СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Жанры древнерусской литературы". 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Жанры древнерусской литературы". 9 класс»

Литература Древней Руси Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботе о благе родины. Д.С. Лихачёв

Литература Древней Руси

Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботе о благе родины.

Д.С. Лихачёв

Литература Древней Руси В литературе Древней Руси отразились различные периоды становления Российского государства с 11 по 18 век. В произведениях содержится бесценный исторический материал: мы узнаём о событиях, происходивших в прошлом, о выдающихся государственных деятелях, у нас возникает живое представление о простых людях самых разных сословий, живших в ту далёкую эпоху.

Литература Древней Руси

В литературе Древней Руси отразились различные периоды становления Российского государства с 11 по 18 век.

В произведениях содержится бесценный исторический материал:

мы узнаём о событиях,

происходивших в прошлом,

о выдающихся государственных деятелях, у нас возникает живое представление о простых людях

самых разных сословий,

живших в ту далёкую эпоху.

В 988 году Русь принимает  христианство

В 988 году Русь принимает

христианство

В 988 году Русь принимает  христианство

В 988 году Русь принимает

христианство

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кириллица

Кирилл и Мефодий –

создатели славянской азбуки

Кириллица

Особенности древнерусской литературы Древнерусская литература возникла в 12 веке после принятия христианства как литература духовная, религиозная . Она почти не допускала вымысла и строго следовала факту . Задача древнерусского автора – передать истину. Однако древнерусская литература не являлась литературой исторической в настоящем смысле этого слова. В ней всё  создавалось по канону – определённым правилам и образцам , Поэтому часто образ исторического деятеля был далёк от реальности. В различных произведениях образ идеального князя был неизменным: благочестие, смелость, милосердие, справедливость являлись его обязательными качествами.

Особенности древнерусской литературы

Древнерусская литература возникла в 12 веке после принятия

христианства как литература духовная, религиозная . Она почти

не допускала вымысла и строго следовала факту .

Задача древнерусского автора – передать истину.

Однако древнерусская литература не являлась литературой

исторической в настоящем смысле этого слова. В ней всё

создавалось по канону – определённым правилам и образцам ,

Поэтому часто образ исторического деятеля был далёк от

реальности. В различных произведениях образ идеального князя

был неизменным: благочестие, смелость, милосердие,

справедливость являлись его обязательными качествами.

Особенности древнерусской литературы Авторское начало в древнерусской литературе приглушено . Имена многих авторов древнерусских памятников сегодня не известны . И это не потому, что их имена забыты неблагодарными потомками, а потому, что авторы тех лет сами не указывали своего имени . Да и в самих древнерусских книгах образ автора достаточно условен . Мы практически не можем увидеть его отношения к изображаемым событиям или людям.  Он – хладнокровный бытописатель, летописец, основная задача которого – сохранить для потомков великие деяния князей или перечислить значимые для Руси исторические события. А оценку князьям и событиям, по мнению древнерусских писателей, должны были давать внуки и правнуки.

Особенности древнерусской литературы

Авторское начало в древнерусской литературе приглушено . Имена многих авторов древнерусских памятников сегодня не известны . И это не потому, что их имена забыты неблагодарными потомками, а потому, что авторы тех лет сами не указывали своего имени . Да и в самих древнерусских книгах образ автора достаточно условен . Мы практически не можем увидеть его отношения к изображаемым событиям или людям.

Он – хладнокровный бытописатель, летописец, основная задача которого – сохранить для потомков великие деяния князей или перечислить значимые для Руси исторические события. А оценку князьям и событиям, по мнению древнерусских писателей, должны были давать внуки и правнуки.

Жанры древнерусской литературы Жанр – исторически сложившийся тип литературного произведения, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Жанры литературы Древней Руси существенно отличаются от современной. первичные объединяющие

Жанры древнерусской литературы

Жанр – исторически сложившийся тип литературного произведения, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений.

Жанры литературы Древней Руси существенно отличаются от современной.

