Х».
Чтение по азбуке.
Педагог. Буква спряталась ребята, буква спряталась и ждет, кто ее быстрей найдет. Все ищут букву в тетради и прописывают печатными буквами.
Заключительная часть
Педагог. С какой буквой мы сегодня познакомились?
Что нового вы узнали про эту букву?
Когда буква «Х» говорят твердо, а когда мягко?
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик хочет спать,
этот пальчик прыг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул,
тише пальчик не шуми,
братиков не разбуди…..
Встали пальчики, ура!
На переменку идти пора.