СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Жанры музыки. Инструментальные жанры"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержится описание инструментальных жанров.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Жанры музыки. Инструментальные жанры"»

Жанры музыки. Инструментальные жанры   Подготовила Дорохина Л.А., преподаватель Бф ГБПОУ ВО «ГПК»

Жанры музыки. Инструментальные жанры

Подготовила Дорохина Л.А., преподаватель Бф ГБПОУ ВО «ГПК»

Что такое жанр? В переводе с французского языка слово жанр означает тип, род, манера. Этим словом называют вид произведений, которые имеют свои отличительные черты, содержание, форму и назначение. Чтобы лучше понять, что такое жанр, обратимся к живописи. Вы хорошо знаете, что если на картине изображён человек, эта картина называется портретом. Если на полотне изображена природа – это  пейзаж. Изображение фруктов, дичи называется натюрмортом. Портрет, пейзаж и натюрморт – жанры в живописи. В литературе это повесть, роман, рассказ, очерк.

Что такое жанр?

  • В переводе с французского языка слово жанр означает тип, род, манера. Этим словом называют вид произведений, которые имеют свои отличительные черты, содержание, форму и назначение. Чтобы лучше понять, что такое жанр, обратимся к живописи. Вы хорошо знаете, что если на картине изображён человек, эта картина называется портретом. Если на полотне изображена природа – это  пейзаж. Изображение фруктов, дичи называется натюрмортом. Портрет, пейзаж и натюрморт – жанры в живописи. В литературе это повесть, роман, рассказ, очерк.
Инструментальные жанры   Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки. Концерт — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

Инструментальные жанры

  •   Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.
  • Концерт — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.
Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом. В камерной музыке различают жанры: трио, квартет, соната, прелюдия. Три́о (  от латинского tria — «три») — музыкальный ансамбль из трёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов. Кварте́т — музыкальный ансамбль из четырёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов. Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.
  • Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.
  • В камерной музыке различают жанры: трио, квартет, соната, прелюдия.
  • Три́о (  от латинского tria — «три») — музыкальный ансамбль из трёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов.
  • Кварте́т — музыкальный ансамбль из четырёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов.
  • Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.
Ноктюрн Ноктюрн   (итальянок. Notturno - ночной). В музыке этот термин появился в 18 веке. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. Состояли они из нескольких частей. В 19 веке сложился совершенно другой ноктюрн - мечтательная, певучая фортепьянная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишины, ночными думами. Впервые лирические ноктюрны стал сочинять ирландский композитор и пианист Джон Фильд. Писали ноктюрны: Чайковский, Григ, Шопен, Лист. Особенно известны ноктюрны Шопена. Они очень разнообразны - то мечтательные, поэтичные, то строгие и скорбные, то бурные и страстные.