первичные

объединяющие

Первичные жанры житие слово поучение повесть Объединяющие жанры летопись хронограф четьи-минеи патерик апокриф

Первичные жанры

  • житие
  • слово
  • поучение
  • повесть

Объединяющие жанры

  • летопись
  • хронограф
  • четьи-минеи
  • патерик
  • апокриф
 ЖИТИЕ – это самый распространённый и любимый жанр древнерусской литературы. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека, которого вскоре причисляли к лику святых. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать.

ЖИТИЕ это самый распространённый и любимый жанр древнерусской литературы.

Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека, которого вскоре причисляли к лику святых. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать.

«Житие Сергия Радонежского»  В 1417 – 1418 гг. Епифаний Премудрый  создаёт житие преподобного  Сергия Радонежского – основателя и игумена  Троице-Сергиева монастыря. До принятия монашества с Сергием происходят три чуда, указывающие на его богоизбранность. Ещё до рождения Варфоломей (это мирское имя Сергия) во время богослужения трижды громко закричал в чреве матери. Младенцем он отказывался от молока матери, когда она ела мясную пищу в дни поста. В отрочестве Сергий обрёл дар понимания книжной грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который вручил ему некий старец. Сергий Радонежский играл значительную роль в политической и церковной жизни Руси второй половины 14 века.

«Житие Сергия Радонежского»

В 1417 – 1418 гг. Епифаний Премудрый

создаёт житие преподобного

Сергия Радонежского – основателя и игумена

Троице-Сергиева монастыря.

До принятия монашества с Сергием происходят три чуда,

указывающие на его богоизбранность. Ещё до рождения

Варфоломей (это мирское имя Сергия) во время богослужения

трижды громко закричал в чреве матери. Младенцем он

отказывался от молока матери, когда она ела мясную пищу в дни поста. В отрочестве Сергий обрёл дар понимания книжной грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который вручил ему некий старец.

Сергий Радонежский играл значительную роль в политической

и церковной жизни Руси второй половины 14 века.

«Житие Сергия Радонежского» Михаил Васильевич Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 – 1890 гг.

«Житие Сергия Радонежского»

Михаил Васильевич Нестеров.

Видение отроку Варфоломею. 1889 – 1890 гг.

Картина « Видение отроку Варфоломею» написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым.

Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, "светолепна и ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: "Да что ищеши, или что хощещи, чадо?" Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею". Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Так и случилось.

Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях").

«Житие Сергия Радонежского»

«Житие Сергия Радонежского»

Знаменитая икона «Троица» была написана любимым учеником Сергия Радонежского – Андреем Рублёвым. Князь Дмитрий Иванович Донской, отправляясь в поход против Золотой Орды, заехал для благословления к Сергию Радонежскому. Святой отец дал князю с собой двух монахов-воинов – Ослябя и Пересвета. Последний выступил поединщиком от русского войска, сразившись не на жизнь,  а на смерть с ханским любимцем Челубеем.

Знаменитая икона «Троица» была написана любимым учеником Сергия Радонежского – Андреем Рублёвым.

Князь Дмитрий Иванович Донской, отправляясь в поход против Золотой Орды, заехал для благословления

к Сергию Радонежскому. Святой отец дал князю с собой двух монахов-воинов – Ослябя и Пересвета. Последний выступил поединщиком от русского войска,

сразившись не на жизнь, а на смерть с ханским любимцем Челубеем.

 ПОУЧЕНИЕ – разновидность жанра древнерусского красноречия. В поучениях древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха».  В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует вести свою жизнь, как необходимо искать спасения души в затворничестве, служить Богу, помогая нуждающимся.

ПОУЧЕНИЕ – разновидность жанра древнерусского красноречия.

В поучениях древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина.

Самым ярким образцом этого жанра является

«Поучение Владимира Мономаха».

В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует вести свою жизнь, как необходимо искать спасения души в затворничестве, служить Богу, помогая нуждающимся.

