«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Выполнила учитель - логопед
МБОУ «МСШ»
Колесник Надежда Михайловна
2023
Тема: Многообразие способов развития мелкой моторики у детей-логопатов, необходимые условия успешной социализации
Цель: Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической практике, как залог успешного обучения и пребывания учащихся в школе.
Цель: Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической практике, как залог успешного обучения и пребывания учащихся в школе. Актуальность темы :
- Актуальная проблема общества- это сохранение здоровья граждан. Актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы учителей-логопедов здоровьесберегающих технологий. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушение общей и мелкой моторики, речевого развития. В процессе коррекционной работы учителя-логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Задачи:
- Организовать взаимодействие детей и педагога. Процесс направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка. Задача моего доклада познакомить вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей. Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют улучшить результаты коррекционной работы, разнообразить приёмы и методы коррекционного воздействия и способствовать оздоровлению детей, улучшить память, внимание, мышление, общее эмоциональное состояние .
В своей практике использую следующие здоровье сберегающие технологии:
- Гимнастика для глаз.
- Су-Джок терапия. (Система самооздоровления.).
- Кинезиотерапия.
- Песочная терапия.
- Хромотерапия.
- Сказкотерапия.
- Биоэнергопластика.
- Артикуляционная гимнастика. («Язычок идёт в зоопарк»)
- Пальчиковая гимнастика.
- Развитие общей моторики
- Развитие мелкой моторики рук.
- Массаж и самомассаж ладоней.
- Точечный массаж.
- Дыхательные упражнения .
Артикуляционная гимнастика. («Язычок идёт в зоопарк») Артикуляционная гимнастика помогает улучшить кровоснабжение артикуляционных органов, подвижность артикуляционного аппарата, языка, губ, щёк, уменьшить напряжённость артикуляционного аппарата.
Пальчиковая гимнастика а) развивает мелкую моторику рук; б) благотворно влияет на развитие речи; в) готовит руку к письму.
Развитие общей моторики
( Физминутки.)
Развитие мелкой моторики рук. (Штриховки, «сухой бассейн», шнуровки, пазлы, манка.)
Массаж и самомассаж ладоней ( Использую разноцветные шарики, прищепочный массаж, орехи, шишки, каштаны, зубные щётки, приборы Су-Джок терапии: массажные мячики, колечки.)
Точечный массаж При точечном массаже укрепляются защитные силы организма.
- Упражнения: а) « Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам. б) «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали. в) «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочерёдно. г) «Рисуем усы». Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к уголкам рта. д) «Клювик». Движения указательными и средними пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
Дыхательные упражнения
Проводят ся со стихотворным сопровождением.
комплексупражнений. « Петушок».
Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг. Встать прямо, ноги слегка расставить. Руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть. Ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»
Повторить 5-6 раз.
«Самолётик»
Самолётик-самолёт (ученик разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох.
Отправляется в полёт (задерживается дыхание).
Жу-жу-жу( делает вдох вправо)
Жу-жу-жу (делает выдох, произносит ж-ж-ж.)
Постою и отдохну
Я налево полечу (вдох)
Жу-жу-жу (делает поворот влево)
Жу-жу-жу (выдох, ж-ж-ж)
Гимнастика для глаз Упражнения проводятся стоя, спина прямая.
Мы снежинку увидали-
Со снежинкою играли
Снежинки вправо полетели
(все за ними посмотрели)
Вот снежинки влево полетели
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал (глазки закрыли)
Су-Джок терапия. (Система самооздоровления.) Массаж воздействует на биологически активные точки, стимулируют речевые зоны коры головного мозга.
Используем специальный массажный шарик.
Проговариваем текст и показываем движения.
Катится колючий ёж, нет ни головы, ни ножек.
По ладошкам он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит
(катаем шарик, слегка сжимаем)
Бежит туда-сюда, мне щекотно, да, да, да
(движение по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь?
(берём шарик подушечками пальцев).
Кинезиотерапия
наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые применения кинезиологических упражнений (упражнения « кулак-ребро-ладонь», «ухо-нос», «зайчик-коза-вилка».
Песочная терапия
( игры с песком, успокаивают, расслабляют, пробуждают фантазию).
Сказкотерапия
Развивает важные речевые и коммуникативные функции: лексико-образную, становление речевой культуры. Сказка развивает активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, произвольность, связную речь.
Хромотерапия
Терапевтическое воздействие цвета на организм .
Упражнение « Цветик-самоцветик»
Дети должны определить какого цвета каждый лепесток у цветка, загадать желание и оторвать лепесток.
Упражнение « Жёлтая песенка».
Жёлтое солнце на землю глядит
( руки вверх подняли, глазки вверх посмотрели). Жёлтый подсолнух за солнцем следит (качание руками вправо-влево). Жёлтые груши на ветках висят (Встряхивание руками вниз).
Упражнение «Забавные прищепки»
Биоэнергопластика ( направление работы по развитию речи, включают в себя три понятия: био - человек, энергия- сила, пластика – движение) Биоэнергопластика развивает мелкую моторику рук и речь.
Тук-тук, тук,
Раздается чей-то стук
(Постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот.)
Напряженным кончиком языка постучать верхние резцы, отчетливо произносим звук «д-д-д-д-д-д-д-»
Это дятел на сосне.
Соединить все пальцы левой руки, изобразить клюв дятла, правую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево ( постучать языком в верхние резцы «д-д-д-д-д-»
На примере этого упражнения происходит соединение артикуляционного аппарата с движением рук.
В результате использования здоровьесберегающих технологий, мы ожидаем:
- а) благоприятное воздействие на весь организм ребенка;
- б) стимулирование речевых зон коры головного мозга;
- в) развитие координации движений общей и мелкой моторики;
- г) развитие внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
Литература
- Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. МТЦ «Сфера», 2001
- Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПБ Корона 2004
- Филичева Т.Е, Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М. Просвещение 1989.
- Лазаренко Л.В. Логопедические занятия с детьми с ОНР и ФФН в начальной школе.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры СПБ 2009.
- Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А, Жилина И.И. Игры с прещепками: Творим и говорим. М. Просвещение 2011.
- Беляевская Н.Н. Засорина Л.Н., Макарова Н.И. Учим ребенка говорить. Здоровьесберегающие технологии М. 2009 .