Ноктюрн

  • Ноктюрн   (итальянок. Notturno - ночной). В музыке этот термин появился в 18 веке. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. Состояли они из нескольких частей. В 19 веке сложился совершенно другой ноктюрн - мечтательная, певучая фортепьянная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишины, ночными думами. Впервые лирические ноктюрны стал сочинять ирландский композитор и пианист Джон Фильд. Писали ноктюрны: Чайковский, Григ, Шопен, Лист. Особенно известны ноктюрны Шопена. Они очень разнообразны - то мечтательные, поэтичные, то строгие и скорбные, то бурные и страстные.
Баркарола   (итал. Barka - лодка) - песня лодочника. Баркарола возникла в Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. По ним бесшумно скользят лодки - гондолы. В таких лодках и возникли песни лодочников - гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе - мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Баркаролы сочиняли композиторы разных стран - и вокальные и инструментальные: Чайковский, Глинка, Шопен, Рахманинов, Мендельсон, Оффенбах.
  • Баркарола   (итал. Barka - лодка) - песня лодочника. Баркарола возникла в Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. По ним бесшумно скользят лодки - гондолы. В таких лодках и возникли песни лодочников - гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе - мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Баркаролы сочиняли композиторы разных стран - и вокальные и инструментальные: Чайковский, Глинка, Шопен, Рахманинов, Мендельсон, Оффенбах.
Бурлеска   (итал. Burlesca - шутка). Музыкальная пьеса шутливого, причудливого, комического характера. Обычно в быстром темпе. Родственна юмореске, каприччио. Багатель  (франц. Bagatelle - безделушка). Небольшая музыкальная пьеса, преимущественно для фортепиано, игривого характера. Впервые название
  • Бурлеска   (итал. Burlesca - шутка). Музыкальная пьеса шутливого, причудливого, комического характера. Обычно в быстром темпе. Родственна юмореске, каприччио.
  • Багатель  (франц. Bagatelle - безделушка). Небольшая музыкальная пьеса, преимущественно для фортепиано, игривого характера. Впервые название "багатель" встречается в творчестве Куперена. Багатели сочинял и Бетховен, Ладов, Барток.
Пастораль  (итал. Pastorale - пастушеский). Инструментальная пьеса или часть циклического произведения программно-изобразительного характера, рисующая жанровые сцены безмятежной сельской жизни, картины природы. Типично плавное, размеренное движение мелодии, воспроизведение особенностей тембрового звучания народных духовых инструментов.
  • Пастораль  (итал. Pastorale - пастушеский). Инструментальная пьеса или часть циклического произведения программно-изобразительного характера, рисующая жанровые сцены безмятежной сельской жизни, картины природы. Типично плавное, размеренное движение мелодии, воспроизведение особенностей тембрового звучания народных духовых инструментов.
Токката   (итальянск. Toccare - трогать, касаться). Когда-то так называли всякое произведение для клавишных инструментов - клавесина, органа. А в 19 веке токкатой стали называть инструментальные пьесы быстрого, равномерно-четкого движения. Таковы токкаты Шумана, Прокофьева, Хачатуряна. В характере токкаты написаны и некоторые страницы оркестровой музыки. Токката   (итальянск. Toccare - трогать, касаться). Когда-то так называли всякое произведение для клавишных инструментов - клавесина, органа. А в 19 веке токкатой стали называть инструментальные пьесы быстрого, равномерно-четкого движения. Таковы токкаты Шумана, Прокофьева, Хачатуряна. В характере токкаты написаны и некоторые страницы оркестровой музыки.
  • Токката   (итальянск. Toccare - трогать, касаться). Когда-то так называли всякое произведение для клавишных инструментов - клавесина, органа. А в 19 веке токкатой стали называть инструментальные пьесы быстрого, равномерно-четкого движения. Таковы токкаты Шумана, Прокофьева, Хачатуряна. В характере токкаты написаны и некоторые страницы оркестровой музыки. Токката   (итальянск. Toccare - трогать, касаться). Когда-то так называли всякое произведение для клавишных инструментов - клавесина, органа. А в 19 веке токкатой стали называть инструментальные пьесы быстрого, равномерно-четкого движения. Таковы токкаты Шумана, Прокофьева, Хачатуряна. В характере токкаты написаны и некоторые страницы оркестровой музыки.
Скерцо  (итальянск. Scherzo - шутка). Издавна это слово привилось в музыке для обозначения ее характера - живого, веселого, шутливого. Бетховен ввел название
  • Скерцо  (итальянск. Scherzo - шутка). Издавна это слово привилось в музыке для обозначения ее характера - живого, веселого, шутливого. Бетховен ввел название "скерцо" для одной части симфонии вместо традиционного ранее менуэта. А в середине 19 века композиторы стали называть так и самостоятельные пьесы, причем не только шутливые, но иногда и драматические.
  • Баллада   (итальянск. Ballare - плясать). Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни. В средние века балладами называли песни повествовательного характера. Рассказывалось в них о разных исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах. В 19 веке баллада родилась заново в профессиональном искусстве. Она стала литературно-поэтическим жанром. Баллады писали Гете, Гюго, Гейне, Мицкевич, Пушкин, Лермонтов. Баллада - это повествование. В нем должны присутствовать элементы фантастики. За внешним спокойствием всегда скрыт большой драматизм. Вслед за поэтами к балладе стали обращаться композиторы: "Лесной царь" Шуберта, "Ночной смотр" Глинки - большие вокальные произведения, использующие тексты стихотворных баллад. Композиторы стремились передать в музыке развитие сюжета баллады и нередко наделяли ее чертами изобразительности. Например, в аккомпанементе баллады Шуберта "Лесной царь" явственно слышен ритм стремительной скачки. Далее появились и инструментальные баллады, не связанные со словом. Первым такие баллады стал сочинять Шопен - для фортепиано.