 СЛОВО – разновидность жанра древнерусского красноречия; это поучение и послание к потомкам. Примером служит « Слово о полку Игореве », рассказывающем о военном походе князя Игоря на половцев в 1185 году. Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участников этого похода. Другим примером этого жанра может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары.

СЛОВО – разновидность жанра древнерусского красноречия; это поучение и послание к потомкам.

Примером служит « Слово о полку Игореве », рассказывающем о военном походе князя Игоря на половцев в 1185 году.

Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участников этого похода. Другим примером этого жанра может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары.

ПОВЕСТЬ (воинская или  историческая)  – это древнерусское произведение, повествующее о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними врагами, о воинских подвигах и княжеских междоусобицах. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житие Александра Невского».

ПОВЕСТЬ (воинская или историческая) – это древнерусское произведение, повествующее о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними врагами, о воинских подвигах и княжеских междоусобицах.

Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житие Александра Невского».

«Повесть о житие Александра Невского»  Во второй половине 13 века было создано житие великого новгородского князя Александра Ярославовича, прозванного Невским. С его именем связаны победы над шведами (Невская битва 1240 г.) и над немецкими рыцарями (Ледовое побоище 1242 г.).  Автор показывает князя ревностным защитником Русской земли, православия и умелым политиком. «Повесть о житие Александра Невского» впитала в себя традиции как житийной литературы, так и воинской повести и стала образцом княжеского жизнеописания.

«Повесть о житие Александра Невского»

Во второй половине 13 века было создано житие великого новгородского князя Александра Ярославовича, прозванного Невским. С его именем связаны победы над шведами (Невская битва 1240 г.) и над немецкими рыцарями (Ледовое побоище 1242 г.).

Автор показывает князя ревностным защитником Русской земли, православия и умелым политиком. «Повесть о житие Александра Невского» впитала в себя традиции как житийной литературы, так и воинской повести и стала образцом княжеского жизнеописания.

ЛЕТОПИСИ – это  исторические повествования, которые велись по годам; самый древний жанр древнерусской литературы.  В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и говорила о том, как необходимо поступать в определённых ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет». Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии рода киевских князей и о возникновении древнерусского государства.

ЛЕТОПИСИ – это исторические повествования, которые велись по годам; самый древний жанр древнерусской литературы.

В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и говорила о том, как необходимо поступать в определённых ситуациях.

Древнейшей летописью является «Повесть временных лет». Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии рода киевских князей и о возникновении древнерусского государства.

ЗАРОЖДЕНИЕ ЛЕТОПИСИ Первыми русскими книгами были летописи Летописание зародилось в Киеве и Новгороде в XI веке Летописи были общерусскими и местными Первые русские летописи создавали в монастырях Летописанием занимались монахи, специально этому обученные старшими мастерами Летописи писали от руки, на пергаменте, гусиными перьями, черными и красными чернилами Летописание велось по повелению того или иного князя Киево-Печерский монастырь

ЗАРОЖДЕНИЕ ЛЕТОПИСИ

  • Первыми русскими книгами были летописи
  • Летописание зародилось в Киеве и Новгороде в XI веке
  • Летописи были общерусскими и местными
  • Первые русские летописи создавали в монастырях
  • Летописанием занимались монахи, специально этому обученные старшими мастерами
  • Летописи писали от руки, на пергаменте, гусиными перьями, черными и красными чернилами
  • Летописание велось по повелению того или иного князя

Киево-Печерский монастырь

Летописная повесть о Куликовской битве

Летописная повесть о Куликовской битве

«Повесть временных лет» В 10-е годы 12 века Нестором, монахом Киевско-Печерского монастыря, была создана «Повесть временных лет». В первых строчках своего великого труда Нестор сформулировал свою задачу как летописца: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». «Несторова летопись» рассказывает о происхождении Руси, князьях, событиях начального периода русской истории. Тема Родины является основной в летописи .

«Повесть временных лет»

В 10-е годы 12 века Нестором, монахом Киевско-Печерского монастыря, была создана «Повесть временных лет».

В первых строчках своего великого труда Нестор

сформулировал свою задачу как летописца:

«Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

«Несторова летопись» рассказывает о происхождении Руси, князьях, событиях начального периода русской истории.

Тема Родины является основной в летописи .

Вот Нестор-летописец, монах Киево-Печерского монастыря, автор « Повести временных лет » . Он изображён мудрым седовласым старцем, склонившимся над свитком. Во многом именно благодаря его трудам события, происходившие в домонгольской Руси, не канули в Лету, а дошли до нашего времени. Нестор – прообраз всех русских историков. В. М. Васнецов. Нестор-летописец (эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве) Бумага, гуашь, акварель, золото, карандаш. 1885 – 1893 гг. Москва, Россия. Государственная Третьяковская галерея

Вот Нестор-летописец, монах Киево-Печерского монастыря, автор « Повести временных лет » .

Он изображён мудрым седовласым старцем, склонившимся над свитком. Во многом именно благодаря его трудам события, происходившие в домонгольской Руси, не канули в Лету, а дошли до нашего времени.

Нестор – прообраз всех русских историков.

В. М. Васнецов. Нестор-летописец

(эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве)

Бумага, гуашь, акварель, золото, карандаш.

1885 – 1893 гг. Москва, Россия. Государственная Третьяковская галерея

Хронограф  – это тексты, содержащие описание событий, происходящих в 15-16 веках. Четьи-минеи – собрание произведений о святых людях. Патерик – сборник коротких рассказов о жизни святых отцов; собрание их избранных изречений. Ап о криф (древнегреч. « сокровенный, тайный ») – это произведение религиозно-легендарного характера. Апокрифы получили особое распространение в 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признаёт до настоящего времени.

Хронограф – это тексты, содержащие описание событий, происходящих в 15-16 веках.

Четьи-минеи – собрание произведений о святых людях.

Патерик – сборник коротких рассказов о жизни святых отцов; собрание их избранных изречений.

Ап о криф (древнегреч. « сокровенный, тайный ») – это произведение религиозно-легендарного характера. Апокрифы получили особое распространение в 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признаёт до настоящего времени.

ХОЖДЕНИЕ  – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли или приключения ( записки путешественника ). « Хождение за три моря » - самое первое творение в жанре записок путешественника. Его автор – тверской купец Афанасий Никитин. Купец Никитин отправляется в Бахмадинское государство (Индия), где живёт некоторое время. В своих записках он описывает особенности местной жизни. О жизни самого автора известно мало, только то, что он описывает в своём «хождении».

ХОЖДЕНИЕ – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли или приключения ( записки путешественника ).

« Хождение за три моря » - самое первое творение в жанре записок путешественника. Его автор – тверской купец Афанасий Никитин. Купец Никитин отправляется в Бахмадинское государство (Индия), где живёт некоторое время. В своих записках он описывает особенности местной жизни. О жизни самого автора известно мало, только то, что он описывает в своём «хождении».

Вопросы и задания 1. Назовите особенности древнерусской литературы. 2. Вспомните жанры древнерусской литературы. 3. Какие произведения Древней Руси вы запомнили? 4. Кто создал «Повесть временных лет»? 5. Назовите период, охваченный литературой Древней Руси. 6. Вспомните великие сражения Александра Невского. 7. Как звали в мирской жизни Сергия Радонежского? 8. Почему авторы летописей не указывали в текстах своего имени?

Вопросы и задания

1. Назовите особенности древнерусской литературы.

2. Вспомните жанры древнерусской литературы.

3. Какие произведения Древней Руси вы запомнили?

4. Кто создал «Повесть временных лет»?

5. Назовите период, охваченный литературой

Древней Руси.

6. Вспомните великие сражения Александра Невского.

7. Как звали в мирской жизни Сергия Радонежского?

8. Почему авторы летописей не указывали в текстах своего имени?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!