Рапсодия   (греческ. Rhapsodia - народная эпическая песнь). Так называли древние греки сказания, которые пели народные певцы - рапсоды , аккомпанируя себе на кифаре или лире. В 19 веке название
  • Рапсодия   (греческ. Rhapsodia - народная эпическая песнь). Так называли древние греки сказания, которые пели народные певцы - рапсоды , аккомпанируя себе на кифаре или лире. В 19 веке название "рапсодия" пришло в профессиональную европейскую музыку и стало обозначать крупное одночастное произведение для рояля или оркестра, в котором звучат разные народные мелодии. Широко известны венгерские рапсодии Листа, славянские рапсодии Дворжака, испанская рапсодия Равеля.
Каприччио   (ит. Caprìccio - каприз, прихоть). Пьеса капризного, изменчивого характера. Каприс - французская форма этого термина. Интермеццо   (ит. Intermezzo - пауза, антракт) - произведение, помещенное между другими более значительными частями циклических произведений. Интермеццо может быть между картинами, действиями опер, балетов - как оркестровый фрагмент. Иногда композиторы дают название
  • Каприччио   (ит. Caprìccio - каприз, прихоть). Пьеса капризного, изменчивого характера. Каприс - французская форма этого термина.
  • Интермеццо   (ит. Intermezzo - пауза, антракт) - произведение, помещенное между другими более значительными частями циклических произведений. Интермеццо может быть между картинами, действиями опер, балетов - как оркестровый фрагмент. Иногда композиторы дают название "интермеццо" и самостоятельным произведениям.
Симфоническая поэм а . Этот жанр возник в 1854 году, в творчестве Ференца Листа. Это одночастное симфоническое произведение. Форма может быть различная - сонатная, рондо, свободная. Обычно это программное произведение, связано с образами литературы или поэзии. Например, симфонич.-поэма Листа
  • Симфоническая поэм а . Этот жанр возник в 1854 году, в творчестве Ференца Листа. Это одночастное симфоническое произведение. Форма может быть различная - сонатная, рондо, свободная. Обычно это программное произведение, связано с образами литературы или поэзии. Например, симфонич.-поэма Листа "Орфей", "Tacco", Рихарда Штрауса "Дон Кихот", "Дон Жуан", Я.Сибелиуса "Калевала" и др., Сметана "Влтава". К произведениям такого типа относятся симфоническая картина, увертюра-фантазия (Чайковский "Ромео и Джульетта"), симфоническая фантаз
Элегия   (греческ. Elegos - жалоба). Название
  • Элегия   (греческ. Elegos - жалоба). Название "элегия" вначале обозначало поэтическое произведение, содержанием которого была именно жалоба на неразделенную любовь. Позднее слово элегия приобрело более широкое значение. Так стали называть поэтические, затем и музыкальные произведения печального, задумчивого характера. Очень популярна элегия Ж.Массне, также и С.Рахманинова.
Этюд   (франц. etude - изучение) - упражнение для развития техники музыканта. Жанр этюда возник в начале 19 века, когда расцвела концертная жизнь в Европе. Произведения становились все виртуознее. Поэтому были необходимы упражнения для развития техники игры. Так возникли этюды Черни, Клементи, Мошелеса, Крамера. Каждый этюд рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры октавами, техника двойных терций, трелей и т.д. Существуют этюды для всех музыкальных инструментов. В творчестве Шопена этюд стал глубоко содержательным, настоящим художественным произведением, предназначенным для концертного исполнения. В основе каждого этюда Шопена лежит какой-то технический прием - арпеджио, хроматические пассажи, движение терциями, секстами, мелодия - в левой руке и т.д. Концертные этюды писал и Ф.Лист, С.Рахманинов, а для скрипки - Н.Паганини.
  • Этюд   (франц. etude - изучение) - упражнение для развития техники музыканта. Жанр этюда возник в начале 19 века, когда расцвела концертная жизнь в Европе. Произведения становились все виртуознее. Поэтому были необходимы упражнения для развития техники игры. Так возникли этюды Черни, Клементи, Мошелеса, Крамера. Каждый этюд рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры октавами, техника двойных терций, трелей и т.д. Существуют этюды для всех музыкальных инструментов. В творчестве Шопена этюд стал глубоко содержательным, настоящим художественным произведением, предназначенным для концертного исполнения. В основе каждого этюда Шопена лежит какой-то технический прием - арпеджио, хроматические пассажи, движение терциями, секстами, мелодия - в левой руке и т.д. Концертные этюды писал и Ф.Лист, С.Рахманинов, а для скрипки - Н.Паганини.
Экспромт   (латинский expromtus- готовый, быстрый). В музыке это пьеса, сочиненная сразу без подготовки, импровизационно созданная и затем сразу записанная, без предварительного обдумывания.
  • Экспромт   (латинский expromtus- готовый, быстрый). В музыке это пьеса, сочиненная сразу без подготовки, импровизационно созданная и затем сразу записанная, без предварительного обдумывания.
Романс - пьеса для голоса с инструментальным сопровождением отражает чувства, переживания человека. Бывают и романсы для инструментального исполнения. Они имеют напевные, кантиленные мелодии широкого дыхания. Обычно лирические, мечтательные, иногда навеяны грустью. Например, романсы Глиэра, Шостаковича - из музыки к кинофильму
  • Романс - пьеса для голоса с инструментальным сопровождением отражает чувства, переживания человека. Бывают и романсы для инструментального исполнения. Они имеют напевные, кантиленные мелодии широкого дыхания. Обычно лирические, мечтательные, иногда навеяны грустью. Например, романсы Глиэра, Шостаковича - из музыки к кинофильму "Овод", Чайковского, Рахманинова и др


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!